• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Чай и напитки наши и наших предков

  • Автор темы Автор темы chayka
  • Дата начала Дата начала
Супруга на меду готовит.

Какие впечатления?

Сбитень от глагола сбивать соединять в целое, с получением нового качества.

Подскажите удачный рецепт и особенно технологию, нюансы.

Собираюсь отрепетировать дома, а потом и на морозце попробовать, на испытаниях котлов самоваров.
http://piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=77766
 
Последнее редактирование:
Какие впечатления?
Борисович, впечатления положительные.
Рецепт у супруги в голове. Даже если последовательность действий описать, то пропорции она все на глаз применяет. По этому....
Знаю делает либо вишнёвый, либо апельсиновый на корках подсушенных. Душицу главное не переборщить - горчить будет.
 
Рецепт у супруги в голове. Даже если последовательность действий описать, то пропорции она все на глаз применяет.
Ох, колдуньи! Приворотное зелье всегда не глазок, да с приговором варят! :)))
За то мы их и ценим, и любим :)))

Может подскажет, Главные моменты; сколько времени мед варить, чего когда закидывать?
Пить лучше горячий или выдержать, охладить?

С уважением, Борисович.
 
Мёд не варят, он теряет свои целебные свойства при температуре выше 60, все специи варятся в 200 мл воды на водяной бане 15-20 мин, затем добавляется 200 гр сахарного песка. все настаивается в течение часа и охлаждается градусов до 50, можно процедить, можно просто выбрать все крупные специи, такие как гвоздика и т.п. только потом добавляется мед, в пропорции 1:1 ( специи на стакан воды - гвоздика 15 шт, корица, лучше измельченная - 10 гр., душица - 5-8 гр, это основа, такие травы как мята, лист лимона, цедра цитрусовых, зверобой - добавляется что-то одно, иначе не будет четкого акцента)
Колдунья печатала))
 
Колдунья печатала))

Спасибо, материальная составляющая понятна, буду химичить.

Между нами, как колдун, колдуну.
А какой мыслеобраз в голове держать, что нашоптывать?
:))

С уважением, Борисович.
 
А какой мыслеобраз в голове держать, что нашоптывать?
)
Песнь напевать старорусскую о дубах колдунах и дубовый веник всё время обмакивать в варево и отгонять любопытных отмахиваясь оным)))
 
Дима 76, Дмитрий, небольшое уточнение можно?
Я небольшой любитель очень сладкого. Вот, относительно рецепта, это произведение надо пить так, как есть или разводить водой? И, как пить надо, горячее или охлажденное?
Пардон, если глупость сморозил.:ag:
 
отгонять любопытных отмахиваясь оным)))

Теперь должно получиться, осталось выбрать менее ценный экземпляр для снятия пробы моего зелья. :)
Пойду закуплюсь инградиентами.

Спасибо Вам за участие, Борисович.
 
Последнее редактирование:
это произведение надо пить так, как есть или разводить водой?
Игорь мы в чай добавляем, очень знаете ли хорошо на морозце выпить, этакий заменитель алкогольного глинтвейна.
Спасибо за участие
Да на здоровье.
О небольшая поправка от колдуньи (хорошо не ведьма). Для питьевого сбитня, есть какой то другой рецепт))
 
  • Like
Реакции: BAMS
Игорь мы в чай добавляем,
Спасибо, понял.
Кстати, о кипрее. Я уже 3 сезона для мамы делаю такой чай сам. Хитрого ничего нет, в соответствующей теме есть технология.
Добавлю здесь одно. Мне не очень нравится иван-чай. Я больше всего люблю крепчайший черный. И, часто, с лимоном. А вот мама моя, ей в этом году будет 80, просто запала на Иван-чай. Так вот, помимо моего чая, она специально перепробовала все чаи, которые продаются, в том числе и "Столбушинский".
По ее словам, ей не понравился ни один. Хотя, до моего чая, она пила какой-то питерский. И, именно из-за него, попросила меня привезти ей иван-чай с севера. Пришлось заняться производством.:ag:
В соответствующей теме немного еще расскажу. А то модератор попеняет мне, если здесь начну.
 
В соответствующей теме немного еще расскажу. А то модератор попеняет мне, если здесь начну.
Расскажите, интересно.
Мы с сыном в этом году сделали на пробу, но спохватились очень поздно, собирали последние листы. То, что получилось на выходе, словами не описать. Очень вкусно.
 
Мёд не варят, он теряет свои целебные свойства при температуре выше 60
Варят. Микроэлименты ни куда не денутся. И потом мед в сбитене просто вместо сахара, которого небыло, углеводы для сугрева. Да и не для лечения его пользовали. Для лечения меда неварёного завались было. Вот тут рецепты сбитней, квасов и пр.(там же где про репу) http://new.rusbani.ru/content/view/1032/849/
 
Последнее редактирование:
(хорошо не ведьма)
Извиняюсь за офф, но ведьма, произошло от сочетания ВЕДающая МАть. То бишь старшая в семье, ведающая всем и обо всём. Это уже потом, при христианстве извратили глубинный смысл этого слова...
А за рецепт - благодарю, покажу своей ведающей, пусть приготовит.
Есть ещё такой напиток как узвар, а проще - компот, готовить можно практически из любых сухофруктов, и даже свежих фруктов и их смесей. Да вот, пожалуйста -
Узвар – традиционный украинский напиток, сваренный из сушеных фруктов, получивший распространение и в России. В старину узвар готовили в основном на Рождество, сегодня же он готовится, продается и покупается в любое время года, даже летом, несмотря на изобилие фруктов и ягод, поскольку у него приятный не приторный вкус, и он хорошо утоляет жажду. В чем польза узвара Для приготовления узвара используются высушенные яблоки и груши, изюм. Дополнительно можно взять чернослив, вишню, курагу, плоды боярышника. Так вот, польза узвара и обуславливается полезными свойствами этих фруктов и ягод. Известно, что в сухофруктах содержится больше микроэлементов, чем в свежих плодах. Благодаря вышеперечисленным составляющим, в узваре при правильном его приготовлении, о котором мы скажем позже, содержатся витамины А, В1, В2, В3, С и очень важные для работы кишечника пектин, клетчатка, полезная для мозга глюкоза. Груши и яблоки, которые обязательно используются для приготовления напитка – это антиоксиданты, поэтому употребление узвара позволяет вывести свободные радикалы из организма. Также замечено, что в зависимости от плодов, дополнительно применяющихся для приготовления напитка, узвар из сухофруктов снимает воспаление, укрепляет иммунитет, повышает гемоглобин, способствует улучшению работы кишечника и ЖКТ в целом, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также тонизирует, выводит соли и «вредный» холестерин. Тем, кто хочет наладить работу кишечника, в узвар надо добавлять чернослив; тем, у кого снижен иммунитет – боярышник; тем, кто страдает повышенным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями – курагу. Кстати, если приготовите узвар, в котором много кураги, и не подсластите его, получите отличное мочегонное средство с витаминами. Еще узвар известен как средство для борьбы с похмельем – потому что он бодрит, помогает избавиться от скопившихся токсинов. Как правильно готовить узвар из сухофруктов Немалую роль играет способ приготовления напитка. Это не обычный компот, который варят некоторое время после кипения воды – узвар снимают с плиты сразу после того, как вода с сушеными фруктами вскипит. Прежде чем сварить узвар, сухофрукты моют при необходимости и замачивают в воде, чтобы они размочились и набухли. О том, насколько замачивать сухофрукты, существует два мнения: можно оставить их на ночь (так делали наши бабушки), а можно всего на 10-15 минут. Пропорции для приготовления узвара: берется приблизительно 400 граммов сухофруктов на 2 литра воды. Сахара на это количество воды нужно взять порядка 250 граммов, а меда – примерно полторы столовых ложки (50-60 граммов). Есть и такой рецепт приготовления узвара, в котором советуется просто залить подготовленные сушеные фрукты кипятком и оставить их под крышкой. Такой способ считается менее «травматичным» для фруктов, они теряют меньше витаминов. Только в этом случае обязательно следует настоять напиток, иначе узвар получится слабым. Заправляют узвар традиционно медом, когда напиток остынет. Те, у кого нет такой возможности, или есть аллергия на мед, могут использовать сахар. Его обычно сыпят в воду перед тем, как она вскипит. Усилить вкус напитка можно при помощи гвоздики, корицы, лимонной или апельсиновой цедры. Что еще важно, узвар обязательно настаивают от нескольких часов до нескольких суток. Причем, чем больше он настоится, тем он вкуснее и полезнее.

Источник: http://www.neboleem.net/uzvar.php

--- Добор поста---

Варят. Микроэлименты ни куда не денутся.
Лучше конечно мёд не варить, потому что кроме микроэлементов, там гораздо больше других пользительных биоактивных веществ. И лучше их употребить в полной сохранности.
 
Древние верили, что сила богов заключается в их пище - амброзии (амвросии).
Она давала всякому вкушавшему ее юность и бессмертие; голуби приносили ее Зевсу; иногда она давалась также смертным любимцам богов, например, Танталу и Ахиллу. Амброзия служила также бальзамом или питьем, сообщавшим красоту телу и предохранявшим его от тления. Но у разных народов были разные представления о том, что конкретно из себя представляла амброзия. Тем не менее расхождения были незначительны и сводились в основном к трем видам продуктов: (1) цветочному нектару, (2) сокам из ягод и фруктов и (3) различным пряностям.

Как вы думаете, что это было на самом деле? Я вам подскажу - цветочный нектар+сок+пряности - и мы получаем питный мед!

Некоторые исследователи утверждают, что именно мёды были первым хмельным напитком человечества. Что, впрочем, очень логично - в натуральном меде уже есть дикие дрожжи. И только слишком высокая концентрация сахара и низкая влага не дает меду забродить самому по себе. Так что для приготовления самой простой медовой бражки достаточно просто добавить в мед воды. И ВСЕ!

Неудивительно, что этот напиток изготовляли почти все древнейшие народы Европы: пикты и валлийцы в Британии и Шотландии, древние германцы и скандинавы, древние греки и литовцы времен Гедимина, славяне, мордва. Почти у всех эти напитки носили сходное название: у греков - "меду", у славян - "мед", у германцев - "меет", у норвежцев и шведов - "мьод". Интересно, что это интернациональное название напитка-меда не совпадало с национальными названиями натурального пчелиного меда!

К сожалению, сегодня в России этот древнейший божественный напиток просто забыт. Даже в википедии, в русской статье Мёд (напиток) написана полная ахинея в стиле "вино бывает четырех видов: слабым, французским, мокрым и вермутом".

Питный мед так прочно забыли, что даже маститые исследователи зачастую пишут чушь. Мол, главным достоинством настоящего питного меда было то, что в него не добавляли воды!

Ну да, ну да - а ничего, что в самом меде 20% воды? И ничего, что при такой концентрации сахара дрожжи просто не могут жить? Процесс брожения возможен только при разведении одной части меда половиной части воды - так получаются самые дорогие и благородные "мёды полтораки", еще называемые королевскими. Чистый мед слишком густой и сладкий для нормального брожения.

Так что качество и род питного меда зависит от пропорций разведения его водой для сусла.

Традиционно меды делятся на:
Полуторные (королевские мёды) - одна часть меда на пол части воды
Двойные - одна часть меда на одну часть воды
Тройные - одна часть меда на две части воды
Четверные - одна часть меда на три части воды​

Вот какую запись в своих воспоминаниях о путешествии по земле Московской оставил Олеарий о традиционном русском тройном меде: “Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим образом. Прежде всего спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду, затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, или отделенного от воска, пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2, или 3 кувшина воды, смотря по тону, предпочитают ли сладкий или крепкий мед. Затем бросают сюда кусочек пожаренного хлеба, на который намазано нежных и верхних дрожжей, когда начнется брожение, хлеб вынимается, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней. Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают в бочку завернутые в лоскутах материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей.

Тут надо понимать, что эти пропорции разведения меда - не только от скупости. От этих пропорций зависит, насколько сладким будет получившийся питный мед.
Как известно -1 часть сахара дрожжи превращают в 0,6 частей спирта. Мед состоит примерно из 75% сахаров и 20% воды. Дрожжи сами себя убивают при 15% спирта. И вот что получается:

Четвертной мед - дрожжи перерабатывают весь сахар на спирт и его не хватает даже до максимально возможной концентрации спирта, при которой дрожжи убивают сами себя - напиток легкий и кисловатый (крепость меньше или около 10%).

Тройной мед - концентрация сахара при таком разведении меда оптимальная. Дрожжи успевают переработать почти весь сахар и достигают максимальной концентрации спирта. Напиток получается не очень сладкий и максимально крепкий (около 15 градусов)

Двойной мед - концентрация сахара уже большая для дрожжей. Брожение не такое интенсивное, занимает много времени, и напиток получается сладкий.

Полуторные (королевские мёды) - брожение на грани. Очень тяжелое, долгое, и дрожжи перерабатывают только небольшую часть сахара. Чтобы такой напиток приобрел благородный насыщенный вкус, его надо выдерживать в дубовых бочках десять и больше лет.

Как видите, все довольно просто. Есть еще деление на меды сытные или не сытные. Это просто значит, что при разведении меда его в одном случае нагревают до кипения, а в другом - нет. Сытными или нет могут быть все виды меда - и тройные и полуторные.

При разведении мед варят из очень простых соображений. В меду очень много разных компонентов и даже мельчайшего мусора, которые при брожении могут привести к порче питного меда. Нагреванием мед просто стабилизируют, а все лишнее просто снимают с пеной при варке. Естественно, мед, который не нагревают при разведении, намного более ценен и полезен. Но также он более капризный и дорогой.

Но все достаточно просто - никакой особой путаницы, как можно подумать, читая русские источники, нет. В эти основные виды медов еще добавляют всякие приправы, хмель, соки и ягоды. Но это по сути только ароматические добавки - и выводить из них другие виды медов, по моему скромному мнению, неправильно.

Вот посмотрите на этот польский питный мед: 164878_original.jpg166128_original.jpg
Что мы тут видим? Мед полуторный - значит, сладкий и выдержаный для ферментации минимум 10 лет в дубовых бочках. Этакий коньяк среди натуральных мёдов.
При этом "Miód pitny niesycony" не сытный. Это значит, что мед не нагревали и там остались все витамины и полезные вещества. Берем! Это настоящая божественная амброзия!

Или вот

165607_original.jpg


Тут мед двояк/двойной - тоже сладкий, но не такой изысканный, как полуторный - он вызревает в бочках по 4-5 лет. Но и цена 27 золотых (300руб) - почти в три раза дешевле, чем предыдущий...

Надо понимать - если на меду четко не написано, что он niesycony/не сытный - это, естественно, значит, что мед подогревали. Ничего страшного - но аромат будет немного хуже.
Например, ВСЕ литовские питные меды сытные. Других тут просто нет. К тому же литовские меды ферментируются в цистернах из нержавейки. Что по сравнению с польскими (некоторые из которых вызревают в дубовых все-таки бочках) не очень...

Вообще ситуация с "напитком богов" сейчас странная. В России это по сути не питные мёды. У нас их разводят спиртом, добавляют сахар и всякую химию - в общем, не очем говорить. Тоже самое Белорусия и Украина :(

Польша - вот это настоящая Мекка и мёдная столица, как Франция - для вина. Десятки разных фирм и сотни частных пасек делают сотни видов питного меда. Выбор просто колоссальный. Есть как никчемные смеси на спирту и всякой химии, так и экстра-класс. Королевские полтораки в хрустальных бутылках, инкрустированных золотом, за сотни злотых. Из отборного меда, выдержанные в дубовых бочках десятки лет.
mellis-05.jpg
На любой вкус и кошелек.

Интересная ситуация в Литве.
Литва наряду с Польшей признает питный мед своим культурным наследием, но мед тут средненький, стерильный и неинтересный.

2012bm1i.jpg


Делает литовские питные меды одна-единственная фирма. И все ее меды - это на самом деле один-единственный тройной мед! Просто с разными добавками. А все их разные нектары/настойки и бальзамы - это просто тот же мед в разных степенях перегонки. Некоторые виды дистиллируют до 70 градусов - но это все равно тот же один тройной питный мед, просто перегнанный.

Так что не фонтан, особенно на фоне Польши. Зато тут ЗАКОНОДАТЕЛЬНО определено, что в меде не должно быть постороннего спирта или сахара. Я не шучу - прямо на сайте литовской думы/сейма можно посмотреть законодательный рецепт питного меда :)
Правда, такая законодательная забота не только защищает потребителя от чудовищных подделок под божественную амброзию, как в России, но и выхолащивает и ограничивает производителей. Например, высшей формы амброзии - королевского полторака здесь просто законодательно не выпустить. Как видно выше, степень разбавления меда водой определена в границах от 1 к 1 до 1 к 3 - поэтому полуторные (королевские) мёды, где нужна одна часть меда на пол части воды, просто вне закона :(

Так что без всякого полофильства - если вы хотите попробовать настоящую живую божественную амброзию - вам придется поехать в Польшу
Сам так делаю...:ab:
Что, конечно, немного странно и грустно. Ведь сами поляки всегда признавали, что на Руси питные меда самые лучшие...
Недаром польский классик писал:
„Włoski mieszkańcze! Cóż twoje nektary?
Co twoje wina przed nektarem Rusi?
Wino jest z ziemi błotnistej i szarej,
Miód prosto z niebios spuszczony być musi...”


(Италии житель! Что твои нектары?
Что твои нектары перед нектарами Руси?
Вино ведь из земли болотистой и серой,
Мёд же просто с небес должен быть спущен ...")

источник
 
Последнее редактирование:
Чай.

Чай в России пьют уже лет четыреста, но массово пьют всего века полтора.
В России его употребление распространилось в 16 веке, то есть более чем за сто лет до того, как о нем узнали, скажем, в Англии. С тех пор он стал символом, а иногда и сутью русского застолья. Чаепитие сформировало особый русский быт — долгие разговоры о смысле жизни, дача, соловьи...

И это при том, что в России сейчас чай пить не умеют. Хотя в России есть сейчас всё, необходимое для истинного любителя чая.
Чай в пакетиках - первая ступенька вниз.
В пакетик насыпают чайную крошку, то есть брак. К тому же, клей в бумажной оболочке, растворяясь в кипятке, портит весь вкус.
Всё, это барьер. Дальше - распад культурной матрицы и потеря национальной идентичности, либерастия вместо земли и воли, толерастия вместо цивилизационных табу, мак-дональдс и холливуд и прочие воплощения сатанизма. :ad:

Пристрастие англосаксов к чаю позволило им создать вселенскую империю.
Изобретение же пакетиков привело к её развалу.

Ломоносовский (императорский) фарфоровый завод - единственное предприятие в России, выпускающее изделия из костяного тонкостенного фарфора. В отличие от других видов костяного фарфора (английского, например), этот - более тонкий (специфика технологии) и звонкий, а механически более прочный.

Заварить чай удивительно просто.

Единственное, что здесь нужно — тщательность. Нагрейте фарфоровый чайник, засыпьте в него чай — ложка заварки на каждую чашку плюс ложка на чайник( норма для черного/красного и зеленого чая, для белого, улунов и желтого - в два раза больше)— залейте свежим (неперекипевшим!) кипятком (вода желательно родниковая). Дайте настояться три минуты (зеленому), четыре минуты (черному/красному), пять минут (белому/желтому)(если больше, то напиток будет горчить). Потом размешайте и налейте в чашки.

Пить настоящий чай можно с сахаром. Если вы любите чай по- английски, соблюдайте последовательность: наливайте чай в молоко, а не наоборот. Молоко 4%,подогретое но не кипяченое.

Трудно поверить, что большая часть человечества не способна следовать этим элементарным правилам и пьет бурду вместо того, чтобы наслаждаться феерическим напитком.

Любителям экзотических ощущений можно посоветовать калмыцкий вариант, приспособленный к городским условиям. Заварите очень крепкий черный чай в кипящем молоке (без воды!). Добавьте капельку соли и сливочного масла. Калмыцкий чай прогоняет хмель, что не вредно.

Высший пилотаж - "чай первопроходцев"
wink.gif
:
- смешивается из 3 частей крепкого чая с чабрецом или лианами лимонника, приготовленного урянхайско-забайкальским способом (т.н. "чай -жеребчик"), 1 части меда и 1 части водки и доводится до нужной температуры засыпанием раскаленных в медной плошке на углях/плите, (но не газовой), специальных камешков - кварца, базальтовой гальки и т. п., )

Оптимальный размер для чайных герметичных банок -четверть фунта (125 г)

Использование классических чайников с изогнутым носиком,позволяет кипятить воду до состояния "белый ключ" по звуку .

Чай в России.

К середине XVIII века чай в России употребляли больше, чем в Европе а в Москве больше, чем в Петербурге. Петербуржцы начинали день с кофе.

А я, проспавши до полудня, Курю табак и кофий пью,— писал Г.Р. Державин.

По словам бытописателя Москвы И.Т. Кокорева, чай был пятой стихией жителей Белокаменной. В начале XIX века москвичи предпочитали пить чай из стаканов и многие, как свидетельствует Д.И. Свербеев, с недоверием относились к петербургскому обычаю разливать чай в большие чашки.

Благодаря драматургии Островского, отмечает историк русской кухни В.В. Похлебкин, с последней трети XIX века чай стал считаться в русском народе купеческим напитком, «несмотря на то, что в действительности, исторически он был с середины XVII и до середины XIX века, то есть, в течение 200 лет, преимущественно, а иногда и исключительно, дворянским! Но дворянская литература, как ни старалась отразить этот исторический факт, не преуспела в этом отношении»

Художественная литература, может быть, и не преуспела, а вот мемуарная содержит огромное количество описаний чайного стола, который имел очень важное значение в жизни дворянства. Из мемуарных источников мы узнаем о ценности чая в дворянской среде начала XIX века.

П.П. Соколов, сын знаменитого живописца П.Ф. Соколова, вспоминал: «Чай тогда только что начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным».

Помещицы хранили чай не в кладовой, не на кухне, а у себя в спальне, в комоде.
Е.П. Квашнина-Самарина отмечает в своем дневнике:

«Рассыпали цыбик чаю, присланный от Якова Ларионова, заплачен 525 р.Вышло из оного 57 фунтов чаю, пришелся фунт по 9 руб. 23 коп.В большой ларец, обитой внутри свинцом, вошло 23 фунта. 1 фунт подарен Иванушке.Около полфунта, бывшего с сором, роздано девушкам.Остальной положен в комоде в спальне» (1818г., январь, 21).

Сахар в помещичьей среде был также большой редкостью. Сама хозяйка ведала выдачей сахара.

«Сахар в доме у нас ценился чуть-чуть не наравне с золотом, — вспоминает Д.И. Свербеев, — расчетливая тетушка как бы отвешивала каждый кусочек, запирала его за тремя замками и в ее отсутствие, а иногда и при ней бывало немыслимо достать себе кусочек этого обыкновенного лакомства, которого через несколько лет после у меня на заводе с грязного пола сушильни сметались рабочими метлами целые кучи».

Продукты, сопровождающие чай, были самые разнообразные: сахар, молоко, сливки, варенье, хлебные и кондитерские изделия. Пить чай по-русски означало пить его с едой и сладостями.

П.А. Смирнов в «Воспоминании о князе Александре Александровиче Шаховском» приводит рассказ драматурга о его знакомстве в 1802 году в мюнхенской гостиннице с Гёте. Знаменитый немецкий поэт пригласил князя Шаховского «вечером придти к нему на чай».

«Настал вечер, и после размена разных учтивостей, относящихся к обоим лицам, они вскоре познакомились и занялись толкованием о литературе германской, а в особенности русской. Среди разговора им подан был в самом деле чай, но без обычных наших кренделей и булок. Князь, имея обыкновение пить чай с чем-нибудь сдобным, без церемонии позвал человека и велел ему принести несколько бутербродов или чего-нибудь в роде этого. Приказ был исполнен; вечер пролетел и кончился очень приятно, но каково было удивление князя Шаховского, когда утром ему подали счет, в котором было исчислено, с показанием цен все съеденное им в гостиннице, ибо Гёте отказался от платежа, отзываясь, что он князя звал на чай, а не на требованные бутерброды».

Особенно любили дворяне пить чай с вареньем. Иностранцы с восторгом отзывались о вкусе русского варенья.

Служивший в рядах французской армии голландец генерал Дедем, вспоминая свое пребывание в Смоленске в 1812 году, писал:

«Я ел на ужин варенье, которое было превосходно; судя по огромным запасам, которые мы находили везде, в особенности в Москве, надо полагать, что русские помещики истребляют варенье в огромном количестве».

Варенье было любимым кушаньем русских дворян. На обеде у министра юстиции Д.П. Трощинского «<...> шампанское лилось рекою, венгерское наполняло длинные бокалы, янтарный виноград таял во рту и услаждал вкус; одних варенье в было 30 сортов».

Из воспоминаний А.М. Фадеева узнаем, что даже в буфете петербургского театра среди разных закусок, стоявших на столе, помещалась «огромная ваза, вроде чана, с варением».

Известно, что любимым вареньем А.С. Пушкина было крыжовенное. Н.О. Пушкина, мать поэта, с удовольствием готовила варенье, живя летом в имении Михайловское. «<...> Сегодня я пешком ходила в Михайловское, что делаю довольно часто, единственно чтобы погулять по нашему саду и варить варенье; плодов множество, я уж и не придумаю, что делать с вишнями; в нынешнем году много тоже будет белых слив», — пишет она в августе 1829 года дочери в Петербург.

Наверняка многие хозяйки могли похвастаться вкусом сваренного ими варенья. И не только хозяйки. Князь Д.Е. Цицианов «всегда сам варил варенье за столом в серебряной чаше на серебряной конфорке».

Со времен войны 1812 года широко известен был чай с ромом, неоднократно упоминаемый А.С. Пушкиным:

Оставя чашку чая с ромом, Парис окружных городков Подходит к Ольге Петушков.

В «Старой записной книжке» П.А. Вяземского в разделе «Гастрономические и застольные отметки, а также и по части питейной» помещен такой анекдот:

«Хозяин дома, подливая себе рому в чашку чая и будто невольным вздрагиванием руки переполнивший меру, вскрикнул: «Ух!». Потом предлагает он гостю подлить ему адвокатца (выражение, употребляемое в среднем кругу и означающее ром или коньяк, то есть, адвокатец, развязывающий язык), но подливает очень осторожно и воздержно. «Нет, — говорит гость, — сделайте милость, ухните уже и мне».

Однако следующий анекдот (из рукописей Ивана Маслова) позволяет говорить о том, что чай с ромом был известен в России еще в XVIII веке:

«Известный Барков, придя к Ивану Ивановичу Шувалову, угащиваем был от него чаем, причем приказал генерал своему майордому подать целую бутылку настоящего ямайского рому, за великие деньги от торговавшего тогда некоторого английского купца купленную. Разбавливая же оным чай и помалу отливая да опять разбавляя, усидел Барков всю бутылку, а потом стакан на блюдце испрокинувши, приносил за чай свое его превосходительству благодарение. Почему, измеряясь над оным сострить, предложил ему сей вельможа еще чаю. На сие Барков: «Извините, ваше превосходительство, ибо я более одного стакана никогда не употребляю».

Чай пили как за большим столом, так и за отдельным чайным столиком. Обычай разливать чай за отдельным столом пришел в Россию из Европы в последнюю четверть XVIII века.

«Перед диваном стоял стол замореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе — чайный прибор, продолговатый, с ручкою наверху, самовар красной меди, больший поднос с низенькими, на китайский образец, чашками, масло в хрустальной граненой, маслянице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках», — читаем в повести А. Заволжского «Соседи», опубликованной в «Московском наблюдателе» за 1837 год.

7 сентября 1815 г. помещица Е.П. Квашнина-Самарина записывает в дневнике: «Купить в Петербурге: карту Европы, книгу землеописания России; для чайного стола ярославскую салфетку величиною 1 арш. 10 верш., голубую с белым».

Ярославские скатерти или салфетки (в зависимости от размера чайного стола) были очень популярны в пушкинское время. В XVIII веке, предпочтение отдавалось голландскому столовому белью. В следующем столетии в России начинают производить превосходное льняное полотно. Новгород и Ярославль становятся центрами льняной промышленности. Любопытно, что салфетки для чайных столов были как белые, так и цветные.

Чайный стол сервировался заранее. Удовольствие разливать чай за столом хозяйка могла уступить только взрослой дочери. Чай у Лариных в «Евгении Онегине» наливает гостям не хозяйка дома, а ее дочь Ольга:

Разлитый Ояьгиной рукою, По чашкам темною струсю Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал.

Хороший тон не рекомендовал гостям дуть на чай, чтобы он остыл и пить чай из блюдечка. Рассказывая о нравах иркутских дворян, И.Т. Калашников отмечает:

«Пить чай досыта почиталось невежеством.Старые люди говорили, что гости должны пить одну чашку, три чашки пьют родственники или близкие знакомые, а две — лакеи. Подаваемые сласти брали, но есть их также считалось неучтивостью. Гостья брала их и клала куда-нибудь подле себя».

Трудно сказать, в какое время возник у русских обычай «опрокидывать» на блюдце чашку вверх дном, давая тем самым понять хозяйке, что больше чая предлагать не следует.

«Вторую чашку Лука Иванович начал пить с толком и вдыханием аромата, паром поднимавшегося над чашкой, — читаем в воспоминаниях А.Е. Ващенко-Захарченко. — Переворотив чашку на блюдечке, дядюшка поставил ее на стол, но радушная хозяйка молча принесла третью и просила дядюшку еще кушать».

Накрыть чашку блюдцем также означало, что чаепитие завершилось.

В Европе существовал другой обычай.

Об этом рассказывает в записках А.А. Башилов:

«В Дрездене жил граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Как русскому не явиться к такому человеку? Покойный Александр Алексеевич Чесменский приехал за мною и повез меня к старику. Не могу умолчать вам, друзья мои, что вечер этот чуть не сделался для меня Демьяновой ухой, и вот как это было: расфранченный и затянутый, приехал я к графу; мне тогда было 20 лет, следовательно, и молодо, и зелено. Граф меня очень милостиво принял, и на беду — это случилось в тот час, когда гостям подают чай.
Тогдашний обычай нас, русских вандалов, состоял в том, что, ежели чашку чаю выпьешь и закроешь, то значит: больше не хочу; а у просвещенных немцев был другой обычай: надобно было положить в чашку ложечку, и это значит: больше не хочу.
Вот я выпил чашку и закрыл; минуты через две подали мне другую; боясь отказать человеку, чтоб его не бранили, я выпил и опять закрыл, и уже вспотел, бывши стянут, как я уже выше сказал. О, ужас! Является опять третья чашка; боясь навлечь негодование, как я выше сказал, я и третью выпил.
Наконец, является четвертая; как пот лил с меня градом, я решился сказать: «Я больше не хочу». А он, злодей, желая себя оправдать, весьма громко мне сказал: «Да вы ложечку в чашку не положили».
Тут я уже не только что пропотел, но от стыда сгорел и взял себе на ум — вглядываться, что делают другие, а русский обычай оставить».


Европейский обычай класть в чашку ложечку, вместо того, чтобы опрокидывать чашку, ввел в Петербурге П.П. Свиньин.

«По крайней мере он уверял в этом всех и каждого, и не только словесно, но даже печатно, именно в предисловии к книге, изданной им в 20-х годах, иллюстрированной видами Петербурга», — свидетельствует В.П. Бурнашев.

С европейскими «питейными» обычаями русских читателей знакомил «Московский курьер». На страницах этого издания помещались следующие заметки:

«Знатные люди, или богатые, совсем не пьют чаю или кофе; но шоколад и другой напиток, сделанный из разных пряных кореньев, уваренный вместе с яйцом и сливками, поутру охотно всеми употребляется с сахарными сухарями, которые служат вместо сахару».

В разделе «Изобретения» находим другое сообщение:

«В Швеции продают чай, который не есть чай; в Париже выдумали род сего же напитка и назвали: кофей здоровья, для составления которого употребляют -почти все специи, кроме настоящего кофея. Напиток сей в древности был употребляем греками и состоял из сарацинского пшена, простой пшеницы, миндаля и сахару, смешенного и истертого вместе. Кофей сей потому называют кофеем здоровья, что настоящий поистине может носить имя кофея нездоровья. Желательно знать, так ли будет употреблено здоровое, как употребляли нездоровое».

Однако ни горячий шоколад, ни «кофей здоровья», ни другие модные в Европе напитки не пришлись так по сердцу русскому дворянству как крепкий душистый чай.

Русский караван

Вплоть до открытия в 1869 Суэцкого канала путь чая из Китая в Европу был долгим и многотрудным. Он мог попасть туда по морю (4 месяца по воде, с неизбежной потерей качества, из Кантона, мимо Индии и вокруг Африки) или посуху (около года, через Сибирь или Среднюю Азию, Европейскую Россию и часть Европы, с очень незначительными потерями качества).

Большая часть чая в Европу, конечно, попадала морским путем (такой чай часто назывался кантонским).

Но были крохи — буквально крохи( не более 700 тонн в год) — которые просачивались через Россию.

Чай этот назывался караванным, был лучше (в первую очередь — ароматнее) кантонского и чрезвычайно ценился.

Иногда его, как продукт драгоценный, смешивали с сортами попроще.

После открытия Суэцкого канала морская доставка чая в Европу стала дешевле, да и потери качества стали совершенно неощутимыми — и караванный чай из продукта с вполне определенными свойствами стал превращаться в маркетинговый миф.

К середине XX века чайное мифотворчество в этом направлении окончательно завершилось, и “Русским караваном” стали называть купаж, в который обязательно входит китайский кимун (иногда, очень редко — лапсанг сушонг).

Наличие китайского чая в купаже исторически обосновано — ведь шел-то чай караванами именно из Китая.

Ну а другие составляющие смеси могут быть какими угодно — это уж как решит производитель.

Часто пишут, что именно такой чай был чрезвычайно популярен в среде русской аристократии.

И это уже спорный вопрос — русская аристократия, безусловно, пила почти исключительно китайский чай (другого просто не было), но то, что это был совсем не тот чай, что замешан в пачке с “Русским караваном” — столь же безусловно.
 
  • Like
Реакции: BAMS
Чай, кроме своего, домашнего нигде почти не пью - привык на травках разных. В зависимости от цели "пития", времени года, состояния, и т.д. набор травок разный. Готовим сами с женой, с весны до осени. На фото только часть:
 

Вложения

  • травы.jpg
    травы.jpg
    155,4 KB · Просмотры: 197
пойду достану баночку после бани)))
[h=1]Как самому сделать питный мед[/h]Вот очень наглядное видео со всем процессом.
Как можно заметить - автор делает классический четвертной не сытный мед. Все что надо - это мед, вода и винные дрожжи для белого вина. Очень важный компонент - что он засыпает кружкой. Эти гранулы - это перга. Дело в том, что в меду не достаточно минералов и кислоты для хорошей работы дрожжей. Эсли нету перги/пыльцы - используют ягодный сок, апельсиновый сок или даже лимонную кислоту. Зависит от рецепта главное добавить в мед кислоты и микроэлементов для хорошей работы дрожжей.
[video=youtube;i181_zP1lW8]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=i181_zP1lW8[/video]
Сахара в растворе получается около 20% - переработав его дрожжи дадут 12% алкоголя. Мед получится легкий и совсем не сладкий.
Можно разбавить мед меньше - сделать тройной или даже двойной. Но двойной уже будет тяжеловато - сам процесс брожения запустить уже будет трудно и дрожжи надо будет "закалять в меде" - понемногу добавлять мед в стартующие отдельно дрожжи. Да и созревать такой питный мед будет дольше. Четвертной созревает полгода. Тройной около года. А двойной от двух до 4!
Полуторному (королевскому) вообще надо настроятся лет десять...

В общем, как видите, золотистый напиток который славяне еще тысячу лет назад считали даром богов и солнца - не особо и сложно сделать самому. Вариантов море

Для знающих польский - форум о домашнем медоставе
 
Назад
Сверху Снизу