Блин все таки как было бы интересно сходит туда своими ногами , посмотреть а?
http://www.ermite.ru/2008/08/2008.07.27-Pereval-Dyatlova-Otorten.html#.VW6vjEY-am4
2008.07.27-08.08 Перевал Дятлова, г. Отортен.
Ты просто увлечен, или же поиск и объяснение загадочных явлений стали неотъемлемой частью твоей жизни, история за историей, огромное количество информации, среди которых рано или поздно обязательно встретится информация о трагичном, загадочном и до сих пор полно и убедительно не объясненном происшествии, с девятью молодыми, опытными туристами, 2 февраля 1959 года на севере Урала.
День 0 (26 июля 2008)
г. Екатеринбург. «Группируемся»
Сутки до поезда. Текущий состав - девять человек. Екатеринбургские в течении дня встречают народ из других городов: Ирину из Кировграда, Светлану из Санкт-Петербурга, Олега из Магнитогорска, остальные же кто, к поезду по пути прицепится, а кто сам, своими тропами до Ивделя добирается. Большинство билетов на поезд Свердловск - Ивдель взяты по копиям паспортов в Екатеринбурге – так спокойней, дешевле и организованнее.
Немного гуляем по городу, дозакупаемся. Потихоньку начинают подтягиваться приключения, а именно для Светы, для нее стало большим сюрпризом, что этим летом «погода нифига не летная», и в обе стороны идти придется пешком, узнав подробности нового маршрута и известив об изменениях домашних, мужественно решается идти.
Настроение у всех отличное, продолжаем знакомиться. Ночью перед отправлением совершенно не хочется спать, и это - уже традиция, чтобы потом выспаться в транспорте, а с него уже бодрыми, не теряя времени, двигаться дальше. По снаряжению - у всех все есть, осталось только мелочь распихать по рюкзакам.
Планируемые:
Состав - 9 человек.
Время - 14 дней.
Нитка маршрута: Екатеринбург (поезд) - Ивдель (заброска ЗИЛ 131) - «Брод на Ауспии» (пеший) - «Каска» - «Ложка-Вилка» - «Перевал Дятлова» - г. Отортен - г. Холатчахль - г. Моттевчахль - г. Янывендерсяхал - хр. Маньпупыгнер - г. Янывендерсяхал - г. Моттевчахль - г. Холатчахль - г. Отортен - «Перевал Дятлова» - «Ложка-Вилка» - «Каска» - «Брод на Ауспии» (выброска) - Ивдель (поезд) - Екатеринбург.
Плюс по возможности бонусные точки: «Золотые ворота», «Чистоп», «Ворота Отортена».[/SPOILER]
День 1 (2008.07.27)
«Екатеринбург – Ивдель (поезд)»
День первый!? А с какого момента начинается отсчет!? С начала пешего пути или с транспортного, особенно, если несколько дней в поезде, машине, пароходе, а если люди присоединятся позже, то для них День первый начнется позже!?
Итак – День первый (начнем со старта большей части группы из Екатеринбурга!). Раннее утро, отправление в 04:46 по Москве. Очень выручает Максим, подбросив на своем транспорте до ж/д вокзала все наши баулы, которые заняли все место в машине, лямочно-таскательное рюкзачное счастье немного оттянулось, позволив нам налегке насладиться утренним видом Екатеринбурга, а точнее, метро, но в это время оно какое-то друге…
Этому, уже начавшему тосковать лицу можно завидовать, ведь он не в первом общем вагоне, который не только по номеру первый, но еще и по забитости, зловонии, а через пару часов - еще и температуре.
Тронулись. Кто-то в разных хитрых местах пробует дремать, но главное, сейчас не проспать Диму, который в камуфлированной одежде, со здоровенным рюкзаком, будет штурмовать поезд, причем без билетов (они у нас), на станции в закрытом городе Новоуральск.
Оставшиеся двое участников появятся только в Ивделе.
Необычно долгая остановка в Серове, но 30 минут пролетают быстро, к тому же удивил своим визитом давний знакомый еще с Таймыра, школьный друг Толик. Ему просто позвонили, а он взял и приехал, еще и по городу успел экскурсией угостить…
Итак, первый шаг, Екатеринбург – Ивдель (поезд): 520 км, время пути - 13,5 часов - пролетает быстро.
Все тот же первый День, «Ивдель»
Станция
«Ивдель
» встретила нас заканчивающимся легким дождиком, веселой радугой, а чистый воздух после чудо-вагона казался свежее вдвойне.
Вот мы и на севере Свердловской области. Осталось дождаться Олега и двинуться еще дальше на 160 километров.
У перрона беззаботно гуляла кошка, за что и была тут же приговорена к ласкам.
Две, ничего не подозревавшие лошади, ютившиеся в заброшенном доме, тоже стали предметом всеобщего внимания и не были удостоены разве что аэрофотосъемке.
Обратные билеты заранее приобретать не стали, мало ли сколько продлятся приключения. Уточняем обратное расписание. Ждем Олега.
Андрей с товарищем так и не присоединились, сократив тем самым количество участников с девяти до счастливой семерки.
Итак, состав:
Ирина, г. Кировград,
Светлана, г. С.-Петербург,
Олег, г. Магнитогорск,
Дмитрий, г. Новоуральск.
Илья, г. Екатеринбург,
Иван, г. Екатеринбург,
Саня, г. Екатеринбург.
Заброска. День 1 (2008.07.27-28)
«Ивдель-Ауспия» (ГАЗ-52, ЗИЛ 131)
Не успев нагуляться и до конца размяться после поезда, видим, подъезжает Олег на ГАЗ-52.
Четыре минуты на погрузку, чуть меньше часа на автоэкскурсию по городу (летим с ветерком, трясет жуть, поначалу даже весело).
Заброску «Ивдель-Ауспия» организовывает Олег (МЧС) на видео он в первых кадрах, а на фотографиях его почему то нет), с ним мы потом еще долго будем общаться. Поехалии..
Заскакиваем в местный МЧС, отметиться – маршрут, количество участников, когда вернемся. И вот мы уже в районе Полуночного пересаживаемся на 131 ЗиЛ (появились первые комарики).
Стартуем, тент над кузовом слетает минут через 30 и вся оставшаяся дорога – сплошное наслаждение кабриолетным классом
Вокруг все чаще и больше стали открываться красивейшие виды, иногда машина останавливалась, причем в совершенно не приметных местах, но стоило Олегу или его компаньонам проводить нас сквозь заросли, как за ними открывались скрытые с дороги красивые места.
Карьер как-то называются, но никто не помнит)
Вдали, как раз в нужном нам направлении, горизонт, соединившись с тяжелыми, дождевыми тучами, пока еще совершенно не волновал, даже наоборот, с лучами заката очень даже мило смотрелся.
Лайнер несся по бездорожью, лишь изредка притормаживая перед совсем уж большими кочками, в кабине средние ямки не заметны, зато в кузове складывается совершенно иная картинка, но пока дорога более-менее терпима, Олег выжимал максимум. Попы терпят, привыкают к кузотерапии.
Начались дикие места, проселочная дорога, ни транспорта и, казалось бы, ни души, но, совершенно неожиданно, на дороге показывается компания молодых ребят, как-то странно путешествующих налегке, в руках максимум по футболке, ну и у одного почти полный пак пива, останавливают, просят подбросить. Им в Шипичное (волчья яма, бывшая колония, строили немецкие зеки), нам не по пути – это крюк и потеря времени около часа. Олег - не против, мы тоже, единогласно соглашаемся подбросить веселую компанию.
У ребят получилась не очень красивая история. Их дружбан отвез до озера, а сам, пока те купались, свалил. Пешком же возвращаться, где машина едет час, да еще и ночь уж близится, после романтического купания на озере, - не особо радужная перспектива. Парни предложили компенсировать потерю топливом для машины, Олег не отказался, а мы не отказались от веселой компании, увидеть новое место, послушать интересные истории.
Им очень повезло, что нас встретили, в этих местах машину не часто встретишь, пока ехали, ни в ту, ни в другую сторону не прошло ни единого транспорта. Видно было, что наши новые попутчики чуть больше, чем просто рады перспективе быстрее добраться домой. Познакомились, разговорились, Кирилл рассказал, что у них в деревне есть дед, который видел нечто не объяснимое в небе, по приезду обещал познакомить. Час пролетел быстро, и вот мы уже в Шипичном.
Все повыпрыгивали, кто фоткаться, кто бараки разглядывать, в качестве сувенира была подарена очень старая и имеющая мало шансов что-либо поймать рыболовная сеть, и это стали ее последние приключения, всяко интересней, чем просто гнить на заборе.
Тем временем, параллельно развивалось еще несколько событий. Парни, которых подбросили, разыскали того, кто их кинул и вставляли пендюлей, у него же трясли компенсацию топливом, но не столько, сколько было обещано, а почему-то гораздо больше, что вызвало некоторый негатив – эдакие пиратские действия. Мы же вот-вот должны были пойти искать деда, который видел что-то уфологического характера, но именно в ту сторону, куда нужно было нам, побежали ребята, сопровождающие свои действия однозначными комментариями, что, мол, мы сейчас вернемся и не одни. Тут же было принято очередное единогласное решение забить на деда-космонавта и вернуться к продолжению аттракциона - американские горки.
И вот мы снова, разве что зубами не держимся за борта нашего могучего, временами беспилотного внедорожника (пару раз на ходу, пока была прямая дорога, Олег оставлял свой водительский пост, вылезал из кабины и запрыгивал к нам в кузов, оставляя руль на автопилоте, что в первые секунды вызывало нечто большее, чем просто удивление).
Но все кончалось хорошо, транспорт снова приобретал своего капитана, время двигалось своим чередом, стало прохладно, оделись во все, что было, наступила неизбежная темнота, кочки на дорогах игнорировались чаще, аттракцион принимал новый облик и обороты, ассоциирующиеся уже скорей с корридой, задачей которой было удержаться в кузове и не улететь.
Веселье улетучивалось, Олег это понял и поехал тише, чаще притормаживая, предупреждая сигналом перед большими кочками. Стало гораздо комфортней, чуть укачало, все начали дремать и постепенно засыпать.
Представляете себе сон в бетономешалке!? Так вот, тут картин несколько, тем, кто ближе к кабине прижались, повезло, кто - по середине кузова - меньше, веселей всего в конце. На хороших кочках подлетаешь, и подлетаешь хорошо, сантиметров эдак на пятнадцать-двадцать, приготовиться не получается, ибо сигналы предупреждения сквозь сон не сразу доходят. Так, девяностокилограммовый Дима при таких подлетах несколько раз пятой точкой и всей своей дурью чуть не приземлился на голову Ильи.
Веселуха же в конце кузова выглядела приблизительно так – подлетает все(!!!), все, что не закреплено: вещи, пластиковые бутылки! Итак, на хорошей кочке сонное тело подлетает, в этот момент просыпается и наблюдает как в замедленной съемке все вокруг зависает в воздухе и понимает, что оно тоже в таком же состоянии, по высоте предметов доходит, что висит достаточно высоко и вот-вот ощущение невесомости исчезнет, и все, что успевает сделать сдавшееся притяжению тело, это просто зажмуриться и шлепнуться.
Третий час ночи, сон все-таки победил, но ненадолго.
«Чертов мост»
Все что было дальше, происходило в считанные секунды. Все просыпаются: кто от чего. Одни - от непонятной карусели кузова, другие - от криков, тот, кто еще не успел пробудиться, просыпался на ходу. Карусель не останавливалась, кузов продолжал принимать неестественное положение.
Народ в рассыпную десантируется в разные стороны.
Вокруг борта плотно прижимаются высокие кусты, где мы - не понятно, машина продолжает накрениваться и двигаться назад, в бок, сползая куда-то с горки в тьму леса и либо вот-вот перевернется, либо мощи ЗиЛа все-таки хватит начать выкарабкиваться, но, в любом случае, при таких обстоятельствах просчитать наиболее безопасное направление спрыгивания не реально, оставалось только максимально быстро и далеко спрыгнуть и отбежать в сторону, так все и сделали.
Собравшись на безопасном расстоянии - пересчитались, убедились, что со всеми в порядке. Со стороны стало понятно, что приключилось. Есть такое местечко на дороге, Чертов мост называется, для проезда по нему транспортом совершенно не пригоден, и его все объезжают рядом в брод.
Этот свороток Олег сразу и не приметил, остановился прямо перед разваленным мостом, начал сдавать назад, из за темени начал чуть уходить в сторону, дальше уклон и щебень сделали свое дело, машину начало уводить вниз и вбок. В этот момент народ начал просыпаться и спросонья кто как мог реагировать. Далее лебедка и мощь машины сделали свое дело. Пока приходили в себя, с какого-то перепугу развели аж два костра, с одной и с другой стороны машины. Зачем!? До сих пор никто не помнит, наверное, из-за погоды, пар изо рта, уши мерзнут, зато комаров и мошек нет. Оказалось, что еще и колесо проткнули, парни меняют – МЧС рулит, мы под ногами не путаемся, поддерживаем костер, греемся. На все про все ушло 40 минут.
До места высадки осталось каких-то 15 километров. Потихоньку начинает светать, уже не до сна, ветки деревьев, аркой тесно сомкнувшись над дорогой, зачем-то опускались все ниже и ниже, не давая впоследствии просто поднять голову выше борта. Холод и растительное безобразие заставили всех тесно друг к другу прижаться и распластаться по кузову. Но ненадолго. И вот, спустя 20 минут, Камасутра закончилась и мы на Ауспии.
Итого на ГАЗ-52 и 131 ЗиЛе от Ивдели до Ауспии - 167 км, ушло около 10 часов пути. Стоянка 1. День 1-2 (2008.07.28) «Брод на Ауспии».
Выгрузились в 4:23 утра, день промежуточный, не первый и не второй. Наконец-то земля под ногами перестала трястись и прыгать. Место радует, солнечный рассвет начинает согревать, у главной стоянки стоит палатка, в которой мирно досыпали два парня и девушка. Первоначальные фантазии на тему перекусить и в путь развеялись, нужно было чуть выспаться, так и сделали.
Мы разбили палатку, экипаж корабля, накрывшись шкурами, разместился в кузове.
Самое комфортное место нашел Верный, на теплом капоте Зила, там и спал.
Не успел спящего снять)
Переход 1. День 2. (2008.07.28)
«Брод на Ауспии» – В лесу за «каской»
«Адаптация!»
11:00. Подъем. Спали недолго, но этого хватило.
Автоаттракцион и ночные кульбиты дали о себе знать, отбитые бортами кузова места болят, а это, практически, все тело, это были первые ощущения при пробуждении, но ничего, нужно привыкать, скоро к нытью присоединятся плечи, ноги…
Пока спали, не заметили, как собрались и ушли соседи, жаль, что не пообщались, но ничего, может, еще увидимся.
Олег с коллегами Витей и Виталиком тоже проснулись, быстро, но дружно пообедали.
Подготавливаемся к первому пешему переходу, переодеваемся, из-за не присоединившихся в Ивдели одна палатка оказалась лишней - оставляем ее в нашем могучем Призраке Урале, на обратном пути заберем.
Распутали и подготовили подаренную в Шипичном сеть. Уточнили, когда возвращаемся, договариваемся на обратном пути заскочить на Чистоп, оставили денег, чтобы ребята встретили нас со свежим сюрпризом на свой вкус.
Ну,… До встречи! ииии….
12:00. Старт с Ауспии.
Такая дорога была буквально несколько нано секунд превратившись в тропинку, а потом еще в более узкую тропинку, давая природе возможность создавать более глубокую, сказочно окутывающую атмосферу.
Мох на деревьях нечто невероятное.
Огромный неохватный кап - безграничный простор для творчества)
Через пару часов ходьбы по дороге зачем-то свернули на тропу, которая вскоре кончилась. Очень смешно заблудиться через 2,5 часа после старта. С другой стороны немного прогулялись без тропинок и дорог, так и найти что-нибудь можно – мы же ничего не нашли, просто сделали лишний крюк. Вернулись на маршрут просто, Илья, оставив нас на одном месте, поставил точку на GPS, пошел на разведку, не забыв прихватить рацию и ракетницу (мало ли чего). Так, в 15:42 состоялся незапланированный привал. Дорогу разведчик нашел довольно быстро, всего в 420 метрах от нас, вернулся, передохнул, идем дальше.
Привалы делаем то через час, то минут через тридцать, отдыхаем от пяти до пятнадцати минут время зависит от рельефа перехода, привыкаем, в общем. На привалах кушаем конфетки, Олег нашел первую шишку, вкусно). А тут вообще кедровый рай.
И не только кедровый, кругом много ягод, грибов же, наоборот, не видно, мошкара офигивает от безумного количества вылитых на некоторых из нас «Дихлофосов».
Жарко, взмокли. Как раз пришелся кстати небольшой ручей, после пеших запарок, вода в нем кажется необычайно вкусной и освежающей, перепрыгиваем через него по бревнам.
Большую часть пути дорога от места нашего сегодняшнего старта до перевала Дятлова идет вдоль Ауспии, то удаляясь, то снова приближаясь к руслу.
Характер тропинки переменный, редкая, хорошо проходимая сменяется заваленной стволами деревьев или разбитым земляным месивом.
Каждое такое приближение дарит красивые виды реки, вот и на очередном из них не смогли устоять, сделав не запланированный мини-привал для фото-, видеоконспектирования.
Тут же совершенно неожиданно для здешних мест показался шум двигателя, и еще более неожиданно через минуту показались парни на квадрике, они по руслу гоняли до перевала Дятлова, прямо по руслу реки.
Байкеры оказались земляками, из Екатеринбурга, лагерь у них чуть ниже. Взаимно пожелав удачно пути, распрощались.
Мы же дозаправились холодной, свежей водичкой, догрызли шишку, Иван угостил всех «Кедровыми» конфетками – символично, в тему). Чуть перераспределив вес в рюкзаках девчонок, двинулись дальше.
Приехав в столь дикие места, никак не ожидаешь встретиться с оживленным трафиком и уж тем более наткнуться на какой-либо серьезный лагерь. Таким сюрпризом стала стоянка «Красноречивых геологов», о приближении к которой дала знать табличка, около которой мы с удовольствием пофоткались.
Символика, облачающая лагерь, однозначно передавала настроение авторов.
Наш же путь проходит по единственной тропе в этих местах, которая, в свою очередь, проходит прямо через центр лагеря, прямо под навесом с обеденным столом, за которым в этот момент сидело множество людей.
На вежливое: "Добрый день, мы пройдем!?"... получили лишь, молчаливые, наблюдательные, абсолютно безразличные взгляды. Мы проходим. Лагерь был серьезным, не на один день, о чем говорили несколько деревянных сооружений, вездеход, где-то недалеко работающий генератор, вешалка с пробами…
Какая заманчивая техника...
Еще где-то в этих местах на карте была указана изба, но тратить время на ее поиски не стали… незачем..
18:44:06 «Стоянка – «Каска»
«Каска
» – одно из известных мест для стоянок на пути к перевалу Дятлова. Место обжитое, симпатичное, кем-то оставленные нож, пила и сама каска, удобное костровище. Фотографии этого места будут на обратном пути т.е., не упев мы расположиться на привал, как подошли ребята, возвращающиеся с Мань-Пупыгнера. Сегодня они на одном дыхании долетели от Отортена досюда, у них небольшое опережение своего графика, с гор по спутниковому связались с машиной, лишний день в лесу, видимо, уже был не в кайф.
У них все удалось. Оказалось, это те самые ребята из Перми, с кем задолго до похода мы уже общались по инету, обсуждали вариант с вертушкой. Вот, наконец, лично познакомились. Обсудили некоторые моменты маршрута и снаряги, что пригодилось, а что лишнее, они тоже шли по «лоции», выявили несколько неудобств, поделились правками с нами, спасибо. Погода в горах отличная, только в конце чуть дождика поймали, а до этого жидкость в организмах восполнять только за счет ягод и получалось. Выслушали, запомнили, сделали выводы, попрощались и дальше. Времени уж девять, а нужно еще немного пройти, найти стоянку, обеспечить прочие приятности.
На все ушло часа полтора и вот стоянка, еда, настроение отличное, костер, байки, погода радует, к пол-второму ночи только улеглись.
Так прошел первый день нашего пешего пути, стоянка 2, (2008.07.28) «В лесу за «Каской» - насыщенно, весело, информативно, даже не смотря на смешное пройденное расстояние 16.8 км, - продуктивно.
Переход 2. День 3. (2008.07.29)
«В лесу за «Каской» – «Долина второго истока Лозьвы».
С 7 до 8 утра встаем, завтракаем, готовим закладку.
Как не оптимизировали, все равно оказалось, что взяли много лишнего. Сбрасывали все - часть продуктов, ножи, рем. комплекты. С семерых - целый рюкзак вещей получился. Закопали это добро в 45 метрах от лагеря и тропы. Так провозились до 10 утра, вышли. Через полчаса пути наткнулись на еще одну стоянку, она оказалась гораздо лучше, чем наша предыдущая, чуть-чуть не дошли, да и пофиг, запомним на будущее.
Тут же встретили еще одну группу из Перми, толком не знакомились, пошли дальше.
11:45 - тропа привела на небезызвестную на этом маршруте стоянку «Ложка», с которой из-за деревьев начали проглядываться первые виды перевала Дятлова.
«Ложка-Вилка». День 3 (2008.07.29)
Конечно же без, фотографий не обошлось.
Хотя, теперь ее скорее можно называть «Ложка, вилка, нож и штопор» - эволюционирует. Вдоволь нафотографировавшись, двинулись дальше.
Немного замешкались, проверяем маршрут, тропинка раздвоилась, пошли на разведку, выбрали ту, что со свежими следами сапог и квадрика.
День 3 (2008.07.29) Перевал Дятлова.
И правильно, вскоре начался подъем, все круче и круче. Передышка, высота 606 метров, до п. Дятлова 569 метров.
На подъеме нас встретил маленький зайчик, повезло тебе, малыш, что ты встретился, когда у нас были полные рюкзаки еды, а не на обратном.
14:18:40, монумент «Перевал Дятлова»
Волнующий момент. Каменные останцы. Памятные таблички. Все, как во сне. Неужели, мы здесь? Не верится. Столько читать, слышать, знать об этом месте, и вот мы тут. В воображении мелькают варианты версий тех событий.
Поминаем, оставляем наполненный хрустальный бокал у главной таблички.
Чуть ли не каждый год в окрестностях появляются новые памятные таблички.
Пытаемся сообразить, что здесь где!?
Платка, следы... в принципе если знать, то понятно.
Это гора Холатчахль, вон там у подножья, чуть правее от центра фотографии стояла палатка.
Тот же Холатчахль, но отойдя чуть подальше, по перевалу, в центре кадра - основной монумент. За спиной - продолжение перевала
А вот и продолжение.
И по ближе.
Сверяемся с картами, треком. Начинается первый дождик в этом походе, поднялся ветер. Пошли переждать у ближайших останцев. Даже не подозреваем, что это только начало непогоды. Погода, казалась, играет с нами, дождик как неожиданно начался, так быстро и кончится, – надеялись все. Но не тут-то было. Перевал оказался границей для погоды в этом сезоне.
Перевал как будто говорил: «Собирались изначально ко мне, пришли, оставайтесь, дальше не пущу».
Надели дождевики, двинулись дальше. Дождь усиливался, пришлось чуть перепланировать сегодняшний маршрут, укоротив его, проходим перевал, ищем место для стоянки. Дошли до ближайшего истока какой-то реки. Лес, большой спуск, стоянка возможна, но силы еще есть, пошли до второго, он должен быть за следующим хребтом. Туман, дождь и ветер усиливались. Ноги все сильнее и сильнее утопают в мокром мху. До нужного истока всего 600 метров, круто вниз. Туман чуть рассеялся, впереди показался густой лес, но далеко, чем больше мы сегодня спустимся к комфортным местам, тем больше нужно будет подыматься завтра. Сегодня же нужна не полноценная стоянка, а место переночевать, переждать дождь. Кое-как нашли место с минимумом камней, более-менее ровное, с небольшим количеством кустарников, парой сухих деревцов.
Все здорово промокли и подзамерзли. Быстро ставим первую палатку, девчонок туда, переодеваться, греться. Вторая, третья палатка готовы. Все рюкзаки закидываем во одну из палаток, забираем еду, сухие вещи, спальники и др. необходимое. Дружно, семеро, кое-как умещаемся в одной трехместной палатке, ужинаем сухпайком. Костер не разводили, т.к. дождь, дров дефицит, часть мокрой одежды оставляем на себе, за ночь от тела высохнет. Разбегаемся по палаткам и спать.
Так закончился первый дождливый, холодный, июльский день в горах северного Урала. От стоянки в районе «Каски», через перевал Дятлова до долины второго истока Лозьвы прошли всего 14.7 км - погода немного подправила планы. Итак, стоянка 3, день 3, (2008.07.29-30) «Долина второго истока Лозьвы».
Ночью сильный ветер и склон смешно изменили конструкцию палатки, что привело к протеканию. Спальники начали намокать, Дима спал с ветреной и самой кривой стороны, ему сыро и холодно, сильнее, чем другим. Во сколько-то ночи, он перебрался жить в грузовую, где и оставался до конца похода – все хорошо)
День 4 (2008.07.30). Долина второго истока Лозьвы -Дневка.
Утро. Дождь на улице говорит: "Спим дальше, у вас сегодня дневка, а завтра я, может быть, и закончусь. Ну и ладно, дневка все равно была запланирована, правда, не тут, а дальше, ну да и бог с ним.
Сегодня выходной. Играем палатка на палатку в морской бой по рациям.
Смачно забили трубку ароматным табачком, соблазнились на спирт. Периодически бегаем собирать из котелков дождевую воду – вкусная) Весело.
Захотелось нормально покушать, да и палатку нужно ровнять, разводить костер, доставать воду (хотя и дождевой достаточно).
А туман как бы живой, на месте не стоит, красиво перетекая из долины в ущелье, как бы разгоняясь и переплывая через хребет. Такое впечатление, что туман, облака только с этой стороны гор, а там, с другой, как раз туда, куда нам нужно, возможно, чисто и светло. В любом случае, завтра - в путь.
Все сушатся и греются у костра, разведчики недалеко внизу нашли нормальный источник воды. Все отлично.
День прошел, сегодня все отдохнули, а завтра готовы идти при любой погоде. Сегодня вышел из строя еще один девайс - нормальные, водонепроницаемые, служившие до этого пятнадцать лет часы. Запотели и глюкнули, ну что ж, время…
Переход 3. День 5. (2008.07.31)
«Долина второго истока Лозьвы – Исток Тумпьи. Северный склон Отортена».
Где-то идем,… дождь моросит, мы в облаках. Ветруганище и курумник не дают расслабиться. Видимость маленькая, первый в цепочке не видит последнего, все постоянно следим друг за другом. Регулярно сверяемся с gps, компасом, картой. Через некоторое время начались расхождения, компас показывает одно, gps - другое, сверяемся с картой и через иногда развеивающийся туман пытаемся разглядеть хоть что-то вокруг. Компас шутит, об этом же предупреждает сноска о магнитных отклонениях на карте, сверяемся со вторым gps, определились, идем дальше. Чуть сбились, но ничего, скоро исправляемся, все становится на свои места.
Темп резко отличается от лесного. Столько-то идем, столько-то отдыхаем, в горах - схема другая - идем меньше, отдыхаем чаще. Сменился не только темп, но и виды и находки.
На какой-то из небольших вершин нашли много друз хрусталя – больших и маленьких, чуть порылись, насобирали сувенирчиков, двинулись дальше. Совсем скоро еще одна находка, здоровенные рога, в отличном состоянии, брать на память не стали, лишь сфотографировались.
Дошли до подъема на Отортен, даже в тумане красивое место, неожиданно сквозь матовую пелену показался красивый камень – «Стелс», так мы назвали «Каменного сокола Отортена», а вообще, каждый его назвал по своему.
«Каменный Сокол Отортена». Многие, направляясь к Отортену (с манси Лунт-Хусап-Сяхл — гора гусиного гнезда) со стороны Перевала Дятлова, г. Холатчахль, непременно проходят мимо Каменного Сокола – места, с которого открывается чудесный вид на долину Отортена.
Сокол как бы предупреждает об обрыве, с которого в плохую, туманную погоду можно свалиться, а в хорошую — наблюдать красивейший вид на долину и крутой юго-восточный склон, ведущий к озеру Лунт-Хусап-Тур — озеро гусиного гнезда. Согласно мансийскому преданию, во время Всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один-единственный гусь. О местных, древних мансийских легендах напоминает буквально все, любой камень-останец, особенно, то и дело встречающиеся под ногами друзы кварца – останки хрустального замка — напоминают о легенде про красавицу Аим.
Великан Торев (Медведь), получив отказ Аим, хотел взять ее силой, но она скрылась в замке. Разгневанный Торев позвал своих братьев-великанов, и они двинулись к вершине Торре-Порре-Из. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен. После последнего сокрушительного удара великана замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя. Сама же Аим успела с горсткой воинов скрыться под покровом темноты в горах. Но великаны нашли их. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум (брат Аим) с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, и отбросил он бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупы-Нер (гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (барабан). Впереди —"шаман" с поднятой рукой, а за ним, на некотором удалении, остальные спутники... Но это будет дальше, а пока Сокол у обрыва на подходе к Отортену и….
И не встретил нас Отортен красотой и гостеприимством, скрыв все в тумане – ни озера не показал, ни ворот своих, только с Соколом познакомил, ему охранять клад на обратном пути и оставим.
В тумане очень неожиданно под ногами появляется уходящая в никуда пропасть(кажущаяся).
Где-то внизу красотища. Ущелье, озеро, водопадик, снежники – мы этого ничего не видим, так жаль.
Идем дальше, мы на склоне Отортена. Где-то здесь Ворота.
Покружили, походили...
Их мы тоже не увидели, времени искать нет, а они где-то тут, совсем рядом, в двух минутах от нас, скрываются в тумане. Это мы узнали позже, сравнивая наши фотографии с фотографиями других туристов.
Скоро стемнеет, нужно спускаться и искать место для стоянки. И мы куда-то пошли.
Отличный снежник на крутом спуске, нельзя не воспользоваться)
Кайф, размяли так размяли)... Тут же, прямо на глазах, вдруг резко начал расступаться туман и открыл чудесный вид на долину, лес, исток Тумпьи. К не успевшему перевариться адреналину добавилось лес, вон уже лес, стоянка, костер, тепло и даже немного солнца через какой-то километр.
Перекусили конфетками, снегом и пошли дальше на спуск. Нашли отличное место для стоянки. Огромное количество дров, ровная, мягкая поверхность для палаток, поля ягоды, вода, временами расступается туман и с одной стороны открывается красивый вид на Отортен, с другой - восхитительный закат.
Вдали движется и тает облачная река. Фантастическое место.
Быстро разбиваем полноценный лагерь. Кушаем, сушимся, тепло, время пролетает незаметно, делимся впечатлениями за день, прошли 17,4 км., высота дня 1073, ложимся в четвертом часу ночи или уже утра.
Стоянка 4. День 5 (2008.07.31) «Исток Тумпьи, северный склон Отортена».
Переход 4. День 6. (2008.08.01) - 1 августа 2008 «Затмение»
«Исток Тумпьи, северный склон г. Отортена - Подножье г. Моттевчахль (крайняя точка) - Исток Тумпьи (вернулись)»
Утро.
Ну как утро!?... Последняя фотография была сделана часа в три ночи, так что встали только к обеду и начало затмения, соответственно, проспали. «...Для России и стран СНГ затмение 1 августа 2008 года также является особенным, ибо последующие полвека будут беззатменными. Иначе, с густонаселенной территории нашей страны нельзя будет наблюдать ни одного полного солнечного затмения до 20 апреля 2061 года». Начало по местному в 11:11, максимальная фаза в 12:19 и в конце светопреставления в 13:23. Фото ниже сделано в 12:11, в общем никакого затмения мы не заметили)
И другой ракурс на стоянку.
Проснулись, сушка продолжается, стирка, раз в полчаса на 30 секунд показывается солнце. Поляна взорвалась яркими красками цивилизации.
Растущая рядом береза даже не предполагала, что когда-нибудь станет похожа на новогоднюю елку. Казалось, что даже дикий олень спустился поржать над нашим табором, а не попить к ручью.
Пересчитали продовольствие – много ушло… очень много, из-за непогоды очень увеличился расход энергии, ели больше, плюс не запланированная дневка.
Так же сказалась потеря времени на стоянке за перевалом Дятлова, в ожидании улучшения погоды.
Решили сделать еще один рывок, через непогоду, скользкий курумник и дождь. Если погода улучшиться, все будет хорошо, если нееет…И все же вышли, но далеко не ушли, осилили только 2,4 км. Силы восстановиться не успели. Никто не решался предложить конечной точкой сделать Отортен и возвращаться обратно. Только лишь изредка слышалось – не дойдем, еды не хватит, погода не улучшится.
Света высказала все, что думает о нас, нашем походе и что не мешало бы заказать пиццу, вертолет и кое-кого из организаторов, либо всех вместе взятых. Пиццу и вертолет все поддержали, об остальном задумались.
Пересчитали, подумали – возвращаемся! А как жаль, по хребтам до Маньпупынера каких-то проскакать 50 км. Вернулись на недавно оставленную стоянку, все хорошо, чистенько.
На свои же места поставили лагерь. Стоянка 5. День 6 (2008.08.01) «Исток Тумпьи, северный склон Отортена (снова)»
Сегодня была крайняя точка маршрута. Место, где практически в одной точке сходятся четыре области.
Ну не так чтобы прям в одной точке, находясь в Республике Коми, до ХМАО - 10 километров, до Пермского края - 20 км, очутиться в Свердловской области можно просто нечаянно, выйдя из палатки.
Готовим скромный геокеш. Очень скромный.
Завтра будем проходить Отортен, заложим кеш. Встать планируем в 6, все собрано, только палатки скрутить и старт, снова на Отортен, Перевал Дятлова, и вниз с гор, в леса, где тепло.
Переход 5. День 7. (2008.08.02)
«Исток Тумпьи, северный склон Отортена - Подножье Перевала Дятлова»
Как не собирались выйти рано, стартанули же только в 10:05.
Не успели пройти и километра, как выглянуло солнце, как будто радостно провожало нас – разные мысли крутятся.
Снова открылись потрясающие виды на вершины гор, через которые мы должны были пройти, если бы все же пошли дальше на Маньпупыгнер, но увы.
Дошли до плато под Отортеном, думали, может ворота где-то тут, чуть поискали.
Не нашли, но нагулялись между местных останцев.
Встали на обратный маршрут, дорога кажется легкой и быстрой………….
Только разогнались, нашли удачное место для тайника. Любим мы, путешествуя, геотайнички находить, так-то не играем, но иногда отмечаемся, периодически что-нибуть подкладываем. В этот же раз решили сами заложить тайник, это - наш первый клад
«Сокол Отортена» [PM/13176]».
Где-то в этих краях в прошлый раз сильно отклонялся компас, помним, что стоит доверять gps, но не тут-то было, в этот раз, после сверок с картой и местностью оказалось, что заглючил навигатор – очень удивились, запомнили, первый раз такое.
Туман усилился - первый не видит последнего, хотя цепочка вроде и не растянута.
Снова заглючил gps, компас и оба штурмана, не останавливаемся, остывать не хочется, пока соображаем, что к чему, снова чуть сбились, исправляемся. Очень часто натыкаемся на свежие следы животных - копытных, медвежьих. Что очень забавно дополняет как туманную атмосферу, так и чудеса с gps, компасом. Особенно мурашково смотрелись свежие медвежьи следы поверх наших, где мы проходили полчаса назад (ну это мы как раз чуть промахнулись и пришлось вернуться назад по своим же следам).
На этом интересности не кончились.
Ближе к вечеру наткнулись на очаровательную «Железку», напоминающую фрагмент обшивки какого-то летательного аппарата. Эх, жалко не было с собой дозиметра, ножовки и человека с чемоданчиком)
Ну как нашли. По-любому, ее кто-то до нас нашел, и не факт, что тут. Нашли и притащили на удобное, заметное место.
Ставим точку, запоминаем место. Может, с собой захватить, да ну нафиг... Позже в Екатеринбурге встретимся с исследователями трагедии на Перевале Дятлова, выяснится, что подобные обломки в этих краях уже находили, тем не менее, фотография нашей находки пошла в архив, а нам достались фотографии других.
Побежали дальше. Проносимся мимо Перевала Дятлова. Идем на спуск. Зааайчиик!!!!, зАа..йЙй..чик!!!!???… кис-кис … - нету), и слава богу.
Лагерь ставим на первой же стоянке, ту, которую прошлый раз приметили, очень уж понравилась, но только для простой ночевки, для дневки не особо.
Все как обычно, еды на сегодня хватит с лихвой, скоро закладка, потому не жалели и готовили, не экономя. Чуть просушившись, но совершенно не согревшись, укладываемся спать. Все грезят закладкой с едой, до нее каких то 6 км – там мнооого вкусного.
Странно, но в этот длинный день ни одной группы не встретили, хотя и прошли больше обычного - 24 км. Стоянка 6. День 7 (2008.08.02) «Подножье Перевала Дятлова»
Переход 6. День 8. (2008.08.03)
«Подножье Перевала Дятлова – У притока Ауспии. «Каска»
Утром еще чуть посушились, амм.. ну …. как же не посушиться-то, руки сами тянуться соорудить знамя из носка с палкой, да над костром поразвивать.
Не успели выйти, как на пути стали встречаться группа за группой. Первым был одинокий путешественник... – традиционно перекинулись приветствиями и дальше…
И вот идешь ты уж как неделю, никого, кроме своих, не видишь, большой контраст с городом получается. И тут неожиданно первая живая душа из-за поворота на узкой тропинке в паре метров появляется - самый настоящий афроамериканец, ты стоишь итак в шоке, а тут он еще и на идеальном русском с тобой здоровается. Куда спустились – фиг знает).
Вслед за ним появился знакомый нам Юрий Кунцевич из УПИ Екб и еще много людей, которые до сих пор занимаются загадкой трагической гибели группы Дятлова, в том числе Анатолий, участвующий в поисках группы в далеком 1959 году.
«Жаль что встретились на промежуточном переходе, а не на стоянках, и им и нам нужно было продолжать идти, сколько бы интересного можно было услышать от этих людей вечером за костром»
Сверху, слева на право:
1. Кузнецов Виталий – оператор
2. Буянов Евгений Вадимович – писатель, исследователь, СпБ
3. Коськин Алексей – г. Снежинск, второй руководитель группы. (турист-исследователь)
4. Борзенков Владимир – исследователь г. Москва
5. Макаров Владимир – турист г.Екатеринбург
6. Кунцевич Александр – студент МФТИ, г. Москва
7. Рокотян Леонид – техник (приборы), Ставрополь
8. Мохов Анатолий – участник поисков в 1959 году
9.
Кунцевич Юрий Константинович – г.Екатеринбург, президент фонда памяти группы Дятлова
10. Юдин Юрий Ефимович – десятый участник группы Дятлова
11. Шикабонга Владимир Эл(п)ли-Антони – скаут, студент УПИ
12. Гавричев Виталий – исследователь, г.Североуральск
Знали мы, что они в это время будут в этих краях, но сейчас, в заключительные дни похода уже на встречу и не надеялись. Показали фото, передали координаты найденной железки. В последствии узнаем об их находках. Буянов Евгений собирал дополнительные данные для лавинной версии, другие - свое, на местах поисков были найдены различные железные предметы, лыжи, поисковые зонды.
С полным отчетом можно познакомиться только в самом фонде памяти группы Дятлова г.Екатеринбург, а вот
фото,
видео, материалы - качайте, смотрите в Livejournal общественного фонда "Памяти группы Дятлова"
(фото,
видео), или все разом
«Экспедиция на Перевал Дятлова - 2008 год» на taina.li.
Побежали дальше. У многих мысли о закладке, каждый мечтает в ней о своем. Пока же не дошли до нее, то и дело перебиваемся шишками. Самые везучие были первые в цепочке, у них был выбор. Нашел на тропе или рядом шишку, выбрал из нее что приглянулось, и за следующей, поцелее, а эту выбросил на радость следующему. Последним же доставались почти пустые или с гнильцой. Но это безобразие быстро было исправлено.
И вот мы на месте нашей второй стоянки, которая была на пути сюда, где у нас заложена первая, главное, и самое важное - единственная закладка.
На этом не очень удобном месте разбивать лагерь не планировали, только забрать заначку и дальше. И вот «взяли», ага))) Жаль, граблей в хозяйстве не было – очень бы пригодились)… в радиусе трех, а некоторые и в десяти были растащены наши вещи и остатки продовольствия, мечты улетучивались….
Позвали остальных, еще готовящих в воображении свое особое барбекю. Картину «Обломитесь, ребята», не трогаем, пусть другие полюбуются. Кругом следы лап, немаленькие такие следы, на банке с тушенкой царапины от когтей))) – не смог вскрыть)
Опустошил одну из литровых бутылочек спирта, закусив антибактериальным мылом.
Кругом пена, мыла нажралась или бешенная!?
Не неживотная пена, крем-пена «Пантенол» из запасной аптечки прокусила.
Такой вид, что это животное попробовало все, а что не влезло – утащило с собой. Этим оказалась еще одна соска со спиртом и галоша – эстет, блин. А даа.. еще не досчитались бутылочки масла и что-то по мелочи. Ладошками собираем остатки крупы, рассыпанной в траве, и остальное уцелевшее.
Ну что же, сэкономленное время в горах, которое можно было в ожидании машины провести на любой стоянке, изменило свои радужные очертания, время тусы сократилось пропорционально сократившейся еде.
Часть группы пошла дальше к месту следующей стоянки, это недалеко, каких-то два километра. Часть же осталась прочесывать местность в поисках галоши и прочих вкусностей. Жутковато было прогуливаться после очередного разделения, в одиночку, в поисках сладостей, мысль о встрече за очередной кочкой со зверем, мучающимся от похмелья и резиновой отрыжки, оптимизма не придавала. Ничего не нашли и пошли к лагерю. Идти решили цепью, вот теперь действительно пришло время подножного корма.
Грибов кругом видимо-невидимо, толпой за час целых десять штук насобирали.
Хорошо идти не по тропинке, вот и скрывающееся в зарослях танцующее дерево.
Ирина: «Меня лично конкретно тормознуло, когда я его увидела. Афигенно выделялось. Увидев его, не смогла какое-то время отойти. Стояла и смотрела. Что-то хотелось сделать, то ли с ним, то ли с местом, где оно, но так и не поняла нифига, топталась просто и топталась... ну, по дереву... там реально не понимала нихрена. Понимала, что надо что-то сделать тут, но ЧТО???? Стояла, смотрела, а внутри все рвалось наружу, фиг знает, чего надо было...»
Вот Каска, ребята во всю ставят лагерь. Один промысловик сооружает себе удочку, другая пара браконьеров перетягивают реку какой-то фигней, гордо называя это сетью подаренной в Полуночном.
Ужин, - Мммм…. жаренные над костром на палочке грибы)))).
Чай из какой-то травы – потрясающий.
День как-то незаметно кончился сам собой, уже никого не заботит ни пройденное за день расстояние, ни экономия и восстановление сил. Лишь немного заботит, как сохранить хорошее настроение на три дня, без еды.
Стоянка 7. День 8 (2008.08.03) «У притока Ауспии «Каска» (дневка).
Дневка. День 9 (2008.08.03).
Совершенно не важно, какой день. «Каска»
Лагерь стоит, погода отличная, времени масса, отдыхаем. Чем бы еще заняться!?... А давайте сушиться!?!? – а что.. Давно не сушились!
Занимаемся кто чем. Кто - по грибы, кто - по ягоды. Иван-чай опять же на вечер будет не лишним. Жаль, бабочки не съедобны, их много. А вот кузнечиков навалом, жаль, что никто не хочет, а зря, белка в них побольше, чем в некоторой рыбе, с углеводами и жиром тоже все в порядке.
Пришла группа из г. Озерска, у них только начало мероприятия – энергичная группа, опытные походники.
Олег с удовольствием внимал опыт. Часть снаряжения сделана собственными руками. Тарелки минимального веса из нержавеющей фольги 0,15 мм, титановая поварешка, еще и еще всякие хитрости…
Титановая рогатина для установки перекладины над костром не придает веса и снимает необходимость подбирать рогатку среди веток. Хитрые тапочки-трансформеры не заменимы как в палатке (сухие и дышат), как тут же становятся непромокаемыми галошами для прогулок вне "помещения" и, главное, легкие!
Чуть позже прошли ранее уже встречавшиеся нам отец с сыном, они решили вернуться, не пошли на Маньпупыгнер. Говорят, сразу за перевалом погода - ужас. У них машинка на Ауспии, попросили их, как доберутся до зоны приема сотового, позвонить Олегу, чтобы приехал за нами пораньше, ибо три разгрузочных дня в планы не входили.
Вечером «запускали Шамана». Калоша для связи с другой, утерянной калошей, gps для возврата из мира иного, каска не убиться, трубка переместиться, перья до кучи.
Перелеты шамана за пройденное расстояние не учитываем, так что - 0 км.
Стоянка 7. День 9 (2008.08.04) «У притока Ауспии «Каска» (дневка).
Переход 7. День 10. (2008.08.05)
«У притока Ауспии. «Каска» - Брод на Ауспии»
Какое оОособенно свежее утро. Ночью был минус, кружки примерзли к траве, внутри лед, на ветках изморозь. Лето, август, блин, месяц – кто не помнит)
Снова идем, последний переход, пробежать всего 10,7 км нужно, легко доскачем, не торопимся. На привале где сел, там и съел все вокруг себя ягоды, до коих смог дотянуться.
Послышался шум двигателя, где-то в дали едет вездеход, геологи катаются. Звуки цивилизации и огорчают и бодрят. И вот мы уже на месте встречи с машиной.
Если коллеги-путешественники дозвонились до Олега, и все сложилось удачно, то через каких -то 6 часов наш транспорт будет тут. Лагерь решили не разбивать.
Углядели на противоположном берегу основательный лагерь, серьезный такой лагерь, устойчивый. Уазик-Батон, навесик, давно стоит. В лагере всего двое, мужики ожидают группу с Маньпупыгнера, время коротают рыбалкой. Группу, которую они ждут, мы назвали «Марковцы», ибо их вождь и предводитель - товарищ Марков, именно с его сайта мы дернули описание маршрута и всякие хитрости, без которых было бы труднее.
Ребята подкинули нам свежей рыбки. Приятный сюрприз.
Из которой было приготовлено первое, второе, третье и компот.
Господи, ну почему нельзя было просто сварить одну тряпку в соленой воде – эффект был бы тот же. Тому, кто изобрел варить рыбу в тряпке, нужно эту тряпку…..
Чуть позже пришли и сами марковцы, в этом сезоне они тоже не достигли намеченной цели, всем дружно жаль. Странные ощущения внутри, до этого очень стремные, стали чуть меняться. Обидно было не дойти до намеченной цели, понятно дело, в первый раз на таком длительном маршруте, первый же раз и в горах, не идеально подготовленные. Но все же, на душе фигово. А тут, опытные ребята, с бывавшим тут проводником, знающим маршрут, хорошо подготовленные, и не дошли. Немного злорадно, но по-доброму, в душе полегчало.
Спустя немного времени, пришла еще одна группа, за ней завтра приедет "Урал", места вроде как должны быть. Если Олег до утра не приедет, и договоримся с водителем "Урала" - уедем.
А пока ждем. Время коротаем вкуснющей доминиканской сигарой ручной работы с коньячком – этот букет готовился для Пупырей, но нормально ушел и тут. Красота!
Время десять – на сегодня это - контрольное время. Машины нет. Разбиваем лагерь.
Соседи-«марковцы» снова подкинули нам, ХОРОшую такую «гуманитарную помощь», столько вкусностей углеводного и белкового характера, охренительный сейчас будет ужин, среди всего этого разнообразия обнаружилась емкость с бесцветной жидкостью, горячительной такой, ооочень горячительной жидкостью. Настроение подымается.
Стемнело, за рекой - веселые голоса, соседи празднуют возвращение. Поддерживаем праздничное настроение ракетами, выстреливаем весь арсенал. Настроение сказочное, удивительный вечер.
Стоянка 8. День 10 (2008.08.05) «Брод на Ауспии», пройдено 11,7 км.
Выброска. День 11. (2008.08.06)
«Брод на Ауспии – Ивдель» (Урал)
Ожидание было недолгим, к 11 утра приехал "Урал", мы уже собраны, соседи тоже, водитель не против нас подбросить, нашей машины все еще нет.
11:26:40. Прощаемся с «марковцами», едем.
Часа через два останавливаемся в деревне Ушма - Коллективное поселение манси (
«Лесные новоселы» Областная газета, 08.08.2007г.),
Wikimapia.
При въезде сразу бросается в глаза, разбросанные в относительно большом количестве кузова и другие железные части машин. Такое впечатление, что металлом стащен со всей округи. Зарабатывают на всем.
Водитель перекусывает у местных, мы любуемся достопримечательностями, принимаем дар в виде сушенных оленьих связок – сомнительное кушанье.
Переезжаем какие-то речки, некоторые быстро поперек, другие подолгу вдоль – иногда глубоко, страшновато, но это лучше, чем постоянно есть в кузове пыль от грунтовой дороги.
15:43:08. Еще одна остановка. Деревня с одним живым домом на окраине. Место и название деревни не помним, только лишь короткую историю с времен трагедии на перевале, что именно через эту деревню проезжала большая колонна военных грузовых автомобилей. Ничего интересного, но, возможно, в общей мозаике когда-то и выстрелит.
Едем дальше. Наконец-то появилась сотовая связь, тут же созваниваемся с Олегом. Оказалось, ему все-таки дозвонились. Он в этот момент был в Свердловске и как только узнал, что мы возвращаемся раньше, на всех парусах летел нас забирать. Буквально через полчаса мы с ним встретились. Жаль. Жаль, что мы не с ним. С его машины перегружаем еду, что везли нам, лишнюю, оставленную ему ранее палатку. С грустью попрощались, разъехались. Олег с друзьями поехал дальше, на Ауспию, топливо и время они выделили, не обламывать же планы. Позже мы узнали, что они не просто доехали до Ауспии, а еще и дальше, по руслу реки, почти до самого перевала Дятлова – удачная пробивка автомаршрута, в следующий раз обязательно с ним так же прогуляемся, еще и на Чистоп заглянем.
Еще немного пути и показался какой-то из Ивдель-лагов, потом - вокзал. Десантируемся, расписание и свободные места в следующем поезде обламывают, придется ждать до утра, закупаем море разнообразной еды - жуемся. Оказалось, забыли в кузове машины ботинки, созваниваемся, машина стоит в МЧС, нам как раз туда нужно, сообщить о завершении похода – сгоняли, забрали, отметились.
Все созваниваются с ожидающими родственниками, мол, живы, здоровы, в цивилизации. До конца вечера еще далеко, поехали кататься по городу на местном автобусе, водитель общительный, рассказывает о местных достопримечательностях, останавливается у магазинов.
День закончился, 152 км в кузове "Урала" не менее утомительны, чем день пешего перехода. Решаем ночевать на вокзале, прямо в здании.
Стоянка 9). День 11 (2008.08.06) «Ж/д вокзал «Ивдель»
Поезд обратно. День 12. (2008.08.07)
«Ивдель – Екатеринбург»
Садимся на паровоз, по всем видно некое облегчение из-за постоянного приближения к дому. Продолжаем развлекаться.
На длительной остановке в Серове порадовались чуду пищевой промышленности – «Томатному мороженому».
Действительно, полностью томатное. Паста и какая-то хрень, мерзкое, не сладкое…. Слава богу, подъехал Толик – стоять полчаса, успеваем чуть прокатиться по городу. Дружище только что на всех приготовил шашлык, соус, салатики и свежайшее разливное пиво – всего много)))), от всех спасибо.
День-13 (2008.08.08)
«Прибытие в Екатеринбург»
Ночью 08.08.08, счастливые и довольные, вернулись в Екатеринбург. Осуществилась давняя мечта побывать на Перевале Дятлова, недавнюю же фантазию о визите на Маньпупынер реализовать не удалось.
Ощущения от похода пытаются быть спорными. Стоило на пару недель отлучиться, как началась августовская война 2008 г. (как раз когда мы 1 августа пытались наблюдать затмение под Отортеном). Все какое-то другое или нас просто глючит!?
Вообще из любой вылазки всегда домой возвращаешься немного другим, а тем более – продолжительной. Виной тому какой-то новый опыт, практика, пусть короткий, но непрерывный образ жизни в совершенно иных условиях. Меняешься ты, друзья, подверженные небольшому испытанию отношения. С кем-то остаешься друзьями на всю жизнь, а без кого-то теперь ее вообще дальше не представляешь.
Общие воспоминания, эмоции, приключения: надо ж было в какие-то пару дней слегка перевернуться на ЗиЛе на Чертовом мосту, чуть не получить по морде в бывшем зековском поселке, заблудиться в тумане с дождем и ветром из-за неожиданно заглючившихся gps, остаться без еды на несколько дней и, в конце концов, искать новый транспорт для выброски из глуши за 160 км от цивилизации. А, да! Заложили клад геокеш у подножья горы Отортен и благополучно на пять лет про него забыли.
Многое получили мы от этого похода, конечно же, каждый – свое, но есть и одно общее, рождающееся при любом напоминании о тех местах, желание – желание повторить маршрут… (с небольшими поправочками).
Фактическая нитка маршрута: Екатеринбург (поезд) – Ивдель (Заброска ЗиЛ 131) - Шипичное – Чертов мост - «Брод на Ауспии» (стоянка), (пеший) - В лесу за «Каской» (стоянка) – «Ложка-Вилка» - «Перевал Дятлова» - «Долина второго истока Лозьвы» (стоянка) – г. Отортен - «Исток Тумпьи. Северный склон Отортена» (стоянка) - «Подножье горы Моттевчахль (крайняя точка) - «Исток Тумпьи. Северный склон Отортена» (вернулись), (стоянка) - «Останцы под Отортеном» - «Перевал Дятлова» - «Подножье Перевала Дятлова» (стоянка) - «У притока Ауспии. «Каска» (стоянка), (дневка) - «Брод на Ауспии» (Выброска «Урал») – Ивдель (поезд) - Серов (долгая остановка) – Екатеринбург.
Поезд(туда-обратно) - 1040 км, 640 руб., 27 часов.
Автотранспорт (заброска-выброска) - 334 км, 20 т.руб., 20 часов.
Пешие переходы - 96,6 км, (продукты и батарейки) руб., 10 дней.
Общее время в пути - 13 дней.
Ирина, Кировград -
ВКонтакте
Светлана, С.-Петербург -
Одноклассники
Дмитрий, Новоуральск -
Мой мир,
Terra Incognita
Иван, Екатеринбург -
Уральские Тропы
Олег, Магнитогорск -
e-mail
Илья, Екатеринбург -
ВКонтакте
Саня, Екатеринбург -
Google+
Традиционно трек GPS
«2008.07.27-08.08. Перевал Дятлова, г. Отортен.gpx». Трек по сути бесполезный, от Ивдели до Ауспии кто будет забрасывать дорогу и так знает, от Ауспии до Перевала Дятлова идет единственная тропинка, не заблудиться. А вот от Перевала и далее лучше идти традиционным маршрутом, а не нашим.