Oleg7
Завсегдатай
- С нами с
- 14/09/04
- Постов
- 6 767
- Оценка
- 2 170
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Олег
- Охочусь с
- 1976
- Оружие
- имеется
- Собака(ки)
- Осталась в живых одна Rosie
Парная работа легавых, основательно забытая в настоящее время в России, оказывается, достаточно широко распространена во Франции.
Речь пойдет не о собаках, воспитанных со щенячьего возраста вместе, а о взрослых, ранее в группе не работавших. Вряд ли нужно долго объяснять, почему собаке, проохотившейся вдвоем с хозяином два-три сезона, труднее переходить на коллективную охоту в компании со своими сородичами, нежели наоборот - сменить работу в группе на самостоятельную. Да и самому охотнику, чтобы управиться с двумя и более собаками, требуются особые навыки. Помимо вполне очевидных объективных факторов, большое значение имеет и характер четвероногих помощников: завистник, возможно, и заинтересуется стойкой напарника, но только для того, чтобы увести у него из-под носа дичь; властолюбец и гордец способны отказаться от совместной работы: вдруг, не дай Бог кто подумает, что он кому-то подчиняется; эгоист, не повернув головы, просеменит мимо коллеги, замершего на стойке, поскольку до других ему нет никакого дела. В таких случаях и приходят на помощь разнообразные методы дрессировки, позволяющие ослабить или, напротив, усилить те или иные индивидуальные поведенческие особенности животного. Например, частенько приходится играть на стадном чувстве. При этом достаточно лишь поместить собаку в хорошо выдрессированную группу. Такой педагогический прием очень помог одному из моих друзей: его курцхаар не обращал никакого внимания на застывших в стойке собратьев, но после того, как однажды сеттер - ему ассистировали два других сеттера и еще два лабрадора - "зажал" на его глазах вальдшнепа, он что-то, видимо, понял. И у него, можно сказать, проснулся стадный инстинкт.
Бывает полезно показать собаке, не желающей работать в паре, что ей выгодно пересмотреть собственные взгляды. Пускают, например, в поиск опытную собаку, охотно работающую и умеющую продемонстрировать стойку во всей красе. За ней на корде ведут ученицу. Причуянную и отработанную первой собакой птицу отстреливают, но принести ее хозяину заставляют не ее, а вторую. Научившись как следует ассистировать другим собакам во время учебы, ваш питомец сможет потом достойно выглядеть и во время настоящей охоты.
Важно помнить и о следующем правиле: никогда не следует использовать запретительные команды (особенно при помощи электроошейника) с целью обучения собаки "правильному поведению" до того, как она приблизится к своей напарнице, ставшей на стойку. Это можно делать только после того, как она, близко подойдя к первой, двинется дальше или бросится в сторону. Иначе ваш питомец начнет бояться застывших в стойке собак и, едва завидев их, будет норовить ускользнуть от них куда-нибудь подальше. Напротив, если он испытает неприятные эмоции уже после того, как пройдет мимо напарницы, то в следующий раз, вполне возможно, уже предпочтет остаться поблизости.
Четыре этапа
Большинство собак обучается секундиpовать, а затем и помогать своим собратьям за довольно-таки короткий срок при условии, однако, что охота протекает в нормальных условиях, то есть в спокойной обстановке и на местности, где дичь водится в изобилии. Чрезмерное возбуждение, которое приходится нередко наблюдать у собак при коллективном поиске дичи, приводит лишь к развитию соперничества между ними и мешает делу. При охоте в деловой, спокойной обстановке стойка взрослой и более опытной собаки позволяет молодой понять, что впереди находится дичь. Возникает вполне естественная заинтересованность, и это - первый этап. Второй этап: ученик продвигается вперед и поднимает птицу. Третий: он останавливается чуть позже и впереди "учителя". И на последнем этапе обучения собаки учатся работать сообща, по очереди ассистируя друг другу. Для молодой собаки стойка сзади более опытной напарницы становится не выражением подчинения, а просто охотничьим маневром. Постепенно навыки взаимопомощи закрепляются, и собаки начинают работать четко и слаженно.
История из практики
Февраль - идеальное время для охоты по бекасам. Вот мы и отправились в одно вполне подходящее по всем приметам местечко с двумя английскими сеттерами: небольшого росточка двадцатимесячной сукой по кличке Пину, специалистом по охоте на вальдшнепов и фазанов, и сукой Идрен - она и постарше, и поопытней, а кроме того, "на все лапы мастер": может работать и по вальдшнепу, и по бекасу, и по куропатке. Обе собаки ведут поиск дружно, удаляясь от нас на расстояние ста, максимум ста пятидесяти метров. Скачется им легко, поскольку местность открытая, с тщательно скошенной травой, и только многочисленные рвы немного сдерживают их размашистые движения.
Идрен первая обнаруживает бекаса, а вернее, целую группу восемь птиц, схоронившихся в небольшом рву, заполненном водой, доходящей собаке до локтей. Не успел я сделать и двадцати шагов в сторону птиц, как они с шумом взмыли вверх и бросились наутек в разные стороны. Не на шутку разгорячившись, собака азартно бросается за кем-то из них вдогонку, но оступается на кочке. Это явно сердит ее, но в то же время успокаивает, поскольку почти тут же она снова улавливает дразнящий запах и очень уверенно берет на чутье двух бекасов. Я делаю большой круг и останавливаюсь прямо напротив суки. Зажатые с двух сторон птицы наконец взмывают вверх и улетают... поскольку, к их счастью, мы с самого начала заморозков не берем с собой ружей.
Пину тоже без дела не стоит, а находится рядом с Идрен, готовая в любую секунду прийти на помощь. Отлично проявит она себя и в следующем эпизоде, когда, промчавшись стрелой навстречу ветру, вдруг совершенно неожиданно замрет, приняв лежачую стойку. Необыкновенной красоты зрелище! И только после моего вмешательства словно пораженный столбняком бекас взлетает наконец вверх метрах в пяти от собаки. Идрен с большим интересом наблюдает за происходящей сценой и, подойдя на потяжке, встает позади Пину, тоже готовая при первой же необходимости броситься на подмогу. Из статиста она очень быстро превращается в действующее лицо: внезапно обе суки почти одновременно уходят в поиск и через несколько секунд снова замирают перед тремя птицами, спрятавшимися в траве. Но мы подзываем к себе собак и оставляем в покое наших драгоценных бекасов. Пусть себе отдыхают!
Чуть дальше Идрен учуяла еще одну птицу и быстро ныряет в траву. Ее напарница, видя этот маневр, тотчас устремляется за ней. Стоило только Идрен остановиться, как Пину замирает, будто вкопанная, но через несколько мгновений начинает медленно продвигаться вперед и окончательно "успокаивается" лишь в десяти метрах от своей более опытной подруги. А той, действительно, понадобилась помощь: уж больно хитрая птица попалась. Увидев неподалеку от себя непрошеных гостей, она пустилась в бегство, то и дело меняя направление движения, и двум собакам пришлось устремиться за ней на быстрой подводке по следу. Потеряет одна собака след, другая мигом его отыщет. Пройдя таким образом метров двести, вся троица снова останавливается. Птица зажата в клещи и не осмеливается поменять свое пусть и ненадежное, но все-таки укрытие на голую равнину, что тянется впереди нее. Когда я подхожу ближе, птица взлетает вверх, только стреляй! Но ружья у нас нет, и обрадованный фазан-петух торопится поскорее отлететь на безопасное расстояние. Столь быструю и хитроумную птицу с одной собакой, без всякого сомнения, не возьмешь. Тут обязательно требуется вторая собака - ассистент, способная в нужный момент прийти на помощь.
Во время охоты собаки должны работать именно так, и завистливое желание иной собаки опередить свою напарницу и украсть у нее найденную дичь следует пресекать. Польза от такой пары будет невелика. Крупный знаток собак английских пород Поль Гайяр писал в конце прошлого века: "Хорошо дрессированные собаки должны останавливаться одна за другой, но нельзя допустить, чтобы собака, не нашедшая дичь, оставалась далеко позади от своей подруги, замершей в стойке. Она должна обязательно осторожно подойти к ней, чтобы вместе правильно сработать дичь". И чуть позже, описав увлекательную охоту с сеттером на чрезвычайно юркую и увертливую перепелку, добавляет: "Разумеется, если собака не останавливается, заметив стойку своей напарницы, нужно обучить ее этому. Но собака не должна оставаться безучастной к происходящему. Ей следует обязательно подойти к той, что нашла дичь, и в случае надобности помочь ей. Иначе зачем иметь двух собак?" Право, лучше не скажешь!
В качестве заключения отметим, что если речь идет не о полевых состязаниях, а о настоящей охоте, то остановка собак на значительном расстоянии друг от друга в заметной степени снижает эффективность их работы.
Ж.-П. КУМШАСКИЙ (Жуpнал "La Chasse", май 1997 г.), "Охота" 1998 - 4
Речь пойдет не о собаках, воспитанных со щенячьего возраста вместе, а о взрослых, ранее в группе не работавших. Вряд ли нужно долго объяснять, почему собаке, проохотившейся вдвоем с хозяином два-три сезона, труднее переходить на коллективную охоту в компании со своими сородичами, нежели наоборот - сменить работу в группе на самостоятельную. Да и самому охотнику, чтобы управиться с двумя и более собаками, требуются особые навыки. Помимо вполне очевидных объективных факторов, большое значение имеет и характер четвероногих помощников: завистник, возможно, и заинтересуется стойкой напарника, но только для того, чтобы увести у него из-под носа дичь; властолюбец и гордец способны отказаться от совместной работы: вдруг, не дай Бог кто подумает, что он кому-то подчиняется; эгоист, не повернув головы, просеменит мимо коллеги, замершего на стойке, поскольку до других ему нет никакого дела. В таких случаях и приходят на помощь разнообразные методы дрессировки, позволяющие ослабить или, напротив, усилить те или иные индивидуальные поведенческие особенности животного. Например, частенько приходится играть на стадном чувстве. При этом достаточно лишь поместить собаку в хорошо выдрессированную группу. Такой педагогический прием очень помог одному из моих друзей: его курцхаар не обращал никакого внимания на застывших в стойке собратьев, но после того, как однажды сеттер - ему ассистировали два других сеттера и еще два лабрадора - "зажал" на его глазах вальдшнепа, он что-то, видимо, понял. И у него, можно сказать, проснулся стадный инстинкт.
Бывает полезно показать собаке, не желающей работать в паре, что ей выгодно пересмотреть собственные взгляды. Пускают, например, в поиск опытную собаку, охотно работающую и умеющую продемонстрировать стойку во всей красе. За ней на корде ведут ученицу. Причуянную и отработанную первой собакой птицу отстреливают, но принести ее хозяину заставляют не ее, а вторую. Научившись как следует ассистировать другим собакам во время учебы, ваш питомец сможет потом достойно выглядеть и во время настоящей охоты.
Важно помнить и о следующем правиле: никогда не следует использовать запретительные команды (особенно при помощи электроошейника) с целью обучения собаки "правильному поведению" до того, как она приблизится к своей напарнице, ставшей на стойку. Это можно делать только после того, как она, близко подойдя к первой, двинется дальше или бросится в сторону. Иначе ваш питомец начнет бояться застывших в стойке собак и, едва завидев их, будет норовить ускользнуть от них куда-нибудь подальше. Напротив, если он испытает неприятные эмоции уже после того, как пройдет мимо напарницы, то в следующий раз, вполне возможно, уже предпочтет остаться поблизости.
Четыре этапа
Большинство собак обучается секундиpовать, а затем и помогать своим собратьям за довольно-таки короткий срок при условии, однако, что охота протекает в нормальных условиях, то есть в спокойной обстановке и на местности, где дичь водится в изобилии. Чрезмерное возбуждение, которое приходится нередко наблюдать у собак при коллективном поиске дичи, приводит лишь к развитию соперничества между ними и мешает делу. При охоте в деловой, спокойной обстановке стойка взрослой и более опытной собаки позволяет молодой понять, что впереди находится дичь. Возникает вполне естественная заинтересованность, и это - первый этап. Второй этап: ученик продвигается вперед и поднимает птицу. Третий: он останавливается чуть позже и впереди "учителя". И на последнем этапе обучения собаки учатся работать сообща, по очереди ассистируя друг другу. Для молодой собаки стойка сзади более опытной напарницы становится не выражением подчинения, а просто охотничьим маневром. Постепенно навыки взаимопомощи закрепляются, и собаки начинают работать четко и слаженно.
История из практики
Февраль - идеальное время для охоты по бекасам. Вот мы и отправились в одно вполне подходящее по всем приметам местечко с двумя английскими сеттерами: небольшого росточка двадцатимесячной сукой по кличке Пину, специалистом по охоте на вальдшнепов и фазанов, и сукой Идрен - она и постарше, и поопытней, а кроме того, "на все лапы мастер": может работать и по вальдшнепу, и по бекасу, и по куропатке. Обе собаки ведут поиск дружно, удаляясь от нас на расстояние ста, максимум ста пятидесяти метров. Скачется им легко, поскольку местность открытая, с тщательно скошенной травой, и только многочисленные рвы немного сдерживают их размашистые движения.
Идрен первая обнаруживает бекаса, а вернее, целую группу восемь птиц, схоронившихся в небольшом рву, заполненном водой, доходящей собаке до локтей. Не успел я сделать и двадцати шагов в сторону птиц, как они с шумом взмыли вверх и бросились наутек в разные стороны. Не на шутку разгорячившись, собака азартно бросается за кем-то из них вдогонку, но оступается на кочке. Это явно сердит ее, но в то же время успокаивает, поскольку почти тут же она снова улавливает дразнящий запах и очень уверенно берет на чутье двух бекасов. Я делаю большой круг и останавливаюсь прямо напротив суки. Зажатые с двух сторон птицы наконец взмывают вверх и улетают... поскольку, к их счастью, мы с самого начала заморозков не берем с собой ружей.
Пину тоже без дела не стоит, а находится рядом с Идрен, готовая в любую секунду прийти на помощь. Отлично проявит она себя и в следующем эпизоде, когда, промчавшись стрелой навстречу ветру, вдруг совершенно неожиданно замрет, приняв лежачую стойку. Необыкновенной красоты зрелище! И только после моего вмешательства словно пораженный столбняком бекас взлетает наконец вверх метрах в пяти от собаки. Идрен с большим интересом наблюдает за происходящей сценой и, подойдя на потяжке, встает позади Пину, тоже готовая при первой же необходимости броситься на подмогу. Из статиста она очень быстро превращается в действующее лицо: внезапно обе суки почти одновременно уходят в поиск и через несколько секунд снова замирают перед тремя птицами, спрятавшимися в траве. Но мы подзываем к себе собак и оставляем в покое наших драгоценных бекасов. Пусть себе отдыхают!
Чуть дальше Идрен учуяла еще одну птицу и быстро ныряет в траву. Ее напарница, видя этот маневр, тотчас устремляется за ней. Стоило только Идрен остановиться, как Пину замирает, будто вкопанная, но через несколько мгновений начинает медленно продвигаться вперед и окончательно "успокаивается" лишь в десяти метрах от своей более опытной подруги. А той, действительно, понадобилась помощь: уж больно хитрая птица попалась. Увидев неподалеку от себя непрошеных гостей, она пустилась в бегство, то и дело меняя направление движения, и двум собакам пришлось устремиться за ней на быстрой подводке по следу. Потеряет одна собака след, другая мигом его отыщет. Пройдя таким образом метров двести, вся троица снова останавливается. Птица зажата в клещи и не осмеливается поменять свое пусть и ненадежное, но все-таки укрытие на голую равнину, что тянется впереди нее. Когда я подхожу ближе, птица взлетает вверх, только стреляй! Но ружья у нас нет, и обрадованный фазан-петух торопится поскорее отлететь на безопасное расстояние. Столь быструю и хитроумную птицу с одной собакой, без всякого сомнения, не возьмешь. Тут обязательно требуется вторая собака - ассистент, способная в нужный момент прийти на помощь.
Во время охоты собаки должны работать именно так, и завистливое желание иной собаки опередить свою напарницу и украсть у нее найденную дичь следует пресекать. Польза от такой пары будет невелика. Крупный знаток собак английских пород Поль Гайяр писал в конце прошлого века: "Хорошо дрессированные собаки должны останавливаться одна за другой, но нельзя допустить, чтобы собака, не нашедшая дичь, оставалась далеко позади от своей подруги, замершей в стойке. Она должна обязательно осторожно подойти к ней, чтобы вместе правильно сработать дичь". И чуть позже, описав увлекательную охоту с сеттером на чрезвычайно юркую и увертливую перепелку, добавляет: "Разумеется, если собака не останавливается, заметив стойку своей напарницы, нужно обучить ее этому. Но собака не должна оставаться безучастной к происходящему. Ей следует обязательно подойти к той, что нашла дичь, и в случае надобности помочь ей. Иначе зачем иметь двух собак?" Право, лучше не скажешь!
В качестве заключения отметим, что если речь идет не о полевых состязаниях, а о настоящей охоте, то остановка собак на значительном расстоянии друг от друга в заметной степени снижает эффективность их работы.
Ж.-П. КУМШАСКИЙ (Жуpнал "La Chasse", май 1997 г.), "Охота" 1998 - 4