Автор темы
Свагор
Завсегдатай
- С нами с
- 30/08/05
- Постов
- 5 038
- Оценка
- 945
- Живу в:
- в доме
- Для знакомых
- Слава
- Оружие
- Ваши ответы на вопросы по соответствующим моделям будут гораздо авторитетнее
15 июня 2012 года вступил в силу приказ Минприроды России «Об утверждении Правил охоты» от 16.11.2010 №512 (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 №19704) в редакции приказа от 10.04.2012 №98, зарегистрированного в Минюсте России 30.05.2012 №24394.
Правила охоты в России, безусловно, нужны — отсутствие утвержденных норм в течение последних 2-х лет создавало правовой вакуум в регулировании охоты. Но отдельные положения Правил могут привести к резкому росту браконьерства, в первую очередь в отношении редких и исчезающих видов животных, таких как тигр, алтайский горный баран, снежный барс.
Речь идет о пункте 53.1 Правил, согласно которому при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных.
Этот пункт снимает запрет на преследование с применением механических транспортных средств и воздушных судов с целью выслеживания и добычи диких животных и, фактически, легализует браконьерскую охоту с применением автомашин, мотоциклов, снегоходов, квадроциклов и вертолетов.
И вертолеты, и машины могут не только использоваться для доставки охотников или загона животных на стрелков, но часто сами являются средствами добычи охотничьих ресурсов. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-е годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных, — гон стада мотоциклистами. И никто ни в кого не стрелял. Использование вертолетов для преследования горных копытных в условиях пересеченной местности тоже часто приводит к их гибели — в попытке спастись животные падают со скал.
В правоприменительной практике известны многочисленные случаи, когда автомобили, снегоходы, квадроциклы служили непосредственными орудиями незаконного добывания животных. При помощи автомобилей и квадроциклов совершается наезд на животных, а снегоходы используются для изматывания животных преследованием, а потом добивают их битой или обрезком арматуры. Огнестрельное оружие при данных видах браконьерства вообще не используется.
В некоторых регионах в последние годы такая охота стала настоящим бичом для лосей, косуль, благородного оленя. Разрешение ее приведет к массовому браконьерству, а в отдельных регионах может поставить на грань уничтожения целые популяции отдельных видов охотничьих ресурсов и редких и исчезающих животных.
Указанный пункт в его нынешней редакции противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18.01.88 №1 (в ред. Приказов Главохоты РСФСР от 03.05.1988 №111 (ред. 30.05.1991), от 23.05.1989 №156, от 26.04.1990 №146, с изменениями., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 26.08.2005 № ГКПИ05-987, от 15.08.2007 №ГКПИ07-385, 24.07.2008 №ГКПИ08-1338) (п.22.10), на всей территории России запрещается применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 258, часть 1) охота квалифицируется как незаконная, если она совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Наказание — штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
В соответствии с частью 2 указанной статьи то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии с постановлением Пленума Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.98 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в редакции Постановления Пленума от 06.02.2007 №7) (п.12) при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.
Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо охота осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Таким образом, в настоящее время, в российском законодательстве любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Не дайте узаконить варварское браконьерство!
Отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание с целью добычи, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов приведет к разночтениям в правоприменительной практике в этой сфере.
При осуществлении государственного охотничьего надзора доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно, поэтому в большинстве своем действия нарушителей, привлекаемых к ответственности, квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов.
Так было при расследовании охоты на архаров в Республике Алтай в 2009 году, когда в результате аварии вертолета во время охоты погибли высокопоставленные чиновники. Новые правила охоты приведут к тому, что браконьеры будут безнаказанно охотиться с вертолетов на редких животных. Мало того, они перестанут называться браконьерами.
Отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов приведет к тому, что наиболее злостные браконьеры будут уходить от ответственности. Это повлечет за собой рост браконьерства и, в первую очередь, в отношении наиболее привлекательных для этого редких видов крупных копытных и хищных зверей, для добычи которых, в основном, и применяются автотранспортные средства и вертолеты.
Отсутствие в Правилах охоты запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов противоречит требованиям Конвенции «О биологическом разнообразии», статья 8 которой устанавливает, что каждая Договаривающаяся Сторона, разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и / или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций. Таким образом, Правила охоты в данной редакции приняты в нарушение международной Конвенции о биологическом разнообразии.
В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
Правила охоты в данной редакции приняты в нарушение Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Следует отметить, что в первой редакции Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, содержалась другая формулировка указанного пункта, прямо предусматривающая запрет на применение механических транспортных средств и воздушных судов: «использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».
Однако Правила охоты в данной редакции должны были вступить в силу со дня признания утратившими силу сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, перечня орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, и перечня способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».
В результате, в течение полутора лет Правила охоты не вступали в силу, и вопрос этот решился только после того, как в Правила охоты было введено разрешение на выслеживание и преследование добычи с применением механических транспортных средств и воздушных судов (соответствующее постановление Правительства России №395 подписано 26 апреля 2012, то есть вскоре после внесения изменений в правила охоты приказом Минприроды России от 10.04.2012 №14).
Создается впечатление, что указанный пункт сознательно пролоббирован высшими чиновниками государства или иными лицами, способными влиять на решение Правительства России.
Чиновники Минприроды пытаются оправдать легализацию вертолетного браконьерства заботой о простых охотниках.
«Изменения были приняты для уточнения запрещающей нормы», — говорят в Минприроды. «Это была жесткая норма, — сообщил «Газете.Ru» директор Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Антон Берсенев. — Понятия «выслеживание», «поиск» и «преследование» могут трактоваться очень широко. Даже простое передвижение по охотугодьям на снегоходе с ружьем и авиаучет с вертолета можно было приравнять к «поиску» и даже «преследованию». Поэтому многие охотники и охотопользователи выражали опасения, что могут стать нарушителями. Представитель Минприроды подчеркнул, что запрет на охоту с помощью транспортных средств никуда не делся. В статье 258 УК РФ говорится, что если охота идет «с применением механического транспортного средства или воздушного судна», то это уголовное деяние».
Однако слова чиновника не соответствуют действительности.
Во-первых, запрет на эти действия существовал очень давно. Более того, раньше в Правилах охоты содержалась гораздо более жесткая норма, приравнивающая к охоте даже нахождение в транспортном средстве с собранным охотничьим оружием. И это ничуть не мешало законопослушным охотникам ездить по охотугодьям на снегоходах с зачехленным оружием, а охотпользователям проводить авиаучеты.
Во-вторых, согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. То есть, если следовать логике чиновников, то поиск, выслеживание и преследование зверя с машин и вертолетов остается уголовно наказуемым деянием. Тогда сохраняется все, ради чего запрет на эти действия исключен из правил.
На самом деле, все не совсем так. Фактически, охота перестает быть незаконной и обличенные властью или большими деньгами любители охоты (а только такие имеют возможность использовать для охоты вертолеты), смогут гонять зверей практически безнаказанно.
(украдено у зеленых )
Правила охоты в России, безусловно, нужны — отсутствие утвержденных норм в течение последних 2-х лет создавало правовой вакуум в регулировании охоты. Но отдельные положения Правил могут привести к резкому росту браконьерства, в первую очередь в отношении редких и исчезающих видов животных, таких как тигр, алтайский горный баран, снежный барс.
Речь идет о пункте 53.1 Правил, согласно которому при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных.
Этот пункт снимает запрет на преследование с применением механических транспортных средств и воздушных судов с целью выслеживания и добычи диких животных и, фактически, легализует браконьерскую охоту с применением автомашин, мотоциклов, снегоходов, квадроциклов и вертолетов.
И вертолеты, и машины могут не только использоваться для доставки охотников или загона животных на стрелков, но часто сами являются средствами добычи охотничьих ресурсов. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-е годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных, — гон стада мотоциклистами. И никто ни в кого не стрелял. Использование вертолетов для преследования горных копытных в условиях пересеченной местности тоже часто приводит к их гибели — в попытке спастись животные падают со скал.
В правоприменительной практике известны многочисленные случаи, когда автомобили, снегоходы, квадроциклы служили непосредственными орудиями незаконного добывания животных. При помощи автомобилей и квадроциклов совершается наезд на животных, а снегоходы используются для изматывания животных преследованием, а потом добивают их битой или обрезком арматуры. Огнестрельное оружие при данных видах браконьерства вообще не используется.
В некоторых регионах в последние годы такая охота стала настоящим бичом для лосей, косуль, благородного оленя. Разрешение ее приведет к массовому браконьерству, а в отдельных регионах может поставить на грань уничтожения целые популяции отдельных видов охотничьих ресурсов и редких и исчезающих животных.
Указанный пункт в его нынешней редакции противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18.01.88 №1 (в ред. Приказов Главохоты РСФСР от 03.05.1988 №111 (ред. 30.05.1991), от 23.05.1989 №156, от 26.04.1990 №146, с изменениями., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 26.08.2005 № ГКПИ05-987, от 15.08.2007 №ГКПИ07-385, 24.07.2008 №ГКПИ08-1338) (п.22.10), на всей территории России запрещается применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 258, часть 1) охота квалифицируется как незаконная, если она совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Наказание — штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
В соответствии с частью 2 указанной статьи то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии с постановлением Пленума Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.98 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в редакции Постановления Пленума от 06.02.2007 №7) (п.12) при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.
Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо охота осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Таким образом, в настоящее время, в российском законодательстве любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Не дайте узаконить варварское браконьерство!
Отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание с целью добычи, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов приведет к разночтениям в правоприменительной практике в этой сфере.
При осуществлении государственного охотничьего надзора доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно, поэтому в большинстве своем действия нарушителей, привлекаемых к ответственности, квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов.
Так было при расследовании охоты на архаров в Республике Алтай в 2009 году, когда в результате аварии вертолета во время охоты погибли высокопоставленные чиновники. Новые правила охоты приведут к тому, что браконьеры будут безнаказанно охотиться с вертолетов на редких животных. Мало того, они перестанут называться браконьерами.
Отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов приведет к тому, что наиболее злостные браконьеры будут уходить от ответственности. Это повлечет за собой рост браконьерства и, в первую очередь, в отношении наиболее привлекательных для этого редких видов крупных копытных и хищных зверей, для добычи которых, в основном, и применяются автотранспортные средства и вертолеты.
Отсутствие в Правилах охоты запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов противоречит требованиям Конвенции «О биологическом разнообразии», статья 8 которой устанавливает, что каждая Договаривающаяся Сторона, разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и / или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций. Таким образом, Правила охоты в данной редакции приняты в нарушение международной Конвенции о биологическом разнообразии.
В статье 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
Правила охоты в данной редакции приняты в нарушение Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Следует отметить, что в первой редакции Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, содержалась другая формулировка указанного пункта, прямо предусматривающая запрет на применение механических транспортных средств и воздушных судов: «использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».
Однако Правила охоты в данной редакции должны были вступить в силу со дня признания утратившими силу сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, перечня орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, и перечня способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».
В результате, в течение полутора лет Правила охоты не вступали в силу, и вопрос этот решился только после того, как в Правила охоты было введено разрешение на выслеживание и преследование добычи с применением механических транспортных средств и воздушных судов (соответствующее постановление Правительства России №395 подписано 26 апреля 2012, то есть вскоре после внесения изменений в правила охоты приказом Минприроды России от 10.04.2012 №14).
Создается впечатление, что указанный пункт сознательно пролоббирован высшими чиновниками государства или иными лицами, способными влиять на решение Правительства России.
Чиновники Минприроды пытаются оправдать легализацию вертолетного браконьерства заботой о простых охотниках.
«Изменения были приняты для уточнения запрещающей нормы», — говорят в Минприроды. «Это была жесткая норма, — сообщил «Газете.Ru» директор Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Антон Берсенев. — Понятия «выслеживание», «поиск» и «преследование» могут трактоваться очень широко. Даже простое передвижение по охотугодьям на снегоходе с ружьем и авиаучет с вертолета можно было приравнять к «поиску» и даже «преследованию». Поэтому многие охотники и охотопользователи выражали опасения, что могут стать нарушителями. Представитель Минприроды подчеркнул, что запрет на охоту с помощью транспортных средств никуда не делся. В статье 258 УК РФ говорится, что если охота идет «с применением механического транспортного средства или воздушного судна», то это уголовное деяние».
Однако слова чиновника не соответствуют действительности.
Во-первых, запрет на эти действия существовал очень давно. Более того, раньше в Правилах охоты содержалась гораздо более жесткая норма, приравнивающая к охоте даже нахождение в транспортном средстве с собранным охотничьим оружием. И это ничуть не мешало законопослушным охотникам ездить по охотугодьям на снегоходах с зачехленным оружием, а охотпользователям проводить авиаучеты.
Во-вторых, согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. То есть, если следовать логике чиновников, то поиск, выслеживание и преследование зверя с машин и вертолетов остается уголовно наказуемым деянием. Тогда сохраняется все, ради чего запрет на эти действия исключен из правил.
На самом деле, все не совсем так. Фактически, охота перестает быть незаконной и обличенные властью или большими деньгами любители охоты (а только такие имеют возможность использовать для охоты вертолеты), смогут гонять зверей практически безнаказанно.
(украдено у зеленых )
Последнее редактирование: