Терьеры: история и экология
Из кн. "Собаки мира", Соколов В., Шубкина А., Букварева Е. Под ред. Северцева А.
Самые древние представители этой породной группы собак являются уроженцами Британских островов. Их название происходит от латинского слова «terra» - земля. , так как их изначальная задача – охота на обитающих в норах животных. Соответственно, мы можем назвать их земляными псами, что неплохо отражает специфику работы наиболее древних собак этой группы, страстных охотников и крысоловов. Пинчеры и шнауцеры, судя по всему, являются аналогичной терьерам группой, сформированной на континенте. Можно полагать, что их образование шло параллельно, с некоторым взаимным влиянием.
Сердца любителей этих собак привлекают и внешность, и характер – у терьеров уже нет самостоятельности лайки, но они совсем не ждут пожеланий хозяина, чтобы начать действовать. Они предлагают сами и, чтобы их переубедить, иногда требуется немало усилий. Но зато псы не обидчивы – наказание, которое повергает в глубокую печаль пуделя или спаниеля, им нипочем, они так же весело примутся делать что-нибудь еще. И усталому, раздраженному горожанину в конечном итоге станет просто смешно от неутомимого компаньона. Наконец, эти собаки бесстрашны. А бесстрашие маленькой собачки особенно привлекает.
Что же собой представляют эти собаки?
Как мы уже говорили, это умеренно специализированные псы, которые были сформированы под контролем человека и могут выжить только под его опекой. Они являются уроженцами не просто антропогенного ландшафта, но более того, их «экологическая ниша» - дом, двор и ближайшие окрестности человеческого жилья. Как и птичьи собаки, они не могут выжить в относительно диких условиях. Они не в состоянии защитить себя или хотя бы сбежать от волка, медведя или кабана и быка, что, впрочем, не мешает им бесстрашно атаковать этих зверей, помогая хозяину... В то же время спектр их обязанностей в хозяйстве неисчислим – они помогут пасти птиц и овец, «подстрахуют» при работе с крупным рогатым скотом, предупредят о посторонних и прямо бросятся в атаку, защищая хозяина и членов его семьи, будут самозабвенно играть с ребенком и защищать его от любых двуногих и четвероногих... Они необходимы и на охоте: полезут в нору за лисицей или барсуком, найдут и подадут подстреленную утку, помогут в загонной охоте, отыщут подранка по кровавому следу, пройдут по следу подраненного кабана и повиснут на нем, если он вздумает напасть на хозяина... Однако самым главным, тем, что определило экспансию этих собак по всему миру, является то, что они – прирожденные охотники на крыс и мышей.
Собака – удивительное животное, которое вступило в симбиоз с человеком, связалось с ним «по взаимному согласию», изменилось и продолжает изменяться вместе с ним, вечный друг и помощник... Однако не стоит забывать о том, что есть виды животных, «навязавшихся» человеку без его согласия. Самым ярким примером таких зверей являются мыши и крысы, не только уничтожающие «добытые в поте лица» плоды трудов, но и являющиеся переносчиками опаснейших болезней. Как известно, еще древние египтяне считали священным животным кошку, помогавшую в борьбе с ними. Роль терьеров в Европе в средние века была не менее важна – эти собачки встали живым щитом между крысой и человеком. Кошка хороша для ловли мышей, с крысой может справиться не каждая. Терьеры – непревзойденные охотники на крыс, не брезгующие и ловлей мышей. Не исключено, что формирование разнообразных некрупных форм этой группы было детерминировано необходимостью борьбы с крысами.
Подавляющее большинство пород терьеров родом из Англии – 25 из 43. Еще 11 пород – уроженцы Германии, Австрии и Бельгии, территориально близких к Англии. Другие породы терьеров являются прямыми потомками собак, сформировавшихся в этом крохотном кусочке Европы. Можно с уверенностью сказать, что, наравне с пуделями, терьеры являются самыми распространенными собаками нашего века, завоевавшими весь земной шар.
Прямыми предками терьеров, пинчеров и шнауцеров, по всей видимости, являются лайкообразные. Однако между ними существуют значительные различия. Прежде всего часть мутаций, встречающихся у лайкообразных и отличающих их от волков и шакалов (значительные изменения размеров тела, изменения постава и формы хвоста, брахиподия), не только получили широкое распространение среди терьеров, но и стали типичными для большинства пород. Помимо того, у них появились и стали признаками пород новые крупные группы мутаций, не встречавшихся у лайкообразных. Мы подразумеваем мутации длины конечностей (брахиподия разной степени выраженности), волосяного покрова и формы ушной раковины.
Итак, уши, ноги, шерсть.
Мутации формы ушной раковины включают ухо висячее на хряще – некрупное ухо с треугольной вершиной, полустоячее, так называемое V-образное, висячее удлиненное и увеличенное стоячее, «ухо летучей мыши».
Брахиподия, встречающаяся у лайкообразных, но не типичная для них, у терьеров оказалась представлена как укорочением длин отдельных конечностей – «прямизной конечностей», так и полной брахиподией, то есть резко укороченными конечностями.
Ноги таких собак Конрад Лоренц метко называл «ходильными сосочками». В последнем случае происходит пропорциональное укорочение длины всех костей конечности – даже самые короткие ножки у них прямые.
Мутации волосяного покрова , отличающие терьеров, - это появление прямой или вьющейся, часто жесткой, шерсти, наиболее выгодной в мягком сыром климате и/или короткой гладкой, удобной при содержании собаки в доме.
В средние века терьеры формировались как мелкие фермерские собачки – лорды предпочитали охотиться на лисицу со стаей фоксхаундов, наслаждаясь гоном, а не стремясь добыть шкуру. Да и о защите от крыс приходилось заботиться в первую очередь крестьянам. Первоначально терьеры были собаками небогатых людей, однако постепенно они завоевали и дворцы.
Весьма вероятно, что как порода, раньше всех оформился скотч-терьер – в небогатой Шотландии знать в средние века жила довольно просто и многие проблемы бедняков – те же крысы – были общими для лорда и последнего крестьянина. Впрочем, не следует забывать, что в те времена скотч был достаточно далек от нынешней, похожей на статуэтку собаки. Но больше всего терьеров оставалось у крестьян, отчего и до наших дней сохранились такие названия как заборный терьер (border terrier) или терьер пограничных земель, названия местности – озерных земель терьер (lakeland) и другие.
В конце прошлого и в нынешнем веке вошли в моду и оформились в качестве пород большинство терьеров. Любителей, вероятно, привлекает в первую очередь отважный и преданный характер этих собак, поэтому подавляющее большинство пород терьеров становятся очень популярными домашними любимцами. Помимо того, не все могут держать большую собаку, многие предпочитают иметь маленькую, но не совсем декоративную, способную броситься защищать хозяина, постоять за себя, не обращая внимания на размер противника. В нашем веке терьеры стали прежде всего городскими собаками, а многие из них уже окончательно перешли в разряд декоративных – получились в том числе и забавно ковыляющие собаки разного цвета. У некоторых из них сохранилась и культивируется жесткая шерсть, причем собаки уже не линяют сами по себе, а требуют тримминга – специального выщипывания волос. У других пород, напротив, волосяной покров мягкий, пушистый, нуждающийся в непрерывном уходе, зато позволяющий хозяевам проявить изобретательность и парикмахерский талант. Из некоторых рабочих терьеров выделились похожие на них во всем, кроме размеров, карликовые формы, имеющие своих почитателей.
Некоторые терьеры были использованы при создании совершенно новых форм в результате скрещивания с представителями других породных групп и последующей племенной работы. Так появились карликовые терьеры и грифоны, бультерьеры и бедлингтоны, крупные шнауцеры, унаследовавшие от терьеров отважный характер, подвижность, тип волосяного покрова. В прошлом веке созданы две породы крупных терьеров – эрдель и керри, изначально охотничьи, но постепенно расширившие диапазон видов своей деятельности до полицейской службы – ведь терьеры всегда были универсальны. При их формировании заводчики стремились совместить храбрость и неприхотливость мелких терьеров с размерами совсем не маленькой собачки.
Что же способны делать терьеры?
Прежде всего, это охотники на норных зверей и крыс. Они должны отыскать, преследовать и атаковать весьма злобного и хорошо вооруженного противника в стесненных условиях – в норе или в загроможденном помещении. Момент атаки наступает, когда противник загнан в угол и не может больше убегать – а известно, что нет более опасного зверя, чем загнанная в угол крыса. И это действительно так. Поэтому большинство охотничьих терьеров и их потомков имеют удлиненную морду с мощными крупными зубами и жесткой шерстью, в какой-то мере защищающую их от точной хватки врага и предохраняющую глаза от попадания земли.
Требование протискиваться и сражаться с высоко агрессивным противником в узких проходах, по всей видимости, предопределило строение тела терьеров. Однако оказалось, что эта цель может быть достигнута не менее чем двумя различными способами. Первый из них – появление крепких мускулистых приземистых собак, которые по сложению мало отличаются от дикого типа, хотя пропорционально уменьшены, за исключением, пожалуй, челюстей и зубов. Такие псы – самым ярким их представителем в наши дни, наверное, является ягд-терьер – скорее всего сходны с предковыми формами этой породной группы. Однако, при всех их достоинствах, она не радуют глаз любителя изысканных линий – собаки утилитарны и, как выражаются собаководы, предельно просты. Поэтому большинство пород терьеров претерпели серьезнейшее давление отбора. Оказалось, что почти также хороши для работы в норах собаки более изысканного облика – умеренно высоконогие. Они отличаются большей общей сухостью сложения, соединяя спрямленные конечности с несколько укороченной спиной. Баланс легкой укороченности костей конечностей и короткой спины и крупа оказался удачным для работы в норе. И большинство пород охотничьих терьеров принадлежит именно к этому типу.
Охота с терьерами на лисицу и других норных из занятия простонародья распространилась в высшие классы, начинаясь как дополнение к парфосной охоте с гончими. От стаи гончих лисица нередко уходила в нору, что приводило, естественно, к прекращению увлекательной скачки. Нередко это случалось совсем быстро, лишая собравшихся охотников возможности насладится голосами стаи и скачкой. Поэтому стаю фоксхаундов – красногонных гончих – стали дополнять маленькими собачками, помещающимися в седельной сумке или в рюкзаке. Их выпускали у норы, в которую забежала лисица. Терьер должен был выгнать ее из норы, чтобы стая могла продолжить преследование. Но еще до оформления пород этих же собачек использовали охотники из простонародья, чтобы добыть лисицу или выдру.
В чем же заключается работа охотничьих терьеров?
В отличие от лаек, от охотничьих терьеров не требуется обыск местности, хотя хорошие рабочие собаки делают и это. Но здесь их внимание привлекает любой свежий след и, конечно, множество мышиных нор. Поэтому чаще всего охотничьего терьера просто приносят в рюкзаке к норе (или к сараю, в котором поселились крысы) и выпускают. Собака должна разобраться, жилая ли это нора и есть ли в ней ее обитатель в данный момент. Опытная собака буквально за минуту оказывается в состоянии решить эти вопросы: она лишь слегка засовывает нос в отнорок и, либо с громким лаем устремляется в глубину, либо вылезает назад. Здесь возможны варианты – может быть и так, что нежилым является только этот найденный хозяином кусок норы. Поэтому собака может проигнорировать (к возмущению владельца) ту часть, в которую ей предлагаю зайти, и отправляется на поиски жилого хода. Иногда хорошая собака начинает рыть землю на, казалось бы, ровном месте, а в дальнейшем выясняется, что она учуяла или услышала лисицу или енотовидную собаку, находящуюся в камере норы (расширение, где зверь спит) и стремится достичь ее наиболее коротким путем. Опытный охотник, уверенный в своей собаке, всегда внимательно наблюдает за ее поведением в эти первые моменты. И если рабочая собака не идет в нору, а начинает активно искать другой проход, хозяин старается ей помочь.
Наконец, собака и хозяин пришли к единому мнению – зверя следует преследовать через этот проход. Охотник с ружьем, сетью, борзыми или гончими, устраивается около норы, а маленькая собака устремляется в бой.
Лисица прекрасно знает всю географию своего дома, а собака должна в темноте, ориентируясь прежде всего по запаху, во множестве переходов и тупиков, сужений, найти прячущегося от нее зверя. Во время преследования по свежему следу собака должна еще и лаять: с одной стороны, так она сообщает о своих передвижениях прислушивающемуся хозяину. Опытный охотник по особенностям отдачи голоса собакой оказывается в состоянии проследить все перипетии сражения. С другой – лай норных собак и интенсивен, и достаточно неприятен по тембру, что особенно ярко проявляется в замкнутом пространстве норы. Иногда, хотя и очень редко, лисица выбегает из норы без непосредственного контакта с собакой – только от ее лая, громкого и противного. Но это редкость. Обычно собаке приходится сражаться «врукопашную».
Когда собака приблизилась к лисице или другому зверю, тот уже успевает развернуться и встречает ее оскаленной пастью. А ведь по размеру они равны, а нередко лисица крупнее собаки. Пластика движений лисицы, все ее строение, позволяют ей гораздо эффективнее протискиваться по узким переходам, чем это удается собаке. Поэтому охотники предпочитают для работы в норе маленьких собачек, весом всего 7-9 кг, так как им легче двигаться по низким переходам и пролезать в узкие щели. Но слишком маленькая собачка ничего не может сделать с лисицей, поэтому рост большинства охотничьих терьеров колеблется между 35-40 см: более крупной собаке трудно двигаться в норе, а мелкой трудно сражаться. Итак, выставив вперед пасть полную зубов, лисица встречает облаивающую ее собаку. Некоторые псы, опасаясь попасть в зубы, стараются облаивать подольше и лишь затем выбирают момент, когда можно схватить врага, не подвергаясь опасности. Но ведь и силы не бесконечны – долго лаять в замкнутом пространстве, с землей сыплющейся в глаза, в духоте, тоже тяжело. Да и лисица старается устроиться так, чтобы между ней и собакой была узкая щель, в которую она сама-то еле пролезла, поэтому, выставив вперед широко распахнутую пасть, старается обороняться до последнего. В этот момент рабочая собака должна атаковать, невзирая на возможность получить ранения. Чуть-чуть помогает жесткая торчащая шерсть терьера, искажающая очертания морды и шеи, слегка защищающая от укусов. Но это только слегка – рабочую собаку всегда можно узнать по множеству шрамов на морде и шее – избежать травм почти не удается. Собака вынуждена вступать в схватку и, как правило, делает это без лишних размышлений. Манера хватки неодинакова у разных собак – идеальной считают ту, когда собака умудряется улучить момент при повороте лисицы и схватить ее за шею или за загривок. Нередко это не удается, собака хватает за ту часть, до которой дотягивается.
По перемолчкам в норе хозяин слышит, что собака вступила в бой. Здесь надо быть готовым: чаще всего, лисица, столкнувшись несколько раз с отважным бойцом, не боящимся рукопашной, предпочитает уйти из норы, чего и добивался охотник. Тогда по звукам лая хозяин догадывается о перемещениях и успевает приготовиться к встрече рыжего комка, пулей вылетающего из норы.
Иногда собака умудряется так вцепиться в лисицу, что начинает тащить ее за собой к выходу. Если нора неглубокая, хозяин старается дотянуться до хвоста собаки рукой и помочь ей, просто подтягивая за хвост, или раскапывает вход, чтобы сделать это. Кстати, именно поэтому у терьеров хвост купируют с таким расчетом, чтобы оставшегося обрубка хватало на ширину мужской ладони – иначе не ухватишь.
Зачастую работа затягивается на много часов. Надо учитывать, что лисица не только знает устройство своей норы и использует все ее возможности, но и находится на своей территории. А любой зверь на своей территории чувствует себя уверенно и готов сразиться с намного более сильным противником.
Хорошая собака время от времени выходит из норы, чтобы показаться хозяину. Здесь уже решает он: бывают ведь такие норы, что и подкопать ход для помощи собаке невозможно, и такие лисы, что никакая собака не в состоянии справиться с ними. Поэтому опытный охотник, чтобы поберечь свою собаку, иногда предпочитает унести ее от норы – бог с ней с добычей, была бы собака жива.
Другая группа терьеров, фермерские, основными обязанностями которых является предупреждение о приближении посторонних и ловля крыс, оказались иными: у них развилась сильно выраженная брахиподия. Во многих случаях брахиподия сочетается с сильно укороченным спинным отделом, что создает забавную ковыляющую походку собаки. В наши дни большинство пород таких собак являются чисто декоративными.
В двух случаях селекционерам удалось вывести брахиподичных собак с очень длинными спинами – терьер денди динмонта и скай-терьер. Следует отметить, впрочем, что эти декоративные породы отделились от рабочих терьеров достаточно давно, несколько веков тому назад, а при их создании использовали прилитие крови собак других пород.
Наконец, существуют крупные терьеры. Прилитие крови иных пород позволило сделать из них серьезных собак, работающих в полиции, в охране, в армии. В конце нашего века особо модными стали бультерьеры и их потомки пит-були, сочетающие черты терьеров и мастиффов.
Уже из этого краткого описания ясно, что большинство пород терьеров в наши дни претерпели сильные изменения от исходного типа, прежде всего как декоративные собаки. Поэтому в пределах группы терьеров мы не наблюдаем единообразия облика, сопоставимого с борзыми, лайками, гончими. Тем не менее некоторые общие черты сохранились.
"Группа пород терьерообразные: терьеры, пинчеры, шнауцеры, земляные псы. История и экология".
Из кн. «Собаки мира», Соколов В., Шубкина А., Букварева Е. Под ред. Северцева А.
http://www.bedlington.ru/history03