• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Нарточка-волокуша

  • Автор темы Автор темы ayno
  • Дата начала Дата начала
Разве на болтах они будут "играть" ? Это называется будут не играть, а болтаться. Или расшатываться. Ты же болты будешь намертво затягивать всё же.
Болты не обязательно прикручивать намертво, есть гайки с пластиковыми шайбами, препятствующие их раскручиванию. Между деталей установить шайбы, по которым сопрягаемые детали будут скользить. А чтобы они не шатались сверх допустимого, детали делаются такой формы, ко-я препятствует\ограничивает их движение.
А вот если копылья к полозьям с наклоном подварить? Они по идее должны немного пружинить.
Вполне вероятно. Но скорее всего, они сначала немного попружинят, а потом сломаются в местах концентрации нагрузок. И по закону подлости, это произойдёт в самом неподходящем месте, и в самое неподходящее время.
Я уже неоднократно сталкивался с тем, как простое тепловое расширение, ломает и корёжит казалось бы прочнейшие конструкции. И если это происходит не у тебя, и не с твоей собственностью, то зрелище поистине преинтереснейшее!
 
Болты не обязательно прикручивать намертво, есть гайки с пластиковыми шайбами, препятствующие их раскручиванию. Между деталей установить шайбы, по которым сопрягаемые детали будут скользить. А чтобы они не шатались сверх допустимого, детали делаются такой формы, ко-я препятствует\ограничивает их движение.
Мартышкин труд. Без обид.
 
ayno, Виктор, в посту номер 60 великолепно видно устройство нарт.Само главно размеры полозьев.Что резко отличается от пластиковых корыт.Там не один амортизатор .По принципу полозьев надо делать и лыжи.Интересна и вся технология изготовления.
 
Нашел видеоматериал где показаны некоторые основные моменты изготовления оленных нарт.
Правда с непривычки мало что можно понять поначалу. Но если всерьёз в вопросе начать разбираться, то постепенно понимание приходит.
Дело конечно сложное...










watch
 
Нашел видеоматериал где показаны некоторые основные моменты изготовления оленных нарт.
Виктор подскажи если знаешь , почему стойки от полозьев к грузовой площадки крепят с наклоном а не прямо , смысл такой конструкции .
 
стойки от полозьев к грузовой площадки крепят с наклоном а не прямо , смысл такой конструкции
Я, конечно, не Виктор, но кое-какое соображение есть: под наклоном длинные копылья обладают определённой упругостью, пружинят. Получается своеобразная "рессорная" подвеска.
 
Я, конечно, не Виктор, но кое-какое соображение есть: под наклоном длинные копылья обладают определённой упругостью, пружинят. Получается своеобразная "рессорная" подвеска.
Спасибо, понятно !
 
своеобразная "рессорная" подвеска.
Да, конечно.
В тундре полно всяких кочек, ям, бугорков. И когда олени или Буран тебя тащат, то очень быстро отбиваешь почки, а позвоночник осыпается в трусы... это просто пипец какой то)) Даже невозможно на ходу спеть песенку - "Увезу тебя я в тундру, на оленях утром ранним"... Просто голос ёкает и прерывается:ag:.
Как вспомню это раннее утро в тундре - темнотища, мороз, ветер...снег из под копыт вместе с оленьим дерьмом летит прямо в харю, глаза залепляет...
С непривычки не то что управлять оленЯми, а просто удержаться на нарте трудно, руки то заняты тяжелым хореем и тормозной верёвкой, держаться нечем, только балансировать. И при этом по жопе жёсткие удары один за другим, как на жёсткой морской волне тебя о днище лодки бъёт и кувыркает ))). Это вот мои первые впечатления такие были.
Но если олени не несут тебя галопом, и тундра ровная, то на самом деле очень даже приятно.

На роликах в основном показано изготовление грузовых нарт. Вес груза на них бывает более 100 кг наверное. И нагрузки на копылья, даже на медленном ходу, при преодолении препятствий, весьма велики.
Если не иметь таких вот "рессор", то прямые копылья быстро расшатаются вперёд-назад и нарта развалится.

Собачьи нарты делают с прямыми, вертикальными копыльями. Может потому, что груз на них поменьше, копылья пониже, да ещё и растянуты растяжками.

Бурановские нарты тоже делают с прямыми копыльями - так много проще делать. Но бурановские нарты тяжеленные и детали мощнее, а то и вообще стальные и приваренные. Снегоход же тянет, поэтому о весе не так сильно заботятся.

А вот оленные нарты практически всегда видел только с такими вот наклонными, для подрессоривания. Что бы вся конструкция была живая и играла.

--- Добор поста---

 
А если их металлом оббить?
Изготовление оленей нарты весьма сложное и дорогостоящее мероприятие. Поэтому её ремонтируют до последней возможности.
А уж полозья наращивают регулярно, конечно. Полоса такой подбивки полоза (то ли по ненецки, то ли по зырянски) называется "нярма".

Я видел три способа наращивания.
Железными полосками уже редко подбивают. Если и подбивают, то маленькие, собачьи, санки или салазки. Просто наверное трудно найти материал для подбивки? На маленькие санки ещё ничего, а вот на оленную нарту, у которой полоз как небольшое брёвнышко по размеру, в деревенских и тундровых условиях найти сложно. Да и примерзают они на остановках, потом не сдвинешь.
А ещё, коми-зыряне, которые живут в каменистых тундрах Полярного Урала, утверждают, что железная нярма сильно тормозит на камнях.

Поэтому, чаще всего, я видел подбивку полозьев деревянными, лиственничными полосами - подполозьями.
Вот такими:

f22a0f975729f564f144ebd429affa0b.jpg


А в последнее время наилучший вариант подбивки это разрезанные вдоль канализационные полиэтиленовые трубы ПНД.
124e8d69bae440416f15ed0de295f067.jpg



584479467ae6645ca6bd6a7aaac48aca.jpg


Режут из трубы вдоль полоски и подшивают к полозу. Скользит отлично и не примерзает совсем.

Настолько оленеводам понравился этот материал, что теперь им в тундру купцы, вместе с заказанными продуктами, привозят уже напиленные полосы - меняют на панты. И на фактории можно купить даже.
 
в последнее время наилучший вариант подбивки это разрезанные вдоль канализационные полиэтиленовые трубы ПНД.
Пока читал написанное выше, как раз о них и подумал!
 
Камчад нарта.jpg

--- Добор поста---

иркутские.jpg
 
Добавлю про нарты картинок. Тут как раз процесс изготовления.
 

Вложения

  • IMG_2707.jpg
    IMG_2707.jpg
    199,8 KB · Просмотры: 70
  • IMG_2689.jpg
    IMG_2689.jpg
    118,4 KB · Просмотры: 75
  • IMG_2684.jpg
    IMG_2684.jpg
    81,4 KB · Просмотры: 77
Я, конечно, не Виктор, но кое-какое соображение есть: под наклоном длинные копылья обладают определённой упругостью, пружинят. Получается своеобразная "рессорная" подвеска.
Можно я тоже попробую угадать? Рессорная подвеска тут не при деле. Так просто прочнее. Вертикальные стойки, как там правильно называть, копылья. Находятся в состоянии неустойчивого равновесия, расшатывают сочленение, выламываются. Наклонные всегда в напряжении, верхняя часть рамы к загибу полозьев работает на растяжение, самый эффективный способ для легкой конструкции.
 
Можно я тоже попробую угадать? Рессорная подвеска тут не при деле. Так просто прочнее. Вертикальные стойки, как там правильно называть, копылья. Находятся в состоянии неустойчивого равновесия, расшатывают сочленение, выламываются. Наклонные всегда в напряжении, верхняя часть рамы к загибу полозьев работает на растяжение, самый эффективный способ для легкой конструкции.

Хм... при неправильно рассчитанной нарте, наверное так и есть. Но не думаю, что так задуманно изначально. Всё таки деревянная конструкция не может находится десяток лет в постоянном напряжении. Через какое то время силы натяга ослабеют и уравновесятся.
Поэтому, считаю, что на этот эффект не рассчитано, при изготовлении нарты.

Более того, мастер старается избежать этих напряжений в точке соединения задранного вверх конца полоза и горизонтальной планке "нащепа", (который ты назвал верхняя часть рамы).
Дело в том, что от подобного напряжения в этой точке, с течением времени, нащеп становится горбом. И это считается браком.

Обрати внимание на синие стрелочки, указывающие на форму нащепа обеих нарт.
Справа - нет напряжений и нащеп ровный.
А слева видно, как нащеп встал горбом.
горб.jpg

Я к сожалению не столь силён в сопромате.
Могу предположить три причины:
1. полоз недостаточно закалён, начал разгибаться, и потащил за собой нащеп
2. Наоборот - полоз слишком сильно загнут, и выгибает нащеп дугой, давя на него.
3. Неправильно выбрана длина нащепа, слишком велика, в точке соединения возникло напряжение и выгнуло нащеп горбом.
 
Хм... при неправильно рассчитанной нарте, наверное так и есть. Но не думаю, что так задуманно изначально. Всё таки деревянная конструкция не может находится десяток лет в постоянном напряжении. Через какое то время силы натяга ослабеют и уравновесятся.
Поэтому, считаю, что на этот эффект не рассчитано, при изготовлении нарты.
В смысле напряжение создается грузом на нарте. Без груза напряжения нет. Это как табуретка с вертикальными ножками против венского стула с ножками расходящимися от сиденья к полу.
 
Хм... при неправильно рассчитанной нарте, наверное так и есть. Но не думаю, что так задуманно изначально. Всё таки деревянная конструкция не может находится десяток лет в постоянном напряжении. Через какое то время силы натяга ослабеют и уравновесятся.
Поэтому, считаю, что на этот эффект не рассчитано, при изготовлении нарты.
Думаю всё проще , Стропа за которую олени тянут нарту привязана в в месте соединения ощепа с полозом, при движении ощеп стремится плотнее прижиться к копыльям а копылья в свою очередь прижимает к полозьям , это и объясняет наклон копыльев , грамотно продуманная конструкция. При другой консрукции нарта в разы быстрее будет расшатываться и придёт в негодность.

--- Добор поста---

Обрати внимание на синие стрелочки, указывающие на форму нащепа обеих нарт.
Справа - нет напряжений и нащеп ровный.
А слева видно, как нащеп встал горбом.
Нащеп вставлен в полоз , полоз при нагрузке во время движения пытается распрямится и выгибает нещеп, причины 2 прогиба нащепа , либо тонкий нащеп или тонкий полоз в месте загиба . Это моё мнение.
 
Назад
Сверху Снизу