• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Про зайцев

  • Автор темы Автор темы m1tya
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

m1tya

Завсегдатай
С нами с
31/03/06
Постов
1 241
Оценка
1 909
Живу в:
Москва
Для знакомых
Дмитрий
Оружие
всякое разное
Собака(ки)
курцхаар
Серое январское утро. Заснеженный лес ещё дремлет, согнув ветви под тяжестью кухты. Еле слышно шурша, лыжи легко вспарывают белое покрывало припорошенной бураницы. Наслаждаясь их лёгким ходом, я привольно скольжу вперёд, набивая лыжню идущим за мной товарищам. Нас четверо.

«Димон, дай фал зацепиться -уж больно прытко ты посайгачил!» - окликает меня шуткой Андрей, коренастый охотник лет сорока, весёлый хохмач в нашей маленькой компании. Андрей уже много лет держит русских гончих. Этой охотой он заболел в те далёкие времена, богатые дичью, когда крепко стоял на ногах местный колхоз и русаков поднимали за околицей. Шли годы, менялась страна и жизненный уклад, но собаки оставались. Вои и сейчас осенистая Шельма Андрея ушла в полаз вместе с одногодкой Диной его закадычного друга и тоже гончатника Лёхи. Лёша работает егерем в районном обществе. Сегодня мы охотимся в его обходе. И он, конечно, главный. Как, впрочем, и всегда. Сдвинув на затылок рыжую меховую шапку с золотистой егерской кокардой и закинув за плечо потёртую тозовку, он авторитетно инструктирует команду, где и когда выжловки побудят косого и какими лазами тот пойдёт. Замыкает колонну Василий Лексеич - почтенный охотник, ещё помнящий Вторую Мировую. Неспешно шаркая на своих стареньких «деревяшках», он без умолку травит байки, приправленные добродушным деревенским матерком.

День сегодня для охоты выдался не самый удачный: с вечера пришла оттепель и с неба посыпал редкий мокрый снежок. За полночь он набрал силу и повалил густыми тяжелыми хлопьями, затихнув только под утро. Короткая пороша прикрыла все ночные заячьи жировки. И только петляющий малик, ведущий на лёжку, ещё можно было где-то разобрать.

Но то, что охота сегодня будет, мы не сомневаемся. Мастеровитые Дина с Шельмой своё дело знают, найдут своего зайца, как бы тот ни прятался. И вот в ельнике за просекой, в аккурат там, где по Лёшиным заверениям из года в год ложатся на днёвку белячки, протяжно взвизгнула, всплакнула Шельма. Она взлаяла ещё раз, и ещё, увереннее и звонче. Вторя ей, тяжелым башуром прогремела Дина, будя сонный лес. Ещё с полминуты голоса выжловок звучали вразнобой, словно музыкальные инструменты, подстраиваясь друг под друга, и наконец, заиграли в унисон певуче и раскатисто. Гон разгорелся и пошёл по урочищу заливисто и азартно.

Мы замерли, с наслаждением внимая этой чарующей музыке охоты. Вскоре, правда, все вспомнили, что собрались сегодня здесь не только для того, чтобы усладить слух голосами гончих, но и добыть, если выпадет на то удача, длинноухого. Мы шустро разбежались по буранице, кто влево, кто вправо, занимая любимые лазы, где не раз уже брали зверя. Массив леса, по которому шёл гон, был поджат справа заросшим полем и свежей вырубкой слева. Посему у каждого из охотников была твердая уверенность, что заяц непременно завернёт на бураницу, и, конечно, каждый надеялся, что пройдёт он именного его лазом. Но всё вышло иначе...

Голоса гончих, звонко гремевшие по лесу вначале, стали быстро уходить правее и к полю. Поднявшийся некстати ветер зашумел в верхушках деревьев, и выжловки вскорости сошли со слуха. Мы стояли на номерах в надежде, что гон всё-таки повернёт назад к лёжке. Но время шло, а ничего не происходило. Я взглянул на навигатор и ахнул. «Астро» чертил на карте дисплея неровной жирной линией весь путь, пройденный нашим смычком. Вот собаки накрутили в острове, распутывая след, но стоило лишь им поднять зверя, как они ушли по прямой в поле. Там, нырнув в овражину, по дну которой проходил ручей, они продолжили преследование. Овраг, разрезая поле надвое, шёл к «большаку» -просёлочной гравийке, связывающей с райцентром несколько деревень. Перед дорогой он растекался заросшей тальником низиной и на другой стороне впадал в пойму местной речушки. Гончие были уже недалеко от дороги. До них было около двух километров...

«Какой заяц!? Это Патрикеевну наши собачки зацепили. Теперь угонят за тридевять земель», - с досадой подумалось мне. По рации я быстро созвал товарищей. Доложил обстановку, и каждый, повертел в руках навигатор, наглядно показывающий, как гончие, миновав овраг, уже вывалили на «большак» и теперь явно в растерянности, ходят по нему из стороны в сторону. Все сошлись во мнении, что это лиса и рыжей плутовке удолось обхитрить собак, выскочив на пропитанную множествами запахов дорогу. Понуро мы поплелись к «буханке», оставленной на лесовозной дороге у края леса.

Описав по ухабистым дорогам букву «Г», мы вскоре были на месте, где скололись гончие. Но тех и след простыл. Выйдя из УАЗа, мы снова услышали их голоса, удаляющиеся по полю назад в сторону леса, где мы только что были. Значит наши старушки всё-таки сумели выправить скол и опять гонят кумушку по горячему следу. Решено было брать лису в клещи. Лёша, скатившись с высокой снежной насыпи, побежал к собакам через поле, а остальные, попрыгав в машину, помчали обратно к урочищу.

Навигатор показывал, что зверь подворачивает к лесовозной дороге и под трещащие в рации Лехины инструкции: «Болото, болото обязательно перекройте!» - мы спешно расставлялись на номера прямо с машины.

Еле успели. Собаки были уже в острове. Гон шёл прямиком на нас. Сквозь порывы ветра он нарастал и ширился, заполняя заливистым плачем всё пространство. С ружьями наготове, мы затаились, гадая, где-же пройдёт лисица. Ещё минута- другая, и всё должно разрешиться. Но вдруг голоса гончих оборвались. Мы в недоумениии переглянулись. Последовала небольшая перемолчка и гон покатил кромкой леса обратно к оврагу. Неужто всё-таки подшумели?

В рации снова захрипел Лёшин голос: «Ребята, это заяц, а никакая не лиса! Мы сделали большую глупость, в спешке не посмотрев следы у дороги. Косой заворачивает на круг. Подстраивайтесь!»

Посовещавшись, разделяемся. Андрей с Лексеичем уезжают назад к большаку - перекрывать поле. Я же побежал на лыжах кромкой леса подстраховать товарищей, если им не посчастливится перехватить ушастого…

Вот и малик, чеканно печатается на свежем снегу среди жиденьких берёзок. Зайчишка неспешно катил полосой мелятника, далеко вдающегося в поле. Останавливался, слушал гончих. Вот он сделал «двойку», скинулся и редкими ёлочками поскакал к оврагу. Собаки уже давно там. То радостно взлают, найдя свежий след, то сконфуженно смолкнут, сколовшись. Лишь Шельма порой плаксиво взвизгнет от обиды на хитрого зайца.

Вдалеке на поле виднеется темная фигурка. Это Леша - спешит к оврагу помочь собачкам выправить скол. Пойду-ка я потихоньку полем вдоль березняка по заячьему следу в пяту…

Полоса березняка редеет и вскоре обрывается. Сквозь торчащие из-под снега былинки бурьяна малик размашистыми чирками забирает к оврагу. Миновав чистину, он уходит в молодой ельник, выползающий рваными грядами из оврага на поле. Снова на снегу спокойные кругляши передних лапок и округлые, слегка вытянутые, отпечатки задних. Беляк. Прыг- скок, прыг- скок. Остановится, послушает. И дальше неспешно заковыляет.

Дина с Шельмой наконец-то разобрались в заячьих хитростях. Взревели, погнали в мою сторону по оврагу ровно и доносчиво. Я притаился за низенькой ёлочкой перед прогалом на заячьем следу. Стою, замерев. Поджидаю косого.

Но тут в голову мысль глупая пришла. Подумалось, что несподручно будет с лыж-то по зайцу стрелять. Что если косой стороной выскочит? Так я и развернуться вовремя не успею. Оглядевшись, нет ли кого, я прислонил ружьё к ёлочке, а сам нагнулся развязать верёвочки на мешках, что у меня к лыжам приделаны, чтобы снег под сапог не попадал, да не скрипел при ходьбе. Развязываю, а сам по сторонам посматриваю. Вдруг что-то мелькнуло в ельнике напротив и пропало. Враз про верёвочки позабыл. Только успел выпрямиться, да к двустволке потянуться - белячок из-за ёлочки белым шариком выкатил, покосился на меня чёрным глазом, да шасть - за другую ёлочку спрятался. Тут уж пан ли пропал. Бахнул я в эту елочку не глядя, только белая пудра снега с лапника посыпалась…

С ружьём в плече стою, простреливаю глазами проплешины между ёлок – глядишь, выскочит на чистое косой. Но замер, как на фотографии, припорошенный ельник - нет нигде моего зайца. Неужто убёг?

Сгорая от нетерпения, иду смотреть, что там за «подстреленной» ёлочкой. Вот разбежалась длинными чирточками, вздыбила снег «тройка», постригла с веток хвою. Раздвигаю лапник, и сердце радостно ёкает - растянувшись на белом снегу, лежит такой же белый и пушистый беляк.
-_zps6cmx0idk.jpg
 
Последнее редактирование:
Дима с полем! Как всегда красочно расписал!!!
 
Шедевр - спасибо, Дмитрий. Как же хорошо рассказал!
 
Прекрасный и самый красочный за последние месяцы отчёт на ПХ!
Спасибо!
:ay:
Такие вот рассказы и читал в детстве в Охотничьих просторах.

P.S.
опечаточка небольшая, наверное, ipad или iphone использовался, с ним это не редкость:
Сгорая от нетерпения, иду смотреть, что там за «подстреленной» ёлочкой. Вот разбИжалась длинными чирточками, вздыбила снег «тройка», постригла с веТТок хвою.
 
Друзья, спасибо! Скоро будет продолжение.

Даниил, спасибо за замечание! Ошибки исправил.
 
  • Like
Реакции: ARNY
С полем!
Прекрасный рассказ. Одна беда, от жизни Ты отстал :) Сегодня первые гуси прилетели.
 
Эх, Айнар, не трави душу! У нас тут тоже всё пооттаяло, настоящий апрель. Гусей конечно нет, но вчера вечером в центре города в парке верещал дрозд.


Однако, пора закончить рассказ...
 
Последнее редактирование:
Гон приближался. После трёх часов преследования по глубокому снегу заливистый плач русских гончих был так же доносчив, как и в начале охоты, но звучал надрывисто и устало. Среди деревьев замелькал рыже-бурый силуэт. Уже давно перейдя с намета на шаг, проваливаясь по брюхо в раскисший снег, старушка Шельма вывалила из ельничка. Тяжело переставляя окровавленные лапы, она тоскливо взлаяла, визгливо взяв высокую ноту и кончив не то стоном, не то протяжным свистящим выдохом.

Выжловка ткнулась носом в убитого беляка, зарывшись в его белый всклокоченный пух и с упоением втягивая волшебный запах наконец-то настигнутой дичи. Затем ноги её подкосились, и она устало завалилась в снег. Поджарые чепрачные бока трясло частое дыхание. Её поседевшая морда растянулась в счастливой улыбке, вывалив наружу длинный алый язык.

Вскоре подошла и Дина. Обнюхав зайца, она тоже развалилась на снегу. Сев между ними, я обнял обеих, трепля, гладя моих помощниц, и говорил, говорил им что-то доброе и несвязанное, заглядывая в преданно смотрящие на меня тёмно-карие глаза.
Дав гончим немного передохнуть, я отпазанил им зайца и мы тронулись в обратный путь. Конечно, ни о каком втором напуске не могло и быть речи. Охота на сегодня, казалось, была закончена…

Но у Лёши, в деревне у родителей в паре километров отсюда, было «секретное» оружие. Набат - выжлец русской гончей, окрещенный «Толстомордым», был своенравным красногоном четырех лет от роду. Молодой, когда прыть в ногах зачастую затмевала разум, он никогда не работал в смычке с Диной. Уходя одному ему ведомыми тропками и натекая на след лисицы, он гонял её дотемна. Вечером, когда все охотники, уже давно на него плюнув, разъехались по домам, он наконец приплетался в деревню. Усталый, но довольный.

Зная о страсти Толстомордого к лисам, мы решили напустить его в хорошо знакомый Лёше отъём, где часто дневали рыжие.
IMG_2248_zpsb90khnio.jpg


Выбранное урочище пересекало камышовой болотинкой «большак» и, протянувшись на полкилометра спелым лесом меж деревней и полем, упиралось в речку. Там, завернув вправо, шло вдоль воды мелколесьем ещё столько же и обрывалось молодым березняком. За ним был небольшой прогал метров на сто, и лес, поднимаясь на пригорок сосновым бором, начинался снова.

Высадив Андрея на дороге сторожить верный переход в низинке, мы свернули в поле. Переваливаясь на ухабах и надрывно хрипя двигателем, «буханка», зарываясь по днище в снег, медленно плыла вперёд. Время от времени попадались припорошенные строчки лисьего нарыска. И хоть определить свежесть следа было невозможно также как и обрезать отъём, мы надеялись, что лисы в нём будут.

Пробившись почти до самой реки, мы бросили машину. Леша, проинструктировав нас с Лексеичем, где вставать и взяв на поводок Набата, зашагал к лесу. Спускать с поводка « секретное» оружие было решено, когда все встанут на номера, а егерь с выжлецем углубятся в остров. Пускать выжлеца от машины было бы опрометчиво - чего доброго, норовистый гонец умчит в одном ему известном направлении, и поминай как звали.

Василий Лексеич, обтоптав снег, встал у чистого места, отрезающего отъём от соседнего леса. А я, пройдя немного дальше, выбрал позицию на краю ельника у излучены реки. По рации я доложил, что все на местах, и охота началась.

Погода портилась. Ветер, поднявшийся ещё с утра не стихал, а только становился сильней. Разгоняясь по широкой пойме за моей спиной, он с разбегу врезался в лес, качая верхушки высоких елей и завывая среди ветвей. По низкому серому небу суетливо бежали стада рваных туч, то сыпля на нас снег, то проливаясь дождём. На речке балагурили рыбаки, видимо, уже смотав снасти. И я тоже подумал, что зря мы всё это затеяли. Надо было остановиться на первым добытым зайце и на хорошей ноте закончить охоту.

Но тут, где-то совсем недалеко, басовато ударил голос выжлеца, и гон потёк по отъёму, преображая лес. Я насторожился. Если гончак помкнул лисицу, то совсем скоро она вылетит из урочища - слишком мал он для лисьих кругов. Вжавшись в ельник, я взял ружьё на изготовку. Метрах в двадцати от меня открытое пространство обрывалось вниз покатым бугром, за которым плотной стеной стоял лес. Загодя зверя было никак не перевидеть, и в запасе у меня было не больше трёх-четырех секунд, чтобы успеть перехватить его выстрелом на чистине.
Гон то отдалялся, сходя со слуха при сильных порывах ветра, то снова заворачивал в мою сторону. В постоянной готовности вскинуться по внезапно появившейся дичи, я не чувствовал ход времени. И лишь улучив момент, когда гон опять отвернул, я взглянул на часы. Прошла четверть часа. Кума уж давно бы выскочила на кого-нибудь из стрелков. Кого же гоняет Набат? Словно услышав мой немой вопрос, в радиоэфир вышел Леша.

«Дима, выжлец поднял косого. Тот ходит на малых кругах в хмызняке рядом с вами. Двигай туда на след».

Нужно было быстро подровняться к гону. Но прежде, сменив заряды в стволах с первого номера на «тройку», я заскользил по лыжне назад к Василий Лексеичу. Я хотел рассказать пожилому охотнику о переменах в нашей диспозиции. Рации у него не было.

Василий Лексеич, хоть и не держал гончих, охоту с ними хорошо знал. В силу возраста и опыта он не спешил перебегать, подстраиваясь под ход гона, как мы с Лёшей, а терпеливо ждал на выбранном лазу. И когда все остальные, подшумев, «оттаптывали» зайца с выбранного им направления, или мазали, тот частенько выкатывал Лексеичу под ноги. Тут уж Василий не плошал. Так было и на прошлой охоте, где «отличиться» успели все, а белячок достался Василию. Думаю, в глубине души, он по доброму посмеивался над нами, иногда загадочно улыбаясь, отчего на обветренном морщинистом лице, прибавлялась пара новых складочек.

Лексеич стоял под сосенкой, укрывшись от дождя и снега, и безмятежно посматривая по сторонам. Я махнул ему рукой. Старик, заметив меня, в ответ поднял руку, чтобы тоже меня поприветствовать. Вдруг он весь встрепенулся и, отчаянно жестикулируя, стал показывать мне на что-то в березняке напротив меня. Я остановился, не понимая, что он хочет мне объяснить. Тот же, схватив ружьё, то вкладывал его в плечо, делая импровизированный выстрел, то опускал снова. Наконец до меня дошло! Судорожно сдергивая двустволку с плеча, я развернулся к лесу. Среди редких берёзок, перепрыгивая от куста к кустику, в каких-то тридцати метрах неспешно ковылял беляк! Он то и дело останавливался, подняв вверх белые с черными кончиками уши, почти сливаясь в этот момент со снегом. Когда косой показался в очередном прогале, его судьба была решена. Сухо щелкнул на ветру выстрел, затем ещё один, и заяц замер белой кочкой на снегу...
IMG_2284_zpszzfocqv8.jpg

Вечерело. Погода совсем испортилась. С востока, закрыв полнеба, наползала тяжелая свинцовая хмарь. Барабаня по крыше бауханки, посыпал град с мокрым снегом. В сгущяющихся сумерках разгулявшийся ветер выл и неистовал. Но в кабине УАЗа было тепло и уютно. Мерно тарахтел мотор, и дребесжащая печка обдавала замерзшие руки теплым дыханием. Достав термосы, сало и хлеб, мы чаёвничали, вспоминая удачную охоту и строя планы на завтрашний день. «Толстомордый», получив зайчьи пазадки, тихонько пристроил мне на колени свою голову. И кротко, как умеют только собаки, с немой тоской заглядывал мне в глаза, косясь на лежащий рядом бутерброд...
IMG_2290_zpspv3ubvpn.jpg
 
Последнее редактирование:
ААА!!! Дмитрий! Вот вроде и зима то кончилась! Но читая Ваши рассказы я затосковала... Как еще не скоро новый сезон... Вам следует публиковаться в самых читаемых охотничьих журналах! Спасибо за стиль, слог. И еще за то, что в каждом Вашем слове любовь к охотничьему делу, к собакам, к диким обитателям леса.
 
Блин,ну прелесть!
Такие вот рассказы и читал в детстве в Охотничьих просторах.
Вот и я о том же.Пора издавать Диме сборник охотничих рассказов.Уж больно у него это получается,да и охотник он отменный!
Браво Дима!
 
Митя, с полем и хорошим рассказом!

Очень хорошо описал товарищей по охоте, персонажи получились очень реалистичные и первсонализированные. Понравилось так же про ветер за спиной (он у тебя почти живой получился как в сказках Андерсона :), будучи в поле или в лесу так к нему ведь и относишься.

Это все или был еще заяц?
 
на фото слева товарищ стоит совсем как не товарищ. стволик то опустить надобно.
 
Это все или был еще заяц?

Сергей, привет! Был ещё один косой в начале января. Но про него расскажу как-нибудь в другой раз.

IMG_2213_zpsiaq9by4e.jpg


на фото слева товарищ стоит совсем как не товарищ. стволик то опустить надобно.

Это точно. Хоть и бывший опер, а ружжо порой так наставит, что страшно становится :(
 
Последнее редактирование:
Как приятно гонять смычком или как у вас, парой выжловок. Охоты получаются азартными и добычливыми, о чем Вы нам очень интересно рассказали. Хорошая охота, хороший рассказ. И зайчик чистенький такой.
 
Дима с полем!!! Молодцы, почаще пиши такие отчеты, везде успеваешь и с гончими, и с легавыми так держать!!! Тока куды фото то делось вроде было а уже нет.
 
С полем !!
Мужики дело говорят о литературном творчестве ..:ag:
 
Назад
Сверху Снизу