Финны выиграли положив огромное количество наших
Это провокация? Что бы меня модеры опять красными карточками за отклонение от темы карали, когда я докажу обратное?
--- Добор поста---
Мифы о «Зимней войне» (часть 1)
Советско-финская война (1939-1940 гг.) породила множество «мифов». Концентрированно их выразил публицист и писатель А. И. Солженицын: « И потом все видели эту бездарную, позорную финскую кампанию, когда наша огромная страна тыкалась, тыкалась около этой самой «линии Маннергейма». Всем показали, что мы воевать…, и противники наши видели, что мы воевать не готовы» (А. Солженицын. Останкино, 15 мая 1995 г.).
Другая группа мифов опирается на тезис, что Красной Армии пришлось прорывать оснащенную по последнему слову техники линию обороны, да ещё в сильные морозы по полутораметровым сугробам.
Миф о сильных морозах и полутораметровых сугробах
Одним из аргументов сложности и специфичности «Зимней войны» являются холода. Но собственно холод не исключает ведение боевых действий. К тому же, в декабре 1939 года, когда произошел первый, неуспешный, штурм финских укреплений, не было 40-градусных морозов. Корабли Балтийского флота до конца декабря подходили к берегу для поддержки сухопутных сил, т. е. Финский залив не замёрз.
В воспоминаниях Маннергейма говорится, что Красная Армия имела техническое преимущество, т. к. земля замёрзла, а снега было мало. Есть дневник финского генерал-лейтенанта Х. Энквиста, который командовал 2-м корпусом, где он ежедневно записывал дневную температуру с первого до последнего дня войны. 30 ноября (день начала войны) температура была +3, до 20 декабря колебалась от +2 до -7-ми. До нового года не было холоднее -23-х градусов, морозы до минус 40-ка начались только во второй половине января, когда наступило затишье. Причём, финны мёрзли не меньше красноармейцев.
Рассказы про огромные сугробы также не имеют под собой оснований. Маннергейм писал: « К сожалению, снежный покров продолжал оставаться слишком тонким, чтобы затруднить маневрирование противника» (Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 2000, с. 268). Есть данные о толщине снежного покрова и в оперсводках советских дивизий. Так, в оперативной сводке 123 стрелковой дивизии сказано, что 15 декабря 1939 г. глубина снега была 10-15 см. Вплоть до затишья, в январе 1940 года, глубокого снега не было. Даже в оперсводке от 6 января 1940 г. глубина снега 25-35 см.
К тому же, даже сугробы в 1-1,5 метра не являлись для танков непреодолимым препятствием. Тяжёлые гусеничные машины способны преодолевать сухой снег до 2 метров глубиной, такая техника утрамбовывает проход, и за ней можно проводить другой автотранспорт.
Таким образом, ясно, что
командование выбрало идеальное время для наступления: почва была схвачена морозом, многочисленные финские болотца, озёра, речки были покрыты льдом, снега было ещё немного. Красная Армия могла использовать многочисленную технику и осуществлять снабжение войск.
Миф о неприступности «линии Маннергейма»
О это один из самых популярных мифов, где описываются неприступные укрепления, многоэтажные бункера, многочисленные пулемётные и орудийные гнёзда.
В реальности печально знаменитая «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейского фортификационного дела. Большая часть дотов были одноэтажными, частью заглубленными в землю железобетонными постройками, где помещения делились на несколько комнат с бронированными дверями. Всего три дота имели два уровня и ещё три – три уровня. По сравнению с французскими укреплениями «линии Мажино», или УР-в СССР, это нельзя назвать верхом фортификации.
Не было у финских укреплений подземных галерей, характерных для укреплений Франции, Германии, Чехословакии, которые бы соединяли долговременные огневые точки. Доты Финляндии - это слегка заглубленные и изолированные бетонные коробки.
Главную полосу укреплений защищали примерно 136 км противотанковых препятствий и около 330 км проволочных заграждений. Они показали низкую устойчивость к ударам средних танков Т-28.
Всего на «линии Маннергейма» было 214 дотов на 140 км, из них 134 пулемётных и артиллерийских долговременных огневых сооружения (ДОС). Причём, артиллерийских сооружений - всего 8 (4%). Плотность дотов - 1,5 на километр. Для сравнения, во Франции примерно 5800 ДОС на 400 км, плотность - 14 ДОС на 1 км; немецкая «линия Зигфрида» - 16000 ДОС на 500 км, плотность - 32 ДОС на 1 км; советская «линия Молотова» на 3-х укрепленных районах Юго-Запада (Владимиро-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский) – 276 готовых ДОС и 627 строившихся на 195 км, т. е. 1,4 готовых ДОС на 1 км, при достройке 4,6 ДОС на 1км. Карельский УР (часть «линии Сталина») – 196 ДОС на 80 км, плотность 2,5 ДОС на 1км. Причём, на укреплениях «линии Сталина» 10% дотов было с артиллерийским вооружением.
В полосе главного удара Красной Армии на финских дотах не было орудий, способных поразить советские танки, артиллерийских дотов вообще не было. Новейшие финские доты 30-х годов не все отапливались.
Пехотные же части финнов размещались в обычных окопах. Большинство старых дотов линии имели амбразуры фронтального огня, т. к. их можно было подавить выстрелами в амбразуру. Их слабостью было и плохое качество бетона, который почти не имел арматуры. Только в новых дотах типа каземата «Ле Бурже» амбразуры располагались на боковых или задних гранях сооружения, передняя стена была глухой. Пулемёты простреливали пространство перед фронтом другого подобного дота.
То есть, «линия Маннергейма» не была неприступной для Красной Армии. Красная Армия обладала вполне хорошим арсеналом для взлома укреплений.
Противотанковые надолбы
Линия Энкеля (старые укрепления).
Недостаток разведданных
Серьёзным просчётом советского командования стал недостаток разведывательных данных об укреплениях финнов. Глубина обороны «линии Маннергема» стала для командования неприятным сюрпризом. Разведка не обладала данными о новых постройках 1938-1939 гг. Так, 6 декабря 24 стрелковая дивизия «напоролась» на Вейсяйненский укрепрайон, в бою погиб командир дивизии П. Е. Вещев, получивший звание Героя посмертно. Разведка не имела сведений об этих укреплениях.
Четырехамбразурный ДОТ с казармой на 30 человек.
Одноамбразурный ДОТ с казармой на 26 человек.
Двухамбразурный ДОТ с казармой на 24 человека.
Пример казематной системы пулемета Максим.
Продолжение следует
--- Добор поста---
Мифы о «Зимней войне» (часть 2)
Соотношение сил на начальном этапе войны
Ещё одним серьёзным просчётом советского командования стало соотношение сил на начальный период войны. По военной науке, чтобы удачно сломить сопротивление противника, который держит оборону на укреплённой позиции, необходимо соотношение 1:3, т. е. на одну обороняющуюся дивизию приходится три штурмующих.
На Карельском перешейке в декабре 1939 года было всего 5 советских стрелковых дивизий против пяти пехотных финских, затем соотношение стало 6:9. Всего у финских войск было 80 расчётных батальонов, у Красной Армии – 84. Численность войск на Карельском перешейке: финская армия – 130 тысяч человек, советская армия – 169 тысяч. СССР имел подавляющее преимущество в танках и артиллерии, но большинство танков были лёгкими и без поддержки пехоты не могли развить наступление, пехоту же отсекал огонь дотов. Танки, которые без пехоты прорывались через финские линии обороны, были обречены, их расстреливали из противотанковых пушек, закидывали бутылками с горючей смесью.
На второстепенном направлении, между Ладожским и Онежским озерами, у финнов было 2 дивизии и 7 отдельных батальонов, всего 25 расчётных батальонов; у советских войск – 5 стрелковых дивизий, т. е. 43 расчётных батальона.
Всего на начальном этапе у вооружённых сил Финляндии было 170 расчетных батальонов, у РККА 185 расчётных батальонов.
Штурм по всем правилам
После того, как стало ясно, что с ходу укрепления не прорвать, что финны создали новые доты, о которых не знала советская разведка, и Хельсинки поставили под ружьё всех, кого смогли, было решено всё сделать по правилам.
Была создана новая 13-я армия, в помощь 7-й. Советских сил на Карельском перешейке было: 26 стрелковых дивизий, 1 пулеметно-стрелковая, 7 танковых бригад- всего 239 батальонов; у финнов – 7 пехотных дивизий, 1 пехотная бригада, 1 кавалерийская бригада, 10 отдельных полков - всего 80 батальонов. То есть было создано нормальное соотношение сил для прорыва укреплённой полосы.
Численность советских войск нарастили до 450 тыс. человек, в финской армии было 150 тысяч. Преимущество в артиллерии калибром 122 мм и более создали в 10 раз, на две армии, вместо 2-х дивизионов артиллерии большой мощности, было четыре. Разведка боем выявила местонахождения дотов.
В феврале 1940 года, несмотря на глубокий снег, оборонительные линии Финляндии были взломаны, доты уничтожались 152, 203, 280-мм артиллерией. Осколочно-фугасными снарядами «обнажали» бетон, уничтожая подушку дотов, затем бетонобойными снарядами завершали дело. 203-мм гаубицы образца 1931 года «Б-4» финны прозвали «сталинской кувалдой», а красноармейцы назвали «карельский скульптор». Орудие со своими 100 кг снарядами превращало доты в «карельский монумент» - сооружение из перекрученной арматуры и кусков бетона, на дот тратилось от 8 до 140 снарядов.
Там, где не было мощных орудий, сапёры в ход пускали взрывчатку: так, дот № 0011 (или Sj5) взорвали, уложив сверху гору взрывчатки. Противотанковые надолбы где-то подрывали сапёры, в других местах сдвигали Т-28. В 13-й легкотанковой бригаде надолбы били 45-мм бронебойными снарядами.
Проходы в минных полях и проволочных заграждениях пробивались артиллерией и миномётным огнём.
Таким образом, финские укрепления были взломаны – артиллерией, взрывчаткой, тяжёлыми авиабомбами. Расположение дотов выявили и затем уничтожили. К тому же финская армия не могла противодействовать ответным огнем артиллерии и с помощью ВВС.
В 1941 году финны повторили ошибки советского командования (в декабре 1939 года у нас не было мощной артиллерии), пытаясь взломать советский Карельский УР, и понесли большие потери при его штурме 29 октября 1941 года.
Красная Армия, как и вермахт, применяла и штурмовые группы, глухая фронтальная стена позволяла прорваться через фланговый огонь соседних дотов и выйти к цели с зарядами взрывчатки.
152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)
203- мм гаубица обр. 1931 года. (Б - 4)
280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)
Почему не обошли «линию Маннергейма»?
Самые сильные укрепления финнов были на Карельском перешейке, севернее сильных укреплений не было. Проблемой было минимальное число дорог, Красная Армия была уже довольно сильно механизирована – штатный автотранспорт, тракторы, артиллерия, танки - армия была привязана к дорогам.
К тому же попытки обойти линию укреплений привели к самым кровавым боям Зимней войны – это были окружения частей 8-й и 9-й армий. По уставу части Красной армии шли вдоль дорог, это дало возможность финским «партизанским» батальонам перерезать коммуникации советских дивизий.
Самое известное окружение – случай с 44-й стрелковой дивизией. Это самый типичный случай полного провала командования дивизии, его не соответствия занимаемым должностям – комдив А. И. Виноградов (расстрелян) и начштаба дивизии О. Н. Волков. Дивизия не вела разведку, не охраняла фланги, полная пассивность при окружении, оборонительных блокгаузов не строили (уже только в окружении), завалы не расчищали. Как итог - полный разгром и потеря техники, только части дивизии удалось вырваться. С 1 по 7 января 1940 года потеряли: 1001 человек убитыми, 1430 ранеными, 2243 без вести пропавших, 37 танков, 87 пушек, 350 пулемётов.
Именно такие провалы послужили основой для мифа о явленной всему миру «слабости Красной армии».
20 января 1940 года У. Черчилль заявил по радио, что Финляндия «открыла всему миру слабость Красной Армии».
Ещё один пример провала командования дивизионного уровня – окружение финнами 26-28 декабря 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкотанковой бригады.
У командиров окружённых частей был выбор между пассивным ожиданием помощи или самостоятельным прорывом на восток, к основным силам 8-й армии. Выбрали пассивное ожидание. Причём даже оборону толком не организовали: господствующие высоты не заняли (или заняли недостаточными силами), занимаемую площадь не расширили – вдоль дороги около 2 км, ширина всего 400-800 метров, что позволяло финнам простреливать всё пространство, в некоторых частях (гарнизон Леметти-южный) даже не вырыли окопы полного профиля, там же не было единоначалия. Танки не зарыли, как огневые точки, большая их часть стояла на дороге.
Но даже такие дезорганизованные части Красной Армии стали для финнов головной болью, им хотелось быстрее их уничтожить, чтобы перебросить силы на Карельский перешеек, но окруженцы дрались до конца февраля – 2 месяца. Солдаты несмотря на голод, холод, массу обмороженных проявили русскую стойкость и упорство. К тому же у финнов не было достаточно артиллерии, чтобы подавить сопротивление, для них окруженные части стали сложной задачей. Атаки шли постоянно, окруженные части дробили на куски и уничтожали. Из примерно 18 тысяч человек 18-й стрелковой дивизии и 34-й танковой бригады вне окружения оказалось примерно 2,5 тысяч, прорвалось к своим около 1300 человек, остальные погибли или попали в плен. В целом несмотря на страшные потери части 8-й, 15-й, 9-й армий, в том числе и окружённые, свою задачу – не допустить переброски финских сил на Карельский перешеек, сковав боями, - выполнили.
Подведём итоги
- Война выявила безынициативность командиров и солдат, этот факт подметил и противник. Карал Маннергейм (командующий финскими вооруженными силами) писал: «Русский пехотинец храбр и упорен и довольствуется малым, но безынициативен». … « Русские строили свое военное искусство на использовании техники, и управление войсками было негибким, бесцеремонным и расточительным.» При хорошем командире дивизия действовала успешно. Плохой командир приводил часть к поражению.
- Преувеличивать слабость Красной Армии также неверно, это показал пример окружённых, плохо снабжаемых по воздуху 168-й, 18-й стрелковых дивизий и 14-й танковой бригады, которые дрались два месяца. В мороз, осыпаемые листовками: «Где политрук – там смерть!», голодные бойцы не сдавались и дрались до последнего.
- Остановка на «линии Маннергейма» была связана не с мощью укреплений, а с недостатком разведданных и сил для её взлома. Укрепления недооценили и хотели пройти в нескольких местах, в итоге поплатились за это, и только после нормального накопления сил и средств – взломали в хорошем темпе.
РККА для 1940 года была вполне современной армией, оснащенной массой артиллерии, танков, авиацией, способной преодолевать укреплённые полосы противника, развивать наступления ударами танков и пехоты, но с ещё довольно слабой подготовкой командного состава.
Если будет интерес, можно продолжить и на более серьёзном уровне