Инфа для питерхантеровцев (стендовиков и охотников).
Кое-что о трещинах на ложах ...
Вряд ли среди нашего брата можно отыскать хотя бы одного владельца оружия, которому бы не приходилось по прошествии какого-то времени эксплуатации на охотах ружья или карабина вдруг с огорчением увидеть на ложе своего любимца … трещины.
Почему же появляются эти ненавистные трещины? Причин, как правило, четыре, как-то:
1. Неудачная конструкция оружия.
2. Неправильная осадка «дерева» к «железу».
3. Косослой.
4. Неграмотная эксплуатация оружия.
Разберёмся с этими причинами по порядку.
Неудачная конструкция оружия
Ствольная коробка всех переломных двустволок и одностволок мира или, как её ещё называют по старинке – колодка, имеет практически одинаковую форму. Это сложная деталь «а-ля параллелепипед», которая к тому же имеет два хвостовика: верхний и нижний. Хвостовики эти при виде сверху у всех ружей мира (кроме ружья «Сажиттер» от «Вернэ-Каррона) имеют явно выраженную конусовидную форму, сужающуюся к концу хвостовиков. Другими словами, практически форма эта повторяет форму … колуна, предназначенного для колки дров.
В свою очередь торцы упомянутых хвостовиков имеют, увы, радиусную форму. Такую же радиусную форму имеет и стягивающий хвостовики в одно единое целое элемент ствольной коробки, контактирующий с «деревом» шейки приклада. У одних ружей это обычный винт, у других - это просто отдельный элемент цельнолитой ствольной коробки. Именно такую конструкцию имеют ружья «Перацци», «Кемен». Почему я дважды написал «увы»?
Тут всё очень просто и … печально. При эксплуатации ружья или карабина с «деревом» происходят два вида деформаций. Первая – это сминание от многократных импульсов отдачи торцовых контактирующих со ствольной коробкой оружия. Вторая - это обычное временное усыхание, которое особенно значительно в направлении вдоль волокон, и, которое длится на протяжении всего времени существования деревянной детали.
В результате упомянутых выше деформаций ствольная коробка всё глубже погружается в шейку, а боковые поверхности хвостовиков входят во всё более плотный контакт с боковыми поверхностями пазов в шейке приклада. То же самое происходит и с радиусными поверхностями их торцев. Когда распирающие хвостовиками шейку приклада усилия достигают критических значений, т.е. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОЛУН ПРИХОДИТ В ДЕЙСТВИЕ, то шейка приклада получает одну или даже сразу несколько вертикальных трещин.
А, вот, у «Беретт» и «Браунингов» контактной поверхности упомянутой выше детали-стяжки умницы-оружейники из Италии и Бельгии придали не круглую, а ПЛОСКУЮ форму. Это простое, но эффективное конструкторское решение убило сразу двух зайцев:
1. Полностью убрало расклинивающее действие в зоне контакта.
2. Частично разгрузило торцы щёчек передней части шейки приклада, охватывающих хвостовики с боков.
У карабинов разработчики оружия минимизируют этот эффект путём установки горизонтальных нагелей – стальных опорных деталей, расположенных в средней части ложи стягивающих её с боков, в которые упирается выступ ствольной коробки. Нагель при каждом выстреле всякий раз практически полностью воспринимает на себя действие импульса отдачи, разгружая тем самым контактные зоны в шеечных частях лож.
К великому сожалению, ружья в силу своего строя лишены этого полезного конструктивного элемента.
Что следует делать владельцам оружия, чтобы предотвратить появление трещин? Самое лучшее и эффективное средство, которое я могу им предложить – это периодический осмотр контактных поверхностей на шейке приклада. Уверяю вас, визуально определить могучий отпечаток от торца хвостовика в конце паза на шейке не представляет никакой сложности. Далее следует взять подходящую по размеру полукруглую стамеску и сделать ей поднутрение в контатной зоне (в которую упирается хвостовик), убрав тем самым «дерево» внутри и оставив его нетронутым снаружи. Толщина нетронутой верхней части торца паза должна составлять 1,5 мм - 2 мм по высоте. Тем самым при дальнейшей эксплуатации оружия сминаться будет только эта узкая горизонтальная полоска деревянной поверхности, которая совершенно не способна справоцировать развитие трещины.
Что касается правильности размера зазора между боковыми поверхностями хвостовика ствольной коробки и паза в шейке, то есть простой и объективный способ его определения. Для этого следует вставить до упора ствольную коробку в паз шейки приклада и, удерживая приклад на весу повернуть его шейкой вниз. При правильном зазоре коробка должна вывалиться из паза под тяжестью собственного веса. Если этого не происходит, следует нанести на боковые поверхности хвостовиков тонкий слой обычной губной помады и несколько раз вставить ствольную коробку в паз шейки. Отпечаток помады на боковых поверхностях паза сразу укажет место избыточно плотного контакта. Далее всё просто: либо его («дерево» в зоне отпечатка) следует соскоблить узким острым ножом, либо подчистить сложенной вдвое наждачной бумагой средней зернистости и … повторить вышеупомянутую проверку с поворачиванием приклада.
То же самое правило, кстати, распространяется и пару: «колодка цевья – цевьё».
Неправильная осадка «дерева» к «железу».
Правильная осадка «дерева» оружия к «железу» предполагает практически полное отсутствие зазоров в торцевых зонах контакта и непременное наличие зазоров (0,1 мм – 0,3 мм) в боковых зонах в районе хвостовиков. Если эти правила нарушаются – трещины на ложе, увы, не заставят себя долго ждать.
Про зазоры между боковыми контактными поверхностями уже было сказано выше. Что же касается торцевых поверхностей шейки и ствольной коробки, то тут имеют место быть свои важные тонкости.
У ружей, приклад которых фиксируется на ствольной коробке посредством стяжного винта, особенных проблем в зонах контакта щёк шейки с боковыми частями ствольной коробки, собственно говоря, не возникает. Причиной тому являются надёжные «замковые» конструкции зон контакта «дерева» и «железа», которые при надлежащей затяжке стяжного винта гарантируют беспроблемное долгожительство «дерева» ложи. Это касается ружей, у которых торцевые поверхности контактных зон имеют простую прямую или радиусную форму.
У ружей же с вычурной контактной зоной (МЦ-5,-6,-8, «Меркель-201, -203») , как правило, возникают трещины на щеках шейки в тех местах, где «железо» ствольной коробки имеет островатые выступы (это, как вы понимаете, всё те же колуны). Тут медаль под названием красота, увы, имеет свою отрицательную обратную сторону.
В то же время неприятностей на этих моделях ружей можно запросто избежать, если сделать поднутрение «дерева» в зонах контакта напротив упомянутых острых выступов изнутри, оставив его неприкасаемым снаружи.
У ружей с клиновой стяжкой (это, как правило, дорогие двустволки и одностволки) основная зона контакта приходится на центральную часть торца шейки приклада. Именно здесь прилегание «дерева» к «железу» должно быть стопроцентным. Именно эта зона должна принимать на себя все нагрузки от импульса отдачи. Что же касается четырёх угловых зон её торца, то у правильно осаженной шейки контакт с соответствующими торцевыми поверхностями ствольной коробки в этих зонах должен быть только в двух узких (порядка 2 мм), граничащих с наружными поверхностями полосках!!! А в остальных частях этих зон должен быть гарантированный зазор!!! Это, естественно в разы снижает давление «железа» на «дерево», расположенное напротив углов ствольной коробки и, как следствие, предотвращает появление трещин в этих самых уязвимых местах.
Владельцам такого дорогого оружия будет очень полезно при каждом удобном случае периодически тестировать своих любимцев в оружейной мастерской у квалифицированного мастера именно на вышеупомянутый предмет, дабы обезопасить себя от непредвиденных расходов, связанных с изготовлением нового приклада взамен треснувшего.
Косослой.
Это, доложу я вам, настоящий бич ружейных лож! Вообще говоря, тема эта заслуживает отдельной песни, но основные важные моменты, на которые следует обратить внимание при приобретении нового ружья, я приведу в этой статье.
Шейка приклада и задняя часть цевья являются самыми уязвимыми местами в ложе оружия. Причиной тому их конструкция, повлекшая за собой значительный выбор массива ложи и обилие опасных сечений, ослабляющих конструкцию. Именно поэтому прочность оставшегося массива ложи связанную с его характеристиками и строением выходит на передний план.
Из сопромата хорошо известно, что, если взять образцы волокнистого материала (в частности древесины) с продольным расположением волокон и испытать их, то обнаружится, что они обладают способностью выдерживать довольно значительные нагрузки, которые ориентированы в направлении, либо вдоль, либо поперёк волокон образцов. При испытаниях образцов из того же материала и идентичных по размерам, но с косым расположением волокон, их прочность уменьшается в разы!
Именно поэтому при выборе нового ружья или карабина в первую очередь следует обращать внимание на направление волокон в шейке. Правило это старо, как мир: ВОЛОКНА В ШЕЙКЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ЕЁ ОСИ СО ВСЕХ ЧЕТЫРЁХ СТОРОН. Такое же расположение волокон (ВДОЛЬ ОСИ ) должно быть и в задней части цевья. Приклад и цевьё, сделанные с учётом этого правила служат очень долго!
НЕБОЛЬШОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
У читателей журнала может возникнуть вполне резонный вопрос, а, почему оружейные предприятия во всём мире продолжают наводнять оружейные рынки оружием с косослойными ложами? Ответ прост: жаба душит! Ныне ложи оружия на оружейных заводах производятся на суперпроизводительном оборудовании с высочайшим качеством, как по размерам, так и по чистоте поверхностей. Но, увы, электронные мозги станков с ЧПУ или обрабатывающих центров не в состоянии отследить косослой в обрабатываемых деталях, производимых из стандартных заготовок без участия человека. А, когда детали сделаны, то, очевидно, у недобросовестных производителей рука не поднимается отправить в отходы косослойную продукцию. Так они и поступают на сборочные участки.
Неправильная эксплуатация оружия.
ДЕВЯНОСТО ПРОЦЕНТОВ (!!!) трещин на ружьях охотников и спортсменов появляются из-за их разгильдяйства, лени или неграмотности. Причиной тому является ослабление резьбовых соединений, которое владельцы оружия, увы, не замечают.
Всё дело в том, что помимо продольных нагрузок от импульса отдачи после выстрела, на ружьё действуют и поперечные нагрузки. Это является следствием двух моментов:
1. Наличием вертикального эксцентриситета между осями стволов и средней точкой пятна касания торца приклада с плечом стрелка.
2. Наличием отвода приклада вправо (для правшей), а, соответственно, наличием горизонтального эксцентриситета между осями стволов и средней точкой пятна касания приклада с плечом стрелка.
Таким образом, при каждом выстреле шейка приклада, как бы работает на излом, как в вертикальной плоскости (в большей степени), так и в горизонтальной (в меньшей степени). Когда элементы ружья: «железо» и «дерево» жёстко соединены в одно единое целое, то упомянутые выше боковые нагрузки ничем себя не проявляют. Но, как только появляется шат между «железом» и «деревом», нагрузки эти немедленно начинают оказывать на ложу своё разрушительное действие. Оно выражается в значительном усилении давления на отдельные места в зонах контакта, что неминуемо вызывает трещины и сколы.
Поэтому, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ ВАМ ВСЕМ владельцам оружия СЛЕДОВАТЬ ОЧЕНЬ ПРОСТОМУ, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЭФФЕКТИВНОМУ И ПОЛЕЗНОМУ ПРАВИЛУ: ЧЕРЕЗ КАЖДУЮ ТЫСЯЧУ ПРОИЗВЕДЁННЫХ ИЗ ОРУЖИЯ ВЫСТРЕЛОВ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРЯТЬ СТЕПЕНЬ ЗАТЯЖКИ СТЯЖНОГО ВИНТА ПРИКЛАДА И СТЯЖНЫХ ВИНТОВ ЦЕВЬЯ.
Делая это, вы надолго предохраните ложу ружья или карабина от разрушения. А, чтобы кардинально и окончательно предотвратить ослабление резьбового крепежа, я настоятельно посоветую владельцам оружия воспользоваться вот такой моей рекомендацией: при сборке оружия все резьбы крепёжных элементов, соединяющих в оружии «дерево» и «железо» ставить на ГОЛУБОЙ (именно, голубой, а НЕ КРАСНЫЙ, который даёт неразборное соединение!) анаэробный фиксатор. Это средство всегда есть в наличии в магазинах автозапчастей. Поставленный на упомянутый фиксатор крепёж точно не ослабнет даже при длительной эксплуатации оружия и в то же время не является препятствием при разборке резьбовых соединений.
Проверено!
Всем удачи!