Шугай
Старейшина
- С нами с
- 10/02/04
- Постов
- 1 115
- Оценка
- 428
- Для знакомых
- Игорь
- Охочусь с
- 1982
- Оружие
- ИЖ-12 и др.
- Собака(ки)
- Курцхаар, пара РГ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОХОТЫ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В русской художественной классике охота нашла глубокое и многостороннее выражение.
Охотничья тематика чувствуется уже в самом раннем периоде классики – и в неторопливых «виршах» Сумарокова («Охотничья песня»), и в узорчатой лирике Державина («Охотник» и др.)
И.А. Крылов, мудрец-баснописец, широко пользовался аллегориями, взятыми из животно-птичьего мира.
А.С. Пушкин, не будучи охотником, создал тем не менее незабываемые картины охотничьего быта. Всем и каждому памятно начало «Графа Нулина» («пора, пора, рога трубят…»), как памятны отрывки из «Осени», где в одной строке: «…и будит лай собак уснувшие дубравы» - чудесно передаётся красота русской осенней охоты. Чувством охоты пронизано и стихотворение «Зима»: «Что делать нам в деревне…» В этом стихотворении охота показывается уже не со стороны, не глазами наблюдателя, а путём непосредственно личных впечатлений:
Немало охотничьих мотивов находится в неоконченных и неотделанных пушкинских стихах («В лесах Гаргафии счастливой», «Шумит кустарник»).
Наконец, в 1830 г., т.е. в год, предшествовавший работе над «Сказкой о царе Салтане», Пушкин пишет сказку-поэму («Как весенней теплой порою», в которой замечательно воссоздает фольклорно-звериный лесной мир.
Поэзия Пушкина дорога и близка каждому читателю-охотнику и картинами русской природы, воплощенными в ней с осязаемой наглядностью, с предельной мелодичностью и певучестью.
Пушкин был не только крупнейшим поэтом, но и гениальным основоположником русской художественной прозы. В прозе Пушкина, как и в его стихах, мы опять-таки обнаруживаем мотивы охоты. В лице Троекурова, одного из основных героев «Дубровского», читатель встречается с охотником-феодалом, с барином-борзятником, на псарне которого щенята содержались в лучших условиях, нежели крестьяне. Одна из самых прелестных пушкинских новелл – «Барышня-коестьянка», этот подлинный «маленький роман», - целиком развертывается и протекает на фоне охоты. На охоте происходит первая встреча героев – Лизы Муромской и Алексея Берестова, на охоте предопределяется и счастливая развязка новеллы: примерение враждовавших между собой родителей Алексея и Лизы.
Широко, красочно и разносторонне отражена охота и в произведениях великого русского поэта Н.А. Некрасова.
Некрасов всю жизнь был горячим и страстным охотником. В одном из стихотворений («на первые шаги…», 1874 г.) он говорит:
В «Унынии», написанном в том же 1874 г., т.е. за четыре года до смерти, поэт так зарисовывает свои верховые охотничьи прогулки:
В письмах Некрасова Тургеневу, относящихся к началу 50-х годов, т.е. к периоду наиболее тесной дружбы, имеется масса интереснейших подробностей, обрисовывающих Некрасова как прекрасного охотника!
Охота была для Некрасова плодотворным творческим отдыхом и одновременно одним из средств наиболее тесного общения с природой и народом. Многие замечательные стихотворения и поэмы Некрасова созданы в результате его охотничьих скитаний. «Крестьянские дети», «Коробейники», «Саша», «Орина, мать солдатская», «На Волге» и другие – всё это с полным основанием и правом можно назвать «Записками охотника» на языке поэзии.
Некрасов с большой любовью изображал трудящихся крестьян и с гневом, с уничтожающим сарказмом – помещиков. Это целиком обнаруживается и в охотничьих типах, созданных Некрасовым. Крестьянин Саввушка, погибший в единоборстве с «СОРОК ПЕРВЫМ» медведем («В деревне»), показывается во всей своей удалой силе, во всей сердечной сыновней заботливости и любви к старухе-матери, от имени которой ведётся рассказ. Добр и умен, простодушен и поэтичен старый Мазай («Дедушка Мазай и зайцы»). Наоборот, помещики-охотники, выведенные в поэмах Некрасова, отличаются, как пушкинский Троекуров, жестокостью и эгоизмом, грубостью и самодурством.
С большой зоркостью и полнотой выведен образ псового охотника, российского барина в поэме «Псовая охота» (1846 г.).
Псовая охота привлекала внимание и других поэтов, в частности А. Фета, разработавшего эту тему в лирическом плане.
Соколиная охота, ещё более древняя, нежели псовая, ярко зарисована в одной из поэм А. Марлинского («Охота»)
Нашла своё место охота и в теплой лирике А.К. Толстого. Его стихотворение «На тяге» - одно из самых любимых в кругу охотников-любителей. Оно служит как бы поэтическим дополнением к гениальному описанию вальдшнепиной тяги в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого.
Еще полнее, глубже и обширнее показана охота в классической русской прозе.
В 19852 г. появились две замечательные книги: «Записки охотника» И.С. Тургенева и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова.
С.Т. Аксаков – беллетрист, мемуарист и натуралист – является родоначальником русской охотничье-исследовательской, художественно-монографической литературы. Он – пионер живой природы в художественном слове. Книга Аксакова была с восторгом принята в тогдашних литературных и читательских кругах. И.С. Тургенев в своей рецензии, написанной в форме письма к Некрасову, дал очень высокую оценку аксаковским «Запискам». Тургенев отметил не только охотничье-натуралистическую ценность книги Аксакова, но и её большую художественность: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и ничего лишнего, ничего напряженного и ничего вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны».
«Записки» Аксакова, на которых воспиталось несколько поколений охотников, натуралистов и просто любителей природы, до сих пор сохранили свою художественную и научную ценность.
Их значимость в литературе можно сравнить с впечатлением от картины Саврасова «Грачи прилетели» в изобразительном искусстве: Саврасов первый открыл красоту русского пейзажа; Аксаков впервые показал жизнь птицы и зверя в условиях подлинной природы.
Вдохновенный художник русской природы, страстный охотник, И.И. Левитан никогда не расставался с «Записками» Аксакова.
Но драгоценный вклад Аксакова в охотничью литературу не ограничивается «записками». В книге «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» Аксаков собрал превосходные по точности охотничьи наблюдения. Немало охотничьих зарисовок имеется в его эпопее «Детские годы Багрова-внука». Молодым и страстным охотничьим чувством овеян «Очерк зимнего дня».
«Записки охотника» И.С. Тургенева – одна из самых обаятельных книг в русской классике – была неизмерно шире и значительнее своего заглавия. Книга убедительно доказывала, что охотничья тема предоставляет писателю неограниченные возможности и для пейзажно-лирического жанра, и для психологического портрета, и для больших обощений социального порядка. Писатель, обобщая свои охотничьи наблюдения, нарисовал яркую и правдивую картину русской крепостной деревни.
Огромна и художественная ценность «Записок охотника» с их изяществом формы, прелестью пейзажа и плавной мелодичностью языка.
Кроме всего, тургеневские «Записки» глубоко запечатлели красоту и поэзию природы и охоты. Образ Ермолая давно уже стал нарицательным в охотничьей среде. Описание вальдшнепиной тяги («Ермолай и мельничиха»), утиной охоты («Льгов»), охоты с гончими и борзыми («Чертопханов и Недопюскин») – всё это передано с настоящим пафосом охотника.
Этот пафос получает свое завершение в заключительном очерке «Записок» - «Лес и степь», звучащем как величальная охотничья песня.
Охотничья страсть Тургенева была очень глубокой и острой. Она проходит через всю его жизнь. Когда в 1869 г. один из французских журналов обратился к Тургеневу с письменным вопросником, писатель, в ответ на вопрос:»Ваше любимое занятие?» - написал: «Охота». Охота, помимо «Записок», воплощена и в ряде других рассказов Тургенева: «Три встречи», «Поездка в Полесье», «Степной король Лир», «Бригадир», в отдельных стихотворениях, в прозе и т.д. Прекрасны тургеневские рассказы о собаках – «Муму» и «Пегас».
В произведениях Тургенева рассеяна также масса образов, эпитетов и выражений, взятых из охотничьего быта и обихода.
Весьма богато охотничьими сценами гениальное творчество Л.Н. Толстого. Охотничьи страницы Толстого – лучшее из всего, что когда-либо писалось об охоте на всех языках мира. В своих творениях – в «Войне и мире» и «Анне Карениной» - Толстой не случайно останавливается на описаниях охоты: они содержат характернейшие детали, помогающие психологическому раскрытию основных героев этих произведений - Левина и Облонского, Николая и Наташи Ростовых.
Вместе с тем его описания вальдшнепиной тяги, болотной охоты и «отъезжего поля» являются совершенно самостоятельными произведениями охотничьего жанра. В охотничьих картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» полностью отпечаталась та изобразительная мощь, та наблюдательность, которые действительно оживляют и одухотворяют в творчестве Толстого и природу и людей.
«Война и мир» и «Анна Каренина» - наиболее яркие, но далеко не единственные следы охотничьей страсти Л.Н. Толстого. Сцены охоты есть в «Детстве» и в «Казаках». Если же читатель откроет толстовские «Русские книги для чтения», он наёдет в них в них целую галерею самостоятельных охотничьих рассказов. Эти рассказы касаются самых разнообразных охот.
Коротенький рассказ «Как в первый раз убил зайца» напомнит каждому охотнику его незабвенную первую охоту. Удивителен по своей отточенной живописности, достигаемой самыми обычными средствами, самыми простыми словами, рассказ «Русак». Рассказ «Охота пуще неволи» с предельным напряжением показывает охоту на медведя. Трогателен цикл рассказов о собаке Бульке.
Рядос с великими именами А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева следует отметить скромные, но по-своему тоже замечательные имена Н.Н. Толстого и Е.Э. Дриянского.
Н.Н. Толстой – старший, любимый, рано умерший брат Л.Н. Толстого. Лев Николаевич не раз отмечал в дневниках и письмах, что он находится под большим влиянием разностороннего ума, обаятельного характера и литературного таланта своего старшего брата-друга. О литературном таланте Николая Николаевича Л.Н. Толстой отзывался так: «…качества же писателя, которые у него были, были прежде всего тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение…».
В 1851-1854 гг. братья Толстые вместе служили на Кавказе: Николай Николаевич – в качестве артиллерийского офицера, Лев Николаевич – в качестве юнкера.
В 1857 г. в журнале Некрасова «Современник» (№2) появился на первом месте цикл очерков Н.Н. Толстого «Охота на Кавказе». Свои впечатления от очерков Некрасов выразил в письме к Тургеневу 22 апреля 2857 г.: «Задачу, которую автор себе задал, он выполнил мастерски и, кроме того, обнаружил себя поэтом. Поэзия тут на месте и мимоходом выскакивает сама собою… талант наблюдения и описания, по-моему, огромный – фигура старого казака вначале чуть тронута, но, что важно, не обмельчена, любовь видна к самой природе и птице, а не описание той и другой. Это вещь хорошая…».
Тургенев тоже высоко оценил «Охоту на Кавказе».
Очерки Н.Н. Толстого – красочное описание кавказской природы и охоты (а частично быта и людей). Очерки написаны свободным, легким и образным языком, насыщены большим лирическим чувством.
«Охота на Кавказе» интересна и как документ, характеризующий ту обстановку и среду, в которой жили и вращались братья Толстые.
«Охота на Кавказе» - не единственное произведение Н.Н. Толстого. В 1926 г. в журнале «Красная новь» (№5 и №7) была опубликована большая повесть Н.Н. Толстого «Пластун», а в 1927 г. в сборнике «Охотничье сердце» - «Охотничьи записки».
Повесть «Пластун» (из быта гребенских казаков) замечательна уже тем, что она написана в художественно-приключенческом жанре, почти не свойственном тогдашней русской литературе. Она очень сюжетна, занимательна и героична. «Охотничьи записки» по своей форме приближаются к типу аксаковских монографий.
Бесспорно талантлив был и Е.И. Дриянский – один из ближайших друзей великого русского драматурга А.Н. Островского.
Дрианский оставил большое литературное наследство (романы «Квартер» и «Туз», повести «Одарка квочка», «Лихой сосед», «Конфетка», «Амазонка» и др.). Однако он сохранился в литературе только как автор «Записок мелкотравчатого».
«Записки», печатавшиеся впервые в тогдашних «толстых» журналах («Москвитянин», «Русое слово», «Библиотека для чтения»), вышли отдельным изданием в 1859 г. Впоследствии они переиздавались несколько раз. В последний раз «Записки» были выпущены издательством «Земля и фабрика» в 1930 г.
«Записки мелкотравчатого» написаны рукой великолепного и оригинального мастера, с большой изобразительной силой, с картинной яркостью и свежестью. Это – широкое и просторное описание «отъезжего поля», бесконечная галерея постоянно разнообразных сцен охоты, природы и одновременно помещичьего и народного быта.
Охотники-помещики не являются, впрочем, главными героями «Записок мелкотравчатого». В основе книги – как ее главное сюжетное звено, как ее главный герой – находится ловчий Феопен, неподражаемо живой и типичный, выписанный во всей своей своеобразной талантливости. Феопен – такой же одухотворенный литературный герой, каковы, например, Ермолай И.С. Тургенева или Ерошка Л.Н. Толстого. По своей типичности он должен занять место рядом с доезжачим Данилой из «Войны и мира».
Помимо большой художественной и познавательной ценности, «Записки» Дриянского имеют также ценность мемуарного источника. Действие их ограничено определенной местностью ((Раненбургский уезд, Рязанской губернии), а действующие лица целиком взяты из жизни. В образе Атукаева изображен граф Пален, в образе Алеева – Кареев (владелец известного питомника борзых), в образе Бацова – Нитлев и т.д. О том, что именно так, существуют бесспорные доказательства: серия статей, заметок, и писем в позднейших охотничьих журналах, написанных родственниками изображенного в «Записках» Кареева. Из этих материалов мы узнаем, что Дриянский даже не изменил имени Феопена – ловчего кареевской охоты.
Ю. Анофриев был вполне прав, оценивая в своей «Русской охотничьей библиотеке» книгу Дриянского как настольную охотничью книгу. После прекрасных страниц в «Войне и мире» Л.Н. Толстого книга Дриянского – самое совершенное, что написано о старинном «отъезжем поле».
Все перечисленные имена далеко не исчерпывают тему охоты в русской художественной литературе ХIХ в. Описания охоты или охотничьего быта можно найти и у Л. Мея («Сборное воскресенье»), и у Н. Лескова (рассказ «Зверь», поэтическая сцена ловли перепелов в романе «Некуда»), и у Мельникова-Печерского («В лесах»), и у Данилевского («Четыре времени года украинской охоты»), и у С. Терпигорева-Атавы («Оскудение», «Потревоженные тени»), и у Р. Маркова (превосходная новелла «Волчий князь» и др.), и у И. Салова (в ряде рассказов).
Замечательный мастер слова А.П. Чехов тоже нередко уделял внимание охотничьему быту и жанру. В его творчестве есть три специально охотничьих рассказа – «На охоте», «На волчьей садке» и «Свирель». Два из них («На охоте» и «На волчьей садке») относятся к числу ранних рассказов – периода «Антоши Чехонте» - и выдержаны в стиле мягкого юмора, а третий, более поздний («Свирель»), дает мастерский портрет охотника в прелестно-чеховских тонах. Не будучи сам охотником, Чехов очень любил – частично под влиянием своего друга Левитана – все, что связано с охотой и охотничьим бытом. Тема охоты, в том или ином преломлении, варьируется во многих и притом первоклассных рассказах Чехова: «Весной», «Белолобый», «Ариадна», «Крыжовник», «Студент» и другие.
Выдающиеся писатели конца ХIХ – начала ХХ вв. Д. Мамин-Сибиряк и А. Куприн тоже не раз касались в своем творчестве охотничьего быта.
Цикл охотничьих рассказов Мамина-Сибиряка – «Медвежий угол», «Емеля-охотник», «Богач и Еремка», «Серая шейка», «Медведко» и другие – отличается яркостью и разнообразием красок в описаниях охоты и тонкостью наблюдений над повадками зверя и птицы. Своеобразно, с большой социальной остротой, передана охота в одном из лучших романов Мамина-Сибирика «Горное гнездо».
По-охотничьи волнует сцена охоты на зайцев (с гончими) в повести-поэме А. Куприна «Олеся». Купринский рассказ «На глухарей» - одно из самых лучших, самых точных и поэтических описаний глухариного тока в нашей художественной литературе.
Охота имела большое значение в жизни и творчестве многих и славных писателей прошлого. Для большинства из них – прежде всего для Некрасова и Тургенева – она была подлинным родником вдохновения. Если бы не охота, из галереи толстовских человеческих образов выпал бы один из самых полнокровных – казак Ерошка.
Охота в раннем возрасте выработала из Аксакова художника-натуралиста, к трудам которого долго ещё будут обращаться не только охотники, но и учёные орнитологи.
Об огромном воздействии охоты на художественное творчество хорошо написал в своей «Литературной исповеди» один из тончайших лириков – А.К. Толстой: « с двадцатого года моей жизни она (охота) приобрела надо мной силу, и я предавался ей с таким жаром, что охоте посвящалось все мое свободное время. Она даже не осталась без влияния на колорит моей поэзии. Мне кажется, я обязан этой жизни охотника тем, что моя поэзия почти всегда писана в мажорном тоне, между тем как мои соотечественники пели по большой части минором».
И.С. Тургенев в уже упоминавшейся рецензии на книгу С.Т. Аксакова «Записки ружейного охотника» писал в заключении: «Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, а духу – бодрость и свежесть, - эта забава, которой тешились и наши прадеды на берегах широких русских рек и много добрых людей на всем земном шаре, долго бы еше процветала в нашей родине…»
Русская литература послереволюционных лет, продолжающая и развиваюшая благородные реалистические традиции классики, разносторонне разрабатывает и увлекательную тему охоты.
А.Н. Толстой посвятил южно-уральским охотам красочный, искристо-веселый жанровый рассказ («По Уралу»). Каждому читателю памятна ярчайшая, полная охотничьей страсти и стремительной силы травля волка в «Тихом Доне» М. Шолохова. А.С. Новиков-Прибой с большой силой запечатлел охоту на медвежьей берлоге («На медведя»), а также утиные охоты на дневных сидках и с подсадной уткой весной («Среди топи» и «Речная Клеопатра»).
Необходимо также отметить выразительно-строгую сцену волчьей охоты в романе К. Федина «Необыкновенное лето», яркое описание облавы на лисицу в романе Л. Леонова «Скутаревский» и отдельные охотничьи рассказы Б. Лавренева.
Но если многие русские писатели уделяли охоте лишь то или иное эпизодическое внимание, то М.М. Пришвин целиком отдал свой большой талант изображению охоты в ее самых разнообразных проявлениях.
Пришвин – настоящий поэт природы и охоты в их нерасторжимой взаимосвязи. Неисчерпаема и непередаваема красота пейзажа в его творчестве, особенно пейзажа наших среднерусских областей. Как Левитан в Живописи или Чайковский в музыке, Пришвин отразил в своем творчестве обаяние времен русского года.
В красочных рассказах Пришвина воплощены все основные особенности спортивной охоты: поэзия странствований и физическая закалка, выработка боевых навыков и хозяйски-бережное отношение к природе. Превосходно изображены у Пришвина и охотничьи собаки – спутники и друзья охотника («Ярик», «Верный», «Нерль», «Анчар», «Гон» и др.).
С Пришвиным соседствует по глубине разработки темы писатель-путешественник В.К. Арсеньев, автор замечательных книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
В одной из своих первых книг («Колобок») Пришвин сравнивал охоту с процессом вдохновения, творчества, а в позднейшем рассказе «Охота за счастьем» утверждал: «Охота неразрывно связана с детством, старый охотник – это человек, до гроба сохраняющий очарование первых встреч ребенка с природой». В обращении к своим молодым друзьям-охотникам писатель отметил типичную особенность нашей русской охоты – «она насквозь пропитана духом товарищества» и «содержит в себе священное чувство ОХРАНЫ ПРИРОДЫ». «Наш идеал, - подчеркивает писатель, - это дедушка Мазай, который вместе с Некрасовым со всей охотничьей страстью осенью бьет дупелей, а весной во время наводнения спасает зайцев…»
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В русской художественной классике охота нашла глубокое и многостороннее выражение.
Охотничья тематика чувствуется уже в самом раннем периоде классики – и в неторопливых «виршах» Сумарокова («Охотничья песня»), и в узорчатой лирике Державина («Охотник» и др.)
И.А. Крылов, мудрец-баснописец, широко пользовался аллегориями, взятыми из животно-птичьего мира.
А.С. Пушкин, не будучи охотником, создал тем не менее незабываемые картины охотничьего быта. Всем и каждому памятно начало «Графа Нулина» («пора, пора, рога трубят…»), как памятны отрывки из «Осени», где в одной строке: «…и будит лай собак уснувшие дубравы» - чудесно передаётся красота русской осенней охоты. Чувством охоты пронизано и стихотворение «Зима»: «Что делать нам в деревне…» В этом стихотворении охота показывается уже не со стороны, не глазами наблюдателя, а путём непосредственно личных впечатлений:
«Пороша. Мы встаём, и тотчас на коня,
И рысью по полю, при первом свете дня…» и т.д.
И рысью по полю, при первом свете дня…» и т.д.
Немало охотничьих мотивов находится в неоконченных и неотделанных пушкинских стихах («В лесах Гаргафии счастливой», «Шумит кустарник»).
Наконец, в 1830 г., т.е. в год, предшествовавший работе над «Сказкой о царе Салтане», Пушкин пишет сказку-поэму («Как весенней теплой порою», в которой замечательно воссоздает фольклорно-звериный лесной мир.
Поэзия Пушкина дорога и близка каждому читателю-охотнику и картинами русской природы, воплощенными в ней с осязаемой наглядностью, с предельной мелодичностью и певучестью.
Пушкин был не только крупнейшим поэтом, но и гениальным основоположником русской художественной прозы. В прозе Пушкина, как и в его стихах, мы опять-таки обнаруживаем мотивы охоты. В лице Троекурова, одного из основных героев «Дубровского», читатель встречается с охотником-феодалом, с барином-борзятником, на псарне которого щенята содержались в лучших условиях, нежели крестьяне. Одна из самых прелестных пушкинских новелл – «Барышня-коестьянка», этот подлинный «маленький роман», - целиком развертывается и протекает на фоне охоты. На охоте происходит первая встреча героев – Лизы Муромской и Алексея Берестова, на охоте предопределяется и счастливая развязка новеллы: примерение враждовавших между собой родителей Алексея и Лизы.
Широко, красочно и разносторонне отражена охота и в произведениях великого русского поэта Н.А. Некрасова.
Некрасов всю жизнь был горячим и страстным охотником. В одном из стихотворений («на первые шаги…», 1874 г.) он говорит:
«Мой лучший друг – легавая собака,
Да острый нож, да меткий карабин».
Да острый нож, да меткий карабин».
В «Унынии», написанном в том же 1874 г., т.е. за четыре года до смерти, поэт так зарисовывает свои верховые охотничьи прогулки:
«…Когда Кадо* бежит опушкой леса
И глухаря нечаянно спугнет,
На всем скаку остановив Черкеса,
Спущу курок, и птица упадет…»
И глухаря нечаянно спугнет,
На всем скаку остановив Черкеса,
Спущу курок, и птица упадет…»
В письмах Некрасова Тургеневу, относящихся к началу 50-х годов, т.е. к периоду наиболее тесной дружбы, имеется масса интереснейших подробностей, обрисовывающих Некрасова как прекрасного охотника!
Охота была для Некрасова плодотворным творческим отдыхом и одновременно одним из средств наиболее тесного общения с природой и народом. Многие замечательные стихотворения и поэмы Некрасова созданы в результате его охотничьих скитаний. «Крестьянские дети», «Коробейники», «Саша», «Орина, мать солдатская», «На Волге» и другие – всё это с полным основанием и правом можно назвать «Записками охотника» на языке поэзии.
Некрасов с большой любовью изображал трудящихся крестьян и с гневом, с уничтожающим сарказмом – помещиков. Это целиком обнаруживается и в охотничьих типах, созданных Некрасовым. Крестьянин Саввушка, погибший в единоборстве с «СОРОК ПЕРВЫМ» медведем («В деревне»), показывается во всей своей удалой силе, во всей сердечной сыновней заботливости и любви к старухе-матери, от имени которой ведётся рассказ. Добр и умен, простодушен и поэтичен старый Мазай («Дедушка Мазай и зайцы»). Наоборот, помещики-охотники, выведенные в поэмах Некрасова, отличаются, как пушкинский Троекуров, жестокостью и эгоизмом, грубостью и самодурством.
С большой зоркостью и полнотой выведен образ псового охотника, российского барина в поэме «Псовая охота» (1846 г.).
Псовая охота привлекала внимание и других поэтов, в частности А. Фета, разработавшего эту тему в лирическом плане.
Соколиная охота, ещё более древняя, нежели псовая, ярко зарисована в одной из поэм А. Марлинского («Охота»)
Нашла своё место охота и в теплой лирике А.К. Толстого. Его стихотворение «На тяге» - одно из самых любимых в кругу охотников-любителей. Оно служит как бы поэтическим дополнением к гениальному описанию вальдшнепиной тяги в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого.
Еще полнее, глубже и обширнее показана охота в классической русской прозе.
В 19852 г. появились две замечательные книги: «Записки охотника» И.С. Тургенева и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова.
С.Т. Аксаков – беллетрист, мемуарист и натуралист – является родоначальником русской охотничье-исследовательской, художественно-монографической литературы. Он – пионер живой природы в художественном слове. Книга Аксакова была с восторгом принята в тогдашних литературных и читательских кругах. И.С. Тургенев в своей рецензии, написанной в форме письма к Некрасову, дал очень высокую оценку аксаковским «Запискам». Тургенев отметил не только охотничье-натуралистическую ценность книги Аксакова, но и её большую художественность: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и ничего лишнего, ничего напряженного и ничего вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны».
«Записки» Аксакова, на которых воспиталось несколько поколений охотников, натуралистов и просто любителей природы, до сих пор сохранили свою художественную и научную ценность.
Их значимость в литературе можно сравнить с впечатлением от картины Саврасова «Грачи прилетели» в изобразительном искусстве: Саврасов первый открыл красоту русского пейзажа; Аксаков впервые показал жизнь птицы и зверя в условиях подлинной природы.
Вдохновенный художник русской природы, страстный охотник, И.И. Левитан никогда не расставался с «Записками» Аксакова.
Но драгоценный вклад Аксакова в охотничью литературу не ограничивается «записками». В книге «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» Аксаков собрал превосходные по точности охотничьи наблюдения. Немало охотничьих зарисовок имеется в его эпопее «Детские годы Багрова-внука». Молодым и страстным охотничьим чувством овеян «Очерк зимнего дня».
«Записки охотника» И.С. Тургенева – одна из самых обаятельных книг в русской классике – была неизмерно шире и значительнее своего заглавия. Книга убедительно доказывала, что охотничья тема предоставляет писателю неограниченные возможности и для пейзажно-лирического жанра, и для психологического портрета, и для больших обощений социального порядка. Писатель, обобщая свои охотничьи наблюдения, нарисовал яркую и правдивую картину русской крепостной деревни.
Огромна и художественная ценность «Записок охотника» с их изяществом формы, прелестью пейзажа и плавной мелодичностью языка.
Кроме всего, тургеневские «Записки» глубоко запечатлели красоту и поэзию природы и охоты. Образ Ермолая давно уже стал нарицательным в охотничьей среде. Описание вальдшнепиной тяги («Ермолай и мельничиха»), утиной охоты («Льгов»), охоты с гончими и борзыми («Чертопханов и Недопюскин») – всё это передано с настоящим пафосом охотника.
Этот пафос получает свое завершение в заключительном очерке «Записок» - «Лес и степь», звучащем как величальная охотничья песня.
Охотничья страсть Тургенева была очень глубокой и острой. Она проходит через всю его жизнь. Когда в 1869 г. один из французских журналов обратился к Тургеневу с письменным вопросником, писатель, в ответ на вопрос:»Ваше любимое занятие?» - написал: «Охота». Охота, помимо «Записок», воплощена и в ряде других рассказов Тургенева: «Три встречи», «Поездка в Полесье», «Степной король Лир», «Бригадир», в отдельных стихотворениях, в прозе и т.д. Прекрасны тургеневские рассказы о собаках – «Муму» и «Пегас».
В произведениях Тургенева рассеяна также масса образов, эпитетов и выражений, взятых из охотничьего быта и обихода.
Весьма богато охотничьими сценами гениальное творчество Л.Н. Толстого. Охотничьи страницы Толстого – лучшее из всего, что когда-либо писалось об охоте на всех языках мира. В своих творениях – в «Войне и мире» и «Анне Карениной» - Толстой не случайно останавливается на описаниях охоты: они содержат характернейшие детали, помогающие психологическому раскрытию основных героев этих произведений - Левина и Облонского, Николая и Наташи Ростовых.
Вместе с тем его описания вальдшнепиной тяги, болотной охоты и «отъезжего поля» являются совершенно самостоятельными произведениями охотничьего жанра. В охотничьих картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» полностью отпечаталась та изобразительная мощь, та наблюдательность, которые действительно оживляют и одухотворяют в творчестве Толстого и природу и людей.
«Война и мир» и «Анна Каренина» - наиболее яркие, но далеко не единственные следы охотничьей страсти Л.Н. Толстого. Сцены охоты есть в «Детстве» и в «Казаках». Если же читатель откроет толстовские «Русские книги для чтения», он наёдет в них в них целую галерею самостоятельных охотничьих рассказов. Эти рассказы касаются самых разнообразных охот.
Коротенький рассказ «Как в первый раз убил зайца» напомнит каждому охотнику его незабвенную первую охоту. Удивителен по своей отточенной живописности, достигаемой самыми обычными средствами, самыми простыми словами, рассказ «Русак». Рассказ «Охота пуще неволи» с предельным напряжением показывает охоту на медведя. Трогателен цикл рассказов о собаке Бульке.
Рядос с великими именами А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева следует отметить скромные, но по-своему тоже замечательные имена Н.Н. Толстого и Е.Э. Дриянского.
Н.Н. Толстой – старший, любимый, рано умерший брат Л.Н. Толстого. Лев Николаевич не раз отмечал в дневниках и письмах, что он находится под большим влиянием разностороннего ума, обаятельного характера и литературного таланта своего старшего брата-друга. О литературном таланте Николая Николаевича Л.Н. Толстой отзывался так: «…качества же писателя, которые у него были, были прежде всего тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение…».
В 1851-1854 гг. братья Толстые вместе служили на Кавказе: Николай Николаевич – в качестве артиллерийского офицера, Лев Николаевич – в качестве юнкера.
В 1857 г. в журнале Некрасова «Современник» (№2) появился на первом месте цикл очерков Н.Н. Толстого «Охота на Кавказе». Свои впечатления от очерков Некрасов выразил в письме к Тургеневу 22 апреля 2857 г.: «Задачу, которую автор себе задал, он выполнил мастерски и, кроме того, обнаружил себя поэтом. Поэзия тут на месте и мимоходом выскакивает сама собою… талант наблюдения и описания, по-моему, огромный – фигура старого казака вначале чуть тронута, но, что важно, не обмельчена, любовь видна к самой природе и птице, а не описание той и другой. Это вещь хорошая…».
Тургенев тоже высоко оценил «Охоту на Кавказе».
Очерки Н.Н. Толстого – красочное описание кавказской природы и охоты (а частично быта и людей). Очерки написаны свободным, легким и образным языком, насыщены большим лирическим чувством.
«Охота на Кавказе» интересна и как документ, характеризующий ту обстановку и среду, в которой жили и вращались братья Толстые.
«Охота на Кавказе» - не единственное произведение Н.Н. Толстого. В 1926 г. в журнале «Красная новь» (№5 и №7) была опубликована большая повесть Н.Н. Толстого «Пластун», а в 1927 г. в сборнике «Охотничье сердце» - «Охотничьи записки».
Повесть «Пластун» (из быта гребенских казаков) замечательна уже тем, что она написана в художественно-приключенческом жанре, почти не свойственном тогдашней русской литературе. Она очень сюжетна, занимательна и героична. «Охотничьи записки» по своей форме приближаются к типу аксаковских монографий.
Бесспорно талантлив был и Е.И. Дриянский – один из ближайших друзей великого русского драматурга А.Н. Островского.
Дрианский оставил большое литературное наследство (романы «Квартер» и «Туз», повести «Одарка квочка», «Лихой сосед», «Конфетка», «Амазонка» и др.). Однако он сохранился в литературе только как автор «Записок мелкотравчатого».
«Записки», печатавшиеся впервые в тогдашних «толстых» журналах («Москвитянин», «Русое слово», «Библиотека для чтения»), вышли отдельным изданием в 1859 г. Впоследствии они переиздавались несколько раз. В последний раз «Записки» были выпущены издательством «Земля и фабрика» в 1930 г.
«Записки мелкотравчатого» написаны рукой великолепного и оригинального мастера, с большой изобразительной силой, с картинной яркостью и свежестью. Это – широкое и просторное описание «отъезжего поля», бесконечная галерея постоянно разнообразных сцен охоты, природы и одновременно помещичьего и народного быта.
Охотники-помещики не являются, впрочем, главными героями «Записок мелкотравчатого». В основе книги – как ее главное сюжетное звено, как ее главный герой – находится ловчий Феопен, неподражаемо живой и типичный, выписанный во всей своей своеобразной талантливости. Феопен – такой же одухотворенный литературный герой, каковы, например, Ермолай И.С. Тургенева или Ерошка Л.Н. Толстого. По своей типичности он должен занять место рядом с доезжачим Данилой из «Войны и мира».
Помимо большой художественной и познавательной ценности, «Записки» Дриянского имеют также ценность мемуарного источника. Действие их ограничено определенной местностью ((Раненбургский уезд, Рязанской губернии), а действующие лица целиком взяты из жизни. В образе Атукаева изображен граф Пален, в образе Алеева – Кареев (владелец известного питомника борзых), в образе Бацова – Нитлев и т.д. О том, что именно так, существуют бесспорные доказательства: серия статей, заметок, и писем в позднейших охотничьих журналах, написанных родственниками изображенного в «Записках» Кареева. Из этих материалов мы узнаем, что Дриянский даже не изменил имени Феопена – ловчего кареевской охоты.
Ю. Анофриев был вполне прав, оценивая в своей «Русской охотничьей библиотеке» книгу Дриянского как настольную охотничью книгу. После прекрасных страниц в «Войне и мире» Л.Н. Толстого книга Дриянского – самое совершенное, что написано о старинном «отъезжем поле».
Все перечисленные имена далеко не исчерпывают тему охоты в русской художественной литературе ХIХ в. Описания охоты или охотничьего быта можно найти и у Л. Мея («Сборное воскресенье»), и у Н. Лескова (рассказ «Зверь», поэтическая сцена ловли перепелов в романе «Некуда»), и у Мельникова-Печерского («В лесах»), и у Данилевского («Четыре времени года украинской охоты»), и у С. Терпигорева-Атавы («Оскудение», «Потревоженные тени»), и у Р. Маркова (превосходная новелла «Волчий князь» и др.), и у И. Салова (в ряде рассказов).
Замечательный мастер слова А.П. Чехов тоже нередко уделял внимание охотничьему быту и жанру. В его творчестве есть три специально охотничьих рассказа – «На охоте», «На волчьей садке» и «Свирель». Два из них («На охоте» и «На волчьей садке») относятся к числу ранних рассказов – периода «Антоши Чехонте» - и выдержаны в стиле мягкого юмора, а третий, более поздний («Свирель»), дает мастерский портрет охотника в прелестно-чеховских тонах. Не будучи сам охотником, Чехов очень любил – частично под влиянием своего друга Левитана – все, что связано с охотой и охотничьим бытом. Тема охоты, в том или ином преломлении, варьируется во многих и притом первоклассных рассказах Чехова: «Весной», «Белолобый», «Ариадна», «Крыжовник», «Студент» и другие.
Выдающиеся писатели конца ХIХ – начала ХХ вв. Д. Мамин-Сибиряк и А. Куприн тоже не раз касались в своем творчестве охотничьего быта.
Цикл охотничьих рассказов Мамина-Сибиряка – «Медвежий угол», «Емеля-охотник», «Богач и Еремка», «Серая шейка», «Медведко» и другие – отличается яркостью и разнообразием красок в описаниях охоты и тонкостью наблюдений над повадками зверя и птицы. Своеобразно, с большой социальной остротой, передана охота в одном из лучших романов Мамина-Сибирика «Горное гнездо».
По-охотничьи волнует сцена охоты на зайцев (с гончими) в повести-поэме А. Куприна «Олеся». Купринский рассказ «На глухарей» - одно из самых лучших, самых точных и поэтических описаний глухариного тока в нашей художественной литературе.
Охота имела большое значение в жизни и творчестве многих и славных писателей прошлого. Для большинства из них – прежде всего для Некрасова и Тургенева – она была подлинным родником вдохновения. Если бы не охота, из галереи толстовских человеческих образов выпал бы один из самых полнокровных – казак Ерошка.
Охота в раннем возрасте выработала из Аксакова художника-натуралиста, к трудам которого долго ещё будут обращаться не только охотники, но и учёные орнитологи.
Об огромном воздействии охоты на художественное творчество хорошо написал в своей «Литературной исповеди» один из тончайших лириков – А.К. Толстой: « с двадцатого года моей жизни она (охота) приобрела надо мной силу, и я предавался ей с таким жаром, что охоте посвящалось все мое свободное время. Она даже не осталась без влияния на колорит моей поэзии. Мне кажется, я обязан этой жизни охотника тем, что моя поэзия почти всегда писана в мажорном тоне, между тем как мои соотечественники пели по большой части минором».
И.С. Тургенев в уже упоминавшейся рецензии на книгу С.Т. Аксакова «Записки ружейного охотника» писал в заключении: «Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, а духу – бодрость и свежесть, - эта забава, которой тешились и наши прадеды на берегах широких русских рек и много добрых людей на всем земном шаре, долго бы еше процветала в нашей родине…»
Русская литература послереволюционных лет, продолжающая и развиваюшая благородные реалистические традиции классики, разносторонне разрабатывает и увлекательную тему охоты.
А.Н. Толстой посвятил южно-уральским охотам красочный, искристо-веселый жанровый рассказ («По Уралу»). Каждому читателю памятна ярчайшая, полная охотничьей страсти и стремительной силы травля волка в «Тихом Доне» М. Шолохова. А.С. Новиков-Прибой с большой силой запечатлел охоту на медвежьей берлоге («На медведя»), а также утиные охоты на дневных сидках и с подсадной уткой весной («Среди топи» и «Речная Клеопатра»).
Необходимо также отметить выразительно-строгую сцену волчьей охоты в романе К. Федина «Необыкновенное лето», яркое описание облавы на лисицу в романе Л. Леонова «Скутаревский» и отдельные охотничьи рассказы Б. Лавренева.
Но если многие русские писатели уделяли охоте лишь то или иное эпизодическое внимание, то М.М. Пришвин целиком отдал свой большой талант изображению охоты в ее самых разнообразных проявлениях.
Пришвин – настоящий поэт природы и охоты в их нерасторжимой взаимосвязи. Неисчерпаема и непередаваема красота пейзажа в его творчестве, особенно пейзажа наших среднерусских областей. Как Левитан в Живописи или Чайковский в музыке, Пришвин отразил в своем творчестве обаяние времен русского года.
В красочных рассказах Пришвина воплощены все основные особенности спортивной охоты: поэзия странствований и физическая закалка, выработка боевых навыков и хозяйски-бережное отношение к природе. Превосходно изображены у Пришвина и охотничьи собаки – спутники и друзья охотника («Ярик», «Верный», «Нерль», «Анчар», «Гон» и др.).
С Пришвиным соседствует по глубине разработки темы писатель-путешественник В.К. Арсеньев, автор замечательных книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
В одной из своих первых книг («Колобок») Пришвин сравнивал охоту с процессом вдохновения, творчества, а в позднейшем рассказе «Охота за счастьем» утверждал: «Охота неразрывно связана с детством, старый охотник – это человек, до гроба сохраняющий очарование первых встреч ребенка с природой». В обращении к своим молодым друзьям-охотникам писатель отметил типичную особенность нашей русской охоты – «она насквозь пропитана духом товарищества» и «содержит в себе священное чувство ОХРАНЫ ПРИРОДЫ». «Наш идеал, - подчеркивает писатель, - это дедушка Мазай, который вместе с Некрасовым со всей охотничьей страстью осенью бьет дупелей, а весной во время наводнения спасает зайцев…»
Авт. Леонтьев В.В., книга – «ОХОТНИК» - ТОО «Лейла» 1995 г. СПб.