tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 4 099
- Оценка
- 1 895
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
26 мая 1942 года погиб при штурмовке посадив самолет,
чтобы спасти экипаж
.....Это случилось 26 мая 1942 года. Разведка донесла, что в районе Изюм-Барвенково замечено большое скопление танков. По всем признакам, немцы готовили танковый прорыв. Их планы надо было поломать. Задание ответственное, и командир полка Горбко решил сам вести своих воспитанников на цель. Его заместителем в воздухе был Кривцов. В районе цели зенитки врага создали сплошную огневую завесу. Сильно поврежденный самолет Юрия Горбко едва держался в горизонтальном полете, но ни на градус не отклонился от боевого курса. Только после того, как от земли ввысь потянулись смоляные шлейфы горящих танков, Горбко передал командование полком своему заместителю Михаилу Кривцову, а сам попытался перетянуть через линию фронта.
Быстро падала высота, пламя подбиралось к бензобакам, от едкого дыма слезились глаза, а «мессеры» не переставали атаковать.
В эти критические секунды Юрий Горбко бросил взгляд на карту и убедился, что до расположения наших войск уже совсем близко. Но тут же машина сотряслась от очереди угодивших в нее пушечных снарядов «мессера». Пе-2 пылающим факелом устремился к земле.
Холодный пот проступил на лбу командира, он понял: надежды на спасение больше нет. Выпрыгнуть? Бессмысленно... Даже если парашюты и раскроются на такой небольшой высоте, все равно попадешь в лапы фашистов. Горбко напряг последние силы, еще крепче сжал в руках штурвал, направляя машину на блеснувшее впереди торфяное болото — оно мягкое, и самолет можно будет посадить на фюзеляж.
Дым, густой и едкий, заполнил собой кабину, душил кашель, нечем было дышать. Горбко последним усилием воли приземлил самолет на торфяник. Но тут произошло нелепое — самолет напоролся на пни вырубки. Раздался треск, кабину перекорежило. Резкая боль пронзила все тело Горбко: педали ножного управления, зацепившись за пенек, дугой выгнулись и подались назад, увлекая вместе с собой и ноги пилота, намертво прижав их к основанию сиденья. Горбко, сжимая зубы от чудовищной боли, понял, что кости ног переломаны. Напрягая всю волю, он сумел выключить зажигание. Стрелок-радист выпрыгнул из объятого пламенем самолета и вместе со штурманом бросился на помощь своему командиру. Они ухватили его за плечи и попытались оторвать от пилотского сиденья, но это приносило Горбко только лишние страдания.
— Рубите ноги! — крикнул Юрий Николаевич, задыхаясь от нестерпимых страданий.
Но, поняв, что боевые друзья не в силах выполнить эту его страшную просьбу, Горбко молча сорвал с груди Золотую Звезду Героя, боевые ордена, вынул из кармана гимнастерки партийный билет, удостоверение личности и передал все штурману. Обняв, крепко расцеловал его, затем стрелка-радиста и приказал:
— А теперь уходите! Покиньте самолет немедленно!
Ни радист, ни штурман будто не слышали этого приказа. Они вновь и вновь пытались хоть что-нибудь сделать, суетились у пилотской кабины пылавшей машины.
Подполковник Горбко, из уст которого они не услышали ни единого стона, ни жалобы, достал из кобуры пистолет ТТ и, сжимая его в правой руке, повторил приказ:
— Уходите...
Боевые друзья не замечали, как слезы катились по .их черным от копоти щекам. Они по-прежнему стояли на коленях возле своего попавшего в беду командира.
И тогда Горбко пригрозил:
— Буду стрелять, выполняйте приказ!..
Не спуская глаз с отважного командира, штурман и радист нехотя, медленно начали пятиться с крыла самолета. Не успели они сделать и двух десятков шагов, как услышали сухой треск пистолетного выстрела... И сразу один за другим прогремели два взрыва: взорвались бензобаки самолета. Штурмана и радиста обдало вспыхнувшим бензином, на них загорелась одежда. Они упали и начали кататься по мокрой траве болота. Через несколько часов, тяжело обожженных, их подобрали наши разведчики и доставили в полевой госпиталь.....
Федоров Алексей Григорьевич "В небе — пикировщики!"
=================================================
Юрий Николаевич Горбко (1908—1942) — подполковник Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1940). Родился 23 марта 1908 года в Новоград-Волынском (ныне — Житомирская область Украины). В 1926 году он окончил семилетнюю школу в Москве, после чего работал клепальщиком на одном из московских заводов. В декабре 1929 года Горбко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1932 году он окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне, в ходе которой отличился.
В звании гвардии капитана Горбко командовал 2-й эскадрильей 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й скоростной бомбардировочной авиабригады 7-й армии Северо-Западного фронта. Принимал участие в бомбардировках финских позиций в Выборгском районе, районах Кексгольма, Сортавалы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за «отличное выполнение 48 боевых вылетов по уничтожению дотов, дзотов, живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Юрий Горбко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 255.
С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. Принимал участие в боях на Западном, Брянском и Юго-Западном фронтах.
26 мая 1942 года в районе Изюм-Барвенково самолёт Горбко был подбит, загорелся и стал падать. Горбко удалось увести самолёт и посадить его в болоте. Экипажу самолёта удалось выжить, однако Горбко оказался прижатым к пилотному сиденью. Попытки вызволить его успеха не имели, и тогда Горбко передал членам экипажа свою медаль «Золотая Звезда» и документы, приказав им немедленно уходить. При взрыве топливных баков самолёта он погиб. Похоронен в городе Елец Липецкой области.
Был награждён также:
2 - мя орденами Ленина,
орденом Красного Знамени
и медалью
чтобы спасти экипаж
.....Это случилось 26 мая 1942 года. Разведка донесла, что в районе Изюм-Барвенково замечено большое скопление танков. По всем признакам, немцы готовили танковый прорыв. Их планы надо было поломать. Задание ответственное, и командир полка Горбко решил сам вести своих воспитанников на цель. Его заместителем в воздухе был Кривцов. В районе цели зенитки врага создали сплошную огневую завесу. Сильно поврежденный самолет Юрия Горбко едва держался в горизонтальном полете, но ни на градус не отклонился от боевого курса. Только после того, как от земли ввысь потянулись смоляные шлейфы горящих танков, Горбко передал командование полком своему заместителю Михаилу Кривцову, а сам попытался перетянуть через линию фронта.
Быстро падала высота, пламя подбиралось к бензобакам, от едкого дыма слезились глаза, а «мессеры» не переставали атаковать.
В эти критические секунды Юрий Горбко бросил взгляд на карту и убедился, что до расположения наших войск уже совсем близко. Но тут же машина сотряслась от очереди угодивших в нее пушечных снарядов «мессера». Пе-2 пылающим факелом устремился к земле.
Холодный пот проступил на лбу командира, он понял: надежды на спасение больше нет. Выпрыгнуть? Бессмысленно... Даже если парашюты и раскроются на такой небольшой высоте, все равно попадешь в лапы фашистов. Горбко напряг последние силы, еще крепче сжал в руках штурвал, направляя машину на блеснувшее впереди торфяное болото — оно мягкое, и самолет можно будет посадить на фюзеляж.
Дым, густой и едкий, заполнил собой кабину, душил кашель, нечем было дышать. Горбко последним усилием воли приземлил самолет на торфяник. Но тут произошло нелепое — самолет напоролся на пни вырубки. Раздался треск, кабину перекорежило. Резкая боль пронзила все тело Горбко: педали ножного управления, зацепившись за пенек, дугой выгнулись и подались назад, увлекая вместе с собой и ноги пилота, намертво прижав их к основанию сиденья. Горбко, сжимая зубы от чудовищной боли, понял, что кости ног переломаны. Напрягая всю волю, он сумел выключить зажигание. Стрелок-радист выпрыгнул из объятого пламенем самолета и вместе со штурманом бросился на помощь своему командиру. Они ухватили его за плечи и попытались оторвать от пилотского сиденья, но это приносило Горбко только лишние страдания.
— Рубите ноги! — крикнул Юрий Николаевич, задыхаясь от нестерпимых страданий.
Но, поняв, что боевые друзья не в силах выполнить эту его страшную просьбу, Горбко молча сорвал с груди Золотую Звезду Героя, боевые ордена, вынул из кармана гимнастерки партийный билет, удостоверение личности и передал все штурману. Обняв, крепко расцеловал его, затем стрелка-радиста и приказал:
— А теперь уходите! Покиньте самолет немедленно!
Ни радист, ни штурман будто не слышали этого приказа. Они вновь и вновь пытались хоть что-нибудь сделать, суетились у пилотской кабины пылавшей машины.
Подполковник Горбко, из уст которого они не услышали ни единого стона, ни жалобы, достал из кобуры пистолет ТТ и, сжимая его в правой руке, повторил приказ:
— Уходите...
Боевые друзья не замечали, как слезы катились по .их черным от копоти щекам. Они по-прежнему стояли на коленях возле своего попавшего в беду командира.
И тогда Горбко пригрозил:
— Буду стрелять, выполняйте приказ!..
Не спуская глаз с отважного командира, штурман и радист нехотя, медленно начали пятиться с крыла самолета. Не успели они сделать и двух десятков шагов, как услышали сухой треск пистолетного выстрела... И сразу один за другим прогремели два взрыва: взорвались бензобаки самолета. Штурмана и радиста обдало вспыхнувшим бензином, на них загорелась одежда. Они упали и начали кататься по мокрой траве болота. Через несколько часов, тяжело обожженных, их подобрали наши разведчики и доставили в полевой госпиталь.....
Федоров Алексей Григорьевич "В небе — пикировщики!"
=================================================
Юрий Николаевич Горбко (1908—1942) — подполковник Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1940). Родился 23 марта 1908 года в Новоград-Волынском (ныне — Житомирская область Украины). В 1926 году он окончил семилетнюю школу в Москве, после чего работал клепальщиком на одном из московских заводов. В декабре 1929 года Горбко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1932 году он окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне, в ходе которой отличился.
В звании гвардии капитана Горбко командовал 2-й эскадрильей 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й скоростной бомбардировочной авиабригады 7-й армии Северо-Западного фронта. Принимал участие в бомбардировках финских позиций в Выборгском районе, районах Кексгольма, Сортавалы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за «отличное выполнение 48 боевых вылетов по уничтожению дотов, дзотов, живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Юрий Горбко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 255.
С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. Принимал участие в боях на Западном, Брянском и Юго-Западном фронтах.
26 мая 1942 года в районе Изюм-Барвенково самолёт Горбко был подбит, загорелся и стал падать. Горбко удалось увести самолёт и посадить его в болоте. Экипажу самолёта удалось выжить, однако Горбко оказался прижатым к пилотному сиденью. Попытки вызволить его успеха не имели, и тогда Горбко передал членам экипажа свою медаль «Золотая Звезда» и документы, приказав им немедленно уходить. При взрыве топливных баков самолёта он погиб. Похоронен в городе Елец Липецкой области.
Был награждён также:
2 - мя орденами Ленина,
орденом Красного Знамени
и медалью