Для anyo и Sarmik 74. … на 500 км снегоходного маршрута ни следа жизненной активности? Давай посчитаем. Ширина учетной полосы в зимнем (без кухты) Кновате … метром по 50 в каждую сторону, а в сумме 100 м. Со снегохода, скорее всего, меньше, но для простоты расчетов берем 100 м. Значит, величина обследованной площади около 50 кв. км (500 км х 0,1 км). Ни одного следа? И полная уверенность, что ни души не пропустили? Но пропуски на учетных маршрутах (любых) – обычное дело. Поэтому, давайте добавим 1-3 птички. Например: 1/ петух на сосне, но улетать с нее не стал, а наклонился к стволу и немного присел; 2/ копалуха у небольшой группы соснового подроста, ощипывавшая с него хвою, услышала, пригнулась, присела, приготовилась к взлету, но … опасность далековата, 30-40 м, а потому: «подъедут ближе, улечу вот туда и вот так». 3й, 4й, 10й случаи оставляю на ваши фантазии, но этих двух виртуальных глухарей я бы включил в расчет: на 50 кв. км всего 2 особи. Плотность населения = 0,04 экз. / кв. км. Мало? «Лет 20-ть с гаком назад... их там было как грязи, особенно в сосновом бору». А к какому сезону относится это наблюдение? Думаю, что к осени (сентябрь-октябрь), когда еще можно жировать на боровой ягоде (для Куновата это в основном голубика, брусника, водяника, толокнянка). Но зимой бюджет времени напряженнее (день короче), да и с кормовым предложением не все так прекрасно. А потому все лишние «расходы» по боку! Только жрать и укрываться от морозов!!! Затраты на оборонительное поведение (уход от хищников, стреляльщиков, считальщиков, ездильщиков, …)? Для глухаря зимой такие затраты времени просто недопустимы! И как же их минимизировать? Есть всего два принципиальных пути.
1й – сбиваться в стаи (больше глаз и ушей). Глухари способны на такое. Найти стаю весьма проблемно. Прикиньте: у вас в Куновате хорошая осенняя плотность глухаря – 1,0 экз. / кв. км (это на всю площадь, на отдельных участках может быть бешенной, до 10,0 экз. и больше). И все они зимой сбились в одну стаю, собрались с площади в 55-60 кв. км. В стае их будет 50-60 птиц. Но это всего ОДНА стая на 50-60 кв. км. Ну, прокатились мы 500 км на снегоходе: пусто. А стая поджидала нас, предположим, на 515-м километре. Но, не дождалась… Устроит такое объяснение?
2й – снизить предсказуемость мест собственного нахождения. Снизить до предела, до нуля! Чтобы хищники и стреляльщики даже и не помышляли бы о том, что можно пойти и добыть глухаря! В актив всем добытчикам можно оставить (невозможно не оставить!) толь случайность. Редкую, а лучше редчайшую случайность! Как такого добиться? Всё просто: рассредоточиться. Разлететься по территории так, чтобы плотности были меньше 0,05 и даже меньше 0,01 экз. / кв. км. Сибирь это пока позволяет. Кроме того, искать для зимовки такие участки, куда ни одна тварь не лезет! Какие-нибудь дальние и бескормные болота. (Куноватский охотовед из пос. Горки говорил, что крупные болотные массивы зимой даже росомаха обходит, избегает их: пусто там). Вспомните, наконец, армейскую команду «Воздух!». Не просто же мордой в землю. Нет: сначала пулей из строя, из толпы! Рассредоточиться!!! Принцип тот же. И расплата за ротозейство сходная: те, кто был склонен к иному стереотипу поведения (зимой ни в стаи, ни рассредоточение по бескормице) давно сгинули в кишечниках куньих или в наших кастрюлях. Вот вам и второе объяснение. Можно и дальше размышлять, но кого интересую домыслы?
Да, Вить, а что там с куропаткой (Lagopus lagopus)? В нашей европейской средней и северной тайге ей почти кердык, или близко к этому. Хотя норвеги не жалуются. Впрочем, непонятно какую они куропатку имеют в виду: таежную или тундровую. С тундровой Lagopus lagopus и у нас пока особой беды не видно. Всех благ. Борщ.