• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Охота за паровозом разрушителем

  • Автор темы Автор темы tvi55
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 960
Оценка
1 750
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC.jpg

Операция под Корсунь-Шевченковским золотыми буквами внесена в историю Великой Отечественной войны. Признаться, в то время я не представлял себе величины и значения боев, развернувшихся в районе этого небольшого украинского города. Лишь спустя несколько лет, будучи слушателем военной академии, слушая лекции и изучая материалы архивов, я понял, что участвовал в очень важной операции.
Корсунь-Шевченковская операция осуществлялась войсками Первого и Второго Украинских фронтов. Их части одновременно наносили сходящиеся удары по вражеской группировке. Первый Украинский фронт действовал юго-восточнее Белой Церкви, Второй Украинский фронт — севернее Кировограда.
Окружение немецко-фашистских войск началось в конце января 1944 года. Необычной была эта зима на Украине. От дождей почва превратилась в непролазную грязь.
Гитлеровское командование не ожидало удара наших войск в такую распутицу. Несмотря на бездорожье, войска Советской Армии в ходе ожесточенных боев сломили сопротивление противника и двадцать восьмого января завершили окружение неприятельской группировки в районе Звенигородка. В «котле» оказались девять пехотных дивизий, танковая эсэсовская дивизия «Викинг», эсэсовская моторизованная бригада и другие части и подразделения.
Сняв с соседних участков фронта воинские части, в том числе и танковые, немецко-фашистское командование предпринимало отчаянные попытки прорвать кольцо окружения. Большую надежду гитлеровское командование возлагало на транспортную авиацию. С ее помощью оно рассчитывало снабжать окруженные войска боеприпасами и продовольствием. Однако все попытки противника вызволить свои войска из «котла» оказались безуспешными. Семнадцатого февраля вражеская группировка была уничтожена.

В этих условиях на штурмовую авиацию ложилась большая нагрузка. Мы вели разведку, наносили штурмовые удары по танковым соединениям, пытавшимся прорваться на помощь окруженным войскам.
…Пасмурным утром наша эскадрилья вылетела на штурмовку танковой колонны. Оказалось, что немцы сделали за ночь стремительный бросок, и в момент, когда мы прилетели в заданный квадрат, они уже вступили в бой с нашими танкистами.
Сверху картина танкового боя была отчетливо видна. Около полутора сотен машин с белыми крестами на башнях двигались по полю, текли по оврагам и балкам. На их пути встали несколько десятков наших танков.
Мы развернули самолеты и пошли в атаку. Немцы настолько увлеклись, что заметили «черную смерть», когда она уже обрушилась на их головы. Как тараканы, поползли в разные стороны вражеские танки. Но разве можно уйти, скрыться от «Ильюшина-2»?
Атакуем еще и еще раз. Уже не меньше дюжины машин пылает. Наши танкисты довершают разгром.
Возвращаемся на свой аэродром, чтобы пополнить запас бомб и тут же вновь подняться в воздух. Но что это? Вижу внизу большой овраг, буквально до краев наполненный вражеской пехотой. Докладываю об этом на КП.
— Разрешите атаковать?
— Атакуйте.
Бреющим полетом идем над оврагом и поливаем гитлеровцев из пушек и пулеметов. Оставив сотни трупов, солдаты кидаются в поле. Мы разворачиваемся, заходим со стороны поля и, как цыплят, вновь загоняем немцев в овраг. В овраге творится что-то невообразимое. «Утюжим» пехоту до тех пор, пока у нас не иссякают боеприпасы.
Тут следует оговориться. Еще несколько месяцев назад штурмовики ни за что не осмелились бы атаковать наземные цели до последнего снаряда, до последнего патрона. Сделать это — означало остаться беззащитными в случае встречи с истребителями противника.
Но в районе Корсунь-Шевченковского наша авиация безраздельно господствовала в воздухе. Бывали не дни, а целые недели, когда фашистские самолеты не смели подняться со своих аэродромов. А если поднимались, то немедленно становились добычей наших летчиков. Воздух, как мы говорили, был чист.
Все дни, пока наземные войска все туже и туже затягивали узел вокруг Корсунь-Шевченковского, мы с воздуха разили врага. Близилась развязка. Немцы предпринимали бешеные попытки разорвать кольцо. Тщетно. Тогда с помощью транспортных самолетов они начали вывозить из «котла» высший офицерский состав и документы.

Как-то под вечер наша эскадрилья возвращалась домой после штурмовки танков. Летим над Корсунь-Шевченковским. И вдруг на аэродроме замечаю пятерку «Юнкерсов-52». Самолеты стоят около взлетной полосы, людей возле них не видно. Ясно, что они готовятся ночью вылетать в свои тылы.
— На аэродроме вижу пять «Ю-52». Разрешите атаковать? — докладываю на КП.
Тут же с КП поступила команда уничтожить самолеты.
Мне не верилось, что в самолетах нет людей. Где-то в глубине души была мысль о том, что они забрались в машины, едва «ильюшины» появились над аэродромом. Правда, закон войны и простая логика подсказывают, что в случае налета авиации нужно немедленно бежать возможно дальше от предмета атаки, но какая уж тут логика, если бьют со всех сторон, не дают дышать.
Мы вошли в пике. С первого же захода подожгли два «юнкерса». Из самолетов стали выпрыгивать немецкие офицеры: бросая портфели, чемоданы, они кидались в разные стороны. Значит, не обмануло меня предчувствие!
Делаем второй заход, поджигаем три оставшиеся самолета и «гладим» аэродром, по которому рассыпались немцы. Довершая разгром, мы всей огневой мощью эскадрильи обрушились на склады и сооружения, уцелевшие после предыдущих налетов нашей авиации.
О панике, царившей в окруженных войсках, свидетельствует такой факт. Однажды после выполнения задания наша эскадрилья возвращалась домой. По дороге от Городища к Корсунь-Шевченковскому я увидел, что на шоссе стоят два ряда грузовиков. В колонне не меньше двухсот машин. Удивило то, что автомашины с грузом стоят среди поля и не видно ни шоферов, ни охраны.
Запросил по радио разрешения атаковать колонну. С КП предложили от атаки воздержаться. Мы набрали высоту, построились в круг с тем, чтобы сразу после получения приказа обрушиться на колонну.
Через несколько минут слышу в шлемофоне взволнованный голос генерала Рязанова: «Отставить атаку! Отставить атаку!»
Что ж, приказ есть приказ. Пошли на аэродром. Лишь через несколько дней узнали, что колонна эта была брошена шоферами. За ней следили разведчики наземных частей. Атакуй я грузовики, погибла бы масса боеприпасов и обмундирования, которые в конце концов целехонькими попали в наши руки.
С операцией в районе Корсунь-Шевченковского связано у меня еще одно интересное воспоминание. Собственно, интересным оно кажется сейчас, а в те дни причинило немало забот и волнений.
Еще в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожали железнодорожные пути. Не берусь точно описать его, но представляло оно собой нечто вроде двух огромных лемехов плуга. Их цепляли к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. Паровоз за час уничтожал двенадцать-пятнадцать километров полотна. Именно такой паровоз и орудовал между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окруженной группировки предрешена, что предстоит откатываться дальше на запад, гитлеровцы с помощью своего приспособления разрушали железные дороги.
Уничтожить паровоз командование приказало мне. Началась охота. Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный.
Еще вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их нет. Но нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага.
На помощь пришла наземная разведка.
Нахожусь на КП аэродрома в первой готовности. Получаем сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл.
И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов наступающим войскам.
В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром.
Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была охота. Сверху на паровозе смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты.
Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдешь! Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. Впустую. Машинист резко дает ход — и мои снаряды идут мимо цели. Атакую вновь, и вновь безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит опытный человек, следящий за каждым моим движением.
Необычный поединок самолета с паровозом длился около пятнадцати минут. Наконец снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на двадцать, паровоз остановился. Я зашел сбоку, прошил его очередями из пушек и пулеметов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Делаю круг, убеждаюсь, что сработал чисто, фотографирую и лечу домой.
После разгрома Корсунь-Шевченковской группировки наш корпус участвовал в Яссо-Кишиневской операции, а потом был переброшен на Первый Украинский фронт.
Летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, Талгат Якубекович Бегельдинов, «Илы» атакуют», 1966г.
 
Но в районе Корсунь-Шевченковского наша авиация безраздельно господствовала в воздухе. Бывали не дни, а целые недели, когда фашистские самолеты не смели подняться со своих аэродромов. А если поднимались, то немедленно становились добычей наших летчиков. Воздух, как мы говорили, был чист.
приятно читать такие строки. почему то всё стараются выпячить проблемы 41го и 42го года, но забывают про 44ый и 45ый, и Победу к которой пришли в итоге.
 
низкий мой поклон героям и вечная им память
 
почему то всё стараются выпячить проблемы 41го и 42го года, но забывают про 44ый и 45ый, и Победу к которой пришли в итоге.
Да Женя. Были поражения. От этого никуда не деться. Но была и ПОБЕДА!
Нашему народу, пришлось переломить хребет немецким фашистам. Которые очень быстро нагнули европу в позу прачки. Кого отправили в лагеря, а кого на восточный фронт.
Так что у нас не было другого выбора. Либо Победить, либо умереть.
Мы выбрали первое.
Вечная им память. Всем кто отдал свои жизни, и кто выстоял дав нам возможность родиться на этой земле!
 
Перерыв на работе.Прочитал на одном дыхании.Как же много неизвестных ещё подвигов наших дедов.
 
Я бы сказал европейскому фашизму!

Да-да, пол-Европы участвовало во вторжении!
И как-то быстро он забыли об участии своих предков в этом геноциде советских людей!

А по паровоз показательно, и не случайно лётчик увидел тень, он же думал об этом, переживал ситуацию - и вот результат!
 
все наши предки воевали то со всей Европой то со всей Азией.

Ну против Европы предки наши воевали очень часто плечом к плечу с Азией. А в ВОВ ещё и с Кавказом.

--- Добор поста---

Бывали не дни, а целые недели, когда фашистские самолеты не смели подняться со своих аэродромов. А если поднимались, то немедленно становились добычей наших летчиков. Воздух, как мы говорили, был чист.

Геринг наверно кипятком ссался от бессильной злобы ! :ab:
 
На фото - путеразрушитель, вернее, по-сути рельсо-разрушитель "червяк", появившийся в Австро-Венгрии еще в Первую мировую. Немцы его применяли, но его эффективность была весьма низка. Поэтому в 1942 году у вермахта появились (далее Википедия, чтоб не набивать самому)
путеразрушители типа «Крюк». Они изготавливались на заводе Круппа с 1942 года. Платформа, на которой был смонтирован гигантский крюк, который своим остриём уходил под шпалы буксировалась двумя паровозами с рабочей для него скоростью в 7-10 км/час. Такой путеразрушитель требовал для приведения в рабочее положение всего 6-8 минут, обслуживала его команда из 10 человек.
Реплика путевого разрушителя типа «Крюк» установлена в качестве экспоната в Парке Победы на Поклонной Горе.(конец Википедии)
aMS7MXT27myoonHAEL5Q.jpg

Обратите внимание, обслугу от крюка защищает броневой лист, вдоль которого проходят к рельсам направляющие с двух сторон для подачи на рельсы толовых шашек. Собственно, обслуга занималась тем, что спускала по этим рельсам взрывчатку. Плуг ломал шпалы пополам, взрывчатка - подрывала рельсы.
Приспособление также оказалось не очень эффективным. Нормы краткосрочного восстановления пути позволяли нашим жд бригадам вынуть разломанную посередине шпалу, уложив ее снова в путь обратными, абсолютно перепендикулярными торцами друг к другу. А подорванный путь вполне допускал изготовление рельсовых рубок длинной от 3 метров, что также допускалось. Буквально через сутки по такому восстановленному пути легко проходил наш поезд со скоростью около 10 км/ч, что было для линии фронта вполне достаточным.
Википедия врет насчет "реплики" - на Поклонной Горе в Мск - РЕАЛЬНО сохранившийся в нашей стране в единственном экземпляре немецкий "Крюк", долгие годы экспонировавшийся в закрытом для сторонних посетителей Музее жд войск в подмосковной Загорянке, откуда впоследствии он был перемещен на Поклонную Гору.
Воспоминания летчика напрямую указывают на господство в этот период наших ВВС в воздухе, ибо паровоз с путеразрушителем - цель, безусловно важная, но очень второстепенная.
 
  • Like
Реакции: pna
Воспоминания летчика напрямую указывают на господство в этот период наших ВВС в воздухе, ибо паровоз с путеразрушителем - цель, безусловно важная, но очень второстепенная.
а почему было важно его уничтожение?
Ведь конструкция простая, можно было и восстановить и несколько подменных изготовить
или там была какая то неповторимая хитрость или паровозы были не простые?
 
leonid66, судя по рассказу какой-то другой паровоз лётчик раздолбал. Или это былина с вымыслом.
 
а почему было важно его уничтожение?
Ведь конструкция простая, можно было и восстановить и несколько подменных изготовить
или там была какая то неповторимая хитрость или паровозы были не простые?
паровозов не напасешься ... да и крюки не миллионами выпускали ....
 
Плуг ломал шпалы пополам, взрывчатка - подрывала рельсы.
сомневаюсь, что толовая шашка перебьет рельс, если будет просто лежать рядом. Но более совершенный агрегат как раз на верхнем фото. Крюк конечно эффективен в деле излома шпал, но завязанные узлом рельсы- еще круче. Вот их, как раз, и приходилось рвать на куски, потому что после прохода такого поезда они годились только на металлолом.
 
сомневаюсь, что толовая шашка перебьет рельс
Зря! У меня ВУС профильная, плюс в Загорянке я бывал в конце 80-х не раз.

--- Добор поста---

Вот их, как раз, и приходилось рвать на куски, потому что после прохода такого поезда они годились только на металлолом.
Опять неправда Ваша - их просто,как правило, отрывало от шлал - вполне годились в использование.
 
Если рельс деформирован- то годится только в утиль. Или для экспериментов по подрывному делу в вашей Загорянке :ag:
Во время движения крюк захватывал шпалы, тянул их за собой и ломал пополам. За счет специфических нагрузок в это время происходила деформация рельсов. Кроме того, крюк во время работы делал глубокую борозду в гравийном балласте. После прохода «Крюка» верхнее сооружение пути представляло собой печальное зрелище: два изогнутых рельса лежали на разломанных пополам шпалах, а балласт между ними был буквально распахан. С целью создания дополнительных затруднений противнику следовало подрывать стыки отдельных рельсов. После такого воздействия для ремонта пути требовалось убрать все обломки, затем восстановить балластный слой и только после этого укладывать новые рельсы и шпалы.
убрать плеть изогнутых рельсов весьма проблематично. Проще рвать их на куски и растаскивать. После такой «экзекуции» они непригодны к дальнейшей эксплуатации.
 
Товарищ генерал! Извините сразу не разглядел! Виноват-исправлюсь:ag:
 
Назад
Сверху Снизу