ayno
Завсегдатай
- С нами с
- 07/05/07
- Постов
- 22 150
- Оценка
- 3 830
- Живу в:
- Москва
- Для знакомых
- Виктор
- Охочусь с
- 1985
- Оружие
- Иж-54; ИЖ-94 "Север"; МЦ-20-01;
- Собака(ки)
- КФЛ+РЕЛ - 1 шт. ))
Тестирование печей «Согра» и «Дюна» от компании "Мобиба"
Приветствую вас, друзья!
В первую очередь - охотники, рыбаки, туристы, полевики-экологи, геологи и вообще все те, кто так или иначе связан с полевой, бродячей жизнью.
Почему такая избирательность? Ответ прост - хочу описать свои впечатления от использования походных печек не только в стационарных, а главным образом, в полевых условиях жизни. Условиях, связанных с регулярными перемещениями, переездами, перегрузками с транспорта на транспорт и пешими переходами, которыми изобилует любая экспедиция.
Объектами тестирования, и главными героинями отчета, на этот раз, стали две печки, две сёстры-буржуйки, под именами "Согра" и "Дюна". Обе печки были любезно предоставлены Алексеем Сычевым - ген. директором компании "МОБИБА" http://www.mobiba.ru/
Суть идеи - описать личный опыт эксплуатации печей компании МОБИБА в полевых условиях, по возможности при активных перемещениях. Провести тесты работы печей ориентируясь именно на бытовые условия.
Кратких отчетов об испытаниях этих печек в качестве оборудования мобильных бань, в интернете присутствует уже предостаточно.
А вот к отчетам тех, кто пользуется ими в условиях лагерно-бивуачной жизни, я и хочу добавить "свои пять копеек".
И, по возможности, я постараюсь это сделать в разные сезоны года.
Условие написание отчета только одно - объективность, что я вам и гарантирую в отчете.
Пусть эта объективность порой граничит с придирками, но в основном содержит как жесткую критику, так и откровенную рекламу.
Итого и другого в отчете будет достаточно, что бы читатель мог сам решить и сделать выводы. Именно так я и воспринимаю значение слова объективность.
Условия тестирования чрезвычайно разнообразны:
- Внешний вид, вес
- Удобство транспортировки
- Эксплуатация в полевых условиях
- Оценка времени работы печки в экономичном режиме
- Ночевка «с печкой в обнимку»
- Эксплуатация в стационарных условиях
- Оценка удобства печки для приготовления пищи
- Возможность приготовления пищи в отсутствии посуды
- Оценка пожарной безопасности
- Оценка состояния печки после хранения в условиях повышенной влажности
- Оценка состояния и работоспособности печки после года эксплуатации
- и.т.д и т.п. что ещё придумывалось "по ходу пьессы"
Так что я очень старался, мучал печки и себя в основном, перевозил их в разные места и на поездах и на машинах, и на лодках по бурным перекатам, и на спине таскал и на нарточке за собой возил. Ставил в разные условия работы.
Не дождётесь вы в отчете только одного - краш-теста до полного разрушения)) потому, что надеюсь проверить, как они будут работать через годик-другой.
Хотя может и до этого в конце концов дело дойдет. Нужно же определить предельный запас прочности продукта?
Начну, как водится, с зимы. И начну с самого начала.
Итак:
Доставка и упаковка
Звонок в дверь. Кто там? Это я, почтальон... и далее по тексту). Вам посылка из Новосибирска.
Спускаемся по лестнице, выходим на улицу и выгружаем из "Газели" два, достаточно объёмистых ящика и две небольшие коробочки.
В ящиках - печки, а в коробочках - дефлекторы для дымовых труб.
Вот с этого момента и пора тестировать и оценивать продукцию, я думаю.
И начну с первого проявившегося минуса, а плюсы оставлю на сладкое.
Я расписался в получении груза, "Газель" уехала, и я остался наедине с ящиками, стоящими в грязном снегу. Мне предстояло поднять их по лестнице на свой этаж и затащить в квартиру. Однако, никакого намека на ручки, за которые можно было бы ухватиться, я не обнаружил.
Хотя ящики и тяжеловаты, но я бы мог за один раз затащить ящики, если бы было за что ухватиться.
Ну да ладно, отметив про себя этот момент, и накачанный энтузиазмом от радости получения долгожданных посылок (хотя ожидал одну печку, но от широты души было выслано две) я перетащил на горбу эти ящики к себе в логово, немного запачкав спину.
Своя ноша, как говориться, не тянет.
Пока тащил, пришла в голову мысль, как сделать ручку, что бы и за габариты не выступала, и обошлась бы подешевле.
Вот, нарисовал свою мысль в фотошопе, может просто вырезы сделать в верхней планке-распорке?
Ну, это уже на усмотрение изготовителя. Что первое пришло в голову, то я и предложил.
Пора и плюсы рассматривать.
Сначала, увидев такую солидную упаковку, я опасался, что мне придется курочить её фомкой, как это делалось, вскрывая посылочные ящики советских времен, окантованные стальной лентой.
Но приглядевшись, я очень порадовался - упаковка представляла из себя прочный каркас из соснового (строганного!) бруска, внутри которого заключена картонная коробка с печкой. Все соединения не на гвоздях, а на шурупах-саморезах, которые требуется лишь культурно вывинтить, ничего не ломая и не раскурочивая.
Что я и сделал немедленно, достав свой любимый инструмент))). Да-да, конечно, это тот самый шуруповёрт, который мне помогали выбирать всем форумом, и с которым я теперь редко расстаюсь)).
Таким образом, я стал счастливым обладателем не только печек, но и отличных строганных брусочков и кучки новеньких саморезов и, что самое приятное - совершенно халявных.
Может у кого то такая мелочь вызовет улыбку, но в хозяйстве всё сгодится, решил я, и в скором времени из этих брусочков и саморезов, сделал вполне приличные выдвижные ящички для своего верстака в мастерской. Пустячок, а приятно.
Однако, я ведь кажется про печки начал писать? Ну так вот, что бы закончить оценивать упаковку, покажу как выглядит главное содержимое коробки.
Кроме самой печки в коробке находится инструкция и сумка-чехол для переноски.
Давайте проведем первичный осмотр...
Внешний вид до начала эксплуатации.
Проведем, так сказать, первичный визуальный осмотр. Оценим с первого взгляда, что нравится, а что вызывает сомнения.
Вот так выглядит корпус.
Внутри топки размещаются секции труб и ножки печек.
Достал ножки, привинтил, что бы оценить насколько ровно будет стоять печь. Результатом остался вполне удовлетворен.
Вот узел крепления ножки. Ввинчивается нога в шестигранник, приваренный к корпусу.
Достал из топки секции труб. Конец каждой секции имеет вот такое крупное гофрирование для облегчения сборки и разборки трубы.
В собранном виде труба выглядит вот таким образом.
Вот тут меня смутило отсутствие герметичности соединения. Дело в том, что обычно жестяные трубы собираются плотно, без зазора.
и работе печки в режиме активного горения с полностью открытым поддувалом - эти неплотности соединения значения не имеют.
А вот как это повлияет на работу печки в экономичном режиме? Надо будет проверить и по экспериментировать.
Заинтересовавшись, я решил осмотреть печки на предмет герметичности. Ведь я предполагал их использовать в основном в режиме экономичного горения, что бы не просыпаться по ночам, не подкладывать дрова каждые полтора часа, как это бывает с обычными печками-буржуйками.
Осматривая хитроумно придуманную систему подачи воздуха в топку, по простому - поддувало, я обнаружил, что полностью перекрыть приток воздуха в топку невозможно.
В регулировочном механизме присутствуют щели от 0,5 мм до 2,5 мм, которых по замыслу конструктора быть не должно.
Вероятно это грехи технологии производства.
Я подозреваю, что при таких неплотностях соединений, полной герметичности топки для тонкой регулировки режима экономичного тления, добиться не удастся.
На второй печке "Дюна" картина похожая, хотя щель не так велика. Но всё равно, как я не вращал вертушку, закрыть поддувало полностью мне не удалось. Если убиралась щель с правой стороны вертушки, то неизменно проявлялась с левой.
Ну, что ж.. тем интереснее будет проводить тестирование )). Может такого размера щели и вовсе не сыграют роли в регулировки подачи воздуха?
Осмотрев внимательно свои приобретения снаружи, я решил, что придраться больше не к чему. Все соединения - швы, завальцовки, заклёпки выглядят надёжно, ничего не скрипит, не гремит и не болтается.
Пора приступать к взвешиванию.
Вес по паспорту и фактический.
К вопросу тяжести груза в рюкзаке я отношусь весьма трепетно так как человек я "безлошадный" и по большей части приходится путешествовать на своих двоих. Разумеется в рюкзак печку я не собирался заталкивать - её место предполагается в нарточке, если буду на лыжах. Или в лодке, если путешествие планируется водным транспортом. Для пеших одиночных маршрутов ни "Согра" ни "Дюна" не предназначены (в моем понимании). Однако перенести печку в коллективном походе, особенно за плечами товарища, сложности не представит. И здесь вес имеет первостепенное значение.
Приступим. Открываем паспорт печки "Согра" и видим:
Теперь подвешиваем к притолке электронный безмен и сравниваем:
Ага... разница всё таки есть - целых 720 гр.
Теперь очередь "Дюны":
И здесь тоже отмечаем различия между заявленным и реальным весом, правда уже небольшим - всего 160 гр.
Конечно, для автомобилиста, отправляющегося на природу попариться в палаточной баньке "Мобиба", эти различия ровным счётом ничего не значат.
Однако, хочу напомнить, что в первых строках своего отчета, я предупредил, что буду тестировать печки с точки зрения экспедиционщика, постоянно перемещающегося и вынужденного десятки раз за время экспедиции перегружать и перетаскивать всю свою поклажу. И очень часто на своей спине (и почему-то всегда в гору))) и ветер в лицо)).
И вот в этих условиях, разница в 700 грамм уже кажется существенной. Это, грубо говоря, вес лишней армейской банки тушенки с неплохим куском хлеба.
А если уж совсем быть объективным и подойти к вопросу кардинально, то ведь никому не придет в голову носить пыльную и запепленную печь без чехла?
Стало быть, справедливости ради, взвесим обе, полностью укомплектованные печки, в чехлах.
Вот на такой реальный вес должен рассчитывать турист, если будет составлять весовую раскладку на группу:
Согра - 11,75 кг. Дюна - 8,64 кг.
Забыл ещё про отдельные дефлекторы, что пришли в отдельных коробочках. Их я не взвешивал, решил, что если так щепетильно и трепетно относиться к весу поклажи, то дефлекторы в любом случае останутся дома)).
Удобство транспортировки.
За пол года тестирования печек на чем я их только не перевозил!?
Поезда, автомобили, лодки - неполный список тех транспортных средств, на которых катались испытуемые сестрички.
Поначалу вышел забавный эпизод. Я никак не мог понять почему к сумке не пришита ручка? Несколько раз чертыхался сквозь зубы перенося печку в машину и обратно в обеих руках. Была бы ручка - взял бы во вторую руку ещё вещи..
И только на третий день понял, что сумка то вывернута на изнанку)). И ручка на самом деле, пришита )).
Тем не менее, хочется выразить пожелание производителю. Сейчас ручки на сумках выглядят, как ручка у чемодана.
Большинство пользователей это, конечно, устроит - до машины донести. А вот туристам полезно было бы иметь чехол от печки с ремнем через плечо.
Можно было бы делать какое-то количество сумок -чехлов с такой лямкой. Какую захотят пусть такую и заказывают. Расходы не велики, а сумка при этом превращается в отличный универсальный баул, в который можно положить что угодно и удобно переносить. Материал чехла-сумки отличный, и шитьё крепкое.
Таскал я эти печки и в рюкзаке и в нарточке они у меня и по снегу тащились. Гремят, конечно, но куда от этого деваться? Не ватой же их обкладывать?
Перетаскивали мы с женой эти печки и по вокзалам к поездам. Вот бы где ремень через плечо пригодился!
А пришлось в отдельные рюкзаки запихивать. Долго нести в руках всё же тяжеловато.
А уж по лесу в обход сложных порогов на реке всласть эти печки на наших спинах накатались)).
Накатались и не лодке, туго притянутые веревками. И по спокойной воде накатались...
... и по бурным перекатикам страху натерпелись))
И даже тонули печки вместе с нами. Набиралась в них вода, и становились они такими тяжелыми, что не поднять потом никак. Поэтому мы стали их перевозить в гермомешках. Плавучесть - офигительная)).
Больше мне о транспортировке сказать пока нечего.
На оленях ещё не пробовал возить, но это в планах на лето, в Июле месяце. Только боюсь, что растрясёт-разобъёт их по тундровым кочкам. Да и палатки у меня под печку нет... но может у Мобибы завалялась какая маленькая, никому не нужная и в тундрах не тестированная?
А претензия к удобству транспортировки только одна - нужна лямка через плечо на сумке.
Ну и маленькая придирка: У Согры, в сложенном виде, металлические рукоятки выпирают за пределы габаритов и частенько спину наминают. А если в кузове грузовика трясет, то эти рукоятки ломаются от ударов.
Эксплуатация в полевых условиях. ЗИМА.
Оценка удобства ночевки с печкой в условиях зимнего пешего маршрута.
Первую топку нашим печкам предстояло пережить в зимних лесах в Вологодской области.
Нашли уютное местечко.
Первым делом - дровишки.
Накололи для начала помельче, что бы раскочегарить печки вовсю.
(Заодно топорик присланный компанией ТопорСиб начали тестить)).
Решили проверить насколько печки могут заменить костер? Хорошо ли рядом с ними греться вне помещения, готовить еду, а может быть даже и переночевать возле двух печек - а'ля нодья)).
Собрали обе печки и установили их в ряд. Сразу обращают на себя внимание трубы. Они слишком "живые" и, лишенные верхней точки крепления, наклоняются в разные стороны. В палатке, понятное дело, такого не происходит. А вот для того, что бы ставить печь в чистом поле, нужна будет какая нибудь направляющая в виде шеста, что бы труба стояла вертикально.
Так как труба шатается без верхней опоры в потолок палатки, то на цилиндрическом корпусе Дюны появляются небольшие замятины.
У Согры такого не наблюдается, так как её корпус представляет собой шестигранник.
Растапливаем обе печки сразу.
Обратите внимание на красную стрелочку, указывающую на белый шестиугольник))
Этот шестиугольник ни что иное, как защитная пластиковая плёночка, которой была оклеена вся зеркальная поверхность печки, для защиты внешнего вида. Я эту пленку сразу всю ободрал... но как выяснилось не всю и не до конца)).
Ну, в общем вы поняли, что сейчас произойдет .
Верно, верно)). В лесу отчаянно завоняло горелым полиэтиленом, мы заметались в поисках - чего же у нас горит?
Плёнка, которая легко снималась в холодном состоянии прижарилась намертво, сдираться отказалась, и воняла ещё полчаса, пока наконец не выгорела полностью.
В общем, не повторяйте моих ошибок покупая новую печку.
Через 10 минут активного горения сталь корпуса печек прокалилась, краска на шильдиках обгорела и все посторонние запахи пропали.
Появилась возможность понаблюдать и определить наиболее горячие точки разогрева корпусов печек по цветам побежалости. Те места, куда наиболее выгодно ставить чайник для скорейшего закипания.
Вот Дюна. Хорошо видно, что самым прогретым местом на её цилиндрическом корпусе будет точка, где пламя переходит в трубу.
А вот Согра оказалась похитрее )). Её варочная поверхность, за это же время, прогрелась практически равномерно, что наводит на мысль о двуслойной структуре верхней плоскости её шестигранного корпуса. Это какая-то хитрость производителя, о которой не указано ни на схеме ни в паспорте изделия. .
Так же, обращает на себя внимание момент к которому я буду ещё не раз возвращаться.
Слева - нижнее колено трубы печки Дюна через 20 минут активного горения. Оно уже успело потемнеть и прокалиться из-за бушующего в нём пламени. А справа - колено печи Согра. Оно до сих пор сохраняет зеркальность не смотря на одинаковые с Дюной условия работы.
Я объяснил для себя это явление тем, что внутри топки Согры находится встроенный искроуловитель, который, в какой-то мере, ограничивает тягу и не позволяет большому объёму пламени вылетать в трубу.
Вот схематичное изображение этого элемента конструкции Согры.
А вот хорошая фотография, которая наглядно демонстрирует работу встроенного искрогасителя. Я бы его даже назвал - пламегаситель)).
Труба Дюны раскалена до красна и даже сверху бьёт язык пламени.
При том же количестве дров и времени горения, труба Согры разогрета не до такой степени - налицо результат работы встроенного искрогасителя.
Сразу возник вопрос - а хорошо это или плохо - настолько сильно утихомиривать пламя искрогасителем?
В нашем конкретном случае - это безусловно минус. Потому что греться мы все подходили к раскаленной Дюне, которая была вся красной и гудела как паровоз. С другой стороны, ежели ставить печку в палатку, то Согра безопаснее. И даже не из-за отсутствия искр, вылетающих из трубы, а просто по своему, более уравновешенному температурному режиму.
С третьей стороны, исключительно по тактильным ощущениям, более легкая и маленькая Дюна греет сильнее, что собственно и требуется от печки.
В конце-концов решили, что мы лишь испытатели, и от нас требуется только донести информацию и свои впечатления. А потенциальный пользователь уже сам решит, что ему больше по душе.
Что бы у читателя не создалось неправильного впечатления, будто печь Согра вообще не раскаляется - покажу, что это не так. В районе размещения вваренной пластины искрогасителя, печка вполне малинового цвета даже при дневном освещении.
Кстати на фото хорошо виден защитный экран на торце печки.
У Дюны этого экрана нет.
К сожалению начинают оправдываться мои подозрения о плохой герметизации сочленения дымовых труб.
В местах сочленения заметны щели, через которые может подсасываться воздух, если перевести печку в режим экономного горения, прикрыв поддувало.
Но над этим надо ещё поэкспериментировать, но уже ясно, что герметизация топки должна быть на более высоком уровне.
Очень важное наблюдение:
Даже при полностью перекрытом поддувале печки НЕВОЗМОЖНО заглушить!
Вместо того, что бы потухнуть в течении 5 минут, они продолжают медленно тлеть, иногда больше часа, а иногда и вообще до полного прогорания топлива.
При установки печки необходимо внимательно следить за вертикальностью установки дымовой трубы.
Если труба стоит наклонно, то в месте соединения с корпусом печки образуется заметная щель, которая сводит на нет все усилия по герметизации топки. В этом случае длительность режима экономичного горения сокращается, потому что в эту щель подсасывается воздух.
Хотя даже в этих условиях Дюна медленно тлела не менее 6 часов. Но надо стремиться к максимуму.
Вопрос вертикальности установки труб я решил вот таким образом.
Просто вбил между шатающимися трубами длинный шест и зафиксировал трубы проволочной стяжкой.
Что ещё бросилось в глаза в первую очередь?
Частенько выпадал с посадочного места огнеупорный уплотнительный шнур. Это лечится термостойким герметиком. Говорят, производитель этим уже озаботился.
Кстати, на этих фотографиях отлично виден направляющий кожух канала подачи свежего воздуха в зону горения, который расположен на внутренней стороне дверцы и глубоко вдается в топку. Такое его расположение, и вообще наличие этой детали, весьма сильно сказывается на длине используемых поленьев. Что бы свободно закрыть дверцу приходится заготавливать каждое полешко на 5 см короче, чем это было бы возможно. Таким образом мы обкрадываем рабочий объем топки с вытекающими последствиями - получаем укороченное время горения и необходимость чаще подкладывать топливо.
Ну и кроме всего прочего этот кожух очень раздражает когда приходится подкладывать даже укороченные поленья. Если печь не выгорела до конца, и в дальнем конце топки образовалась кучка не сгоревших дров, то в процессе подкладывания, даже укороченные поленья обязательно упираются в этот кожух и дверцу закрыть невозможно. Частенько мне приходилось вынимать обратно уже занявшееся пламенем полено и тушить его подручными средствами, задымляя всё помещение. Это нехорошо.
Что ещё заметил из нареканий..
На мой взгляд, даже при полностью открытом секторе поддувала, отсутствует возможность максимальной подачи воздуха у Согры.
На фотографии показан полностью открытый сектор подачи воздуха. При этом из трубы валит довольно плотный дым, что свидетельствует о неполном сгорании топлива.
Если же мы откроем дверцу, обеспечив максимальный приток кислорода в зону горения, то дым пропадает, и из трубы весело шпарит прозрачный поток дрожащего раскаленного "воздуха".
Забегая вперед скажу, что для скорейшего закипания чайника и кастрюль на печке Согра, я частенько был вынужден топить печь с открытой дверцей.
У Согры и так есть свои особенности при растопке, благодаря искрогасителю - её нужно растапливать постепенно подкладывая топливо, и только после возникновения устойчивой тяги можно набивать дровами и закрывать дверцу. А тут ещё ей воздуха не дают нормально глотнуть..
У печки Дюна такого не наблюдается. Дюну можно сразу набить поленьями, сунуть под низ горящую бересту, закрыть дверцу и забыть. Она сама всё сделает и вскоре загудит. Согру тоже так можно растопить, но требуется более трепетное отношение, более рыхлая укладка поленьев, и все равно процесс разгорания идет медленнее и не так устойчив, как у Дюны.
Очевидно это связано с разными объемами топок - у Дюны объем топки поменьше, и площади сечения поддувала достаточно для активного горения при закрытой дверце. А у Согры объем топки на 2 литра больше, а поддувало стандартное, и такой же площади сечения подачи воздуха уже не хватает для "выхода на реданы" )). (Это так некоторые сибиряки говорят, сравнивая активно гудящую и разгорающуюся печку со взлетающим гидросамолетом, выходящим на глиссирование .)
Думаю, было бы полезно доработать систему подачи воздуха Согры, что бы можно было максимально использовать возможности активного горения при закрытой дверце. Про систему подачи воздуха ещё будет сказано и в дальнейшем. Там есть над чем поломать голову и по другим причинам.
По моим наблюдениям печка Дюна более "приемистая", если можно выразится таким термином. Она быстрее разогревается и более активно выделяет тепло, по сравнению с более инертной Согрой.
Вот пример.
После небольшого снегопада на защитных экранах- конвекторах обеих печек лежит слой снега.
При практически одновременном разжигании печек, снег на экране Дюны всегда стаивал быстрее, чем на экране Согры.
И это нельзя списать на случайности - так было несколько раз подряд. Хотя, я вполне допускаю, что основную роль в этом играет форма экрана и расстояние от экрана до корпуса печки. Но, тем не менее, такое вот наблюдение. Дюна всё же более порывиста и горяча, как молодая лошадка.
Ну, а нам пришло время готовить обед. На плоской варочной поверхности Согры прекрасно размещаются две посудины. Вообще, для приготовления пищи, поверхность печки Согра приспособлена хорошо.
А вот на короткой цилиндрической поверхности Дюны помещается лишь одна посудинка, и то не устойчиво. Все наши попытки пристроить туда ещё хотя бы кружку не принесли удовлетворения.
От неустойчивости спасают складные ручки защитного экрана, но не всегда.
Котелок поставить можно, чайник можно, вот таким образом сложив ручки.
А вот миска, например, и другая посуда с дном маленькой площади, ведет себя очень забавно)).
Она дрожит и раскачивается в унисон с ритмом горящего пламени! Прямо вечный двигатель, не иначе)).
Посмотрите забавный ролик - фотография этого не передаст)).
В общем, основное неудобство Дюны - это невозможность надёжно установить сразу две посудины одновременно. Даже при складывании ручек в виде полки, места хватает только для одной посудины, а готовить, обычно приходится в двух посудках.
И стоит эта одна посудина посерёдке, потому что ручки на которые её можно поставить расположены посерёдке. И эта единственная посуда не даёт нормально пристроить вторую, ни спереди, ни ближе к трубе. Пробовал - качаются и валятся иной раз.
Если использовать печку именно в туристических целях, то нужно добиться нормального варианта расположения двух посудин. Это обязательно.
Что бы не удорожать конструкцию радикальными переделками, типа создания плоской варочной поверхности, как у Согры,
я бы предложил всего-навсего добавить ещё одну пару ручек и разместить их равномерно.
Примерно вот так, а ещё лучше, чуть подальше друг от друга разнести:
Возможно все перечисленные замечания, особенно те, которые граничат с откровенными придирками, покажутся мелочами для большинства пользователей. Я и сам за полгода уже привык ко многим моментам о которых сейчас пишу и считаю несущественными.
Но, так как я аккуратно вёл и старательно заполнял дневник тестирования)), придется всем читать любые мелочи, которые я отмечал для себя.
Теперь о приятном. Продолжим тему приготовления еды.
По уже озвученным причинам устойчивости посуды готовить мы предпочитали на Согре.
Готовили что бог послал, как говориться.
В общем, обычное меню сибарита..
Традиционный супчик из красного вина с апельсинами ))
Похлебка из бараньих рёбрышек с рисом в пакетиках.
Иногда сибаритское меню разбавляли разбавляли и более простой пищей. К примеру, я очень люблю примитивный рецепт печеной картошки. К тому же, в плане тестирования у меня стоял пункт "Приготовление пищи в отсутствии посуды".
Здесь главное выбрать температурный режим и хорошенько посолить печку.
(заодно испытаем стойкость нержавейки к агрессивной среде)) )
Ну и ещё важно не забыть вовремя перевернуть ломтики..
Готовили таким образом картошку мы не один раз, и печка была просолена достаточно регулярно.
Воздействие агрессивной среды в виде раствора соли незамедлило сказаться на внешнем виде поверхности.
Нержавейка маленько заржавела .
Согра стала вот такой пятнистой, а Дюна, которую мы не солили, сохранила свой равномерный цвет.
Впрочем, через несколько протопок печки опять сравнялись цветом. Я так думаю, что это тоже мелочи. То ли ещё будет?!
Я же планирую оставить Согру в своей яме-схроне, прикопав. Там в этой яме сырость и довольно агрессивная среда. Почему то аллюминиевые котелки прогнивают за 3-4 года.. посмотрим, как перенесет это издевательство металл, из которого Мобиба делает свои печки.
Вот таким образом мы и проводили время, малодушно откладывая главное испытание на потом. А главной задачей, как я говорил, было попробовать переночевать на улице используя обе печки вместо костра.
Да вот незадача.. на улице то было 22 градуса мороза )).
При этом, я бы не сказал, что печки "пышат жаром", и даже находясь в непосредственной близости от раскаленной Дюны, было откровенно прохладно.
Когда же, когда моя старенькая собачка Чернушка стала понимать к чему идет дело, она так выразительно на меня посмотрела...
"Хозяин, ты что задумал? Ты и меня хочешь без костра оставить?"
Разумно предположив, что с ума сходить не стоит, и что результат в виде 4-х промороженных "подснежников"известен заранее, мы не стали даже пытаться.
Нет, действительно. Ни в какое сравнение с открытым пламенем костра, печки защищенные экраном-конвектором, не шли. Отодвинулся от железки - и уже холодно.
Но отступать мы не привыкли, и отказываться от планов не в наших правилах. Тем более, что и самим было интересно приобрести опыт зимней ночевки имея аж две печки-буржуйки.
Поэтому было решено соорудить какое-нибудь укрытие, что бы создать замкнутое пространство и дать печкам работать по своему прямому назначению - обогревать помещение.
Я, конечно, изначально сомневался в успехе такого мероприятия, как полноценная замена открытого огня печками. Тут семь пядей во лбу иметь не обязательно. Поэтому заранее запасся укрывочным материалом. Кроме того, перед самой поездкой, я насмотрелся роликов "Адвоката Егорова", с его лесным куполом )).
И возникла у меня мысль совместить полезное с приятным - использовать стрейч-плёнку в качестве укрывочного материала для зимней стоянки.
Стали мы строить себе халупу.
Построили нары. Специально сделали одни повыше, другие пониже. Догадайтесь для чего?
Обтянули всё сооружение стрейч-плёнкой, что бы укрыться от ветра.
Однако всё равно холодно...
Тогда решили вообще закрыться со всех сторон.
Вот так стало заметно теплее!
Но у меня глубокое подозрение, что теплее стало от того, что на улице неожиданно потеплело чуть ли не до нуля градусов )).
Пришла оттепель. Природа сжалилась над бедным Айно.
К ночи, наше сооружение выглядело вот так. А потом мы ещё и вход плёнкой затянули.
Ну, что сказать? Потеплело ровно настолько, что можно было снять куртку, надеть флисовую пижамку, и спать укрывшись спальником.
Но жарко всё же не было, это точно.
Честно говоря даже самому странно. На улице капель. Может из-за сырости, повышенной влажности?
Потом я ещё экспериментировал.
Взяли обе печки запихнул под нары!
Коврик с нар - долой, что бы тепло от печек поднималось непосредственно под спину, сквозь жердяной щелястый настил.
Спать стало не в пример теплее.
Трубы печек, лежащих на боку, выходили через стену вбок. Печки при этом работали нормально.
Неудобно было лишь подбрасывать очередную порцию дровишек.
На этом, добившись всё-таки основной цели, я решил успокоиться и заняться следующим, важнейшим, этапом.
Определение времени максимального горения печей "Согра" и "Дюна" в экономичном режиме.
Пожалуй самый интригующий вопрос - "Сколь долго может гореть печка-экономка от Мобибы на одной закладке дров?"
Вот сейчас и будем пытаться получить на него ответ.
Подойти к этому нужно обстоятельно.
Печки вычищены и готовы к очередному испытанию.
Заготовлены чурбачки из сухостойной сосны. Влажность приемлемая. Вроде и сухие, но не настолько, что бы сгореть чересчур быстро.
Наколем полешки одинаковой толщины.
Всё готово к испытаниям. На одну закладку в каждую печку помещается 7 поленьев. Восьмое приготовил на всякий случай, оно уже не поместилось.
Весь процесс у меня заснят на камеру и представлен в виде 10 минутного ролика.
Для тех, кто не имеет возможности просмотреть видеоматериалы, сообщаю результат теста:
Согра тлела - 11 часов.
Дюна тлела - 12 часов.
Разумеется, на последних часах тления температура печек была не высокой и печки не могли обогревать какое либо помещение. Но сам факт столь длительного горения меня порадовал. Забегая вперед скажу, что это оказалось очень удобно весной в избушке. Просыпаешься в тепле, и печку заново разжигать не нужно. Набил дровами по новой, попил чаю и в лес. Вечером приходишь и опять не надо возиться с растопкой - в печке ещё угли, в землянке тепло. Удобно.
Краткие выводы по зимним испытаниям и "пожелания трудящихся":
1. Герметизация топки у обеих печей недостаточна для возможности быстро затушить печку путем перекрытия доступа воздуха. Следовательно, для достижения максимального эффекта экономичного горения герметизация так же недостаточна и потенциал конструкции используется не на все 100%.
2. Для повышения эффективности активной фазы горения, и упрощения разжигания печки Согра, необходимо увеличить площадь сечения системы притока воздуха.
3. Сумку-чехол для печки желательно снабдить лямкой через плечо.
4. Для переноски поставляемой печки в заводской упаковке желательно иметь подобие ручек.
5. Для транспортировки печки в сумке-чехле очень полезно иметь заглушку для отверстия куда вставляется дымоход.
Эксплуатация в полевых условиях. ВЕСНА.
Продолжение следует.
Приветствую вас, друзья!
В первую очередь - охотники, рыбаки, туристы, полевики-экологи, геологи и вообще все те, кто так или иначе связан с полевой, бродячей жизнью.
Почему такая избирательность? Ответ прост - хочу описать свои впечатления от использования походных печек не только в стационарных, а главным образом, в полевых условиях жизни. Условиях, связанных с регулярными перемещениями, переездами, перегрузками с транспорта на транспорт и пешими переходами, которыми изобилует любая экспедиция.
Объектами тестирования, и главными героинями отчета, на этот раз, стали две печки, две сёстры-буржуйки, под именами "Согра" и "Дюна". Обе печки были любезно предоставлены Алексеем Сычевым - ген. директором компании "МОБИБА" http://www.mobiba.ru/
Суть идеи - описать личный опыт эксплуатации печей компании МОБИБА в полевых условиях, по возможности при активных перемещениях. Провести тесты работы печей ориентируясь именно на бытовые условия.
Кратких отчетов об испытаниях этих печек в качестве оборудования мобильных бань, в интернете присутствует уже предостаточно.
А вот к отчетам тех, кто пользуется ими в условиях лагерно-бивуачной жизни, я и хочу добавить "свои пять копеек".
И, по возможности, я постараюсь это сделать в разные сезоны года.
Условие написание отчета только одно - объективность, что я вам и гарантирую в отчете.
Пусть эта объективность порой граничит с придирками, но в основном содержит как жесткую критику, так и откровенную рекламу.
Итого и другого в отчете будет достаточно, что бы читатель мог сам решить и сделать выводы. Именно так я и воспринимаю значение слова объективность.
Условия тестирования чрезвычайно разнообразны:
- Внешний вид, вес
- Удобство транспортировки
- Эксплуатация в полевых условиях
- Оценка времени работы печки в экономичном режиме
- Ночевка «с печкой в обнимку»
- Эксплуатация в стационарных условиях
- Оценка удобства печки для приготовления пищи
- Возможность приготовления пищи в отсутствии посуды
- Оценка пожарной безопасности
- Оценка состояния печки после хранения в условиях повышенной влажности
- Оценка состояния и работоспособности печки после года эксплуатации
- и.т.д и т.п. что ещё придумывалось "по ходу пьессы"
Так что я очень старался, мучал печки и себя в основном, перевозил их в разные места и на поездах и на машинах, и на лодках по бурным перекатам, и на спине таскал и на нарточке за собой возил. Ставил в разные условия работы.
Не дождётесь вы в отчете только одного - краш-теста до полного разрушения)) потому, что надеюсь проверить, как они будут работать через годик-другой.
Хотя может и до этого в конце концов дело дойдет. Нужно же определить предельный запас прочности продукта?
Начну, как водится, с зимы. И начну с самого начала.
Итак:
Доставка и упаковка
Звонок в дверь. Кто там? Это я, почтальон... и далее по тексту). Вам посылка из Новосибирска.
Спускаемся по лестнице, выходим на улицу и выгружаем из "Газели" два, достаточно объёмистых ящика и две небольшие коробочки.
В ящиках - печки, а в коробочках - дефлекторы для дымовых труб.
Вот с этого момента и пора тестировать и оценивать продукцию, я думаю.
И начну с первого проявившегося минуса, а плюсы оставлю на сладкое.
Я расписался в получении груза, "Газель" уехала, и я остался наедине с ящиками, стоящими в грязном снегу. Мне предстояло поднять их по лестнице на свой этаж и затащить в квартиру. Однако, никакого намека на ручки, за которые можно было бы ухватиться, я не обнаружил.
Хотя ящики и тяжеловаты, но я бы мог за один раз затащить ящики, если бы было за что ухватиться.
Ну да ладно, отметив про себя этот момент, и накачанный энтузиазмом от радости получения долгожданных посылок (хотя ожидал одну печку, но от широты души было выслано две) я перетащил на горбу эти ящики к себе в логово, немного запачкав спину.
Своя ноша, как говориться, не тянет.
Пока тащил, пришла в голову мысль, как сделать ручку, что бы и за габариты не выступала, и обошлась бы подешевле.
Вот, нарисовал свою мысль в фотошопе, может просто вырезы сделать в верхней планке-распорке?
Ну, это уже на усмотрение изготовителя. Что первое пришло в голову, то я и предложил.
Пора и плюсы рассматривать.
Сначала, увидев такую солидную упаковку, я опасался, что мне придется курочить её фомкой, как это делалось, вскрывая посылочные ящики советских времен, окантованные стальной лентой.
Но приглядевшись, я очень порадовался - упаковка представляла из себя прочный каркас из соснового (строганного!) бруска, внутри которого заключена картонная коробка с печкой. Все соединения не на гвоздях, а на шурупах-саморезах, которые требуется лишь культурно вывинтить, ничего не ломая и не раскурочивая.
Что я и сделал немедленно, достав свой любимый инструмент))). Да-да, конечно, это тот самый шуруповёрт, который мне помогали выбирать всем форумом, и с которым я теперь редко расстаюсь)).
Таким образом, я стал счастливым обладателем не только печек, но и отличных строганных брусочков и кучки новеньких саморезов и, что самое приятное - совершенно халявных.
Может у кого то такая мелочь вызовет улыбку, но в хозяйстве всё сгодится, решил я, и в скором времени из этих брусочков и саморезов, сделал вполне приличные выдвижные ящички для своего верстака в мастерской. Пустячок, а приятно.
Однако, я ведь кажется про печки начал писать? Ну так вот, что бы закончить оценивать упаковку, покажу как выглядит главное содержимое коробки.
Кроме самой печки в коробке находится инструкция и сумка-чехол для переноски.
Давайте проведем первичный осмотр...
Внешний вид до начала эксплуатации.
Проведем, так сказать, первичный визуальный осмотр. Оценим с первого взгляда, что нравится, а что вызывает сомнения.
Вот так выглядит корпус.
Внутри топки размещаются секции труб и ножки печек.
Достал ножки, привинтил, что бы оценить насколько ровно будет стоять печь. Результатом остался вполне удовлетворен.
Вот узел крепления ножки. Ввинчивается нога в шестигранник, приваренный к корпусу.
Достал из топки секции труб. Конец каждой секции имеет вот такое крупное гофрирование для облегчения сборки и разборки трубы.
В собранном виде труба выглядит вот таким образом.
Вот тут меня смутило отсутствие герметичности соединения. Дело в том, что обычно жестяные трубы собираются плотно, без зазора.
и работе печки в режиме активного горения с полностью открытым поддувалом - эти неплотности соединения значения не имеют.
А вот как это повлияет на работу печки в экономичном режиме? Надо будет проверить и по экспериментировать.
Заинтересовавшись, я решил осмотреть печки на предмет герметичности. Ведь я предполагал их использовать в основном в режиме экономичного горения, что бы не просыпаться по ночам, не подкладывать дрова каждые полтора часа, как это бывает с обычными печками-буржуйками.
Осматривая хитроумно придуманную систему подачи воздуха в топку, по простому - поддувало, я обнаружил, что полностью перекрыть приток воздуха в топку невозможно.
В регулировочном механизме присутствуют щели от 0,5 мм до 2,5 мм, которых по замыслу конструктора быть не должно.
Вероятно это грехи технологии производства.
Я подозреваю, что при таких неплотностях соединений, полной герметичности топки для тонкой регулировки режима экономичного тления, добиться не удастся.
На второй печке "Дюна" картина похожая, хотя щель не так велика. Но всё равно, как я не вращал вертушку, закрыть поддувало полностью мне не удалось. Если убиралась щель с правой стороны вертушки, то неизменно проявлялась с левой.
Ну, что ж.. тем интереснее будет проводить тестирование )). Может такого размера щели и вовсе не сыграют роли в регулировки подачи воздуха?
Осмотрев внимательно свои приобретения снаружи, я решил, что придраться больше не к чему. Все соединения - швы, завальцовки, заклёпки выглядят надёжно, ничего не скрипит, не гремит и не болтается.
Пора приступать к взвешиванию.
Вес по паспорту и фактический.
К вопросу тяжести груза в рюкзаке я отношусь весьма трепетно так как человек я "безлошадный" и по большей части приходится путешествовать на своих двоих. Разумеется в рюкзак печку я не собирался заталкивать - её место предполагается в нарточке, если буду на лыжах. Или в лодке, если путешествие планируется водным транспортом. Для пеших одиночных маршрутов ни "Согра" ни "Дюна" не предназначены (в моем понимании). Однако перенести печку в коллективном походе, особенно за плечами товарища, сложности не представит. И здесь вес имеет первостепенное значение.
Приступим. Открываем паспорт печки "Согра" и видим:
Теперь подвешиваем к притолке электронный безмен и сравниваем:
Ага... разница всё таки есть - целых 720 гр.
Теперь очередь "Дюны":
И здесь тоже отмечаем различия между заявленным и реальным весом, правда уже небольшим - всего 160 гр.
Конечно, для автомобилиста, отправляющегося на природу попариться в палаточной баньке "Мобиба", эти различия ровным счётом ничего не значат.
Однако, хочу напомнить, что в первых строках своего отчета, я предупредил, что буду тестировать печки с точки зрения экспедиционщика, постоянно перемещающегося и вынужденного десятки раз за время экспедиции перегружать и перетаскивать всю свою поклажу. И очень часто на своей спине (и почему-то всегда в гору))) и ветер в лицо)).
И вот в этих условиях, разница в 700 грамм уже кажется существенной. Это, грубо говоря, вес лишней армейской банки тушенки с неплохим куском хлеба.
А если уж совсем быть объективным и подойти к вопросу кардинально, то ведь никому не придет в голову носить пыльную и запепленную печь без чехла?
Стало быть, справедливости ради, взвесим обе, полностью укомплектованные печки, в чехлах.
Вот на такой реальный вес должен рассчитывать турист, если будет составлять весовую раскладку на группу:
Согра - 11,75 кг. Дюна - 8,64 кг.
Забыл ещё про отдельные дефлекторы, что пришли в отдельных коробочках. Их я не взвешивал, решил, что если так щепетильно и трепетно относиться к весу поклажи, то дефлекторы в любом случае останутся дома)).
Удобство транспортировки.
За пол года тестирования печек на чем я их только не перевозил!?
Поезда, автомобили, лодки - неполный список тех транспортных средств, на которых катались испытуемые сестрички.
Поначалу вышел забавный эпизод. Я никак не мог понять почему к сумке не пришита ручка? Несколько раз чертыхался сквозь зубы перенося печку в машину и обратно в обеих руках. Была бы ручка - взял бы во вторую руку ещё вещи..
И только на третий день понял, что сумка то вывернута на изнанку)). И ручка на самом деле, пришита )).
Тем не менее, хочется выразить пожелание производителю. Сейчас ручки на сумках выглядят, как ручка у чемодана.
Большинство пользователей это, конечно, устроит - до машины донести. А вот туристам полезно было бы иметь чехол от печки с ремнем через плечо.
Можно было бы делать какое-то количество сумок -чехлов с такой лямкой. Какую захотят пусть такую и заказывают. Расходы не велики, а сумка при этом превращается в отличный универсальный баул, в который можно положить что угодно и удобно переносить. Материал чехла-сумки отличный, и шитьё крепкое.
Таскал я эти печки и в рюкзаке и в нарточке они у меня и по снегу тащились. Гремят, конечно, но куда от этого деваться? Не ватой же их обкладывать?
Перетаскивали мы с женой эти печки и по вокзалам к поездам. Вот бы где ремень через плечо пригодился!
А пришлось в отдельные рюкзаки запихивать. Долго нести в руках всё же тяжеловато.
А уж по лесу в обход сложных порогов на реке всласть эти печки на наших спинах накатались)).
Накатались и не лодке, туго притянутые веревками. И по спокойной воде накатались...
... и по бурным перекатикам страху натерпелись))
И даже тонули печки вместе с нами. Набиралась в них вода, и становились они такими тяжелыми, что не поднять потом никак. Поэтому мы стали их перевозить в гермомешках. Плавучесть - офигительная)).
Больше мне о транспортировке сказать пока нечего.
На оленях ещё не пробовал возить, но это в планах на лето, в Июле месяце. Только боюсь, что растрясёт-разобъёт их по тундровым кочкам. Да и палатки у меня под печку нет... но может у Мобибы завалялась какая маленькая, никому не нужная и в тундрах не тестированная?
А претензия к удобству транспортировки только одна - нужна лямка через плечо на сумке.
Ну и маленькая придирка: У Согры, в сложенном виде, металлические рукоятки выпирают за пределы габаритов и частенько спину наминают. А если в кузове грузовика трясет, то эти рукоятки ломаются от ударов.
Эксплуатация в полевых условиях. ЗИМА.
Оценка удобства ночевки с печкой в условиях зимнего пешего маршрута.
Первую топку нашим печкам предстояло пережить в зимних лесах в Вологодской области.
Нашли уютное местечко.
Первым делом - дровишки.
Накололи для начала помельче, что бы раскочегарить печки вовсю.
(Заодно топорик присланный компанией ТопорСиб начали тестить)).
Решили проверить насколько печки могут заменить костер? Хорошо ли рядом с ними греться вне помещения, готовить еду, а может быть даже и переночевать возле двух печек - а'ля нодья)).
Собрали обе печки и установили их в ряд. Сразу обращают на себя внимание трубы. Они слишком "живые" и, лишенные верхней точки крепления, наклоняются в разные стороны. В палатке, понятное дело, такого не происходит. А вот для того, что бы ставить печь в чистом поле, нужна будет какая нибудь направляющая в виде шеста, что бы труба стояла вертикально.
Так как труба шатается без верхней опоры в потолок палатки, то на цилиндрическом корпусе Дюны появляются небольшие замятины.
У Согры такого не наблюдается, так как её корпус представляет собой шестигранник.
Растапливаем обе печки сразу.
Обратите внимание на красную стрелочку, указывающую на белый шестиугольник))
Этот шестиугольник ни что иное, как защитная пластиковая плёночка, которой была оклеена вся зеркальная поверхность печки, для защиты внешнего вида. Я эту пленку сразу всю ободрал... но как выяснилось не всю и не до конца)).
Ну, в общем вы поняли, что сейчас произойдет .
Верно, верно)). В лесу отчаянно завоняло горелым полиэтиленом, мы заметались в поисках - чего же у нас горит?
Плёнка, которая легко снималась в холодном состоянии прижарилась намертво, сдираться отказалась, и воняла ещё полчаса, пока наконец не выгорела полностью.
В общем, не повторяйте моих ошибок покупая новую печку.
Через 10 минут активного горения сталь корпуса печек прокалилась, краска на шильдиках обгорела и все посторонние запахи пропали.
Появилась возможность понаблюдать и определить наиболее горячие точки разогрева корпусов печек по цветам побежалости. Те места, куда наиболее выгодно ставить чайник для скорейшего закипания.
Вот Дюна. Хорошо видно, что самым прогретым местом на её цилиндрическом корпусе будет точка, где пламя переходит в трубу.
А вот Согра оказалась похитрее )). Её варочная поверхность, за это же время, прогрелась практически равномерно, что наводит на мысль о двуслойной структуре верхней плоскости её шестигранного корпуса. Это какая-то хитрость производителя, о которой не указано ни на схеме ни в паспорте изделия. .
Так же, обращает на себя внимание момент к которому я буду ещё не раз возвращаться.
Слева - нижнее колено трубы печки Дюна через 20 минут активного горения. Оно уже успело потемнеть и прокалиться из-за бушующего в нём пламени. А справа - колено печи Согра. Оно до сих пор сохраняет зеркальность не смотря на одинаковые с Дюной условия работы.
Я объяснил для себя это явление тем, что внутри топки Согры находится встроенный искроуловитель, который, в какой-то мере, ограничивает тягу и не позволяет большому объёму пламени вылетать в трубу.
Вот схематичное изображение этого элемента конструкции Согры.
А вот хорошая фотография, которая наглядно демонстрирует работу встроенного искрогасителя. Я бы его даже назвал - пламегаситель)).
Труба Дюны раскалена до красна и даже сверху бьёт язык пламени.
При том же количестве дров и времени горения, труба Согры разогрета не до такой степени - налицо результат работы встроенного искрогасителя.
Сразу возник вопрос - а хорошо это или плохо - настолько сильно утихомиривать пламя искрогасителем?
В нашем конкретном случае - это безусловно минус. Потому что греться мы все подходили к раскаленной Дюне, которая была вся красной и гудела как паровоз. С другой стороны, ежели ставить печку в палатку, то Согра безопаснее. И даже не из-за отсутствия искр, вылетающих из трубы, а просто по своему, более уравновешенному температурному режиму.
С третьей стороны, исключительно по тактильным ощущениям, более легкая и маленькая Дюна греет сильнее, что собственно и требуется от печки.
В конце-концов решили, что мы лишь испытатели, и от нас требуется только донести информацию и свои впечатления. А потенциальный пользователь уже сам решит, что ему больше по душе.
Что бы у читателя не создалось неправильного впечатления, будто печь Согра вообще не раскаляется - покажу, что это не так. В районе размещения вваренной пластины искрогасителя, печка вполне малинового цвета даже при дневном освещении.
Кстати на фото хорошо виден защитный экран на торце печки.
У Дюны этого экрана нет.
К сожалению начинают оправдываться мои подозрения о плохой герметизации сочленения дымовых труб.
В местах сочленения заметны щели, через которые может подсасываться воздух, если перевести печку в режим экономного горения, прикрыв поддувало.
Но над этим надо ещё поэкспериментировать, но уже ясно, что герметизация топки должна быть на более высоком уровне.
Очень важное наблюдение:
Даже при полностью перекрытом поддувале печки НЕВОЗМОЖНО заглушить!
Вместо того, что бы потухнуть в течении 5 минут, они продолжают медленно тлеть, иногда больше часа, а иногда и вообще до полного прогорания топлива.
При установки печки необходимо внимательно следить за вертикальностью установки дымовой трубы.
Если труба стоит наклонно, то в месте соединения с корпусом печки образуется заметная щель, которая сводит на нет все усилия по герметизации топки. В этом случае длительность режима экономичного горения сокращается, потому что в эту щель подсасывается воздух.
Хотя даже в этих условиях Дюна медленно тлела не менее 6 часов. Но надо стремиться к максимуму.
Вопрос вертикальности установки труб я решил вот таким образом.
Просто вбил между шатающимися трубами длинный шест и зафиксировал трубы проволочной стяжкой.
Что ещё бросилось в глаза в первую очередь?
Частенько выпадал с посадочного места огнеупорный уплотнительный шнур. Это лечится термостойким герметиком. Говорят, производитель этим уже озаботился.
Кстати, на этих фотографиях отлично виден направляющий кожух канала подачи свежего воздуха в зону горения, который расположен на внутренней стороне дверцы и глубоко вдается в топку. Такое его расположение, и вообще наличие этой детали, весьма сильно сказывается на длине используемых поленьев. Что бы свободно закрыть дверцу приходится заготавливать каждое полешко на 5 см короче, чем это было бы возможно. Таким образом мы обкрадываем рабочий объем топки с вытекающими последствиями - получаем укороченное время горения и необходимость чаще подкладывать топливо.
Ну и кроме всего прочего этот кожух очень раздражает когда приходится подкладывать даже укороченные поленья. Если печь не выгорела до конца, и в дальнем конце топки образовалась кучка не сгоревших дров, то в процессе подкладывания, даже укороченные поленья обязательно упираются в этот кожух и дверцу закрыть невозможно. Частенько мне приходилось вынимать обратно уже занявшееся пламенем полено и тушить его подручными средствами, задымляя всё помещение. Это нехорошо.
Что ещё заметил из нареканий..
На мой взгляд, даже при полностью открытом секторе поддувала, отсутствует возможность максимальной подачи воздуха у Согры.
На фотографии показан полностью открытый сектор подачи воздуха. При этом из трубы валит довольно плотный дым, что свидетельствует о неполном сгорании топлива.
Если же мы откроем дверцу, обеспечив максимальный приток кислорода в зону горения, то дым пропадает, и из трубы весело шпарит прозрачный поток дрожащего раскаленного "воздуха".
Забегая вперед скажу, что для скорейшего закипания чайника и кастрюль на печке Согра, я частенько был вынужден топить печь с открытой дверцей.
У Согры и так есть свои особенности при растопке, благодаря искрогасителю - её нужно растапливать постепенно подкладывая топливо, и только после возникновения устойчивой тяги можно набивать дровами и закрывать дверцу. А тут ещё ей воздуха не дают нормально глотнуть..
У печки Дюна такого не наблюдается. Дюну можно сразу набить поленьями, сунуть под низ горящую бересту, закрыть дверцу и забыть. Она сама всё сделает и вскоре загудит. Согру тоже так можно растопить, но требуется более трепетное отношение, более рыхлая укладка поленьев, и все равно процесс разгорания идет медленнее и не так устойчив, как у Дюны.
Очевидно это связано с разными объемами топок - у Дюны объем топки поменьше, и площади сечения поддувала достаточно для активного горения при закрытой дверце. А у Согры объем топки на 2 литра больше, а поддувало стандартное, и такой же площади сечения подачи воздуха уже не хватает для "выхода на реданы" )). (Это так некоторые сибиряки говорят, сравнивая активно гудящую и разгорающуюся печку со взлетающим гидросамолетом, выходящим на глиссирование .)
Думаю, было бы полезно доработать систему подачи воздуха Согры, что бы можно было максимально использовать возможности активного горения при закрытой дверце. Про систему подачи воздуха ещё будет сказано и в дальнейшем. Там есть над чем поломать голову и по другим причинам.
По моим наблюдениям печка Дюна более "приемистая", если можно выразится таким термином. Она быстрее разогревается и более активно выделяет тепло, по сравнению с более инертной Согрой.
Вот пример.
После небольшого снегопада на защитных экранах- конвекторах обеих печек лежит слой снега.
При практически одновременном разжигании печек, снег на экране Дюны всегда стаивал быстрее, чем на экране Согры.
И это нельзя списать на случайности - так было несколько раз подряд. Хотя, я вполне допускаю, что основную роль в этом играет форма экрана и расстояние от экрана до корпуса печки. Но, тем не менее, такое вот наблюдение. Дюна всё же более порывиста и горяча, как молодая лошадка.
Ну, а нам пришло время готовить обед. На плоской варочной поверхности Согры прекрасно размещаются две посудины. Вообще, для приготовления пищи, поверхность печки Согра приспособлена хорошо.
А вот на короткой цилиндрической поверхности Дюны помещается лишь одна посудинка, и то не устойчиво. Все наши попытки пристроить туда ещё хотя бы кружку не принесли удовлетворения.
От неустойчивости спасают складные ручки защитного экрана, но не всегда.
Котелок поставить можно, чайник можно, вот таким образом сложив ручки.
А вот миска, например, и другая посуда с дном маленькой площади, ведет себя очень забавно)).
Она дрожит и раскачивается в унисон с ритмом горящего пламени! Прямо вечный двигатель, не иначе)).
Посмотрите забавный ролик - фотография этого не передаст)).
В общем, основное неудобство Дюны - это невозможность надёжно установить сразу две посудины одновременно. Даже при складывании ручек в виде полки, места хватает только для одной посудины, а готовить, обычно приходится в двух посудках.
И стоит эта одна посудина посерёдке, потому что ручки на которые её можно поставить расположены посерёдке. И эта единственная посуда не даёт нормально пристроить вторую, ни спереди, ни ближе к трубе. Пробовал - качаются и валятся иной раз.
Если использовать печку именно в туристических целях, то нужно добиться нормального варианта расположения двух посудин. Это обязательно.
Что бы не удорожать конструкцию радикальными переделками, типа создания плоской варочной поверхности, как у Согры,
я бы предложил всего-навсего добавить ещё одну пару ручек и разместить их равномерно.
Примерно вот так, а ещё лучше, чуть подальше друг от друга разнести:
Возможно все перечисленные замечания, особенно те, которые граничат с откровенными придирками, покажутся мелочами для большинства пользователей. Я и сам за полгода уже привык ко многим моментам о которых сейчас пишу и считаю несущественными.
Но, так как я аккуратно вёл и старательно заполнял дневник тестирования)), придется всем читать любые мелочи, которые я отмечал для себя.
Теперь о приятном. Продолжим тему приготовления еды.
По уже озвученным причинам устойчивости посуды готовить мы предпочитали на Согре.
Готовили что бог послал, как говориться.
В общем, обычное меню сибарита..
Традиционный супчик из красного вина с апельсинами ))
Похлебка из бараньих рёбрышек с рисом в пакетиках.
Иногда сибаритское меню разбавляли разбавляли и более простой пищей. К примеру, я очень люблю примитивный рецепт печеной картошки. К тому же, в плане тестирования у меня стоял пункт "Приготовление пищи в отсутствии посуды".
Здесь главное выбрать температурный режим и хорошенько посолить печку.
(заодно испытаем стойкость нержавейки к агрессивной среде)) )
Ну и ещё важно не забыть вовремя перевернуть ломтики..
Готовили таким образом картошку мы не один раз, и печка была просолена достаточно регулярно.
Воздействие агрессивной среды в виде раствора соли незамедлило сказаться на внешнем виде поверхности.
Нержавейка маленько заржавела .
Согра стала вот такой пятнистой, а Дюна, которую мы не солили, сохранила свой равномерный цвет.
Впрочем, через несколько протопок печки опять сравнялись цветом. Я так думаю, что это тоже мелочи. То ли ещё будет?!
Я же планирую оставить Согру в своей яме-схроне, прикопав. Там в этой яме сырость и довольно агрессивная среда. Почему то аллюминиевые котелки прогнивают за 3-4 года.. посмотрим, как перенесет это издевательство металл, из которого Мобиба делает свои печки.
Вот таким образом мы и проводили время, малодушно откладывая главное испытание на потом. А главной задачей, как я говорил, было попробовать переночевать на улице используя обе печки вместо костра.
Да вот незадача.. на улице то было 22 градуса мороза )).
При этом, я бы не сказал, что печки "пышат жаром", и даже находясь в непосредственной близости от раскаленной Дюны, было откровенно прохладно.
Когда же, когда моя старенькая собачка Чернушка стала понимать к чему идет дело, она так выразительно на меня посмотрела...
"Хозяин, ты что задумал? Ты и меня хочешь без костра оставить?"
Разумно предположив, что с ума сходить не стоит, и что результат в виде 4-х промороженных "подснежников"известен заранее, мы не стали даже пытаться.
Нет, действительно. Ни в какое сравнение с открытым пламенем костра, печки защищенные экраном-конвектором, не шли. Отодвинулся от железки - и уже холодно.
Но отступать мы не привыкли, и отказываться от планов не в наших правилах. Тем более, что и самим было интересно приобрести опыт зимней ночевки имея аж две печки-буржуйки.
Поэтому было решено соорудить какое-нибудь укрытие, что бы создать замкнутое пространство и дать печкам работать по своему прямому назначению - обогревать помещение.
Я, конечно, изначально сомневался в успехе такого мероприятия, как полноценная замена открытого огня печками. Тут семь пядей во лбу иметь не обязательно. Поэтому заранее запасся укрывочным материалом. Кроме того, перед самой поездкой, я насмотрелся роликов "Адвоката Егорова", с его лесным куполом )).
И возникла у меня мысль совместить полезное с приятным - использовать стрейч-плёнку в качестве укрывочного материала для зимней стоянки.
Стали мы строить себе халупу.
Построили нары. Специально сделали одни повыше, другие пониже. Догадайтесь для чего?
Обтянули всё сооружение стрейч-плёнкой, что бы укрыться от ветра.
Однако всё равно холодно...
Тогда решили вообще закрыться со всех сторон.
Вот так стало заметно теплее!
Но у меня глубокое подозрение, что теплее стало от того, что на улице неожиданно потеплело чуть ли не до нуля градусов )).
Пришла оттепель. Природа сжалилась над бедным Айно.
К ночи, наше сооружение выглядело вот так. А потом мы ещё и вход плёнкой затянули.
Ну, что сказать? Потеплело ровно настолько, что можно было снять куртку, надеть флисовую пижамку, и спать укрывшись спальником.
Но жарко всё же не было, это точно.
Честно говоря даже самому странно. На улице капель. Может из-за сырости, повышенной влажности?
Потом я ещё экспериментировал.
Взяли обе печки запихнул под нары!
Коврик с нар - долой, что бы тепло от печек поднималось непосредственно под спину, сквозь жердяной щелястый настил.
Спать стало не в пример теплее.
Трубы печек, лежащих на боку, выходили через стену вбок. Печки при этом работали нормально.
Неудобно было лишь подбрасывать очередную порцию дровишек.
На этом, добившись всё-таки основной цели, я решил успокоиться и заняться следующим, важнейшим, этапом.
Определение времени максимального горения печей "Согра" и "Дюна" в экономичном режиме.
Пожалуй самый интригующий вопрос - "Сколь долго может гореть печка-экономка от Мобибы на одной закладке дров?"
Вот сейчас и будем пытаться получить на него ответ.
Подойти к этому нужно обстоятельно.
Печки вычищены и готовы к очередному испытанию.
Заготовлены чурбачки из сухостойной сосны. Влажность приемлемая. Вроде и сухие, но не настолько, что бы сгореть чересчур быстро.
Наколем полешки одинаковой толщины.
Всё готово к испытаниям. На одну закладку в каждую печку помещается 7 поленьев. Восьмое приготовил на всякий случай, оно уже не поместилось.
Весь процесс у меня заснят на камеру и представлен в виде 10 минутного ролика.
Для тех, кто не имеет возможности просмотреть видеоматериалы, сообщаю результат теста:
Согра тлела - 11 часов.
Дюна тлела - 12 часов.
Разумеется, на последних часах тления температура печек была не высокой и печки не могли обогревать какое либо помещение. Но сам факт столь длительного горения меня порадовал. Забегая вперед скажу, что это оказалось очень удобно весной в избушке. Просыпаешься в тепле, и печку заново разжигать не нужно. Набил дровами по новой, попил чаю и в лес. Вечером приходишь и опять не надо возиться с растопкой - в печке ещё угли, в землянке тепло. Удобно.
Краткие выводы по зимним испытаниям и "пожелания трудящихся":
1. Герметизация топки у обеих печей недостаточна для возможности быстро затушить печку путем перекрытия доступа воздуха. Следовательно, для достижения максимального эффекта экономичного горения герметизация так же недостаточна и потенциал конструкции используется не на все 100%.
2. Для повышения эффективности активной фазы горения, и упрощения разжигания печки Согра, необходимо увеличить площадь сечения системы притока воздуха.
3. Сумку-чехол для печки желательно снабдить лямкой через плечо.
4. Для переноски поставляемой печки в заводской упаковке желательно иметь подобие ручек.
5. Для транспортировки печки в сумке-чехле очень полезно иметь заглушку для отверстия куда вставляется дымоход.
Эксплуатация в полевых условиях. ВЕСНА.
Продолжение следует.
Последнее редактирование: