- С нами с
- 01/01/00
- Постов
- 9 801
- Оценка
- 3 576
- Живу в:
- Питер Петроградка
- Для знакомых
- Михаил (на ты)
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- MP 153, Rem 700 VLS .243
Московский Комсомолец
Россия — страна с несметными природными богатствами. Охота на медведя, кабана, лося, боровую и водоплавающую дичь издавна привлекала к нам иностранцев. А число отечественных любителей охоты растет с каждым годом. Но, к сожалению, в последнее время в этой сфере образовался некий замкнутый круг, состоящий из проблем и взаимного непонимания. Из-за отсутствия единого управляющего органа люди попросту не знали, куда им обращаться. А раз нет охотника — охотхозяйства несут убытки. Нет доходов — нет средств на воспроизводство и охрану дичи...
Распутать этот клубок Правительство РФ поручило Министерству сельского хозяйства и специально созданному в его недрах Департаменту охотоведения. О том, чего ждать охотникам от появления нового “управляющего”, “МК” рассказал министр сельского хозяйства России Алексей ГОРДЕЕВ.
— Алексей Васильевич, чем вызвано создание Департамента охотоведения?
— Охотой в нашей стране занимаются более 3 миллионов человек, и это число возрастает. Однако в результате административной реформы были ликвидированы органы госуправления охотничьими хозяйствами, так же как нарушено и само управление государственной собственностью — охотничьими видами животных. Результат не замедлил сказаться: такое ослабление нормативно-правового регулирования привело к недоиспользованию охотничьих ресурсов, охотпользователи понесли экономические потери, а квалифицированные специалисты стали покидать отрасль.
Организация департамента — правительственное решение. Цель — вернуть государство в эту сферу и закрепить за Россией чуть было не утраченный престиж мировой охотничьей державы. С другой стороны, перед Министерством, и департаментом в частности, стоит отнюдь не простая задача: выработка госполитики в сфере воспроизводства и использования охотничьих животных и ее координация по субъектам Российской Федерации. А страна у нас большая... Равно как и ее ресурсный и экономический потенциал.
— Как происходило административное управление охотхозяйствами до появления департамента?
— Знаете, под каким девизом шло развитие охотничьего законодательства в ХХ веке, например, в США? “Дичь — это богатство, способное к воспроизводству, и в противоположность богатствам недр может существовать вечно, если черпать его разумно…” А у нас в настоящее время регулирование использования охотничьих животных осуществляется на основе устаревших данных, не соответствующих современному состоянию экономики страны и формам собственности. А нормативные документы далеки от реалий сегодняшнего дня.
— Чего ждать охотникам в связи с появлением нового профильного органа? Какие у него обязанности и полномочия? На решение каких проблем министр нацеливает Департамент охотничьего хозяйства?
— Охотники могут быть уверены: новый департамент будет работать с учетом интересов государства, граждан-охотников и юридических лиц различных форм собственности — охотпользователей. Новый орган является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства, и его обязанности и полномочия вытекают отсюда: подготовка предложений для Минсельхоза по правовому регулированию вопросов охоты и охотничьего хозяйства. Приведение и усовершенствование нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством и дальнейшее ее развитие. Плюс будет вестись постоянная работа по развитию разных форм ведения охотничьего хозяйства. В том числе и путем рационального использования имеющихся трудовых ресурсов России с целью получения экономической выгоды. И, конечно же, надзор за устойчивым использованием охотничьих животных и сохранением биоразнообразия. Не последнюю роль в этом играет и международное сотрудничество. Значит, будем взаимодействовать и с охотниками других стран.
— Алексей Васильевич, охотники жалуются на процесс перехода общедоступных охотхозяйств в частную собственность. Какова позиция Минсельхоза по проблеме?
— Приготовьтесь к цифрам: на 1 января 2006 года в России насчитывалось 2535 юридических лиц различных форм собственности — пользователей охотничьими животными на долгосрочной основе. Занимаемая ими площадь — 659 802,3 тысячи га, а это 41% от общей территории охотничьих угодий страны. Причем на 14% угодий хозяйничают общественные объединения охотников, на 27% — соответственно юридические лица различных форм собственности. Ранее пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, осуществлялось на площади 90% охотничьих угодий. Следовательно, сейчас примерно на половине территории охотничьих угодий России хозяйствующих субъектов попросту нет. А это, между прочим, крайне негативно сказывается на состоянии популяций охотничьих животных.
При всем при этом юрлица различных форм собственности, в том числе и частные, как пользователи охотничьими животными на долгосрочной основе имеют право на существование. Проблема в недостаточном нормативно-правовом обеспечении охотничьего хозяйства, в поиске компромисса между интересами последних, рядовых граждан-охотников и интересами государства. Предоставление права пользования охотничьими животными должно происходить гласно, с учетом интересов местного населения и соблюдением антимонопольного законодательства. Приоритетное направление развития охотничьего хозяйства — общественная форма его ведения. Эти вопросы должны найти свое отражение в проекте Федерального закона “Об охоте и охотничьем хозяйстве”.
— Каков вклад охотничьего хозяйства как отрасли в экономику сельского хозяйства? За счет чего его можно увеличить?
— До начала 1990-х годов на территории России действовало 115 госпромхозов, 120 коопзверопромхозов, свыше 200 промыслово-оленеводческих колхозов и совхозов, а также около 5 тыс. охотничьих хозяйств любительского направления, принадлежащих обществам охотников Росохотрыболовсоюза, Военно-охотничьему обществу и обществу “Динамо”. Охотой занимались свыше 10 тысяч штатных охотников, около 100 тысяч охотников-договорников и 3 миллиона охотников-любителей. Годовая продукция охотничьих хозяйств в тот период оценивалась в 400—500 млн. рублей (советских). Кроме того, ежегодно на экспорт поставлялось промысловой пушнины на сумму до 20 млн. долларов.
Вклад охотничьего хозяйства как отрасли в экономику сельского хозяйства, по экспертной оценке, сейчас составляет 13,5 млрд. рублей (500 млн. долларов). Для сравнения: Соединенные Штаты Америки ежегодно имеют доход в бюджет от охоты в пределах 24—36 млрд. долларов, в отдельные годы до 60 млрд. долларов. Следует отметить, что территория США примерно в три раза меньше территории России. Экономический потенциал охотничьего хозяйства России очень и очень значительный.
— Какие перспективы у охотничьего туризма в России?
— Охотничий туризм в России имеет все перспективы для развития, причем как внутренний, так и въездной. Уже сейчас иностранцами с целью охоты посещается более 50 субъектов Российской Федерации. Наибольшей популярностью у них пользуется охота на бурого медведя, снежного барана, различные виды водоплавающей дичи.
Сдерживается развитие охотничьего туризма отсутствием необходимых вложений, инвестиций, а в целом опять же — отсутствием надлежащей нормативной базы. Охотничьему туризму очень нужна господдержка.
— Ближайшие и желаемые цели реформирования отрасли?
— Я бы не сказал, что перед министерством стоит задача реформировать охотничье хозяйство. Речь скорее идет о выработке государственной политики в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования охотничьих животных и среды их обитания. Необходимо создать инвестиционную привлекательность охотничьего хозяйства для российских и иностранных граждан и юридических лиц. Охота — это не только хобби или развлечение, но и целая отрасль, а значит, и рабочие места. В том числе там, где развитие сельского хозяйства невозможно или малоэффективно, а процент населения, трудоустроенного в иных отраслях народного хозяйства, невысок. Охотничье хозяйство — альтернативная, новая статья дохода федерального бюджета (или совокупного бюджета), возможный объем которой никто назвать пока не может. Кроме того, эта отрасль вполне может обеспечить и развитие сопутствующих отраслей — строительство оружейных заводов, пушно-меховых фабрик и ателье, работу туристических фирм, пошив спецодежды и многое другое.
— Да, планы большие...
— Хоть и предстоит огромная работа, но она очень интересная. Департамент в какой-то мере займется и пропагандой охоты как активного вида отдыха, и обеспечением граждан-охотников и членов их семей этим отдыхом. На его плечи ляжет соблюдение международных природоохранных обязательств, договоров, соглашений (СИТЕС, Конвенции о сохранении биоразнообразия, о перелетных птицах и т.д.). Он будет отвечать также за предотвращение эпизоотий и других болезней, общих для диких животных, сельскохозяйственных и домашних животных и человека (например, вирус гриппа птиц). Регулирование численности охотничьих животных, численности животного мира, наносящего ущерб сельскому, охотничьему, рыбному хозяйству, — это тоже охота. Но и перечисленное еще далеко не все — восстановление численности охотничьих животных до промыслового уровня (численности, допускающей возможность хозяйственного использования популяции, например численности сайгака), развитие относительно нового направления охотничьего хозяйства — полувольного (вольерного) содержания охотничьих животных. Ну и самое приятное — работа по повышению культуры охоты, восстановлению охотничьей этики и предоставлению услуг в сфере ведения охотничьего хозяйства. В общем, все то, что сможет принести охотпользователям больше выгоды. А профессиональным охотникам и любителям — больше удовольствия.
Московский Комсомолец
Юлия ШЕСТОПЕРОВА
Департамент охотоведения. Что это? Интервью с министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым
Россия — страна с несметными природными богатствами. Охота на медведя, кабана, лося, боровую и водоплавающую дичь издавна привлекала к нам иностранцев. А число отечественных любителей охоты растет с каждым годом. Но, к сожалению, в последнее время в этой сфере образовался некий замкнутый круг, состоящий из проблем и взаимного непонимания. Из-за отсутствия единого управляющего органа люди попросту не знали, куда им обращаться. А раз нет охотника — охотхозяйства несут убытки. Нет доходов — нет средств на воспроизводство и охрану дичи...
Распутать этот клубок Правительство РФ поручило Министерству сельского хозяйства и специально созданному в его недрах Департаменту охотоведения. О том, чего ждать охотникам от появления нового “управляющего”, “МК” рассказал министр сельского хозяйства России Алексей ГОРДЕЕВ.
— Алексей Васильевич, чем вызвано создание Департамента охотоведения?
— Охотой в нашей стране занимаются более 3 миллионов человек, и это число возрастает. Однако в результате административной реформы были ликвидированы органы госуправления охотничьими хозяйствами, так же как нарушено и само управление государственной собственностью — охотничьими видами животных. Результат не замедлил сказаться: такое ослабление нормативно-правового регулирования привело к недоиспользованию охотничьих ресурсов, охотпользователи понесли экономические потери, а квалифицированные специалисты стали покидать отрасль.
Организация департамента — правительственное решение. Цель — вернуть государство в эту сферу и закрепить за Россией чуть было не утраченный престиж мировой охотничьей державы. С другой стороны, перед Министерством, и департаментом в частности, стоит отнюдь не простая задача: выработка госполитики в сфере воспроизводства и использования охотничьих животных и ее координация по субъектам Российской Федерации. А страна у нас большая... Равно как и ее ресурсный и экономический потенциал.
— Как происходило административное управление охотхозяйствами до появления департамента?
— Знаете, под каким девизом шло развитие охотничьего законодательства в ХХ веке, например, в США? “Дичь — это богатство, способное к воспроизводству, и в противоположность богатствам недр может существовать вечно, если черпать его разумно…” А у нас в настоящее время регулирование использования охотничьих животных осуществляется на основе устаревших данных, не соответствующих современному состоянию экономики страны и формам собственности. А нормативные документы далеки от реалий сегодняшнего дня.
— Чего ждать охотникам в связи с появлением нового профильного органа? Какие у него обязанности и полномочия? На решение каких проблем министр нацеливает Департамент охотничьего хозяйства?
— Охотники могут быть уверены: новый департамент будет работать с учетом интересов государства, граждан-охотников и юридических лиц различных форм собственности — охотпользователей. Новый орган является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства, и его обязанности и полномочия вытекают отсюда: подготовка предложений для Минсельхоза по правовому регулированию вопросов охоты и охотничьего хозяйства. Приведение и усовершенствование нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством и дальнейшее ее развитие. Плюс будет вестись постоянная работа по развитию разных форм ведения охотничьего хозяйства. В том числе и путем рационального использования имеющихся трудовых ресурсов России с целью получения экономической выгоды. И, конечно же, надзор за устойчивым использованием охотничьих животных и сохранением биоразнообразия. Не последнюю роль в этом играет и международное сотрудничество. Значит, будем взаимодействовать и с охотниками других стран.
— Алексей Васильевич, охотники жалуются на процесс перехода общедоступных охотхозяйств в частную собственность. Какова позиция Минсельхоза по проблеме?
— Приготовьтесь к цифрам: на 1 января 2006 года в России насчитывалось 2535 юридических лиц различных форм собственности — пользователей охотничьими животными на долгосрочной основе. Занимаемая ими площадь — 659 802,3 тысячи га, а это 41% от общей территории охотничьих угодий страны. Причем на 14% угодий хозяйничают общественные объединения охотников, на 27% — соответственно юридические лица различных форм собственности. Ранее пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, осуществлялось на площади 90% охотничьих угодий. Следовательно, сейчас примерно на половине территории охотничьих угодий России хозяйствующих субъектов попросту нет. А это, между прочим, крайне негативно сказывается на состоянии популяций охотничьих животных.
При всем при этом юрлица различных форм собственности, в том числе и частные, как пользователи охотничьими животными на долгосрочной основе имеют право на существование. Проблема в недостаточном нормативно-правовом обеспечении охотничьего хозяйства, в поиске компромисса между интересами последних, рядовых граждан-охотников и интересами государства. Предоставление права пользования охотничьими животными должно происходить гласно, с учетом интересов местного населения и соблюдением антимонопольного законодательства. Приоритетное направление развития охотничьего хозяйства — общественная форма его ведения. Эти вопросы должны найти свое отражение в проекте Федерального закона “Об охоте и охотничьем хозяйстве”.
— Каков вклад охотничьего хозяйства как отрасли в экономику сельского хозяйства? За счет чего его можно увеличить?
— До начала 1990-х годов на территории России действовало 115 госпромхозов, 120 коопзверопромхозов, свыше 200 промыслово-оленеводческих колхозов и совхозов, а также около 5 тыс. охотничьих хозяйств любительского направления, принадлежащих обществам охотников Росохотрыболовсоюза, Военно-охотничьему обществу и обществу “Динамо”. Охотой занимались свыше 10 тысяч штатных охотников, около 100 тысяч охотников-договорников и 3 миллиона охотников-любителей. Годовая продукция охотничьих хозяйств в тот период оценивалась в 400—500 млн. рублей (советских). Кроме того, ежегодно на экспорт поставлялось промысловой пушнины на сумму до 20 млн. долларов.
Вклад охотничьего хозяйства как отрасли в экономику сельского хозяйства, по экспертной оценке, сейчас составляет 13,5 млрд. рублей (500 млн. долларов). Для сравнения: Соединенные Штаты Америки ежегодно имеют доход в бюджет от охоты в пределах 24—36 млрд. долларов, в отдельные годы до 60 млрд. долларов. Следует отметить, что территория США примерно в три раза меньше территории России. Экономический потенциал охотничьего хозяйства России очень и очень значительный.
— Какие перспективы у охотничьего туризма в России?
— Охотничий туризм в России имеет все перспективы для развития, причем как внутренний, так и въездной. Уже сейчас иностранцами с целью охоты посещается более 50 субъектов Российской Федерации. Наибольшей популярностью у них пользуется охота на бурого медведя, снежного барана, различные виды водоплавающей дичи.
Сдерживается развитие охотничьего туризма отсутствием необходимых вложений, инвестиций, а в целом опять же — отсутствием надлежащей нормативной базы. Охотничьему туризму очень нужна господдержка.
— Ближайшие и желаемые цели реформирования отрасли?
— Я бы не сказал, что перед министерством стоит задача реформировать охотничье хозяйство. Речь скорее идет о выработке государственной политики в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования охотничьих животных и среды их обитания. Необходимо создать инвестиционную привлекательность охотничьего хозяйства для российских и иностранных граждан и юридических лиц. Охота — это не только хобби или развлечение, но и целая отрасль, а значит, и рабочие места. В том числе там, где развитие сельского хозяйства невозможно или малоэффективно, а процент населения, трудоустроенного в иных отраслях народного хозяйства, невысок. Охотничье хозяйство — альтернативная, новая статья дохода федерального бюджета (или совокупного бюджета), возможный объем которой никто назвать пока не может. Кроме того, эта отрасль вполне может обеспечить и развитие сопутствующих отраслей — строительство оружейных заводов, пушно-меховых фабрик и ателье, работу туристических фирм, пошив спецодежды и многое другое.
— Да, планы большие...
— Хоть и предстоит огромная работа, но она очень интересная. Департамент в какой-то мере займется и пропагандой охоты как активного вида отдыха, и обеспечением граждан-охотников и членов их семей этим отдыхом. На его плечи ляжет соблюдение международных природоохранных обязательств, договоров, соглашений (СИТЕС, Конвенции о сохранении биоразнообразия, о перелетных птицах и т.д.). Он будет отвечать также за предотвращение эпизоотий и других болезней, общих для диких животных, сельскохозяйственных и домашних животных и человека (например, вирус гриппа птиц). Регулирование численности охотничьих животных, численности животного мира, наносящего ущерб сельскому, охотничьему, рыбному хозяйству, — это тоже охота. Но и перечисленное еще далеко не все — восстановление численности охотничьих животных до промыслового уровня (численности, допускающей возможность хозяйственного использования популяции, например численности сайгака), развитие относительно нового направления охотничьего хозяйства — полувольного (вольерного) содержания охотничьих животных. Ну и самое приятное — работа по повышению культуры охоты, восстановлению охотничьей этики и предоставлению услуг в сфере ведения охотничьего хозяйства. В общем, все то, что сможет принести охотпользователям больше выгоды. А профессиональным охотникам и любителям — больше удовольствия.
Московский Комсомолец
Юлия ШЕСТОПЕРОВА