• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Заполярье. Разведка боем.

  • Автор темы Автор темы bolshoi
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

bolshoi

Участник
С нами с
20/01/08
Постов
63
Оценка
101
Живу в:
СПб
Для знакомых
олег
Оружие
сайга
Собака(ки)
Нет
Так получилось, что на сайт Питерского охотника заглядываю я реже, чем на Ганзу. И отчетов о своих охотах никогда не писал, ибо некогда, не писатель, и на охоту выбираюсь редко. Но на Питерском охотнике подчерпнул я немало полезного, и читая форум вижу, что есть здесь люди близкие по духу и просто мне симпатичные.
На охоту в отпуск в этом году выбраться не удалось – кризис, будь он неладен.
Но увидел отчет Lisник о поездке на Кольский, и подумал – может и мое путешествие будет кому интересно, а может быть и полезно. А вдруг попутчиков найду на следующий год .
Север я люблю, и ездил туда часто, еще в годы службы. И сейчас, лет 10 подряд, почти каждый год выбираюсь, один или с друзьями, на 3 дня или пару недель.
В этом году моим попутчиком и проводником стал бывший охотовед Печенгского района Мурманской области, родившийся и выросший в Заполярном, мой знакомец с Ганзы Сергей.
Наш маршрут почти точно повторил маршрут Lisник, только в Апатиты мы не заезжали и на Средний заехали не как все, по восточному берегу, но по западному, где дорога для обычной техники не проходима, и потому меньше известна.
Питер – Кандалакша – Мончегорск – Мурманск – Печенга – Заполярный – полуостров Средний – опять Заполярный – Океан – тайга – Питер.

Дорога на Мурманск хорошо известна и наезжена, останавливаться на ней не буду.
Ехали в ночь.



В Заполярном нас ждали. Поселились мы в поселке у железнодорожной станции Печенга, точнее, что осталось от этого, некогда многолюдного поселения.



Большой нежилой дом, был куплен нашими друзьями под дачу год назад. Поселок давно утратил статус жилого, так что электричества здесь нет. Отопление печное – углем, дрова здесь в большом дефиците. Даже в банный день не чувствуется знакомый аромат горящих дров.

Сторож к нам совершенно равнодушен.



Вот он, наш верный железный конь, весь в ржавых ранах и вмятинах, но бодро пронесший нас на своих военных мостах по дорогам Заполярья.


Наш путь лежит на полуостров Рыбачий. Доехав до пограничного поста на Титовке, сворачиваем с асфальта налево, мимо брошенных кем-то бетонных ферм. Дальше идет грунтовка, вполне приличного качества, проходимая для машин любого класса.



Дорога идет вдоль реки Титовка.



Пороги на Титовке.



Преодолев около половины пути, останавливаемся у Пьяного ручья. Это местная достопримечательность где все, и даже водитель, обязаны принять стопочку. Таков обычай. Кто-то уже производит ритуальные действия на этом священном месте и радостно машут нам руками, призывая присоединиться. Знакомимся, угощаемся и угощаем, причащаемся и прощаемся с этими хлебосольными людьми, приехавшими посмотреть на природу Севера откуда-то с Краснодарского края и Сибири.



Характер местности меняется, лесотундра сменяется тундрой и вот, за этим поворотом мы увидим Рыбачий.





У перешейка скромный и трогательный памятник защитникам Рыбачьего.



Машины с туристами уходят на восток, а мы едем по западному, менее известному берегу. Дальше легковушкам дороги нет.




Проехали лагерь Юрия Александровича Кобякова, местной знаменитости, живущего здесь с 70-х годов. По сути, здесь прошла вся его жизнь. После ухода геологов в 90 года, он остался хранителем, а теперь и владельцем небольшой базы. Расположена она рядом с стелой, установленной на месте штурма. База – десяток балков бочковидной формы. В одном Юрий Александрович создал музей, посвященный защитникам Рыбачьевого.
Человек он душевный. Здесь может найти приют одинокий путешественник.
В кадр попали хозпостройки.



Перед нами хребет Муста-Тунтури. Красивое, и страшное место. Именно здесь, в лоб, в 1944 шли на штурм наши бойцы.



На гребне сидели немецкие пулеметчики…. До сих пор попадаются окопы, заполненные стреляными гильзами на метр-полтора.

Опускается ночь, хотя какая это ночь, светло, как в Питере в белые ночи, чувство времени теряется совершенно, и мы спохватились, что пора ставить лагерь только в 3 часа.



Утро.



Серенько, низкая облачность, ветер. Хорошо, нет дождя.

Знакомлюсь с местной природой. Тундровая березка. Кончики веток отполированы настом.



Карликовая, стелящаяся березка.



Здесь разница видна лучше.



Каменное озеро.



Болотце с морошкой



Эта терасса - произведение природы.



Опять следы войны. Они здесь везде. Окопчики, ячейки, блиндажи, опорные пункты с извилистой лентой траншей – все выложено из камня, как эта огневая точка.



Закапываться некуда – земли нет. И хоронить тоже…

На полуострове развитая сеть дорог, ведущих неизвестно куда. Брошенные военные городки и домики, непонятного назначения



Брошенная батарея. Та самая, легендарная 221 СФ, которая в 1941 первая открыла счет потопленным кораблям. Над батареей пролетает стайка полярных куропаток. Одна не улетела.





Люди встречаются часто. У каждого ручья, впадающего в море, стоит лагерь. Туристы, геологи. И движение есть. КАМАЗы с геологическим имуществом, пешие туристы, буханки местных браконьеров, УАЗики офф-роуд, квадроциклы олигархов и УРАЛы военных с эмблемой белового медведя. Сгинуть не дадут.
И природа.







Погода переменчива. Вид на Малую Волоковую губу..



Вдали – Айновы острова.



Берег имеет ярко выраженную терассовость.



Очаг одинокого путешественника в тундре.



Наш путь лежит на Паровары, на обратную сторону хребта Муста-Тунтури. Дороги проложены немцами. Два саперных батальона проложили эту дорогу для снабжения своих войск. Качество отменное. 65 лет без ремонта. Только мостики сгнили. Нам то эти дороги не нужны…



Дорога на металлических стяжках.



Узкая, для разьезда встречных машин сделаны площадки.
А это дорога для мулов. Немцы привезли этих животных из Германии и использовали для доставки грузов на хребет по узким дорожкам и тропинкам.



Ручеек рыбный. По таким ручейкам кумжа поднимается в озера и часто там остается.. Так что в один год в озере можно выловить 10-15 штук, потом много лет может вообще ничего не быть. Как повезет.



Озера.







Конечный пункт. Это все, что осталось от командного пункта командующего группы NORD Дитла .







На этом озере немцы отдыхали. Хребет защищал их от наших снарядов.



Теперь на базу, примем баньку и снова в путь.
 
Следующее незапланированное мероприятие – рыбалка на Океане. Так здесь называют расположенную в таежной зоне огромную систему больших и малых озер, соединенных протоками и волоками, с извилистой береговой линиеи, многочисленные разливами – вот где простор рыбке. Образовалась нежданная оказия – как же не поехать.
Едем через Заполярный, Никель, Приречный, почти до норвежской границы.

Генеральская сопка перед Заполярным. Народное название, по легенде здесь были найдены останки генерала, который до того считался пропавшим без вести.



Вьезжаем в Заполярный. На вьезде знаменитая пушка. Корабельная пушка на суше, просто что на складе было. Норвежцы даже ноту прислали, мол ствол повернут в сторону Норвегии, а вдруг выстрелит…в России все может быть. Развернули и заварили, пусть спят спокойно.







Заехали к местным черным копателям. Трудятся люди.



В Заполярном, когда ветер с горно-обогатительного комбината накрывает город, воздух пахнет “жжеными спичками”. Город кстати, считается крупнейшим в России за счет того, что в его площадь включены многочисленные отвалы отработанной горной породы.
Здесь долго не живут, в среднем 40 лет. Запасы руды подходят к концу, иногда уже выгоднее перерабатывать старые отвалы, но таких технологий у нас нет. Что будет с городом …

Кольская сверхглубокая.



Никель. На много километров вокруг – пустыня, выбросы сжигают всю растительность. И людей не жалеют.





Приречный. Дачное место, вроде Сестрорецка под Питером. Для Заполярья конечно.





Дом председателя местного охотхозяйства. Зашли на чаек. Разговор осторожный. Зверь есть ? Лосей мало, оленье стадо выбили за последние годы. Осторожный олень перебирается в соседнюю Норвегию, там спокойнее. Лось бы тоже ушел, но визу не дали.
Медведя голов 35-40, но сейчас бить нельзя, только на берлогу. А что, желание есть ?
Глухарь – да есть. Полярная куропатка тоже.



Едем дальше, проезжаем пограничный пост, проверка паспортов и в добрый путь.
Вот наше место. Расположились.
И – за рыбой.



Меня берут на буксир и тащат на заветное место.





Окунь берет на 1-2-3, пока наживка не кончилась. Но только здесь, 50 метров в сторону – пусто.
Я вообще-то против сетей, но со своим уставом в чужой монастырь…, здесь так принято. И стоит это всего 160 рублей в сутки на одну сеть. Все законно. Набирается за 2-3 часа. Вот так.



Вечером еще раз проверили.





Закат.



Доброе утро. Наш улов. Окунь (куда его девать ? ), сиг, щука.



Это… ух… мням…. Ушица…..



А настоящие рыбаки предпочитают под кольское пиво питерскую тушенку



Наши просторы



Недалеко от стоянки, в тайге, обнаружена рыбацкая избушка.





Неиспробованной осталась морская рыбалка, по мнению местного населения, занятие скучное, неинтересное – бросил приманку на глубину 100 метров и крути катушку, треска или камбала уже сидит. И так целый день – что тут интересного. А в Мотовский залив в последнее время и касатки стали заходить…

Возвращаемся на базу.
 
Наша цель – старинное саамское поселение, которое войны находилось на территории Финляндии. Сейчас – полностью заброшено. Посещается редко: зимой заглядывают на снегоходах рыбаки, раз в 10 лет ностальгирующие финны, еще реже туристы и охотники, вроде нас.
От Заполярного нам ехать более 200 км. УАЗ бодро промчал нас по отличному асфальту.
Свернули на отличную грунтовку, через 20 километров она закончилась и началась старая финская..

[video] http://rutube.ru/tracks/2443796.html?v=777e0281132de4e288e46c0137449ddb [/video]

Так около 20 километров.
Броды.

[video] http://rutube.ru/tracks/2443811.html?v=a373df263d12063c06feddc1528c0460 [/video]

[video] http://rutube.ru/tracks/2443813.html?v=cffeeb336a26d3ddb7867a61c1340fdd [/video]

Характер рельефа.



Недалеко от брода наткнулись на парящее черное пятно – хозяин перебрал черники. Не стали искать встречи и быстренько удалились. Медведей здесь довольно много. Охота на мишку практикуется с подхода на приваду или на берлогу. Овсы здесь не растут, лабазы не строятся.
Остановились на вершине сопки, внизу болото, рисковать не стали, лебедки и второй машины нет.

С утра – в путь.
Местность сильно пересеченаая. GPS показывает, что до точки осталось пройти около 8 километров, но это по прямой. На один километр – одна сопка. Высота 200-300 метров. В распадках болотина



или озера



Вершины сопок тоже часто заболочены.

Тайга.















Ягель. Корм животным, мягкая постель, сухой отлично горит, можно использовать как перевязочное средство. И даже сварить питательный кисель.



Растет все очень медленно. Этой березке лет так 70-80…



Кроме хозяина, попались следы лосихи с лосенком. Наш путь лежит как раз в районе, где лоси собираются на зимовку. Охота на лося тоже проводиться с подхода, мастера занимаются троплением. Однако самое распространенное – с снегохода или ГТТ, хотя это и запрещено. Загоном охотиться невозможно из-за рельефа.
Раньше здесь было большое стадо диких оленей, но с нашей стороны границы оно почти полностью выбито.

Глухарь упорхнул.



Глухариное порховище.



Этот узенький ручеек – протока между озерами, стал непреодолимым препятствием. Шириной чуть больше метра, глубиной 1,5 метра, с “плавающими”, поросшими глубоким мхом берегами. Не перешагнуть, не перепрыгнуть. Только в обход.





Дошли. Каждый грамм лишнего веса тянет как гиря. Вроде север, но воздух не менее 20 градусов, на солнцепеке просто поджариваешься.



Готовим легкий перекус.





Сохранились срубы, пилорама, баня, подсобки. Стрелковые ячейки, колючая проволока.
Патронные цинки, воронки, остатки разбитой аппаратуры. Фундамент большого каменного дома.













Ближе к озеру обнаружили рыбацкий домик.





Запас продуктов, одежда, посуда, сети, лодка. Домик не посещался не менее года.
Забрасывается имущество зимой на снегоходах. Таких домиков в тайге много. Располагаются они на расстоянии дневного перехода, так что палатка не нужна. Встречаются и дороги и тропинки. Дороги сохраняются хорошо, даже старые финские вполне проходимы. Проехать мешают разрушенные мосты и болотины.
Мы же шли напрямую.

Вои и все.





Вот и сказочке конец, кто читал молодец.
 
Красотища!Слов нет!
 
Эх, родная тундра... Красиво. Спасибо большое за фотографии.
 
Вот это отчет! Целый экскурс! Спасибо!
 
Ну, тёзка, порадовал!
 
Вот это отчет!!!!!!!!! Сто баллов!!!
 
останавливаемся у Пьяного ручья. Это местная достопримечательность где все, и даже водитель, обязаны принять стопочку.
любопытная традиция :)...
 
Спасибо Олег за отличный фото репортаж!!!

PS Все-таки как здорово, что есть такая тема, как "Отчеты..." С утра зайдя на сайт ты можешь оказаться в Африке, днем прокатиться на машине по Заполярью, а вечером посидеть с друзьями у костра где-нибудь в Сибире)))
 
класс! как сам съездил! после такого и работать лень, пойду домой мясо жарить с брусникой, для сопереживания и переварения!
 
Места суровые и этим они притягивают к себе. В следующем году опять на Рыбачий поеду:)
 
Красотищееее! Интересные места
 
красивый и суровый край , спасибо за отчет !!1
 
Красотища !!!!!+100 !!!
 
Я в восторге! Спасибо за экскурс с изображениями. :ay:
 
Ну порадовал...отменно!!!
Спасибо за отличный фоторепортаж.
Про мостик прикольная традиция, наверное исконная)))))))).
 
оценил на высший балл!!!!!!!

спасибо за рассказ (и показ) о замечательном путешествии!!!
 
Браво, Олег! Отчет супер. Природа на самом деле красивая и суровая. Я служил в тех краях, в поселке Спутник, там много зайца и куропатки. После Вашего отчета посетила настальгия.
 
Отличные там места. Я там служил в армии. Заполярный, Печенга, сопка Генеральская ...
И фотки очень хорошие. Отчет просто замечательный!
 
Назад
Сверху Снизу