[h=1]Последний бой узников 20-го блока[/h]В ночь со 2 на 3 февраля 1945 года заключенных концлагеря Маутхаузен подняла с нар пулеметная стрельба. Доносившиеся снаружи крики «Ура!» не оставляли сомнений: в лагере идет настоящий бой. Это 500 советских узников блока №20 (блок смертников) атаковали пулеметные вышки.
Концлагерь третьей категории
В августе 1938 года в один из живописнейших районов Австрии, в окрестности городка Маутхаузена, прибыла партия заключенных из Дахау. На австрийской земле началось строительство концентрационного лагеря, первого из будущих 49, расположенных в Ostmark (Австрия). С цинизмом нацисты называли их «трудовыми лагерями». Маутхаузен станет самым страшным из них.
Распоряжением Гейдриха все концлагеря делились на три категории по характеру содержащегося в них «контингента». В лагеря первой категории направляли арестованных, «исправление которых возможно», в лагеря второй категории — «исправление которых маловероятно», ну, а «неисправимые» подлежали заключению в лагеря третьей категории. Лагерь третьей категории был только один — Маутхаузен. Страшнее Маутхаузена были только лагеря уничтожения (Треблинка, Собибор, Освенцим, Майданек, Белжец, Хелмно).
Блок №20
Летом 1944 года в Маутхаузене появился блок №20 для содержания 1800 узников. Это был лагерь в лагере, отделенный от общей территории забором высотой 2,5 метра, по верху которого шла проволока, находящаяся под током. По периметру стояли три вышки с пулеметами.
Очень скоро 20-й блок получил мрачную славу «блока смерти». Регулярно туда отправлялись новые партии узников, а оттуда вывозили только трупы в крематорий. Узники 20-го блока получали 1/4 общелагерного рациона. Ложек, тарелок им не полагалось. Блок никогда не отапливался. В оконных проемах не было ни рам, ни стекол. В блоке не было даже нар. Зимой, прежде чем загнать узников в блок, эсэсовцы заливали из шланга пол блока водой. Люди ложились в воду и просто не просыпались.
«Смертники» имели страшную «привилегию» — их не выгоняли на работы. Вместо этого они целый день занимались «физическими упражнениями» — безостановочно бегали вокруг блока или ползали. На узниках 20-го блока эсэсовцы отрабатывали навыки убийства человека голыми руками и подручными средствами. Существовала даже своеобразная «норма на смерть» — не менее 10 человек в день. «Разнарядка» постоянно перевыполнялась в 2-3 раза. За время существования блока в нем было уничтожено 3,5-4 тыс. человек (в отдельных источниках встречаются данные о 6 тыс.) К концу января в блоке №20 оставалось в живых около 570 человек.
Узники блока №20
За исключением 5-6 югославов и нескольких поляков (участников варшавского восстания), все заключенные «блока смерти» были советскими военнопленными офицерами, направленными сюда из других лагерей. Открытое неповиновение лагерной администрации, многочисленные попытки побега, большевистская пропаганда среди заключенных… В 20-й блок Маутхаузена направлялись узники, даже в концлагерях представлявшие собой угрозу III Рейху вследствие своего военного образования, волевых качеств и организационных способностей. Все они были взяты в плен ранеными или в бессознательном состоянии, и за время своего пребывания в плену были признаны «неисправимыми».
В сопроводительных документах каждого из них стояла буква «К», означавшая, что заключенный подлежит ликвидации в самые короткие сроки. Поэтому прибывших в 20-й блок даже не клеймили, поскольку срок жизни заключенного в 20-го блок не превышал нескольких недель. В январе 1945 года узники 20-го блока, зная, что Красная Армия уже вступила на территорию Польши и Венгрии, а англичане и американцы перешли немецкую границу, стали готовить побег.
Справочные данные на некоторых узников 20-го блока
Подполковник Николай Власов — герой Советского Союза (1942 год), летчик. Сбит и взят в плен в 1943 году. Три попытки побега.
Лейтенант Виктор Украинцев — артиллерист, бронебойщик. Уличен в актах саботажа. Несколько попыток побега.
Капитан Иван Битюков — летчик-штурмовик. В воздушном бою, расстреляв весь боезапас, совершил таран. Ранен и взят в плен. Четыре попытки побега.
Подполковник Александр Исупов — летчик-штурмовик, командир авиадивизии. Сбит, ранен, взят в плен в 1944 году. В лагерь, где он содержался, прибыл власовский эмиссар. Перед согнанными на плацу военнопленными коллаборационист предрекал скорую победу Германии и призывал вступать в ряды РОА. После вдохновенной речи предателя попросил слова и поднялся на трибуну Исупов. Кадровый офицер ВВС РККА, выпускник Военно-воздушной академии им. Жуковского, он принялся один за другим разбивать все тезисы предыдущего оратора и доказывать, что предрешены как раз поражение Германии и победа СССР.
Надо торопиться
Иван Битюков прибыл в Маутхаузен в первых числах января. Когда лагерный парикмахер (заключенный-чех) выстригал ему полоску посреди головы (в случае побега она выдавала узника), эсэсовцы вышли из комнаты. Парикмахер приник к уху Битюкова и торопливо зашептал: «Тебя направят в 20-й блок. Передай своим: их всех скоро расстреляют. Ваши просили план лагеря — пусть ищут на дне бачка, в котором приносят баланду».
Только на третий раз капитан Мордовцев, обшаривая низ бачка, нашел приклеенный крохотный шарик и передал его товарищам за несколько минут до своей гибели: что-то заподозрившие эсэсовцы забили его на глазах товарищей.
Побег был назначен на ночь с 28 на 29 января. Но 27 января эсэсовцы отобрали и увели 25 наиболее физически крепких человек. Среди них были и несколько руководителей побега. На следующий день узники узнали, что товарищей сожгли живьем в крематории. Новой датой побега была назначена ночь со 2 на 3 февраля.
С камнями в руках — на пулеметы
В назначенную ночь около полуночи «смертники» начали доставать из тайников свое «оружие» — булыжники, куски угля и обломки разбитого умывальника. Главным «оружием» были два огнетушителя. Были сформированы 4 штурмовые группы: три должны были атаковать пулеметные вышки, одна в случае необходимости — отбить внешнюю атаку со стороны лагеря.
Около часа ночи с криками «Ура!» смертники 20-го блока начали выпрыгивать через оконные проемы и бросились на вышки. Пулеметы открыли огонь. В лица пулеметчиков ударили пенные струи огнетушителей, полетел град камней. Летели даже куски эрзац-мыла и деревянные колодки с ног. Один пулемет захлебнулся, и на вышку тотчас же начали карабкаться члены штурмовой группы. Завладев пулеметом, они открыли огонь по соседним вышкам. Узники с помощью деревянных досок закоротили проволоку, побросали на нее одеяла и начали перебираться через стену. Завыла сирена, стрекотали пулеметы, во дворе строились эсэсовцы, готовящиеся начать погоню.
Ворвавшиеся в 20-й блок эсэсовцы нашли в нем около 70 человек. Это были самые истощенные заключенные, у которых просто не было сил на побег. Все узники были голые — свою одежду они отдали товарищам.
За пределами лагеря
Из почти 500 человек более 400 сумели прорваться через внешнее ограждение и оказались за пределами лагеря. Как было условлено, беглецы разбились на несколько групп и бросились в разные стороны, чтобы затруднить поимку. Самая большая группа бежала к лесу. Когда ее стали настигать эсэсовцы, несколько десятков человек отделились и бросились навстречу преследователям, чтобы принять свой последний бой и задержать врагов хоть на несколько минут.
Одна из групп наткнулась на немецкую зенитную батарею. Сняв часового и ворвавшись в землянки, беглецы голыми руками передушили орудийную прислугу, захватили оружие и грузовик. Группа была настигнута и приняла свой последний бой.
Около сотни вырвавшихся на свободу узников погибли в первые же часы. Увязая в глубоком снегу, по холоду (термометр в ту ночь показывал минус 8 градусов), истощенные, многие просто физически не могли пройти более 10-15 км. Но более 300 смогли уйти от преследования и спрятались в окрестностях.
«Охота на зайцев» в округе Мюльфиртель
В поисках беглецов, кроме охраны лагеря, были задействованы расквартированные в окрестностях части вермахта, части СС и местная полевая жандармерия. Пойманных беглецов доставляли в Маутхаузен и расстреливали у стены крематория, где тут же сжигали тела. Но чаще всего расстреливали на месте поимки, а в лагерь привозили уже трупы.
В немецких документах мероприятия по розыску беглецов именовались «Мюльфиртельская охота на зайцев». К розыскам было привлечено местное население. На сходах бургомистры объявляли, что бежавшие — опасные преступники, представляющие угрозу для населения. Обнаруженных беглецов предписывалось убивать на месте, за каждого убитого выдавалась денежная премия.
Планируя побег, организаторы рассчитывали на поддержку местного населения (австрийцы — не немцы). Напрасно. Беглецам отказывали в пище, перед ними закрывали двери, их выдавали, их убивали.
Бойцы Фольксштурма, члены Гитлерюгенда, члены местной ячейки НСДАП и беспартийные добровольцы азартно искали в окрестностях «зайцев» и убивали их прямо на месте. Убивали подручными средствами — топорами, вилами, поскольку берегли патроны. Трупы свозили в деревню Рид ин дер Ридмаркт, и сваливали во дворе местной школы. Здесь же эсэсовцы вели подсчет, зачеркивая нарисованные на стене палочки. Спустя несколько дней эсэсовцы заявили, что «счет сошелся».
Счет не сошелся!
Эсэсовцы лгали. Остался в живых один человек из группы, уничтожившей немецкую зенитную батарею. Девяносто два дня, рискуя жизнью, скрывала на своем хуторе двух беглецов австрийская крестьянка Лангталер, сыновья которой в это время воевали в составе вермахта. 19 бежавших так и не были пойманы. Имена 11 из них известны. 8 из них остались в живых и вернулись в Советский Союз.
Память
По свидетельствам оставшихся в живых, за несколько минут до восстания один из организаторов (генерал? полковник?) сказал: «Многие из нас сегодня погибнут. Большинство из нас погибнут. Но давайте поклянемся, что те, кому посчастливится остаться в живых и вернуться на Родину, расскажут правду о наших страданиях и о нашей борьбе, чтобы это никогда больше не повторилось!» И все поклялись.
В 1994 году австрийский режиссер и продюсер Андреас Грубер снял фильм о событиях в округе Мюльфиртель («Hasenjagd: Vor lauter Feigheit gibt es kein Erbarmen»). Фильм стал самым кассовым в Австрии в 1994-1995 гг.
В России такого фильма нет.
ПОЧЕМУ?!
Источники:
http://babiy-yar.livejournal.com/9499.html
http://fun-space.ru/istorii/10172-maythayzen-pobedivshie-smert
http://ru.wikipedia.org
http://www.russ.ru/pole/Ohota-na-zajcev-iz-Mauthauzena3
http://www.mauthausen.ru/news/61.shtml
http://www.ogoniok.com/archive/1998/4585/50-16-16/
http://militera.lib.ru/prose/russian/smirnov2/06.html
--- Добор поста---
[h=1]Кто и в чём разглядел патриотизм генерала Власова?[/h] Курс на «перестройку», объявленный Горбачёвым через некоторое время после его прихода на пост генерального секретаря ЦК КПСС, оказался тесно увязанным не только с «прогрессивными» экономическими идеями, но и с новыми идеями, скажем так, гуманитарного характера. Именно со второй половины восьмидесятых годов вдруг стали проявляться новые трактовки «правильности» художественной литературы, искусства и даже истории. В моду стала входить так называемая либеральная историографическая наука, главный тезис которой заключался примерно в следующем: можете забыть всё то, что входило в понятие «изучение истории» раньше – теперь нужно брать курс на «перестройку» общественного мнения о ходе отечественной и мировой истории; новые историография и историософия должна быть модными… Этот тезис «развязал» руки тому, кто считал, что они у него связаны – и новая историческая наука подобно потоку фекалий стала захлёстывать и образовательное поле и общественную жизнь в целом.
Историографические сенсации и псевдосенсации стали рождаться в таком объёме, что, казалось, за описание хода исторических событий сели буквально все видящие в себе «креативное зерно». На свет родилось понятие «либеральный историк». И если первоначально понятие и деятельность таких людей казалась очень даже интересной и профессионалам, и обывателям, то со временем эпитет либеральный превратился в откровенно ругательный. Либеральный историк сегодня воспринимается и вовсе не как историк, а как некто, чрезмерно охочий до сенсации, причём сенсации, направленной исключительно на культивацию русофобии или сомнительных ценностей.
Катынское дело, битвы Великой Отечественной, русские революции, роли личностей в истории государства, эпоха индустриализации, эпоха императорских реформ середины 19-го столетия – вот лишь неполный перечень того, что если не перевернули с ног на голову, то подали с острым соусом. С настолько острым, что история и многие историки стали откровенно похожими на, простите, продажных девок – кто платит, тот «девушку и танцует», тот её и «ужинает»…
Одна из тем, которую многим представителям так называемой креативной общественности захотелось приправить своим соусом, стала тема предательства генерала Власова. В начале 2000-х (видимо, на постперестроечной волне) стали всё чаще прорезаться голоса о том, что генерал Власов – никакой не предатель, что это истинный русский патриот, который прилагал силы для борьбы с «гнусным большевизмом» и «сталинизмом». Одним из первых идею реабилитации «честного» имени генерала Власова породил на свет Сергей Белавенец (он же иеромонах Никон, член совета так называемого Российского дворянского собрания, обладатель сразу двух наград Российского Императорского Дома, духовник движения «За Веру и Отечество»). Его примеру последовали представители Русской Православной церкви за рубежом (РПЦЗ), которые после выхода в свет в 2009 году книги священника РПЦ протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России: "запретные" темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике», тоже решили поразмышлять на тему героизации Андрея Власова.
А вот и некоторые плоды либерального подхода к сущности отечественной истории в выдержках из читательских комментариев к материалам по Власову в СМИ:
Некий Hukku пишет:
Генерал Власов был великим человеком.Воплощение его манифеста могло спасти страну.А результатом деятельности Сталина стало нынешнее жалкое существование.
Цитата из Википедии:
Андрей Андреевич Власов - советский военачальник (генерал-лейтенант), участник Битвы за Москву. Командовал 2-й ударной армией, в ходе Любанской наступательной операции в 1942 году попал в немецкий плен и пошёл на сотрудничество с руководством Третьего рейха против политического строя СССР.
Против политического строя, оказывается, "великий" человек пошёл...
Идеи реабилитации и даже героизации генерала Власова и всех тех, кто впоследствии встал под знамёна РОА (Русской освободительной армии), фактически приняв присягу на верность гитлеровской Германии, начали всё активно продвигаться в медийную среду. Продвижение этих идей велось и продолжает вестись достаточно активно и настойчиво. Так, к примеру, Архиерейский Синод РПЦЗ провёл семинар, в котором теме генерала Власова была отведена особая роль. Вот некоторые выдержки из того семинара:
Трагедия тех, кого принято именовать "власовцами", т.е. участников движения, на основе которого возникла Русская Освободительная Армия (РОА), поистине велика. Во всяком случае, она должна быть осмыслена со всей возможной непредвзятостью и объективностью. Вне такого осмысления историческая наука – превращается в политическую публицистику. Нам думается, что для лучшего понимания происходившего в России – и с Россией, – в переломные годы минувшего столетия, следует избегать "чёрно-белого" истолкования исторических событий. Эти события по самой своей природе были настолько сложны, внутренне противоречивы и многослойны, что попытка охарактеризовать их каким-либо одним словом-понятием, заранее обречена на провал. В частности, именование деяний ген. А.А.Власова – предательством, есть, на наш взгляд, легкомысленное упрощение тогдашних событий.
Итак, РПЦЗ призывает историков отойти от «чёрно-белых» трактовок, глубже вникать в суть вопроса. Что ж, вникать в суть вопроса, бесспорно нужно, но только в следующей цитате содержатся слова, которые тут же перечёркивает этот призыв:
Был ли ген. А.А.Власов и его сподвижники – предателями России? - мы отвечаем – нет, нимало. Всё, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривались "власовцами" исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, "власовцы" готовы были, при необходимости противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины. Перефразируя известное высказывание покойного русского философа Александра Зиновьева, ген. А.А. Власов и его окружение, "целясь в коммунизм", прилагали все мыслимые старания, чтобы "не попасть в Россию". И эти настроения, эти стремления особо не скрывались во "власовской" среде, и потому-то ненавистники России и в самой Германии, и в других странах, делали все, от них зависящее, чтобы не допустить своевременного создания боеспособной Русской Освободительной Армии, и уж тем более – Русского национального правительства.
То есть, как минимум, непоследовательность здесь очевидна. Архиерейский Синод призывает не скатываться к исключительно «белому» или исключительно «чёрному» в вопросе трактовок хода истории, но тут же заявляет, что генерал Власов не предатель, а борец с большевизмом… Даже без полутонов… Интересная логика…
РПЦЗ, ряд сановников РПЦ, а также либеральные толкователи истории стараются в течение достаточно длительного периода времени представить Андрея Власова героической фигурой, которую незаслуженно оболгали "нелиберальные" историки. Причём стараются, несмотря на то, что в ноябре 2001 года Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации в реабилитации генерала Власова и многих так называемых «власовцев» отказала.
Итак, каковы основные тезисы сторонников идеи о том, что Власов не предатель, Власов – истинный русский патриот.
Основная идея: Андрей Власов (уже находясь за пределами СССР) сам произносит обличительную антисталинскую и антибольшевистскую речь. Мол, чего же тут думать и гадать, когда беглый генерал сам представляет нам свою точку зрения.
Вот только свою ли?.. Или даже не так, а вот как: сколько вообще точек зрения было у генерала Власова?..
Обратимся к той речи - так называемому Пражскому манифесту (манифест «комитета освобождения народов России») 1944 года. Представляем выдержки из этой речи (видеоверсия –
:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=1ENeSeCmxwU
Большевики отняли у народов свободу слова, свободу убеждений, свободу личности, свободу места жительства и передвижений, свободу промысла и возможности каждому человеку занять место в обществе сообразно своим способностям. Они заменили эти свободы террором, партийными привилегиями и произволом, чинимым над человеком. Народы России навеки разуверились в большевизме. Своей целью комитет ставит свержение сталинской тирании, освобождение народов России от большевистской системы и возвращение народам России прав, завоёванных народной революцией 1917 года, прекращение войны и заключение почётного мира с Германией, создание новой свободной народной государственности без большевиков и эксплуататоров.
Какой молодец генерал Власов! - восклицают в РПЦЗ. Какие правильные слова говорил Власов! – вторят им те, кто свято верит в патриотичность беглого генерала. Да, он хотел воспользоваться силой немецкой армии, чтобы создать суверенно русское государство, свободное от большевистской «тирании»! – заявляют эти же люди.
Но вот ведь незадача… Ни в РПЦЗ, ни среди иных современных поклонников РОА и генерала Власова не принимаются во внимание иные документальные свидетельства, связанные с именем беглого генерала.
А эти свидетельства говорят о том, что генерал Власов (чего и следовало ожидать) стал ярым антисталинистом лишь после того, как оказался по ту сторону фронта, оставив остатки погибающей армии у Мясного Бора. До своей сдачи немецкому патрулю в деревне Туховежи Андрей Андреевич Власов отличался высоким пиететом и к большевизму и, особенно, к личности Сталина. Кстати, пиетет был объясним, ведь Власов – уникальный человек, которому удалось сделать головокружительную военную карьеру не без благоволения высших советских чинов (в том числе и военных). Свой пиетет персоне Сталина после личной встречи с ним Власов выдаёт в весьма схожих письмах, адресованных жене и любовнице.
Из письма жене Анне Власовой:
Ты не поверишь, дорогая Аня! Какая радость у меня в жизни! Я беседовал с самым большим нашим Хозяином. Такая честь мне выпала ещё первый раз в моей жизни. Ты представить себе не можешь, как я волновался, и как я вышел от него воодушевлённым. Ты, видимо, даже не поверишь, что у такого великого человека хватает времени даже для наших личных дел. Так верь, он меня спросил, где у меня жена и как она живёт.
Письмо любовнице Агнессе Подмазенко (военврач, в сопровождении которой Власов вышел из окружения под Киевом; так называемая фронтовая жена Власова):
Дорогая и милая Аличка! Меня вызывал к себе самый большой и главный Хозяин. Представь себе, он беседовал со мной целых полтора часа. Сама представляешь, какое мне выпало счастье… И теперь я не знаю, как только можно оправдать то доверие, которое мне оказывает ОН…
Как видно, Андрей Андреич не стал выдумывать альтернативные тексты, а отослал жене и любовнице, скажем так, «рерайт» одного и того же текста. При этом и в одном, и в другом письме прослеживается полное и безграничное если не раболепство перед тем, против кого он, оказывается, соберётся бороться, то нечто к раболепству близкое. Как эти тексты стыкуются со словами Власова, сказанными в Праге, о сталинском терроре и большевиках-эксплуататорах?.. Стыкуются они лишь в случае наличия следующего, если так можно выразиться, допущения: Власов – типичный приспособленец.
Конечно, есть люди, которые утверждают, что рассекреченные архивы, содержащие материалы дела Власова, наполнены советскими пропагандистскими «документами», и что письма могли быть либо «подделкой НКВД», либо выйти из-под руки Власова под нажимом НКВД уже тогда, когда он оказался в московском изоляторе в 1945-м. Но даже если допустить, что это возможно, то почему же тогда плёнка, записанная под явным надзором гитлеровцев в Праге должна рассматриваться как более весомое доказательство антисталинского образа мысли Власова? То есть состряпанной гитлеровцами и озвученной Власовым теории о том, что он - генерал Власов – борец с большевизмом, мы доверять должны, а вот письмам двум из его многочисленных жён и наложниц – нет. Логика в такой постановке вопроса отсутствует.
Вторая идея (калька с первой):
Власов начал сотрудничать с немцами, чтобы используя их силу, разгромить Красную армию, уничтожить Сталина и большевизм в России. А потом генерал, по мнению авторов версии о подлинном героизме и патриотизме Власова, якобы собирался уже строить независимую Россию «втихую» от немцев.
Эта версия рассыпается в пыль хотя бы потому, что, принимая новую присягу, Власов прекрасно знал о плане Гитлера о роли России и роли остатков её населения для Рейха в случае победы нацистов (в победе Рейха на тот момент всё многие не сомневались). О какой независимости России «втихую» мог тогда думать Власов, если само население страны должно было превратиться, по плану Гитлера, в бессловесное и безынициативное стадо, которое можно использовать для рабского или полурабского труда? Мало того, плодородные русские земли должны были оказаться заселёнными «истинными арийцами», на которых и будут трудиться те, кого соблаговолят оставить в живых. В планы «фюрера» не входила не то что независимая Россия, а наличие России как таковой.
Вот кое-что для примера из озвученных и зафиксированных документально мыслей высших чинов Третьего Рейха:
Неважно, что миллионы людей умрут от голода, если мы возьмем из этой страны то, что нам необходимо для себя.
Гиммлер: Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее — 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, — под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими...
Нужно будет организовать переброску в центральные области России значительной части городского населения Латвии и низшие группы населения Литвы. Затем будут предприняты шаги к заселению этих стран народами германской расы. Большой контингент могут дать немцы с Поволжья, очищенные от нежелательных элементов. Следует далее иметь в виду датчан, норвежцев, голландцев и даже — после победоносного исхода войны — англичан. В течение одного или двух поколений этот новый район колонизации может быть присоединен к Рейху.
И "лично" от Гитлера:
Никогда в будущем не должно быть допущено образования военного могущества к западу от Урала, даже если бы нам пришлось бороться 100 лет, чтобы помешать этому. Все мои преемники должны знать, что положение Германии прочно лишь постольку, поскольку к западу от Урала нет иной военной державы. Наш железный принцип отныне навсегда будет заключаться в том, что никто другой, кроме немцев, не должен носить оружие.
Или для генерала Власова немцы собирались делать исключение?
Полагать так крайне наивно, учитывая то, как о Власове отзывались сами высокопоставленные «рейхсчиновники».
Гиммлер о Власове (1943):
Мы сказали этому генералу примерно следующее: то, что назад вам пути нет, вам ясно. Но вы – человек значительный, и мы гарантируем вам, что, когда война окончится, вы получите пенсию генерал-лейтенанта, а на ближайшее время – вот вам шнапс, сигареты и бабы. Вот как дёшево можно купить такого генерала! Очень дёшево.
Гиммлер прекрасно понимал, что РОА – «красивая» игрушка как для Власова, так и для тех советских офицеров, которые вдруг решат встать под гитлеровские знамёна. Понимал и подчёркивал, что большого финансового труда это для Рейха не составляет:
Вы думаете, мы его очень дорого купили? Нет, очень дёшево. Мы ему положили пенсию генерал-лейтенанта – 20 тысяч марок в год, выделили ему особняк в пригороде Берлина.
Так что разговоры о том, что «патриот» Власов что-то там собирался строить из России, «очищенной» от большевизма – явно «в пользу бедных».
О типично приспособленческом характере Андрея Власова говорит и тот факт, что на последнем этапе войны (когда уже стало понятно, что советские войска разгромили гитлеровцев), беглый генерал собирался бежать ещё раз. На сей раз в США. Для этого он успел посетить американскую «миссию», где и получил документы, дающие возможность убыть за океан (документы хранятся в архиве ФСБ России, в той его части, которая посвящена делу Власова). Почему-то идеологи «патриотизма» Власова не любят упоминать этот факт, а то ведь пришлось бы придумывать теорию о том, что и в Америку Андрей Андреич, кстати, незадолго до этого женившийся ещё раз при наличии сразу двух других жён, собирался «махнуть», чтобы уже оттуда начать строить «независимую Россию»…
Идея третья (конспирологическая):
Андрей Власов – якобы самый настоящий агент Стратегической разведки Кремля в III Рейхе. Он герой и патриот, которого «особым образом» перебросили (это слово вызывает особые эмоции…) через линию фронта. На вопрос: зачем «перебрасывали»? - сторонники этой версии отвечают: с той самой целью, чтобы Власов создал РОА (КОНР) из советских военнопленных, которые получат немецкое оружие и обмундирование, а на поле брани будут бороться с самими гитлеровцами. Такая стратегия…
Зачем же тогда Власова повесили в 1946-м? Мол, а затем, что он мог «рассказать что-то лишнее» и подорвать авторитет Сталина…
Какая «красивая» версия, призванная оправдать и Власова и «власовцев»...
Но только и эта версия не выдерживает никакой критики. Уже начиная с момента идеи о «переброске» Власова в тыл врага, всё выглядит явно надуманно. Конечно та ситуация, при которой Власову в Москве продолжили доверять после провала под Киевом, когда многих других командиров ожидала иная участь, вызывает вопросы. Но считать то, что Власова старались «забросить» немцам через упорные бои Красной армии (то под Киевом, то под Москвой, то при командовании 2-й Ударной армией) – это уж слишком. Получается, что под Киевом он «не забросился», а под Москвой так и вовсе «сорвал» планы Кремля, поучаствовав в первом крупном поражении немцев… Лишь с третьей попытки Кремль его, понимаешь, «внедрил» - ценой гибели Второй Ударной армии… М-да уж… Версия…
Кстати, если даже закрыть глаза, заткнуть уши и допустить, что генерал Власов действительно агент, готовивший РОА для помощи Красной (Советской) армии в тылу немцев, то получается, что Кремль с этой самой РОА (КОНР) копал яму сам для себя. Почему? Да потому что методы вербовки бойцов и командиров для РОА были «странными» для Кремля: культивация идеи «антисталинизма» для победы «сталинизма» - это круто…
Кстати, сторонники этой конспирологической теории героизма Власова в качестве доказательства приводят данные о том, что дивизия РОА под командованием Буняченко в 1945-м поддержала Пражское восстание. Мол, вот и зацепка… Вот и проявилась антигитлеровская сущность РОА… Однако решение поддержать Пражское восстание (уже на излёте большой войны) было принято явно для того, чтобы изменники Родины смогли посредством «чешского замолвленного словечка» реабилитироваться перед своим же народом (а, что более вероятно, просто рвануть к американцам). Да и решение Буняченко никак не соответствовало решению Власова. Генерала Власова, по словам адъютанта генерала Ашенбреннера (старшего лейтенанта Бушмана), удручала перспектива сражаться с немецкими войсками, а потому Власов от поддержки пражан отказался…
Да и о боях РОА плечом к плечу с бойцами РККА против немецких войск документальных свидетельств нет. Видимо, нет таких свидетельств их по той простой причине, что не было самих фактов… Зато были похвалы действий власовцев от Геббельса: «отмечаю выдающиеся достижения отрядов генерала Власова» (из дневника Геббельса). Это после февральской битвы у Одера с советскими войсками. С советскими!..
И где здесь русский патриотизм? Где героизм и забота о русском народе? Да одна только хвалебная запись Геббельса в своём дневнике (ну, его-то (дневник) точно не «подделывали» в НКВД – незачем…) может закрыть все вопросы о реабилитации Власова. Патриотизм Власова может доказывать лишь тот человек, который желание сохранить своё, простите, мягкое место в любых условиях, склонен путать с чем-то очень возвышенным...