jeri
Старейшина
Единственный представитель обширного, сугубо морского семейства тресковых, проживающий в пресных водах, налим отличается от других наших хищников весьма своеобразными признаками. Достаточно сказать, что он один среди рыб нерестится зимой, подо льдом. Тайна рыбьего нереста вообще слабо изучена, а уж о налимьем нересте ихтиологи и вовсе немного знают. Известно лишь, что его ход в реки начинается в середине декабря, икромет заканчивается в конце января-февраля. Крупная налимиха извергает до двух-трех миллионов икринок, которыми бывает буквально устлано дно нерестовых речек. И тогда наступает праздник на Ершовой улице. Да-да, вечный трагический (не побоимся этого слова) спутник налима -ерш, которого налим во время жора глотает в больших количествах, - этот самый ерш пирует, бессовестно собирая икру со дна, выискивая ее и в самых потайных места.
Кабы не ерш, одних налимов лавливали бы друзья-рыболовы; кабы не налим, заполонил бы ерш, сын щетинников, и реки, и озера. Мудра природа, ох, мудра!
Как и раки, налим любит чистую воду и быстро задыхается в воде, испорченной хоть промышленными, хоть сельскими сбросами. Простое правило: водятся налимы и раки - чистая река. К сожалению, в средней полосе России таких все меньше, про озера и говорить не приходится. Сохранились они в первозданном виде только на Севере и, например, огромное Онежское озеро, отличаясь по сей день отменной водичкой, дает щедрый приют налимьему племени. Пудовая рыбина здесь и сейчас не редкость. (Л.П. Сабанеев описывает случай поимки двухпудового налима.) Знаменитое карельское блюдо - пирог-рыбник - приготавливается непременно с налимьей печенкой.
Крепкая, ядреная зима по-житейски близка русскому человеку. Любит ее и налим. Как хороводится, как шикует он в студеные темные ночи, когда в глубинах оцепенело стоят рыбьи косяки, когда ходи и выбирай из тысяч самого упитанного ерша. За один раз налим может вбить в свою утробину рыбехи - в половину собственного веса. И что интересно, стоит ему ухватить широченной пастью, густо, как щетка, усаженной мелкими зубами, добычу даже за кончик хвоста, та не вырвется, как бы ни старалась. Летом достается от него лягушкам. Ночами заводят они свои вдохновенные концерты, а налим подплывает не спеша - и за лапу. А уж тогда какие песни...
Впрочем, лето нашему герою не в радость, тепло он не любит. Если вдруг вода при сильной жаре прогреется до 20-23 гр. С, налим снет. Бери его сачком - он и плавником не шевельнет. Летом он ищет ледяные донные ключи и торчит тут, а если еще найдет рачью нору, коряжину, расщелину среди камней, то тут он непременно и станет летовать, подбирая при случае любую малосъедобную чепуху: дохлого ужа, больную рыбеху, старый ботинок (что документально засвидетельствовано)... Может он неделю и больше обходиться вовсе без пищи.
Летом налим в уловах чрезвычайно редок; порой заплывает в ставные невода, иногда хватает вялого живца на перемете. Зимой же некоторые специалисты промышляют только налима, не обращая внимания на щук и окуней. Знакомый рыболов-москвич, много лет промышляющий на Яузском водохранилище в районе местечка Петушки (Гжатский район Смоленской губернии), признает за настоящий зимний трофей только налима. Берет их за зиму два, иной раз и три десятка. Ловит стандартными жерлицами, наживляя одинарный крючок раздавленным - чтобы сильнее был привлекательный запах - ершом. Предпочтительная глубина - 4-5 метров, лески на катушке - 6 метров, поскольку ловить приходится в сильном коряжнике.
Налим, почувствовав себя на крючке, быстро смиряется с печальной участью, стоит недалеко от лунки, там, где и подобрал насадку. Только очень крупные рыбины оказывают сопротивление при вываживании: рядовой экземпляр рыболов тянет, как корягу, иной раз и не надеясь на добычу. Ставят жерлицы на ночь. Рыбалка, как говорится, дело темное, а уж ловля налима ночью и подавно.
На Севере, в Карелии, Архангельской и Мурманской губерниях налима ловят на крупные, так называемые щучьи, блесны. Блеснят у самого дна, подергивают удильником редко, подолгу держа блесну неподвижно, а то и положив на дно. Поклевка бывает резкой и верной. Излюбленные места - медленно текущие речки и глубокие озера с твердым каменистым дном. Лучший клев днем - в непогоду. Успешно блеснят его в сумерках и ночью, на больших - до 10-12 метров - глубинах.
И последнее, что полезно помнить рыболову, решившему познакомиться с налимом. Слизь, которой обильно покрыта его кожа, весьма сильно раздражает кишечник, вызывая известную болезнь. Рыболов, в азарте ловли проголодавшись, бывает, схватит "налимьими руками" кусок хлеба, а после страдает.
Известные чеховские герои никак не могли "взять" налима из-под коряги. Трудно поймать его, но это трофей, запоминающийся надолго.
Подготовлено по материалам сайта "Диалоги о рыбалке"
НХ-НЧ