Доброго времени суток.
Боевые характеристики не буду брать во внимание, ибо рассматриваем эти транспортные средства исключительно для передвижения по охотничей надобности и по поверхностям не преспособленным для движения даже джипообразными. Сразу оговорюсь, что почти все эти машины имелись в личном пользовании. По этой причине сужу о их проходимости и эксплуатации основываясь исключительно на личном опыте.
Поехали:
БРДМ полное де**мо! Хороша по асфальту, по проселкам, да сухим полям фазанов гонять. Не дай вам бог очутиться на ней в кочкарнике или болоте, кроме как бульдозером потом не вытащить. Плавает она действительно неплохо, но только при условии, если водомет работает и есть нормальный ровный и незаболоченный съездв воду и выезд. В нашей тайге (Амурская область) ведет себя отвратительно. Колесом режет дерн и зарывается в глину. Короче говоря мучения, а не передвижение по местности.
МТЛБ.
Хорошая и надежная машина. Но не все так замечательно как хотелось бы. Гусеница имеет очень тонкий палец, по этой причине очень быстро изнашивается, особенно в условиях песчанных и известняковых грунтов. Хватает примерно на 1500-2000 км. К тому же для круглогодичного использования нужно иметь два комплекта гусениц, узкую и широкую. Узкая используется в зимнее время и на каменистых грунтах. У широкой гуски на таких поверхностях загибаются лепестки на траках, ее используют для передвижения на заболоченных почвах. Но все равно, в болото с топями на МТЛБ даже на широкой гусенице лучше не соваться, замучаетесь бревна таскать. Тяжеловата она для болота. Плавает неважно. Имеет мягкую подвеску. Расход примерно 1 литр на 1 км
ГТТ.
Я бы назвал ее самой отличной машиной для болот, топей и тресин. У нее самое малое удельное давление на грунт, гусеница широкая и достаточно долговечная для гусеничных. Хорошо идет по толстому снегу. Из-за особенностей строения подвески боится поваленных деревьев и камней. Там первый торсион направлен по ходу машины, второй против хода. Каток на втором торсионе со всего размаха бьет в препятствие, в следствии чего получается сильный удар, да такой, что все съеденное наружу просится. За всю историю на ГТТ ставилось три двигателя, Д6, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Версия с 238-м зверь, а не машина. Установка 238-го на версии с ранее установленными Д6 и 236 приводила к плачевным последствиям, от избыточной мощности лодка трескалась. Кстати, неплохо плавает. Расход примерно 1 литр на 1 км.
ГТС-ка, или ГАЗ 74.
Двигатель ГАЗ 53. Машина хороша по проходимости, но имеет ряд недостатков. Самые основные три, это слабый корпус, катки бояться ударов (подшипники разваливаются на ступицах) и отсутствие ленивца на большинстве версий. Кстати, ленивец можно установить самостоятельно почти на все версии. Хорошо плавает, но постоянно нужно седить за натяжением гуски, иначе разуется в воде, да и на болоте может без ленивца. Расход чуть меньше литра на 1 км.
ГТМУ.
Тоже что и ГТСка, только бронированная и на 1 каток короче. Двигатель от ГАЗ-66. Чем отличается от ГАЗ-53 рассказывать думаю не надо. Машина хорошая, но по болотам идет хуже чем ГТСка. Расход почти такой же, как на ГТСке.
Все выше перечисленные гусеничные транспортные средства при должном обслуживании и нормальном водителе достаточно надежны и не прихотливы. В основном проблемы возникают с ходовкой.
Мое личное мнение таково:
Для зимы лучше МТЛБ на узкой гузке нет. Летом ГТТ король.
Хотя есть машины сейчас, которые имеют лучшу проходимость, мягкость хода и более экономичные. Это машины на пневматиках.
С уважением!