bolshoi
Участник
Так получилось, что на сайт Питерского охотника заглядываю я реже, чем на Ганзу. И отчетов о своих охотах никогда не писал, ибо некогда, не писатель, и на охоту выбираюсь редко. Но на Питерском охотнике подчерпнул я немало полезного, и читая форум вижу, что есть здесь люди близкие по духу и просто мне симпатичные.
На охоту в отпуск в этом году выбраться не удалось – кризис, будь он неладен.
Но увидел отчет Lisник о поездке на Кольский, и подумал – может и мое путешествие будет кому интересно, а может быть и полезно. А вдруг попутчиков найду на следующий год .
Север я люблю, и ездил туда часто, еще в годы службы. И сейчас, лет 10 подряд, почти каждый год выбираюсь, один или с друзьями, на 3 дня или пару недель.
В этом году моим попутчиком и проводником стал бывший охотовед Печенгского района Мурманской области, родившийся и выросший в Заполярном, мой знакомец с Ганзы Сергей.
Наш маршрут почти точно повторил маршрут Lisник, только в Апатиты мы не заезжали и на Средний заехали не как все, по восточному берегу, но по западному, где дорога для обычной техники не проходима, и потому меньше известна.
Питер – Кандалакша – Мончегорск – Мурманск – Печенга – Заполярный – полуостров Средний – опять Заполярный – Океан – тайга – Питер.
Дорога на Мурманск хорошо известна и наезжена, останавливаться на ней не буду.
Ехали в ночь.
В Заполярном нас ждали. Поселились мы в поселке у железнодорожной станции Печенга, точнее, что осталось от этого, некогда многолюдного поселения.
Большой нежилой дом, был куплен нашими друзьями под дачу год назад. Поселок давно утратил статус жилого, так что электричества здесь нет. Отопление печное – углем, дрова здесь в большом дефиците. Даже в банный день не чувствуется знакомый аромат горящих дров.
Сторож к нам совершенно равнодушен.
Вот он, наш верный железный конь, весь в ржавых ранах и вмятинах, но бодро пронесший нас на своих военных мостах по дорогам Заполярья.
Наш путь лежит на полуостров Рыбачий. Доехав до пограничного поста на Титовке, сворачиваем с асфальта налево, мимо брошенных кем-то бетонных ферм. Дальше идет грунтовка, вполне приличного качества, проходимая для машин любого класса.
Дорога идет вдоль реки Титовка.
Пороги на Титовке.
Преодолев около половины пути, останавливаемся у Пьяного ручья. Это местная достопримечательность где все, и даже водитель, обязаны принять стопочку. Таков обычай. Кто-то уже производит ритуальные действия на этом священном месте и радостно машут нам руками, призывая присоединиться. Знакомимся, угощаемся и угощаем, причащаемся и прощаемся с этими хлебосольными людьми, приехавшими посмотреть на природу Севера откуда-то с Краснодарского края и Сибири.
Характер местности меняется, лесотундра сменяется тундрой и вот, за этим поворотом мы увидим Рыбачий.
У перешейка скромный и трогательный памятник защитникам Рыбачьего.
Машины с туристами уходят на восток, а мы едем по западному, менее известному берегу. Дальше легковушкам дороги нет.
Проехали лагерь Юрия Александровича Кобякова, местной знаменитости, живущего здесь с 70-х годов. По сути, здесь прошла вся его жизнь. После ухода геологов в 90 года, он остался хранителем, а теперь и владельцем небольшой базы. Расположена она рядом с стелой, установленной на месте штурма. База – десяток балков бочковидной формы. В одном Юрий Александрович создал музей, посвященный защитникам Рыбачьевого.
Человек он душевный. Здесь может найти приют одинокий путешественник.
В кадр попали хозпостройки.
Перед нами хребет Муста-Тунтури. Красивое, и страшное место. Именно здесь, в лоб, в 1944 шли на штурм наши бойцы.
На гребне сидели немецкие пулеметчики…. До сих пор попадаются окопы, заполненные стреляными гильзами на метр-полтора.
Опускается ночь, хотя какая это ночь, светло, как в Питере в белые ночи, чувство времени теряется совершенно, и мы спохватились, что пора ставить лагерь только в 3 часа.
Утро.
Серенько, низкая облачность, ветер. Хорошо, нет дождя.
Знакомлюсь с местной природой. Тундровая березка. Кончики веток отполированы настом.
Карликовая, стелящаяся березка.
Здесь разница видна лучше.
Каменное озеро.
Болотце с морошкой
Эта терасса - произведение природы.
Опять следы войны. Они здесь везде. Окопчики, ячейки, блиндажи, опорные пункты с извилистой лентой траншей – все выложено из камня, как эта огневая точка.
Закапываться некуда – земли нет. И хоронить тоже…
На полуострове развитая сеть дорог, ведущих неизвестно куда. Брошенные военные городки и домики, непонятного назначения
Брошенная батарея. Та самая, легендарная 221 СФ, которая в 1941 первая открыла счет потопленным кораблям. Над батареей пролетает стайка полярных куропаток. Одна не улетела.
Люди встречаются часто. У каждого ручья, впадающего в море, стоит лагерь. Туристы, геологи. И движение есть. КАМАЗы с геологическим имуществом, пешие туристы, буханки местных браконьеров, УАЗики офф-роуд, квадроциклы олигархов и УРАЛы военных с эмблемой белового медведя. Сгинуть не дадут.
И природа.
Погода переменчива. Вид на Малую Волоковую губу..
Вдали – Айновы острова.
Берег имеет ярко выраженную терассовость.
Очаг одинокого путешественника в тундре.
Наш путь лежит на Паровары, на обратную сторону хребта Муста-Тунтури. Дороги проложены немцами. Два саперных батальона проложили эту дорогу для снабжения своих войск. Качество отменное. 65 лет без ремонта. Только мостики сгнили. Нам то эти дороги не нужны…
Дорога на металлических стяжках.
Узкая, для разьезда встречных машин сделаны площадки.
А это дорога для мулов. Немцы привезли этих животных из Германии и использовали для доставки грузов на хребет по узким дорожкам и тропинкам.
Ручеек рыбный. По таким ручейкам кумжа поднимается в озера и часто там остается.. Так что в один год в озере можно выловить 10-15 штук, потом много лет может вообще ничего не быть. Как повезет.
Озера.
Конечный пункт. Это все, что осталось от командного пункта командующего группы NORD Дитла .
На этом озере немцы отдыхали. Хребет защищал их от наших снарядов.
Теперь на базу, примем баньку и снова в путь.
На охоту в отпуск в этом году выбраться не удалось – кризис, будь он неладен.
Но увидел отчет Lisник о поездке на Кольский, и подумал – может и мое путешествие будет кому интересно, а может быть и полезно. А вдруг попутчиков найду на следующий год .
Север я люблю, и ездил туда часто, еще в годы службы. И сейчас, лет 10 подряд, почти каждый год выбираюсь, один или с друзьями, на 3 дня или пару недель.
В этом году моим попутчиком и проводником стал бывший охотовед Печенгского района Мурманской области, родившийся и выросший в Заполярном, мой знакомец с Ганзы Сергей.
Наш маршрут почти точно повторил маршрут Lisник, только в Апатиты мы не заезжали и на Средний заехали не как все, по восточному берегу, но по западному, где дорога для обычной техники не проходима, и потому меньше известна.
Питер – Кандалакша – Мончегорск – Мурманск – Печенга – Заполярный – полуостров Средний – опять Заполярный – Океан – тайга – Питер.
Дорога на Мурманск хорошо известна и наезжена, останавливаться на ней не буду.
Ехали в ночь.
В Заполярном нас ждали. Поселились мы в поселке у железнодорожной станции Печенга, точнее, что осталось от этого, некогда многолюдного поселения.
Большой нежилой дом, был куплен нашими друзьями под дачу год назад. Поселок давно утратил статус жилого, так что электричества здесь нет. Отопление печное – углем, дрова здесь в большом дефиците. Даже в банный день не чувствуется знакомый аромат горящих дров.
Сторож к нам совершенно равнодушен.
Вот он, наш верный железный конь, весь в ржавых ранах и вмятинах, но бодро пронесший нас на своих военных мостах по дорогам Заполярья.
Наш путь лежит на полуостров Рыбачий. Доехав до пограничного поста на Титовке, сворачиваем с асфальта налево, мимо брошенных кем-то бетонных ферм. Дальше идет грунтовка, вполне приличного качества, проходимая для машин любого класса.
Дорога идет вдоль реки Титовка.
Пороги на Титовке.
Преодолев около половины пути, останавливаемся у Пьяного ручья. Это местная достопримечательность где все, и даже водитель, обязаны принять стопочку. Таков обычай. Кто-то уже производит ритуальные действия на этом священном месте и радостно машут нам руками, призывая присоединиться. Знакомимся, угощаемся и угощаем, причащаемся и прощаемся с этими хлебосольными людьми, приехавшими посмотреть на природу Севера откуда-то с Краснодарского края и Сибири.
Характер местности меняется, лесотундра сменяется тундрой и вот, за этим поворотом мы увидим Рыбачий.
У перешейка скромный и трогательный памятник защитникам Рыбачьего.
Машины с туристами уходят на восток, а мы едем по западному, менее известному берегу. Дальше легковушкам дороги нет.
Проехали лагерь Юрия Александровича Кобякова, местной знаменитости, живущего здесь с 70-х годов. По сути, здесь прошла вся его жизнь. После ухода геологов в 90 года, он остался хранителем, а теперь и владельцем небольшой базы. Расположена она рядом с стелой, установленной на месте штурма. База – десяток балков бочковидной формы. В одном Юрий Александрович создал музей, посвященный защитникам Рыбачьевого.
Человек он душевный. Здесь может найти приют одинокий путешественник.
В кадр попали хозпостройки.
Перед нами хребет Муста-Тунтури. Красивое, и страшное место. Именно здесь, в лоб, в 1944 шли на штурм наши бойцы.
На гребне сидели немецкие пулеметчики…. До сих пор попадаются окопы, заполненные стреляными гильзами на метр-полтора.
Опускается ночь, хотя какая это ночь, светло, как в Питере в белые ночи, чувство времени теряется совершенно, и мы спохватились, что пора ставить лагерь только в 3 часа.
Утро.
Серенько, низкая облачность, ветер. Хорошо, нет дождя.
Знакомлюсь с местной природой. Тундровая березка. Кончики веток отполированы настом.
Карликовая, стелящаяся березка.
Здесь разница видна лучше.
Каменное озеро.
Болотце с морошкой
Эта терасса - произведение природы.
Опять следы войны. Они здесь везде. Окопчики, ячейки, блиндажи, опорные пункты с извилистой лентой траншей – все выложено из камня, как эта огневая точка.
Закапываться некуда – земли нет. И хоронить тоже…
На полуострове развитая сеть дорог, ведущих неизвестно куда. Брошенные военные городки и домики, непонятного назначения
Брошенная батарея. Та самая, легендарная 221 СФ, которая в 1941 первая открыла счет потопленным кораблям. Над батареей пролетает стайка полярных куропаток. Одна не улетела.
Люди встречаются часто. У каждого ручья, впадающего в море, стоит лагерь. Туристы, геологи. И движение есть. КАМАЗы с геологическим имуществом, пешие туристы, буханки местных браконьеров, УАЗики офф-роуд, квадроциклы олигархов и УРАЛы военных с эмблемой белового медведя. Сгинуть не дадут.
И природа.
Погода переменчива. Вид на Малую Волоковую губу..
Вдали – Айновы острова.
Берег имеет ярко выраженную терассовость.
Очаг одинокого путешественника в тундре.
Наш путь лежит на Паровары, на обратную сторону хребта Муста-Тунтури. Дороги проложены немцами. Два саперных батальона проложили эту дорогу для снабжения своих войск. Качество отменное. 65 лет без ремонта. Только мостики сгнили. Нам то эти дороги не нужны…
Дорога на металлических стяжках.
Узкая, для разьезда встречных машин сделаны площадки.
А это дорога для мулов. Немцы привезли этих животных из Германии и использовали для доставки грузов на хребет по узким дорожкам и тропинкам.
Ручеек рыбный. По таким ручейкам кумжа поднимается в озера и часто там остается.. Так что в один год в озере можно выловить 10-15 штук, потом много лет может вообще ничего не быть. Как повезет.
Озера.
Конечный пункт. Это все, что осталось от командного пункта командующего группы NORD Дитла .
На этом озере немцы отдыхали. Хребет защищал их от наших снарядов.
Теперь на базу, примем баньку и снова в путь.