Давление пороховых газов на казенник или затвор
Пороховые газы давят не только на дно снаряда и на стенки ствола, но и на дно гильзы и через него на затвор или колодку ружья. Давят газы, конечно, с одинаковой силой во все стороны, но получаемая от этого давления нагрузка зависит от величины той площади, на которую производится давление. В шомпольном ружье или в гладкоствольном ружье с папковой гильзой площадь поперечного сечения канала гильзы или казенника равна, приблизительно, площади канала ствола или дна снаряда, но в патронных винтовках разница бывает так велика, что ею невозможно пренебрегать. Беря для примера ту же винтовку Саведж «250—3000», мы видим, что калибр ее 6,5 мм и, следовательно, площадь дна пули равна 0,33183 см2, наибольший же внутренний поперечник патрона—10 мм и соответствующая площадь поперечного сечения в см = 0,7854. Следовательно, при наибольшем давлении газов около 3200 атм. (или 3200 кг на 1 см3) нагрузка на дно пули будет около 1062 кг, а на дно гильзы и затвор—2513 кг, т. е. в 2,5 раза больше (а по отношению к нагрузке на снаряд среднего давления газов—почти в 3,75 раза больше).
Вот несколько цифр, показывающих давление пороховых. газов на задок гильзы в ружьях разных типов (табл. 51).
Таблица 51. Давление на затвор
Тип ружья
|
Калибр
|
Заряд в г
|
Снаряд в г
|
Скорость в м/сек.
|
Давление в атм.
|
Нагрузка на дно гильзы в кг
|
Гладкостволка |
12
|
*6,74
|
37,16
|
313 V10
|
430
|
1228
|
12
|
2,22
|
37,16
|
332 V10
|
650
|
1851
|
|
Штуцер |
20
|
*5,87
|
29,87
|
360 V25
|
570
|
1103
|
20
|
1,78
|
29,87
|
369 V25
|
1000
|
2048
|
|
„Экспресс" |
450
|
*7,78
|
17,50
|
602
|
1705
|
2376
|
Нитроэкспресс |
450
|
5,18
|
31,00
|
665
|
2123
|
2883
|
360=9,15 мм
|
3,56
|
20,70
|
670
|
2278
|
2539
|
|
Берданка |
420
|
*5,00
|
24,00
|
366V25
|
1500
|
1966
|
Маннлихер образца 1893 г. |
256—6,5 мм
|
1,57
|
14,20
|
700
|
3500
|
3309
|
Маузер образца 1898 г |
7,9
|
2,15
|
10,00
|
879
|
2710
|
2539
|
Росс-Элей |
280=7
|
3,87
|
9,10
|
920
|
3255
|
3440
|
Примечание. Звездочка означает черный порох, а литера V с цифрой внизу означает, что цифра скорости относится не к дульному обрезу, но к точке, находящейся в стольких метрах от дула.