• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Если вдруг заблудился...

Интересная тема, всё правильно выше сказано-знай куда прёшся, спички возьми, компас простейшая вещь, должен быть у всех, ветки подламывать, вниз идти, сильно плутнул, устал сиди на месте, если будут искать. Только вот я думал, что летом у нас полдень географический в 14 часов (типа один час давно накинули, а ещё один недавно) вроде по компасу проверял, или это только на нашем мередиане? Сам вроде всегда нормально понимал где, что, но в пасмурную погоду както плутнул-шол в верх от ручья, назад значит вниз (полого стало не заметил как водораздел прошол) с час вниз нарезаю , чегото местов не узнаю, сел, призадумался, вспомнил, что солнце весь день не видел, развернул оглобли , попёр в гору (внутри всё сопративляется, будто против шерсти пру) через 1,5 часа чтото знакомое попалось, в голове всё на место встало. Еле засветло к стану успел. Вышел компас купил, не растаюсь и в пасмурность в двойне бдю. Не удивляюсь больше, как у людеь шторка падает.
 
Почитал, уточнил, получилось- два часа разници летом, было до 1991 года, сейчас солнце на юге в 13 часов (летом)
 
Из леса нужно выходить, в первую очередь, по пути наименьшего сопротивления. Силы надо экономить, они всегда пригодятся.

По сторонам света ориентироваться только в общих чертах: "направление пириблизительно туда: Душанбе-е-е - Воркута-а-а - Львов!" :)

Идти напрямую, от ориентира к ориентиру, скажем, на север, только утомит, и очень быстро.
Например, идёшь по компасу, сверяешь направление: "Ага! Сейчас я иду вон до той ёлки", а потом "Во-о-о-он до той берёзы". Лес, даже не очень густой, дальше 100-150 метров не просматривается. Это сколько раз вы так будете выверку делать? И совсем грустно будет, когда упрётесь в чапыгу или болото.

Лучше десять километров по лесовозной колее пройти, чем один по бурелому. Вот, по-моему, главный принцип выхода из леса.

Задача - дойти до проезжей дороги или реки. Они выведут к населённому пункту. А там уже пусть язык работает, который, как известно, до Киева доведёт.
 
Лучше десять километров по лесовозной колее пройти, чем один по бурелому.
Не всегда, не скажите... Не так категорично. И смотреть надо (если возможно), "дорога" эта - по ней ездят ваще или это было в посл. раз в прошлом веке... Бывала часто такая колея, что лучше напролом через лес, чем в разжиженной глине в колее глубиной выше колен... Правда, я тогда знал, куда идти..
 
Конечно, категорично нельзя и всё надо смотреть.
"дорога" эта - по ней ездят ваще или это было в посл. раз в прошлом веке...
Дельно. Но в принципе актуальность дороги оценить можно.
Если человека в лес не с вертолёта выбросили в девственный лес, а он сам туда зашёл из населённого пункта, то вероятность найти вполне рабочую дорогу весьма высока.
Плохо, если дорога "слепая" - растворяется в лесу. Придётся идти по ней обратно.
В Нижегородской области весь лес изрезан лесовозными колеями, рано или поздно выводящими на трассу. А мой подмосковный лесочек рядом с дачей 2х2 км пуст и заболочен. Если идти болотинами, да кологривами - сдохнешь, и никуда не выйдешь. Поэтому открытыми высокими пространствами без фанатизма вперёд.
 
"дорога" эта - по ней ездят ваще или это было в посл. раз в прошлом веке.
Это как раз не важно. Главное что по ней ездили. А значит она выводит к людям.

Если ты действительно плутанул - то надо идти по дороге. Тем более по дороге можно хорошо соорентироваться.

Некоторые мои принципы:
1. смотрим выезд с прилегающих дорог. В лесу нет перпендикулярных перекрестков. Сьезд в лес с главной всегда полукругом. Жилье (или более главная дорога) находится ВСЕГДА ближе со стороны захода прилегающей дороги.
2. если есть возможность - смотри протектор. Как правило направление последнего отпечатка означает путь домой. Но направление выезда прилегающей для меня приорететней.
3. дороги не делают где попало. Если есть возможность оглянуться (допустим по очертаниям гор) можно понять как она пойдет, соответсно выбрать направление и срезать. Если нет опыта - идем по дороге.
4. в любом случае срезая вы должны четко понимать и представлять каким природным ограничителем вы можете перестать плутать и пойти по нужному направлению таким образом, чтоб разрезать первый намеченый путь.
5. ручей не может течь по вершине хребта. Он течет вдоль. Опять можно срезать, а не идти точно по нему. Все равно на него выйдете. Но аккуратно! Надо всеж понимать что это за ручей и куда он должен впадать. Иначе уйдете в другой водораздел.
6. Наличие больших полян в плотном лесу (читай покосов) часто говорит о близости деревень. Не обязательно жилых. Но дороги то остались!
7. если дорога плоха - никто не мешает идти рядом.
8. и т.д.... проще говоря - запоминайте закономерности построения дорог, создания деревень, протекания ручьев. И будет вам счастье.

Кстати! Лоси по дуриману не ходят. Лучше идти по лосинной тропе, чем ломиться через бурелом. Проломившись через бурелом выходишь снова на лосинный след. Тока он умней оказался )))) Проверено не раз. Ни лось любит к водичке сходить. А раз так - значит есть возможность найти ручей и по нему выйти по воде к людям. Как уже говорилось - на воде ВСЕГДА живут люди! Нашел воду - считай вышел. Вопрос только времени.
 
Какая разница. Она все равно ведет к людям.

Опасно кстати пройти пару км и решить что дорога бесперспективна. Часто ведет к ошибке в оценке направления. Ошибка заключается в том, что оценивают дорогу на ровном покрове. Часто на нем даже достаточно свежая кажется старой. Надо смотреть где обнажается грунт. Только в этих местах можно точно оценить ее свежесть и нарастание этой свежести (читай - верное направление выхода).
 
Учимся ориентироваться.

Невозможно научиться ориентироваться по книжкам.

Просто но с моей точки самый дельный совет. Прочитав способы ориентирования возьмите карту, компас и навигатор.

1. Включаете навигатор и убираете далеко в карман.

2. По карте определяете нужную точку. ЗАПОМИНАЕТЕ!!! характерные признаки местности.

3. По компасу - азимут.

4. Компас и карту в карман поближе.

5. Идете по тому, что запомнили. Попутно запоминаете увиденное. К примеру - увидели ручей - подумали куда он может течь - вспомнили откуда - прикинули его маршрут. Отложили в голове. Увидели дорогу - подумали - куда она идет - откуда идет - отложили в голове запомнив ее покрытие и свежесть (пригодиться если встретили другую дорогу чтоб понять - та ли эта) и т.п....

6. Обязательно оглядываетесь назад. Все смотриться по другому с разных точек.

7. Минут через 30 достали компас и посмотрели. Не важно плутанули вы или нет (навигатор выручит). Компас чисто для поддержания направления и фиксации в памяти пройденого.

8. Через час-два (НЕ РАНЬШЕ) достали навигатор и сверились. Ошибка будет однозначно. Сответсно думаем - где ошиблись.

9. Продолжаем... и все время думаем и вспоминаем.

Если вы хотите научиться - потрудитесь и уверяю вас - вы достигните желаемого (кроме патологических случаев). Я учился без компаса. Плутал чутка достаточно. Но серьезно - очень и очень мало. С компасом почти не плутал (тфу...тфу...тфу... а то вдруг лешак услышит)
 
Опасно кстати пройти пару км и решить что дорога бесперспективна.
Я имел в виду, что она упирается в стену леса. Такое тоже встречал. :)
 
В наши дни, у многих в лесу, с собой цифровые фотоаппараты. Случалось мне прятоть , чтонибуть, затеси сделаешь, а теперь и сфотаешь (поминуя сколько бывалова народа, чтонибуть, так хоршо спрячут, так хорошо, что сами найти не могут, чужое найдут))) , а своё нет). Думаю может стоит народу , в незнакомых местах переодически снимать обстановку, особенно характерные места : разветленнее троп, переправы, виды с перевалов, высокие деревья, места привалов, и.т.п. Потом если заплутал, глянул, может, что знакомое увидишь, привязку сделаешь. Только надо не ленится, чаще щёлкать, казалосьбы невзрачные объекты.
 
Не знаю. не знаю, Егор, а вы сами пробовали так выходить? Прятать в заведомо известном месте и сделать фотосъемку этого места это одно. А насчет фотоаппарата.. Сомневаюсь, т.к. под разным углом, разным освещением объект съемки выглядит какждый раз по разному. Ракурс изменился и уже на так ка было. Если конечно объект не столь выделяется на общем фоне, как памятник. Деревья-то в лесу, особо когда заплутаешь, совсем одинаковыми кажутся...
 
Подумал, нет, сам по фотоаппарату не выходил, т.к. он у меня недавно, и в принципиально новых местах с ним ещё не был. Но еслли пойду в новые места, то точно буду снимать чаще. Главное компас, карта, глаза, голова вконце концов, а фото , небольшое добавление, в некоторых случаях поможет.
 
Мы когда в дальние походы ходим по новым местам, то фоткаем знаки лесоустроительные (столбы квартальные и т.д.) Хорошо помогает и на обратном пути нужные повороты не пропускать (если той-же дорогой обратно идешь), и на будущее будешь знать, где на нужный объект поворачивать. Но это где столбы есть, а если совсем глухие леса, то кроме карты и компаса, по-моему ничто не поможет.
 
У меня случай был. Поехали с женой на мотоцикле с коляской в лес за кедровыми шишками. "Урал" оставили недалеко от вырубки заросшей молодняком, перешли через нее и вот он лес с кедрами. Шишек насобирали, пошли обратно по своей же тропе. ШЛи шли, короче раз - тропа раздвояеца. НАлево и направо вобщем.Ну я решение принимаю идти влево жена говорит направо. Пошли налево. ходили минут 40. Ну нет его мотоцикла тоесть и все. ПРисели на мешок отдохнуть, а время между тем подвечер. НЕточто страшно, а както непосебе - одним словом. Я смотрю место вроде и знакомое , а вроде и не очень. Полез на ель высоченную. СВерху посмотрел по сторонам, сразу просек что ушли мы не туда. Надо было женщину послушатться. Нашли мотоцикл, проделав обратный путь.
Тут главное не паниковать, оглядеться, успокоится.
 
Квартальные столбы - лучший компас.

Квартальные линии идут с севера на юг и с запада на восток. По ним можно компас проверять. Если компас вблизи железа (ружья), то он врёт. Если рядом с магнитом лежал - тоже врёт.

Каждое лесничество имеет карту своих кварталов. Они нумеруются по горизонтали и вертикали. Станьте лицом к северу. Первый квартал находится в самой северо-западной точке. Вправо в широтном направлении на Восток идут последующие. Допустим, всего уложилось 15.
Следовательно, под 1 кварталом далее внизу будет стоять 16-й. Под 2-м 17. Это если они имеют равные размеры. Но не всегда так бывает. В целях ориентировки надо запомнить главное - кварталы пишутся так, как ученик пишет в тетрадке.
Следующий момент. На пересечении кварталов стоит столб. Номера кварталов пишутся на вырубленой плоскости. Плоскость смотрит в сторону квартала.
Подходите, читаете цифры и мысленно начинаете строить карту. Самая маленькая цифра ориентирована на северо-запад. так вы точно определите стороны света. И если из деревни уходили, к примеру, на юг, то смело по квартальной чешите на север. Где-то выйдете на дорогу.
Мне всегда смешно читать про ориентировку по мху, веткам, муравейникам. Квартальные линии всему голова! Да и идти приятней, чем между сплошняком деревьев.
Материал нигде не читал. С лесником пять минут побеседовал. Пока лесорубочный билет на сухостой выписывал.

Рассмотрим пример.

На квартальном столбе 4 цифры. 1, 2, 16, 17.
Где вы находитесь? Скорее всего, на северо-западе от лесничества. От самой большой деревни околотка.
Как выйти из леса? В принципе становится ясно.
Бывая в незнакомой местности, не поленитесь заглянуть в лесничество. За проявленный интерес вам скостят прегрешения ваши, однажды застав у озера с топором у сушины.

По квартальным линиям охотился в молодости. Уезжал от Петрозаводска в северо-западном направлении автобусом километров на 15.Дальше по лесной дороге шел преимущественно на юг. Выбрав наобум широтную линию, топал по ней на восток. Выходил на окраину города Петрозаводска.
 
Иван Пашук (Иван Пашук. ) написал(а):
Квартальные линии идут с севера на юг и с запада на восток. По ним можно компас проверять.
Но иногда бывают же и исключения и просека идет непонятно как и сикось-накось.
Вот например как на этой картинке)):
a5eba5e9ea65.jpg

или на этой )):ad:
fe2dbe922ba1.jpg
 
Но иногда бывают же и исключения и просека идет непонятно как и сикось-накось.
Бывает и не редко. Увидев просеку нужно вскрикнуть "тут были люди". По ее состоянию определить когда. И искать дорогу.
 
Лемез (Виктор),
Честно говоря, я некоторых просек уже и заметить не могу. Только на карте есть, а на местности их и не было никогда. Просто зарубками отмечены были и узенькая визирка шла по зарубкам. Сейчас уже всё заросло и только лесники знают где эти просеки по своим таксационным картам.
Однако столбы стоят до сих пор и метод описанный Иваном действительно весьма надёжный.
 
Иван Пашук (Иван Пашук. ) написал(а):
Самая маленькая цифра ориентирована на северо-запад.
Все верно, но можно сказать и так, легче запомнить. Угол между наименьшими числами на квартальном столбе всегда показывает на север. Лесоустройство в последние несколько десятилетий обновляется, но просеки не рубят, а те что были зарастают, теперь это наверное не актуально при наличии навигационных систем и приборов.
 
Честно говоря, я некоторых просек уже и заметить не могу.
И не мало причем. А те, что могу заметить - часто легче по лесу идти, чем по ним, заросшим мелкотой непролазной.
 
Сверху Снизу