Спасибо ВАВАН за занятный снимок !!
Надо к 1-му апреля было придержать..
Ранее в гладкоствольных ружьях была широко распространена сверловка цилиндрическая, при которой канал ствола по всей длине сверлили одного диаметра. При конической сверловке канал ствола в направлении от снарядного входа к дулу вдет на конус. При сверловке «цилиндр с напором» канал ствола от снарядного входа делается в виде правильного цилиндра и только в двух сантиметрах от дульного среза суживается конусообразно на 0,1-0,2 мм.
Последние два типа сверловки теперь не применяются. Стволы делают только с дульными сужениями (чоками), увеличивающими кучность боя. Канал сверлят строго цилиндрическим и лишь в 15-20 мм от дульного среза в нем делают параболическое сужение. Величину дульного сужения определяют по разности диаметров канала ствола в 220 мм от казенного обреза и в дульной его части. Например, если диаметр канала ствола равен 18,5 мм, а диаметр дула 18 мм, то величина сужения будет 0,5 мм.
Сейчас подобная конусная сверловка не применятся, т.к. ружья с дульными сужениями обладают гораздо лучшим боем. Применялась тогда, когда г.Паркер не разрекламировал свои чоки...
Если кто имеет не ИМХУ , а конкретную заметку просьба указать...
ИМХИ бывают разные: - нужные, полезные - чаще бесполезные.
Как например:
Был...... такой ствол обладал очень резким боем и равномерной осыпью. Делалось это на штучных ружьях. Не слышал, чтобы подобные стволы изготовлялись у нас. Могли стоять только на изделиях у оружейников начала века, которые заказывали ствольные трубкиу мастеров ствольщиков за границей. Например у г. Гонно или Мацка.
Мастера оружейники Гонно и Феликс Мацка наши петербургские оружейники и гордость России!
Жили и творили в Петербурге!!
Никогда стволами не торговали , а сами заказывали их у ствольщиков -мастеров..
Н. Гонно всю жизнь жил и работал в Петербурге. Гонно делал только дорогие ружья, которые по праву приравнивались к художественным произведениям. И дело заключалось не только в отделке, но и в боевых свойствах оружия. По оценке многих современников, его ружья были не хуже английских, а штуцера - даже лучше. Преданный своему делу, исключительно добросовестный и работоспособный, Гонно трудился в мастерской и в будни, и в праздники. Лично принимал заказы, сам отделывал, подгонял, проверял и пристреливал ружья.
Будучи индивидуальным мастером, мастером-штучником, он мог изготовить практически любое оружие, какое только пожелает заказчик. Стволы Гонно заказывал либо лучшие английские, либо у знаменитого Леопольда Бернара, который выделывал стволы для ведущих французских оружейников. Замки для Гонно изготовлял Жозеф Бразье, равного которому не было во всей Европе и который делал замки для самого Джеймса Перде в Лондоне. Орех на ружья Гонно ставил фигурный, американский, который в России именовали тогда кореньковым. Особенно нравилось русским знатокам то, что за свои изделия, не уступающие английским, он сам брал намного дешевле. Ружья таких знаменитых мастеров, как Ланкастер и Перде, стоили не менее 500 рублей, а Гонно делал за 300-350 рублей
Ф. О. Мацка — самый, пожалуй, знаменитый среди отечественных оружейных мастеров, изготовлявших штучные ружья высокого разбора. Чех по национальности, Франц Осипович Мацка жил и работал в России. Несколько лет он был подмастерьем у Гонно — лучшего петербургского оружейного мастера того времени. С 1883г. Мацка стал работать самостоятельно. Умер он в 1906г. Мацка делал ружья только высокого разбора и только на заказ.
В дальнейшем Мацка завоевал такую популярность, что оценки его деятельности разнятся между собой лишь по степени восхищения. Как и любой другой мастер-штучник, будь то Гонно или Алешкин, Перде или Лебо, Мацка сам стволы не изготовлял, а получал их от крупных металлургических предприятий.
В разные годы он ставил на свои ружья стволы из дамасской или литой стали различных марок (Леопольда Бернара, Витворта, Сименса, Круппа и др.)
Самостоятельно Мацка работал 22— 23 года, а за год он делал примерно по 20 ружей (но не более 25). Следовательно, за все время своей деятельности мастер создал примерно 450, но никак не больше 500 ружей. Мацка делал двуствольные гладкоствольные курковые и бескурковые ружья с замками различных систем, в том числе и бескурковки с замками на боковых досках, преимущественно 12 калибра. Изготавливал мастер также двуствольные «парадоксы», крупнокалиберные штуцера, штуцера-экспрессы (под дымный порох), штуцера-нитрозкспрессы (под бездымный порох).
Одно из ружей Мацки находящееся в Государственном Историческом музее, имеет стволы 12 калибра из бельгийской стали «Коккерилль»; правый ствол цилиндрической сверловки, левый — чок 0,8мм. Замки — на боковых досках; патронник сверлен под латунную гильзу; предохранитель неавтоматический; имеется плавный спуск курков; ложа — прямая. Другое находящееся там ружье — двустволка 24 калибра системы Ивашенцова, оба ствола имеют дульные сужения 0,5мм. Одна из вершин творчества Мацки — двуствольный «парадокс» 24 калибра под тонкую латунную гильзу /
В этом ружье соединились идеи, знания, опыт, труд трех замечательных людей, неразрывно связанных с историей русского охотничьего оружия.
Дело в том, что ружье это — системы Ивашенцова, а сделал его Мацка по заказу и расчетам С. А. Бутурлина. Вот некоторые данные этого «парадокса»: вес ружья — 3,38кг; вес стволов — 1,64кг; центр тяжести находился в 40мм от казенного среза стволов; длина стволов — 651мм, патронников — 65 мм; длина нарезного чока — 2,5см; число нарезов — 7. Из этого «парадокса» С. А. Бутурлин стрелял лосей на дистанциях до 300м. К ружью имеются сменные гладкие стволы.
Мацка знаменитый оружейник и его ружья
Калининградский охотничий клуб - Охота и охотничье хозяйство -...