У меня нет претензий к судьям и организаторам Горки. Где я их оскорблял? Сам формат этих мероприятий убогий. Неубогий формат для меня такой. Собаки выступают на открытой местности (не в кустах и не в ямах), птица равномерно распределена, а не кучкуется в нескольких местах, так что собаки могут показывать широкий и быстрый поиск. Допущены зрители, которые ходят сзади судьи. После выступления собаки судья объявляет оценку ведущему и зрителям, кратко описывает и характеризует работу собаки и обосновывает свое решение. После окончания состязаний, судья проводит для участников и зрителей семинар, на котором зрители задают вопросы по поводу нюансов работы собак, ошибок ведущих. А чтобы задавать вопросы, зрители во время состязаний должны их смотреть внимательно.
Этот подход рассмаривает ведущих и зрителей как активных учасников состязаний, людей способных мыслить и формировать собственое мнение, при этом уважительно относиться к мнению других. Это люди, для которых важен эстетическая сторона работы собак, они стремятся наслаждаться зрелищем их работы. Судья здесь не босс, не начальник, а один из многих преданных делу людей, но с большим опытом. Его задача выявить и показать хороших собак и чтобы все участники убедились, что это действительно лучшие собаки.
Таким образом, в обществе формируется запрос на то какими должны быть собаки, к какому идеалу стремиться. Это в свою очередь, приводит к росту популярности легавых собак, к росту поголовья, расширению питомников, создаёт предпосылки для селекции и улучшения поголовья. В результате все оказываются в выигрыше: больше хороших собак, больше учасников мероприятий, выше профессионализм ведущих.
Состязания, которые проводятся в России и других странах бывшего СССР, прямо противоположны описанному выше идеалу. Здесь не занимаются селекцией собак. Питомники завозят собак из-за границы и размножают их. А состязания используются для получения филькиных грамот, подтверждающих якобы высокое качество производителей. А поскольку зачастую эти собаки не выдерживают никакого сравнения с евпропейскими собаками, состязания проводятся в максимально закрытом режиме. Для участников устанавливаются фильтры, часто дискриминационные, состязания идут таком формате, что непонятно кого испытыаают: легавую, спаниеля или ищейку. Уделяются внимание аспектам, которые не имеют ни эстетического ни практического значения, такого как пресловутая дальность чутья. В результате, итог судейства в форме расценки никак не коррелирует с тем, что могли видеть зрители. Победить может собака, которую ни один из участников не хотел бы потенциально иметь, работа которой ниу кого не вызвала восторг. Именно поэтому не проводятся семинары и судья не обосновывает оценки после выступления каждой собаки, зачастую судья прячет свое мнение за правилами, используя их сложность и противоречивость ("птица бежала от собаки, поэтому дальность на Д-II не засчитывается"). Отчет выглядит как протокол встреч собак с птицами, не содержит описания поиска, стильности движений, охотничьей страсти собаки, роботы ведущего, взаимодействия его с собакой.