Ветер, Тебе интересно почему так сильно отличаются мои впечатления от Жениных.
Я уже сказал о главных причинах - что мол все люди разные. Тем не менее, зная что Женя-Ямал не соврал ни слова, мне самому уже интересно найти способ объяснить столь разных точек зрения.
Здесь я не хочу претендовать, на абсолютную истину, но мне кажется, что я всё же окажусь прав.
Для начала, мне кажется стоить глянуть, где находится собственно п-ов Ямал, а где находится Пуровский район. Грубо говоря это около 700-1000 км "по воздуху". Само по себе расстояние ничего не говорит, но всё же..
Еще можно заглянуть в Википедию и поглядеть данные плотности населения.
Ямальский район - 0,11 чел на кв. км
Пуровский - 0,48 чел. на кв. км
Народу больше чем в 4 раз в Пуровском. Это тоже не сильно объясняет, но уже говорит о том, что люди в несколько раз чаще встречаются друг с другом, и ценность встречи людей в чистой тундре уже не имеет столь важного для них значения.
Вот это уже важно! Тяги к этим встречам у жителей Пуровского района гораздо меньше, соответственно и доброй расположенности к друг другу поменьше.
Если сравнивать состав населения двух районов по национальному признаку, то увидим, что на п-ве Ямал, о котором я так часто рассказываю, ненцев 68%, а русских 24%.
В Пуровском же районе, где случилась трагедия, ненцев всего 5%... (остальные инородцы очевидно не учитываются) Но факт тот, что в Пуровском русских проживает гораздо больше чем на Ямале, этого уже достаточно для того, что бы представить о степени утери самобытности и полной зависимости оленеводов от цивилизации.
Я мог бы привести гораздо более наглядный пример, понятный всем - почему буквально вся Россия сейчас не любит москвичей, а не так давно и питерцев стали недолюбливать? Я считаю, что из-за тех особенностей, которые характерны жителям мегаполисов, а именно - отчуждению от ближнего своего. В частности - чванство.
Хороший пример можно видеть в каком нибудь автобусе заштатного, богом забытого города. Люди едут битком, но при этом часто слышатся шутки-прибаутки между совершенно не знакомыми людьми. Обстановка тесная, но не гнетущая и даже веселая бывает. лёгкая какая-то.
А что твориться в московском транспорте в час пик? Люди злые становятся, усталые, измученные, любят только себя и не дай бог толкнуть соседа..
В общем, я как мог предположил причину столь разного поведения аборигенов, описанного Женей-Ямал и Витей - Айно)).
Ни тот, ни другой, не согрешил против истины.
Принцип у них есть в тайге/тундре - находка не воровка
Очень хорошо Женя-Ямал обозначил ))). Невнимательный читатель может и не обратит внимание на слово "находка" )), а оно , между тем, ключевое.
Присвоить себе чужую вещь можно по двум причинам - или
нашел, или "
очень нада , аднака"!
(Ни разу не слышал от жителей Зап. Сибири этого слова "однако" в качестве приговорки, кстати, но уж больно хорошо передает психологию, аднака..)
Где-то читал байку или быль:
Едет ненец по тундре, видит халупа стоит одинокая.. печки нет, дров нет, холодно..
Отодрал доску от нар, развел рядышком костерок, чаю сварил согрелся. Тут его совесть заела - нацарапал хозяину записку на бересте "Прости, замерзал - оторвал одну досочку. Подпись: Илья Вануйто".
Следом подкочевал через недельку его соплеменник. Эх, какими досочками хорошими обшита халупка.. на пол в чуме постелить - любо дорого будет... А записку зачем оставлять - Илюха то сосед уже всё объяснил)).
Стоит ли говорить, что за этим аборигеном ехали его многочисленные родичи, у которых в чуме тоже не было зимнего пола..
Короче, когда хозяин балка приехал по весне пострелять гусей, то обнаружил аккуратно спиленные столбики фундамента по уровню снега, с прибитой берестой-записочкой, от совестливого Илюши Вануйто
. Думаю, у этой байки уже есть многочисленные вариации, но смысл понятен - "очень нада, аднака" )).
А воровством они считают кражу вещей из "зимних нарт" оставленных в тундре. Вот это по их мнению воровство)), а остальное "очень нада".
Кстати, он с тем же успехом, будет требовать нужную ему вещь и в присутствии хозяина так сказать. Придет в гости, увидит свежие батарейки или инструмент - подари мне. И иногда может даже обидеться, если не поделился.
Я ради интереса попробовал вести себя так же и попросил прямо и в наглую подарить мне нож. Подарили.. но правда со скрипом и душевными метаниями
.
Есть возможность отверни, им тоже лишняя встреча без надобности, ... к стойбищу без нужды не подъезжай, объехать дешевле выходит.
Вот тоже очень интересный момент в расхождении взглядов, потому что я говорил с точностью до наоборот)).
Но и тут надо представлять о чем идет речь.
В Пуровском районе, по сравнению с Ямальским, автомобильных и железных дорог "просто завались"... (Это если учесть, что на Ямале нет ни одной дороги, кроме недавно построенной железки))).
И эти оленеводы частенько ставят свои стойбища прямо около этих дорог, постоянно контактируя с людьми. Поэтому необходимости обязательно заходить в гости за новостями нет никакой, и лишние посещения действительно не дают работать.
Помнишь я описал случай,
http://piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=39285&p=1903640&viewfull=1#post1903640
когда после падежа оленей на левом берегу Юрибей скопилось много оленеводов, не имеющих сил кочевать дальше? Я тогда не только в гости ходить, ну уже и прятаться был готов от всех проходящих, проезжающих и проплывающих мимо)).
Здесь, думаю, Женя написал по той же причине.