Vlad Hawk
Команда форума
- С нами с
- 24/11/06
- Постов
- 5 136
- Оценка
- 710
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Влад
- Охочусь с
- 1987
- Оружие
- калибры 12, 16, 20, 7,62Х39 и 22LR
- Собака(ки)
- 2 легавые Сцуки (веймаранер и пойнтер)
Если взлетала птица, сокол ловил ее, а если выскакивал заяц, выпускали на него ястреба, и он также ловил его, а если нет, заяц выбегал к гепардам, и их выпускали на него. Если же подымалась газель и выбегала к гепардам, и их пускали на нее и они ее ловили, а если нет, на нее пускали ястребов, и никакая дичь не уходила от нас иначе, как по прихоти судьбы.Усама-ибн-Мункыз
В азиатских странах соколиной охоте сопутствовала зачастую и охота с гепардом, претерпев некоторые изменения, она, как разновидность спортивной охоты, дожила и до наших времен.С корнями (историей) содружества человека-охотника и самого быстрого четвероногого живоного можно ознакомиться прочитав статью
«Живет гепард преимущественно в степных местностях: Юго-Западной Азии (Персии, Туркестане), а также в Северо-Восточной Африке, травоядные обитатели этих стран служат ему главной пищей, – сообщал Альфред Брэм в «Жизни животных». – Так как все степные животные, напр., антилопы, газели и т. п., отличаются большим проворством, гепард же, напротив, не в состоянии бегать долго и быстро, то во время охоты ему необходимо пускать в ход всю свою хитрость. И в этом отношении гепард действительно не уступит лучшей собаке: тихо, неслышно ползет он к добыче, прижимаясь к земле, и только подкравшись на близкое расстояние, решается на открытое нападение. Но одной способностью, свойственной большинству кошек, он не обладает: он не умеет лазить. Голос его также оригинален. Гепард мурлычет, подобно кошке, только грубее и глубже; в раздражении же он фыркает, подобно своим родичам, также свирепо щелкает зубами и при этом издает глухое ворчание, которое Блейт сравнивает с блеянием козы. Врожденная способность гепардов к охоте давно уже подмечена туземцами Азии, которые с давних пор приручают их в качестве охотничьих животных: отсюда немецкое название гепарда Jagdleopard – охотничий леопард. Иосиф Барбаро, путешественник XV века, видел у одного армянского князя сто дрессированных для охоты гепардов. Монгольские ханы прежнего времени держали этих зверей в еще большем количестве – целыми тысячами. И в настоящее время охота с гепардами в общем ходу на Востоке, особенно в Персии и Индии, где туземцы успешно дрессируют читу, тогда как фаххад с той же целью приручается арабами Сахары и абиссинцами.
Вот как один из очевидцев, погонщик верблюдов, описывает подобного рода охоту:
«Гепардов обыкновенно употребляют для отыскания дичи и для устройства охоты, – сказал он и сообщил нам, что за полмили пасется стадо газелей. Мы тотчас решили преследовать их с нашими гепардами. Каждый гепард помещался на открытой тележке, запряженной парой волов. Животные были привязаны недоуздком к верхней части телег; кроме того, провожатые держали их за ремни, связывавшие им ноги, а на головах гепардов были кожаные шапочки, закрывавшие им глаза. Так как газели чрезвычайно пугливы, то лучший способ приблизиться к ним – сидя в охотничьей телеге, которая устраивается так же, как обыкновенные крестьянские тележки; животные привыкли к этим тележкам и подпускают их на 70, даже на 50 саженей... У нас были с собой три гепарда, и мы подвигались к месту, где были замечены газели, так что одна телега следовала за другой на расстоянии около 100 аршин. В таком порядке въехали мы в поле хлопчатника, где увидели четырех газелей. Кучер моей телеги сумел подъехать к ним всего на 35 саженей, после чего с гепарда были сняты шапочка и путы. Заметив добычу, зверь тотчас прилег к земле животом и медленно стал ползти к газелям, прячась на пути за каждое возвышение. Но едва газели заметили его, как гепард вскочил, в несколько мгновений очутился среди них, схватил самку, пробежал с нею около 70 саженей, затем ударом лапы повалил животное на землю. Другой гепард, выпущенный вслед за первым, сделал четыре-пять отчаянных прыжков, но, промахнувшись, бросил преследование и с мурлыканьем возвратился назад в свою тележку... Когда пойманная газель была убита, один из охотников надел на гепарда шапочку, отрезал добыче голову, собрал кровь в деревянную чашку и поставил ее перед гепардом. Кроме того, ему дали, по праву охоты, одну ногу газели».
Интересные сведения о гепардах можно почерпнуть из книги А. А. Слудского «Крупные хищники».
Гепард – стройное животное на высоких ногах. Высота в крестце чуть больше, чем в плечах. Хвост, равный по длине почти половине тела, зверь держит саблевидно, изогнув его, и обычно не поднимает выше спины. Небольшая круглая голова имеет относительно некрупные ушные раковины полукруглой формы. Так как гепард ведет в основном дневной образ жизни, глаза у него с круглыми зрачками и с желтой радужной оболочкой. Форма отпечатков лап вытянутая, а не круглая, как у кошек других видов. Если у всех кошек когти втягиваются в своеобразные кожные влагалища, чтобы не тупились, то у гепарда таких образований нет. Когти у него полувтяжные и довольно тупые.
Гепард – самое быстрое на земле млекопитающее. Преследуя добычу, он на короткой дистанции может бежать со скоростью до 115 км/ч. Редкому животному удается спастись от стремительного броска этого хищника. В связи с приспособлением гепарда к быстрому бегу, общий облик его весьма своеобразен. Внешне он больше похож на азиатскую борзую – тазу, чем на кошку.
Совершенно не опасен этот хищник для человека. Тем не менее, долгие годы, по недоразумению, гепарда считали хищником, опасным для скота, и истребляли всевозможными способами. В Индии, например, англичане, ради спортивного интереса, гонялись за ним на быстрых лошадях и, загнав, убивали копьем. По-видимому, не случайно Индия оказалась одной из первых стран, где гепард был полностью истреблен. Исчез он в последние годы и в ряде других стран, а там, где еще уцелел, встречается, как правило, очень редко.
Большие природные способности гепарда к охоте, мирный нрав и легкая приручаемость побудили охотников многих стран с древнейших времен использовать его в качестве ловчего зверя. Первые сведения об использовании гепарда на охоте относят к 1580–1345 гг. до н. э. В древних Фивах найдены изображения двух гепардов, которых держат на поводках. Эти изображения сохранились от эпохи XVI—XVIII династий египетских фараонов (Prisse, 1878—1879; Березин, 1940). Много столетий тому назад с гепардом охотились на территориях современных государств – Афганистана, Иордании, Ирака, Ирана, Сирии, среднеазиатских республик, а также в Индии, Пакистане и Китае. В охотничьем трактате Сид-Мохаммеда-ал-Мангали, относящемся к X в. н. э., есть много сведений об охоте с гепардами и технических приемах этой охоты у арабов, о распространении этого зверя в те времена в Сирии и Месопотамии.
Охота с гепардом была широко распространена и в Персии. По словам Адама Олеария (1870), посетившего эту страну в 30-е годы XVIII в., в провинции Гилян гепардов было так много, что их приводили на продажу стаями по 10–20 голов. Олеарий отмечает также, что этого зверя там широко использовали на охоте, причем он делался настолько ручным, что охотник свободно сажал хищника позади себя на лошадь.
В Индии охота с этими кошками наибольшее распространение получила в XVI и в начале XVII в. н. э. О размерах охоты можно судить по тому факту, что Акбар во времена своего правления содержал одновременно до 1000 гепардов.
В Европе гепард был известен также издавна. На вазе греческого происхождения (VII в. до н. э.), найденной в скифском погребении при Темиргоре близ Керчи, имеется ясное изображение этого хищника. К скифам эта ваза попала от греков через их колонии на побережье черного моря (Шелов, 1956). Первое упоминание об охоте с этими зверями в Европе относится к 439 г. н. э., когда константинопольскому императору Анастасию были привезены из Индии два охотничьих гепарда. Сохранилось известие, что в 1100 г. при подходе к Константинополю ломбардских крестоносцев греки выпустили на них львов и гепардов, содержавшихся во дворце, причем последние на наступающих не нападали. На византийских миниатюрах XII—XIII вв. нередко изображали охоту с гепардами, особенно на оленей и ланей. Европейские же феодалы — крестоносцы, жившие в Сирии и Палестине, так же как и арабы, держали гепардов для охоты и устраивали «леопардерии» – специальные помещения, где содержали гепардов. При хищниках находились дрессировщики и другой ухаживающий за зверями персонал (Camus, 1909).
Во Франции с гепардами охотились уже в XI в., а возможно, и раньше. В эпоху Возрождения в этой стране гепарды были настолько распространены в поместьях синьоров, что о них упоминают в большинстве литературных произведений того времени и часто изображают на картинах и коврах – гобеленах (до XVIII в.). Несколько таких гобеленов с изображенными на них гепардами хранится в Ленинградском Эрмитаже.
Есть много исторических сведений об охоте с гепардами в Италии. Так, Фридрих II, император Священной Римской империи (1212– 1250 гг.), имел леопардерии в замке Лючера в Апулее.
Продолжали развивать охоту с гепардами и позднее. Например, у ханов Золотой орды (XII—XVI вв.), владевших землями Восточной Европы, Кавказа, Западного Казахстана и Северного Хорезма, большинство придворных имело отношение к охоте и среди них были «пардусники» или «барсники».
В средние века процветала охота с гепардами в Азербайджане, Армении и Грузии. Например, К. П. Калачев (I860), описывая различные способы охоты киргиз-кайсаков (казахов) в середине прошлого века, отметил, что они занимаются дрессировкой дикого бабра (барса). Далее тот же автор говорит, что один казах с Устюрта обещал ему достать на время ручного, хорошо выдрессированного бабра, этого обитателя пустыни, и действительно сдержал слово... В данном случае речь шла не о тигре, которого раньше называли «бабром», и не о леопарде (барсе), а о гепарде, с которыми казахи охотились на восточном побережье Каспийского моря не далее как 100 лет тому назад. Г. П. Дементьев (1956) видел изображения охоты гепардов (по-видимому, ручных) на джейранов на стенах мавзолея Тауруз-Султан (Ур-Ишан) в Заунгузских Каракумах в Северо-Восточной Туркмении (XVII—XIX вв.). Туркмены-старики рассказывали Г. П. Дементьеву, что в прошлом столетии с гепардами они охотились на юго-западе страны, но особенно эта охота была популярна у хивинских туркменов на северо-востоке. Зоолог В. Б. Дубинин в 40-х годах текущего столетия видел у туркменов в районе Красноводска охотничьего гепарда, притравленного к джейранам, лисицам и зайцам-песчаникам. В 1949 г. в Юго-Восточной Туркмении в г. Мары встретили туркмена-охотника со зверем, гепардом, с которым по сообщению А. К. Кыдырбаева, охотились на джейранов.
Для охоты применяли зверей, пойманных уже взрослыми. Такие животные быстро бегают и обладают искусством скрадывания добычи. Звери, взятые еще котятами и выращенные в неволе, не использовались в качестве ловчих. Взрослые животные приручаются сравнительно легко и быстро. С гепардами охотились в основном на мелких антилоп (типа джейрана) и зайцев, но иногда ими травили и более крупных зверей – ланей, оленей, куланов, тарпанов. В Средней Азии с гепардами практиковали охоту на лисиц.
Существовало несколько способов охот с ловчими гепардами. В Индии и Китае хищника сажали на специальную двухколесную арбу, имевшую сзади трамплин. Реже этих зверей подвозили к месту охоты на обыкновенной арбе или телеге. Этот способ рассчитан на то, что антилопы привыкают к виду крестьянских подвод, и поэтому часто подпускают их на сравнительно близкое расстояние. На открытых участках гепарда напускали на дичь с расстояния 100—200 м и лишь там, где были от-; дельно растущие кусты, — с более далекой дистанции.
К арбе гепарда привязывали поводком, свободный конец которого крепился к поясу, надетом на зверя в паховой области, и реже – за ошейник. Чтобы во время подъезда к дичи гепард не отвлекался и не беспокоился, глаза ему закрывали специальной повязкой. Охотники, заметив табунок антилоп, начинали ездить вокруг них до тех пор, пока радиус не сокращался до 100–300 м. Подъехав на такое расстояние, гепарда отвязывали, снимали с глаз повязку и показывали ему дичь. Если удавалось к дичи подъехать близко, хищник сразу же бросался на антилопу, но обычно он сначала ее скрадывал, подходя и подползая, и лишь когда до нее оставалось небольшое расстояние, вскакивал и кидался в погоню. Догнав антилопу, зверь ударами лап валил ее на землю и, схватив за горло или морду, начинал душить. В это время к нему подбегал охотник, перерезал у добычи горло и, набрав в специальный ковш крови, подставлял ее хищнику. Напоив гепарда кровью, ему вновь надевали на глаза повязку и отводили к арбе. Упомянутый ковш, сделанный из дерева или пустой тыквы, служил «вабилом». Из него обычно кормили зверя, а если он не мог поймать дичь, убегал от хозяина или взбирался на дерево, подманивали, показывая ковш и стуча в него. В случаях, когда к месту охоты нельзя было подъехать на арбе, гепарда доставляли туда в специальной корзине. В большинстве стран хищников возили также на верховых лошадях, сажая их за собой на специальное прямоугольное и плоское сиденье, пристроенное за седлом. Охотник, сидя в седле, держал поводок, прикрепленный к ошейнику зверя.
О способах охоты с гепардами византийцев во времена Мануила Комнена (1122—1180 гг.) сообщал епископ Филиппопольский Константин Пантехнис.
«Этих зверей возят всадники на крупе лошадей, – писал автор, – посадив на львиную шкуру. Глаза у гепарда завязаны и на шее одет ошейник с крепким поводком, конец его находился в руке охотника. Когда заяц побежит, снимают клобучок с глаз гепарда и указывает ему дичь. Три-четыре изумительных прыжка — и гепард догоняет добычу, хватает ее передними лапами и медленно, с кровавой добычей в зубах, с горящими глазами возвращается к своему хозяину. Охотник тогда слезает с лошади, ласкает гепарда и всовывает ему в ноздри пальцы: гепард, чтобы дышать, вынужден открыть пасть и отпустить добычу. Тогда охотник берет дичь, перерезает ей горло, а кровь собирает в подставленный деревянный сосуд. Гепард с жадностью пьет эту кровь...».
Интересное описание охоты с гепардами в Сирии в XII в. оставил Усама-ибн-Мункыз (1958), который охотился у г. Шейзар в области Алеппо, где его отец был правителем. «Отец выезжал на охоту, – писал Усама, – а мы, четверо его сыновей, были с ним... с нами выезжало много соколов, десять или около этого, а с отцом два сокольника, два надсмотрщика за гепардами и два псаря... подъезжали к зарослям. Гепарды и ястребы оставались снаружи зарослей, а мы подходили к ним с соколами. Если взлетала птица, сокол ловил ее, а если выскакивал заяц, выпускали на него ястреба, и он также ловил его, а если нет, заяц выбегал к гепардам, и их выпускали на него. Если же подымалась газель и выбегала к гепардам, и их пускали на нее и они ее ловили, а если нет, на нее пускали ястребов, и никакая дичь не уходила от нас иначе, как по прихоти судьбы.
Дрессировать охотничьего гепарда было сравнительно просто. В первые дни после поимки зверя «выдерживали» какое-то время, не давая корма и мешая ему спать. В этот период с ним все время разговаривали женщины. Затем голодного, сильно ослабевшего зверя приручали брать корм из рук ухаживающего за ним человека, давая ему пищу. Позднее приручаемого зверя начинали выводить на четырех поводках-растяжках на самые людные улицы и базары. Когда гепард привыкал к своему хозяину (иногда даже спал с ним на одной постели), его приучали к лошадям и собакам, а затем учили сидеть на лошади за седлом. После этого его притравливали к дичи различных видов, на которую собирались с ним охотиться. Так дрессировали гепардов в Индии.
В крупных леопардиях Индии каждого зверя содержали на специальном «сидбище». «Сидбище» – квадратная рама размером, примерно, 2x2 м, с четырьмя ножами высотой по 50 см. Рама переплетена тонкими ремнями таким образом, чтобы зверь мог сидеть или лежать на мягкой упругой сетке. Подобные устройства весьма удобны, а главное – гигиеничны.
Еще в средние века среди жен крупных феодалов Западной Европы было очень модно держать в доме ручного гепарда; в те времена знатных дам часто изображали в обществе этой кошки, обезьян и павлинов. Мода повторяется, и в последние годы в ряде стран Европы, а также в США, иметь ручного гепарда снова стало считаться хорошим тоном. А в Египте еще недавно гепард выполнял роль сторожевой собаки в домах и деревенских лавках (Bertin, 1950). В Африке для удовлетворения большого спроса на живых гепардов ежегодно отлавливали их сотнями, чем в значительной мере подорвали численность этих замечательных животных. Количество гепардов сильно сократилось и в результате недавней моды на пятнистые меха диких кошек.
Ручные гепарды очень привязываются к человеку. В Восточной Африке ручная самка гепарда по кличке «Пиппа» жила у писательницы Дж. Адамсон несколько лет, свободно уходя на много дней в саванну, где охотилась самостоятельно. Эта самка несколько раз была покрыта диким самцом и трижды приносила помет. Каждый раз, когда котята немного подрастали, она приводила к ним свою хозяйку и разрешала ей их трогать, а позднее и играть с ними. Периодически она приходила со всем выводком в лагерь за кормом.
Свидетельство Дж. Адамсон:
«Хотя гепарды приручаются легче остальных больших кошек, об их образе жизни на свободе почти ничего не известно. Не единственные в своем роде животные, они совмещают в себе признаки кошек и собак, и, хотя их все же относят к кошачьим, они, по сути дела, очень отличаются от всех других зверей. Они – резвейшие на Земле млекопитающие и в беге на короткие дистанции показывали скорость более 60 миль в час (рекорд для скаковых лошадей — 40 миль в час). Гепарды словно созданы для скоростного бега – легкий костяк, маленькая головка, короткий подбородок, длинные стройные ноги. Когти не втягиваются, как и у собак; гепарды и сидят по-собачьи, и охотятся, как собаки; однако отпечатки лап у них совершенно кошачьи. Они пользуются когтем первого пальца так же, как все кошки, и лазят по деревьям, хотя это, может быть, и приобретенная привычка. Золотисто-песочная шерсть гепарда похожа на шерсть гладкошерстных собак, а черные пятна на ней пушисты, как кошачий мех».
Гепарды – одиночные животные, и на открытых равнинах, где они живут, их редко встречают группой – только с детенышами или в период спаривания. Обычно бывает до четырех детенышей.
Название «чита», что означает «пятнистый», пришло из Индии. История этого зверя загадочна: изображения гепардов встречаются на древнеегипетских фресках и барельефах как символ храбрости. Мы знаем два случая, когда гепарды были любимцами сильных мира сего: один принадлежал Чингизхану, другой Карлу Великому.
Материал взят из книги Фантастические особннности животных/Автор состовитель П.Н. Кочеткова. - Мн.: Литература, 1997г.
http://my.zoofix.ru/gepard-cat-dog
Нашлось в сети и видео
"Люди, Охотящиеся с Гепардами, Индия 1939"