jeri
Старейшина
- С нами с
- 24/08/05
- Постов
- 3 543
- Оценка
- 1 398
- Живу в:
- Гатчина
- Для знакомых
- Виктор (на ты)
- Охочусь с
- 1988
- Оружие
- ТИГР, МР-153
- Собака(ки)
- Лайка ЗС Бард - убежал, очень жалею... Фокстерьер(гш) Карица
Не помню где нашёл, но гдето в интернете и давно.
Есть в форумах тема про охотничью этику, но здесь намного расширенней и глубже - прочтите.
Охота - как активный отдых и хобби
Охота – в цивилизованном значении этого слова – это активный отдых, требующий хорошей сноровки, терпения, физической подготовленности, меткой стрельбы и соблюдения охотничьей этики. В последние годы в России охота стала новомодным развлечением, хобби, способом провести досуг. Однако настоящая охота – это целый мир со своими гласными и негласными правилами и премудростями, и познать его «с кондачка» никому не удастся. Для тех же, кто готов долго и терпеливо осваивать премудрости охотничьего дела, охота станет настоящим отдыхом для души.
К основным видам охоты относятся оружейная, псовая и коллективная. Которые, в свою очередь, делятся на огромное количество подвидов, в зависимости от объекта охоты, времени года, условий местности…
Для того чтобы приобщиться к этому активному отдыху, нужно вступить в ряды местного охотничьего общества и сдать охотничий минимум.
Выбор ружья для охоты тоже не простое дело. Прежде чем покупать себе охотничье оружие, следует побывать на разных видах охоты без оружия и только после этого определяться с видом ружья.
Охота – увлекательнейшее занятие, которое позволит вам не только запастись трофеями, но и познакомиться поближе с повадками птиц и диких животных, а также проявить свою сноровку и ловкость.
Традиции и негласные правила охоты уходят корнями в глубь веков. Молодой охотник должен не только неукоснительно придерживаться охотничьей этики, но и следить за ее соблюдением своими коллегами. Только неукоснительное выполнение охотничьих норм и правил, и бережное отношение к родной природе позволит сохранить охотничьи угодья для последующих поколений.
Правила поведения на охоте
Охотничья этика - это кодекс норм поведения и нравственных критериев охотников по отношению друг к другу, диким животным и природе в целом. Охотничья этика - следствие внутренних убеждений; соблюдается она не из страха наказания, а как требование совести.
Бродя по бескрайней степи, углубляясь в лесную чащу или камышовые заросли, охотник, как правило, находится вдали от посторонних глаз. Именно здесь и раскрывается его истинная, скрытая сущность, поскольку в этой обстановке за все свои действия он отвечает только перед самим собой, перед своей совестью. Нельзя требовать от законодательных органов соответствующих статей закона на все случаи жизни, тут дело в нравственном облике самого охотника.
Однако охотничья этика затрагивает не только нравственный облик охотника, но и отражает уровень развития охотничьего хозяйства и охоты в целом. Тот факт, что "братья наши меньшие" являются органичной частью окружающего мира, обязывает нас бережно относиться к ним. А поэтому самым главным, самым важным элементом охотничьей этики сейчас является активное участие охотников в охране живой природы, в обогащении и рациональном использовании ее ресурсов.
Охрана природы - дело огромной государственной важности. Давно пора придать охране природы статус защиты государственной собственности и самым жестким образом пресекать даже малейшие поползновения к ее расхищению. В противном случае наши дети и внуки уже в самом недалеком будущем смогут увидеть куропаток, перепелок и даже зайцев только в зоопарках.
Каждый охотник должен быть подлинным хранителем природы и по-хозяйски относиться к своим охотничьим угодьям. Охотники, редко посещающие эти угодья и практически ничего о них не знающие, ведут себя в них, как посторонние люди: постреляли, распили бутылочку-другую и по домам. А ведь дичь требует постоянного внимания и заботы. Это и защита от хищников и браконьеров, и оказание помощи во время стихийных бедствий, и охрана от агротехнического воздействия (механизации и химизации), от дорожного транспорта и т.д. и т.п.
Особенно сложным является процесс охраны дичи от стихийных бедствий. Крайне тяжело переносят животные суровые зимы с высоким снежным покровом, а также периоды, когда идет дождь со снегом, сильные морозы, снежные бури, гололед и т.д. Много вреда причиняют животным и птицам наводнения, половодье, а также продолжительная засуха, сильная жара и лесные пожары. Без активной помощи охотников штатным работникам охотхозяйств с этими задачами не справиться. Сегодня участие в развитии охотничьих хозяйств и охрана их фауны стали делом чести и непременной обязанностью всех поклонников Дианы.
В настоящее время охоте посвящает досуг огромное количество людей всех возрастов и профессий, которых объединяет любовь к природе. Современный охотник - это закаленный и тренированный боец, способный без особого труда пройти десяток километров по лесу или провести целый день на лыжах, это отличный стрелок, опытный следопыт-разведчик, горячий патриот, знаток и любитель родной природы.
Но, к большому сожалению, в последнее время мы все чаще и чаще встречаемся со случаями, когда отдельные охотники (в основном это касается молодежи) нарушают неписаные охотничьи законы и демонстрируют свою нравственную ущербность. При этом подавляющее большинство нарушителей не являются сами по себе хапугами, им просто незнакомы нравственные критерии поведения на охоте. Что же это за критерии?
Прежде всего, всегда нужно помнить, что охота и алкоголь несовместимы, а охотники, употребляющие на охоте спиртные напитки - это потенциальные преступники! Особенно опасно участие выпивох в коллективных охотах. Они зачастую забывают разрядить оружие, а через какое-то время, считая его разряженным, нажимают на спусковые крючки. При этом обычно страдают окружающие, сами "стрелки", как правило, остаются невредимыми.
Нередки случаи, когда пьяные охотники тонут в водоемах, угорают в избушках, обгорают у костров. Иногда любители спиртного после неудачной охоты устраивают в пьяном виде стрельбу по пустым бутылкам. Результат подобной забавы - ранение, а то и гибель одного из участников таких импровизированных "стендовых соревнований".
Довольно часто между подвыпившими участниками охоты происходят ссоры, которые порой заканчиваются трагически, поскольку в руках у спорящих всегда имеется оружие, а контролировать свои действия должным образом они уже не в состоянии. Чтобы обезопасить участников охоты от подобных "случайностей", нужно вести с любителями спиртного самую решительную борьбу, вплоть до их исключения из охотничьих обществ.
Существенным элементом охотничьей этики является одежда. Здесь нам есть чему поучиться у немецких охотников. Их экипировка всегда выглядит безукоризненно. В отличие от наших соотечественников, обычно одетых кто во что горазд, немец, как правило, одет в униформу темно-зеленого цвета и кожаные сапоги, На голове - шляпа с узкими полями. Немцы вообще любят униформу, ну а охотники носят ее с особым шиком, тем более что саму охоту они всегда рассматривают не как рядовое занятие, а как праздник. Пора бы и нам критически посмотреть на себя со стороны и приодеться соответствующим образом, тем более что сейчас в магазинах продаются охотничьи костюмы на любой вкус. Ватные телогрейки и шуршащие плащ-накидки - это вчерашний день. Они неприлично выглядят и для охоты непригодны.
Несколько слов о влиянии охотничьей этики на решение организационных вопросов. Никакие споры с руководителем охоты как при подготовке, так и во время охоты не допускаются. Всегда должно соблюдаться жесткое единоначалие: руководитель дает указания, а все участники охоты безоговорочно их выполняют. Именно от этого зависит безопасность и обеспечивается успех охоты.
Старшинство на охоте определяется не служебным положением охотника, а его охотничьим опытом. Право выбора места охоты зависит от очередности прибытия охотников на базу. При облавных охотах стрелковые номера, как правило, определяются жеребьевкой. Но бывают и исключения, когда лучшие места на стрелковой линии выделяются гостям или почетным членам общества, а номера, наиболее близкие от транспортных средств, предоставляются пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.
Правомерным также считаются действия руководителя охоты, когда наиболее перспективные номера на стрелковой линии он отдает лучшим стрелкам. Прокладывание первой лыжни, переноску флажков и дежурство по лагерю настоящие охотники всегда делят между собой поровну. Лентяи и "бароны" в компании охотников неприемлемы.
Охотничья этика предписывает всем участникам охоты твердо знать и строжайше соблюдать существующие в данном регионе правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести непримиримую борьбу с браконьерами и их пособниками, быть корректными и вежливыми в обращении со своими коллегами по охоте.
Нельзя занимать чужие шалаши, скрадки и лабазы. Нельзя стрелять дичь там, где нет возможности ее найти и подобрать. Неэтично стрелять зайца на лежке или куропаток и тетеревов, убегающих от охотника по земле. Не допускается стрельба не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Ни под каким видом не трогайте "старку" (матку), которая обычно взлетает первой и, изображая из себя подранка, всегда старается отвлечь внимание охотника от своих птенцов. Ни в коем случае нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний стрелковый номер.
Не нужно возмущаться, когда сбитую, но не найденную дичь, записывают на счет стрелявшего охотника. Позор и грубейшее нарушение охотничьей этики - стрельба по чайкам, певчим птицам и другим живым целям ради забавы или "чтобы набить руку".
Особо следует остановиться на дальностях стрельбы, на стрельбе за пределами надежного выстрела, так как именно такая стрельба приводит к большому количеству подранков, которых затем не удается добрать. Главным образом это касается охоты на уток поздней осенью, когда вдруг налетевшая стайка "северян" начинает кружиться над водоемом, выбирая место для посадки и постепенно снижая высоту полета. Уважайте коллег по охоте и не палите в белый свет, как в копеечку; дайте возможность выстрелить вашему соседу, но уже на убойной дальности. Не жадничайте, ведь за вашими действиями на водоеме обычно наблюдают десятки глаз ваших товарищей, они оценят ваш поступок.
Добор подранков - неписаный закон для каждого уважающего себя охотника. Считается также неприличным, когда более удачливый стрелок, приехавший на охоту в компании, забирает все трофеи себе. Здесь более уместен справедливый товарищеский раздел отстрелянной дичи.
Особую значимость охотничья этика приобретает на весенней охоте. Ее основная заповедь: охоться, но не мешай охотиться другим. Весенняя охота не терпит близкого соседства охотников, так как они непременно будут мешать друг другу, Предположим, что вы скрадываете поющего глухаря, он совсем рядом, но тут гремит чей-то близкий выстрел и глухарь замолкает. Все, охота испорчена! Всегда помните, что неприлично вторгаться туда, где уже обосновался другой охотник. Этот неписаный закон весной особенно ценен. И никакой лепет подошедшего к вам охотника, что, дескать, "в тесноте, да не в обиде" не сможет оправдать его бесцеремонность и хамство.
И еще один момент. Хотя существующими правилами весенней охоты стрельба влет напрямую не запрещена, не стреляйте по налетевшей птице, дайте ей возможность подсесть к вашей подсадной. Это исключит возможность непреднамеренного отстрела уточки, да и сам выстрел по сидящей на воде птице даст вам стопроцентную гарантию на успех.
А теперь несколько слов об этике при охоте с охотничьими собаками. Охота с гончими, как правило, компанейская. В ней вместе с владельцем собаки участвуют еще несколько человек. Никогда не забывайте, что вы - гость, а владелец собаки - хозяин, и следовательно, и распорядитель всей охоты. Не лезьте к нему с советами и указаниями. Он еще накануне продумал все детали предстоящей охоты, и ваши высказывания будут его только нервировать.
Услышав заливистый голос гончака, не бросайтесь со всех ног в сторону гона. Занимая лаз, соблюдайте корректность по отношению к другим членам вашей охотничьей компании. Если прямо из-под ваших ног выскочил заяц, не вскидывайте ружье: настоящий гончатник зверя на подъеме никогда не стреляет.
Охотничья этика запрещает также отстрел гонного зайца из-под чужой собаки. К сожалению, среди охотников бытует ложное представление на сей счет. Многие считают, что если заяц взят из-под чужой собаки, то нужно просто найти ее владельца и отдать ему трофей. А тот, якобы, с благодарностью вручит вам взамен заряженный патрон. Это неверно! Из-под чужой собаки зверя вообще стрелять нельзя! Ведь для подавляющего числа гончатников музыка гона важнее, чем сам трофей, так что не лишайте их этой радости и не торопитесь вручить хозяину собаки кусочек мяса, завернутый в шкурку. На кого нарветесь, а то ведь и по физиономии можно запросто схлопотать. И поделом!
Весьма часто охота с гончими превращается в "охоту за гончими", особенно если это происходит в густонаселенной местности. Ваш долг - вместе с владельцем собак искать их до победного конца. Никогда не уходите с охоты один. Товарищи, обнаружив ваше отсутствие, бросятся на ваши поиски. Помните, с охоты из лесу нужно всегда возвращаться всем вместе.
Если вы отстреляли зайца, то обязательно спросите у владельца собаки, не возражает ли он, чтобы вы взяли его себе. А если вам посчастливилось взять двух ушастиков, а в компании есть неудачник, то отдайте ему одного зайца. Лучше всего сделать это через владельца собаки и не в лесу, а вернувшись на базу, чтобы ни у кого не возникло подозрения, что вы просто хотите избавиться от лишней тяжести.
Буквально несколько слов о таежной охотничьей этике. Раньше, когда охота была средством существования человека, охотничья этика диктовалась суровой необходимостью выжить в неравной борьбе с природой. Особенно это было характерно для малонаселенного севера нашей страны. Именно там зародился обычай не запирать промысловые охотничьи избушки, всегда оставлять в них запас сухих дров, спички и небольшой (аварийный) запас продуктов, чтобы любой случайный путник мог переждать в избушке непогоду, обогреться и утолить голод.
Однако в последние десять лет эта замечательная традиция стала попираться. Нередкими стали случаи, когда незваные таежные гости сжигают дрова, съедают продукты и спокойно уходят, прихватив с собой понравившиеся вещи. Естественно, что теперь охотники-северяне, закончив промысловый сезон, вынуждены либо прятать свое имущество от непрошеных гостей, либо увозить его за десятки километров домой, а осенью завозить снова. И нет уже больше в тайге приветливых промысловых избушек, многие годы дававших приют заблудившимся туристам и геологам. Стало привычным вместо добротных построек встречать грязные, полуразвалившиеся зимовья с сорванными дверями, выбитыми окнами и голыми стенами. О продуктах и сухих дровах и говорить не приходится.
А теперь о самом щепетильном вопросе охотничьей этики - кому принадлежит добытая дичь, если по ней стреляли несколько охотников? Положение осложняется тем, что считается неэтичным спорить по этому поводу. Но ведь должны же быть какие-то критерии, с помощью которых можно объективно определить - кто является хозяином трофея. У нас и за рубежом принято считать, что копытную или другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который первым произвел эффективный выстрел. Но это не аксиома! Бутурлин, например, считал: "Кто остановил, того и зверь".
Поэтому спорные вопросы о судьбе трофея должны решаться в каждом конкретном случае индивидуально.
Что же касается зайцев, уток и другой мелкой дичи, то здесь тоже нет полной ясности, кому принадлежит трофей, если по дичи стреляли несколько охотников. Правда, бытует мнение, что дичь принадлежит тому, после чьего выстрела она перестала двигаться. Однако часто случается так, что "чисто" битая утка, упав на воду, еще какое-то время бьется и кувыркается. Поэтому держите ее на всякий случай на прицеле: а вдруг она оклемается и заспешит к камышам...
Есть в форумах тема про охотничью этику, но здесь намного расширенней и глубже - прочтите.
Охота - как активный отдых и хобби
Охота – в цивилизованном значении этого слова – это активный отдых, требующий хорошей сноровки, терпения, физической подготовленности, меткой стрельбы и соблюдения охотничьей этики. В последние годы в России охота стала новомодным развлечением, хобби, способом провести досуг. Однако настоящая охота – это целый мир со своими гласными и негласными правилами и премудростями, и познать его «с кондачка» никому не удастся. Для тех же, кто готов долго и терпеливо осваивать премудрости охотничьего дела, охота станет настоящим отдыхом для души.
К основным видам охоты относятся оружейная, псовая и коллективная. Которые, в свою очередь, делятся на огромное количество подвидов, в зависимости от объекта охоты, времени года, условий местности…
Для того чтобы приобщиться к этому активному отдыху, нужно вступить в ряды местного охотничьего общества и сдать охотничий минимум.
Выбор ружья для охоты тоже не простое дело. Прежде чем покупать себе охотничье оружие, следует побывать на разных видах охоты без оружия и только после этого определяться с видом ружья.
Охота – увлекательнейшее занятие, которое позволит вам не только запастись трофеями, но и познакомиться поближе с повадками птиц и диких животных, а также проявить свою сноровку и ловкость.
Традиции и негласные правила охоты уходят корнями в глубь веков. Молодой охотник должен не только неукоснительно придерживаться охотничьей этики, но и следить за ее соблюдением своими коллегами. Только неукоснительное выполнение охотничьих норм и правил, и бережное отношение к родной природе позволит сохранить охотничьи угодья для последующих поколений.
Правила поведения на охоте
Охотничья этика - это кодекс норм поведения и нравственных критериев охотников по отношению друг к другу, диким животным и природе в целом. Охотничья этика - следствие внутренних убеждений; соблюдается она не из страха наказания, а как требование совести.
Бродя по бескрайней степи, углубляясь в лесную чащу или камышовые заросли, охотник, как правило, находится вдали от посторонних глаз. Именно здесь и раскрывается его истинная, скрытая сущность, поскольку в этой обстановке за все свои действия он отвечает только перед самим собой, перед своей совестью. Нельзя требовать от законодательных органов соответствующих статей закона на все случаи жизни, тут дело в нравственном облике самого охотника.
Однако охотничья этика затрагивает не только нравственный облик охотника, но и отражает уровень развития охотничьего хозяйства и охоты в целом. Тот факт, что "братья наши меньшие" являются органичной частью окружающего мира, обязывает нас бережно относиться к ним. А поэтому самым главным, самым важным элементом охотничьей этики сейчас является активное участие охотников в охране живой природы, в обогащении и рациональном использовании ее ресурсов.
Охрана природы - дело огромной государственной важности. Давно пора придать охране природы статус защиты государственной собственности и самым жестким образом пресекать даже малейшие поползновения к ее расхищению. В противном случае наши дети и внуки уже в самом недалеком будущем смогут увидеть куропаток, перепелок и даже зайцев только в зоопарках.
Каждый охотник должен быть подлинным хранителем природы и по-хозяйски относиться к своим охотничьим угодьям. Охотники, редко посещающие эти угодья и практически ничего о них не знающие, ведут себя в них, как посторонние люди: постреляли, распили бутылочку-другую и по домам. А ведь дичь требует постоянного внимания и заботы. Это и защита от хищников и браконьеров, и оказание помощи во время стихийных бедствий, и охрана от агротехнического воздействия (механизации и химизации), от дорожного транспорта и т.д. и т.п.
Особенно сложным является процесс охраны дичи от стихийных бедствий. Крайне тяжело переносят животные суровые зимы с высоким снежным покровом, а также периоды, когда идет дождь со снегом, сильные морозы, снежные бури, гололед и т.д. Много вреда причиняют животным и птицам наводнения, половодье, а также продолжительная засуха, сильная жара и лесные пожары. Без активной помощи охотников штатным работникам охотхозяйств с этими задачами не справиться. Сегодня участие в развитии охотничьих хозяйств и охрана их фауны стали делом чести и непременной обязанностью всех поклонников Дианы.
В настоящее время охоте посвящает досуг огромное количество людей всех возрастов и профессий, которых объединяет любовь к природе. Современный охотник - это закаленный и тренированный боец, способный без особого труда пройти десяток километров по лесу или провести целый день на лыжах, это отличный стрелок, опытный следопыт-разведчик, горячий патриот, знаток и любитель родной природы.
Но, к большому сожалению, в последнее время мы все чаще и чаще встречаемся со случаями, когда отдельные охотники (в основном это касается молодежи) нарушают неписаные охотничьи законы и демонстрируют свою нравственную ущербность. При этом подавляющее большинство нарушителей не являются сами по себе хапугами, им просто незнакомы нравственные критерии поведения на охоте. Что же это за критерии?
Прежде всего, всегда нужно помнить, что охота и алкоголь несовместимы, а охотники, употребляющие на охоте спиртные напитки - это потенциальные преступники! Особенно опасно участие выпивох в коллективных охотах. Они зачастую забывают разрядить оружие, а через какое-то время, считая его разряженным, нажимают на спусковые крючки. При этом обычно страдают окружающие, сами "стрелки", как правило, остаются невредимыми.
Нередки случаи, когда пьяные охотники тонут в водоемах, угорают в избушках, обгорают у костров. Иногда любители спиртного после неудачной охоты устраивают в пьяном виде стрельбу по пустым бутылкам. Результат подобной забавы - ранение, а то и гибель одного из участников таких импровизированных "стендовых соревнований".
Довольно часто между подвыпившими участниками охоты происходят ссоры, которые порой заканчиваются трагически, поскольку в руках у спорящих всегда имеется оружие, а контролировать свои действия должным образом они уже не в состоянии. Чтобы обезопасить участников охоты от подобных "случайностей", нужно вести с любителями спиртного самую решительную борьбу, вплоть до их исключения из охотничьих обществ.
Существенным элементом охотничьей этики является одежда. Здесь нам есть чему поучиться у немецких охотников. Их экипировка всегда выглядит безукоризненно. В отличие от наших соотечественников, обычно одетых кто во что горазд, немец, как правило, одет в униформу темно-зеленого цвета и кожаные сапоги, На голове - шляпа с узкими полями. Немцы вообще любят униформу, ну а охотники носят ее с особым шиком, тем более что саму охоту они всегда рассматривают не как рядовое занятие, а как праздник. Пора бы и нам критически посмотреть на себя со стороны и приодеться соответствующим образом, тем более что сейчас в магазинах продаются охотничьи костюмы на любой вкус. Ватные телогрейки и шуршащие плащ-накидки - это вчерашний день. Они неприлично выглядят и для охоты непригодны.
Несколько слов о влиянии охотничьей этики на решение организационных вопросов. Никакие споры с руководителем охоты как при подготовке, так и во время охоты не допускаются. Всегда должно соблюдаться жесткое единоначалие: руководитель дает указания, а все участники охоты безоговорочно их выполняют. Именно от этого зависит безопасность и обеспечивается успех охоты.
Старшинство на охоте определяется не служебным положением охотника, а его охотничьим опытом. Право выбора места охоты зависит от очередности прибытия охотников на базу. При облавных охотах стрелковые номера, как правило, определяются жеребьевкой. Но бывают и исключения, когда лучшие места на стрелковой линии выделяются гостям или почетным членам общества, а номера, наиболее близкие от транспортных средств, предоставляются пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.
Правомерным также считаются действия руководителя охоты, когда наиболее перспективные номера на стрелковой линии он отдает лучшим стрелкам. Прокладывание первой лыжни, переноску флажков и дежурство по лагерю настоящие охотники всегда делят между собой поровну. Лентяи и "бароны" в компании охотников неприемлемы.
Охотничья этика предписывает всем участникам охоты твердо знать и строжайше соблюдать существующие в данном регионе правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести непримиримую борьбу с браконьерами и их пособниками, быть корректными и вежливыми в обращении со своими коллегами по охоте.
Нельзя занимать чужие шалаши, скрадки и лабазы. Нельзя стрелять дичь там, где нет возможности ее найти и подобрать. Неэтично стрелять зайца на лежке или куропаток и тетеревов, убегающих от охотника по земле. Не допускается стрельба не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Ни под каким видом не трогайте "старку" (матку), которая обычно взлетает первой и, изображая из себя подранка, всегда старается отвлечь внимание охотника от своих птенцов. Ни в коем случае нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний стрелковый номер.
Не нужно возмущаться, когда сбитую, но не найденную дичь, записывают на счет стрелявшего охотника. Позор и грубейшее нарушение охотничьей этики - стрельба по чайкам, певчим птицам и другим живым целям ради забавы или "чтобы набить руку".
Особо следует остановиться на дальностях стрельбы, на стрельбе за пределами надежного выстрела, так как именно такая стрельба приводит к большому количеству подранков, которых затем не удается добрать. Главным образом это касается охоты на уток поздней осенью, когда вдруг налетевшая стайка "северян" начинает кружиться над водоемом, выбирая место для посадки и постепенно снижая высоту полета. Уважайте коллег по охоте и не палите в белый свет, как в копеечку; дайте возможность выстрелить вашему соседу, но уже на убойной дальности. Не жадничайте, ведь за вашими действиями на водоеме обычно наблюдают десятки глаз ваших товарищей, они оценят ваш поступок.
Добор подранков - неписаный закон для каждого уважающего себя охотника. Считается также неприличным, когда более удачливый стрелок, приехавший на охоту в компании, забирает все трофеи себе. Здесь более уместен справедливый товарищеский раздел отстрелянной дичи.
Особую значимость охотничья этика приобретает на весенней охоте. Ее основная заповедь: охоться, но не мешай охотиться другим. Весенняя охота не терпит близкого соседства охотников, так как они непременно будут мешать друг другу, Предположим, что вы скрадываете поющего глухаря, он совсем рядом, но тут гремит чей-то близкий выстрел и глухарь замолкает. Все, охота испорчена! Всегда помните, что неприлично вторгаться туда, где уже обосновался другой охотник. Этот неписаный закон весной особенно ценен. И никакой лепет подошедшего к вам охотника, что, дескать, "в тесноте, да не в обиде" не сможет оправдать его бесцеремонность и хамство.
И еще один момент. Хотя существующими правилами весенней охоты стрельба влет напрямую не запрещена, не стреляйте по налетевшей птице, дайте ей возможность подсесть к вашей подсадной. Это исключит возможность непреднамеренного отстрела уточки, да и сам выстрел по сидящей на воде птице даст вам стопроцентную гарантию на успех.
А теперь несколько слов об этике при охоте с охотничьими собаками. Охота с гончими, как правило, компанейская. В ней вместе с владельцем собаки участвуют еще несколько человек. Никогда не забывайте, что вы - гость, а владелец собаки - хозяин, и следовательно, и распорядитель всей охоты. Не лезьте к нему с советами и указаниями. Он еще накануне продумал все детали предстоящей охоты, и ваши высказывания будут его только нервировать.
Услышав заливистый голос гончака, не бросайтесь со всех ног в сторону гона. Занимая лаз, соблюдайте корректность по отношению к другим членам вашей охотничьей компании. Если прямо из-под ваших ног выскочил заяц, не вскидывайте ружье: настоящий гончатник зверя на подъеме никогда не стреляет.
Охотничья этика запрещает также отстрел гонного зайца из-под чужой собаки. К сожалению, среди охотников бытует ложное представление на сей счет. Многие считают, что если заяц взят из-под чужой собаки, то нужно просто найти ее владельца и отдать ему трофей. А тот, якобы, с благодарностью вручит вам взамен заряженный патрон. Это неверно! Из-под чужой собаки зверя вообще стрелять нельзя! Ведь для подавляющего числа гончатников музыка гона важнее, чем сам трофей, так что не лишайте их этой радости и не торопитесь вручить хозяину собаки кусочек мяса, завернутый в шкурку. На кого нарветесь, а то ведь и по физиономии можно запросто схлопотать. И поделом!
Весьма часто охота с гончими превращается в "охоту за гончими", особенно если это происходит в густонаселенной местности. Ваш долг - вместе с владельцем собак искать их до победного конца. Никогда не уходите с охоты один. Товарищи, обнаружив ваше отсутствие, бросятся на ваши поиски. Помните, с охоты из лесу нужно всегда возвращаться всем вместе.
Если вы отстреляли зайца, то обязательно спросите у владельца собаки, не возражает ли он, чтобы вы взяли его себе. А если вам посчастливилось взять двух ушастиков, а в компании есть неудачник, то отдайте ему одного зайца. Лучше всего сделать это через владельца собаки и не в лесу, а вернувшись на базу, чтобы ни у кого не возникло подозрения, что вы просто хотите избавиться от лишней тяжести.
Буквально несколько слов о таежной охотничьей этике. Раньше, когда охота была средством существования человека, охотничья этика диктовалась суровой необходимостью выжить в неравной борьбе с природой. Особенно это было характерно для малонаселенного севера нашей страны. Именно там зародился обычай не запирать промысловые охотничьи избушки, всегда оставлять в них запас сухих дров, спички и небольшой (аварийный) запас продуктов, чтобы любой случайный путник мог переждать в избушке непогоду, обогреться и утолить голод.
Однако в последние десять лет эта замечательная традиция стала попираться. Нередкими стали случаи, когда незваные таежные гости сжигают дрова, съедают продукты и спокойно уходят, прихватив с собой понравившиеся вещи. Естественно, что теперь охотники-северяне, закончив промысловый сезон, вынуждены либо прятать свое имущество от непрошеных гостей, либо увозить его за десятки километров домой, а осенью завозить снова. И нет уже больше в тайге приветливых промысловых избушек, многие годы дававших приют заблудившимся туристам и геологам. Стало привычным вместо добротных построек встречать грязные, полуразвалившиеся зимовья с сорванными дверями, выбитыми окнами и голыми стенами. О продуктах и сухих дровах и говорить не приходится.
А теперь о самом щепетильном вопросе охотничьей этики - кому принадлежит добытая дичь, если по ней стреляли несколько охотников? Положение осложняется тем, что считается неэтичным спорить по этому поводу. Но ведь должны же быть какие-то критерии, с помощью которых можно объективно определить - кто является хозяином трофея. У нас и за рубежом принято считать, что копытную или другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который первым произвел эффективный выстрел. Но это не аксиома! Бутурлин, например, считал: "Кто остановил, того и зверь".
Поэтому спорные вопросы о судьбе трофея должны решаться в каждом конкретном случае индивидуально.
Что же касается зайцев, уток и другой мелкой дичи, то здесь тоже нет полной ясности, кому принадлежит трофей, если по дичи стреляли несколько охотников. Правда, бытует мнение, что дичь принадлежит тому, после чьего выстрела она перестала двигаться. Однако часто случается так, что "чисто" битая утка, упав на воду, еще какое-то время бьется и кувыркается. Поэтому держите ее на всякий случай на прицеле: а вдруг она оклемается и заспешит к камышам...