SamuraI
Команда форума
- С нами с
- 14/01/11
- Постов
- 10 533
- Оценка
- 1 564
- Живу в:
- Пушкин
- Для знакомых
- Ариан
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- Гладкое и нарезное, одноствольно-двуствольное-вертикально-горизонтальное, полуавтоматическое, помповое и болтовое
- Собака(ки)
- Не охотничья
Сергей Семенов — доцент кафедры управления проектами и программами Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Внезапно выпавший снег или обильные дожди неизменно становятся причиной коллапса в Петербурге и других российских городах. При этом опыт многих северных стран показывает, что справится с последствиями снегопада можно и за 20 минут, а если постоянные уборки утомляют, так можно и вовсе сделать дороги «с подогревом». Впрочем, технологическая отсталость — лишь верхушка айсберга. Главная причина снежных коллапсов — несостоятельность системы управления городским хозяйством.
Тяжелый диагноз
У психиатров есть одно из условий диагностики кретинизма — совершение человеком многократных действий, не приводящих к желаемому результату. Справедливо это и для социально-экономических систем — если действия не приводят к нужному изменению в системе, значит они не адекватны факторам, формирующим состояние системы. Возможно, действия перестают срабатывать, потому что изменились некоторые обстоятельства. Например, погода изменилась или увеличилось количество машин на улицах.
Если мы посмотрим на динамику климатических изменений, то увидим, что средние значения температуры или количества осадков меняются плавно, а колебания значительных климатических отклонений происходят все чаще. Иными словами, устойчиво растет число и собственно величины экстремальных климатических проявлений (снег, дождь, ураган, засуха и т.п.). Об этом говорят как российские, так и международные отчеты, и улучшений на этом фронте пока не предвидится. Словом, фактор изменился.
Компенсировать эти колебания можно увеличением мощности той системы, которая на них реагирует. Но сложность, повторю, в том, что мы имеем дело не с одним, а с несколькими факторами (например, климатические изменения и увеличение количества транспорта на улицах города). Их совокупное воздействие нельзя компенсировать простым наращиванием уборочной техники. Что мы и видим на практике российских городов — количество уборочной техники увеличивается, но снежные коллапсы не прекращаются.
Новые решения
Чтобы избежать этого, надо пересматривать отношение к происходящим изменениям — развивать инфраструктуру, менять график работы уборочной техники, находить новые технические решения и пр.
Насколько обоснованы сейчас и целесообразны для использования в дальнейшем существующие технические решения в той же уборке городских улиц и дворов? Например, трактор «Беларусь» или какая-нибудь большая машина, с трудом проходит по улице, подметает или сгребает снег и мусор только там, где помещается и способна маневрировать.
Для уборки труднодоступных мест приходится либо увеличивать количество бестолкового ручного труда, либо техника должна быть другой — в два-три раза меньше и маневреннее. Нет такой «правильной» техники? Надо заказывать нашим НИИ и промышленности. Заказу для огромного рынка коммунальных услуг порадуются многие предприятия.
Если не работают прежние принципы и организационные решения, то нужно искать новые. Не поставленные задачи, как известно, не решаются в принципе.
Международный опыт
В Канаде после интенсивного снегопада основные дороги убирают в течение 20 минут — таков норматив. Все основные улицы и магистрали быстро зачищает мощная техника, наподобие той, которая работает в аэропортах, а все автомобили к этому моменту убраны с улиц — их заводят во дворы, паркинги. Если частная машина помешает уборке, то владелец получит штраф от муниципалитета. Да, крупная техника быстро очистит основную дорогу зачастую в ущерб примыкающим малым или дворовым проездам — она просто отбросит туда снег, но транспортного коллапса не будет, так как все основные коммуникации — работоспособны. А еще в Канаде, известной жесткими экологическими нормами, улицы посыпают морской солью. Сцепление с ней хорошее, материал натуральный, цена низкая. Даже если это сольется в «ливневку», ничего страшного не случится.
Выкручиваются все по-разному. В Скандинавии многие дороги имеют выгнутый профиль, поэтому влага с них стекает. В Исландии дороги плоские, но под ними прокладывают отопление. Правда, у них отопление почти дармовое — многочисленные геотермальные источники позволяют проводить трубы с горячей водой под дорожным полотном — в итоге дорога всегда в стабильных условиях теплая, сухая и целая — и зимой, и летом. Кажется, что к нам это не применимо? Не факт. Все горожане видели у ТЭЦ огромные градирни (охладительные башни) над которыми пар поднимается. Так этих монстров строят, чтобы в нашей системе централизованного оборотного водоснабжения воду круглосуточно охлаждать и, соответственно, атмосферу греть. Почему не улицы городов?
Для решения проблем на улицах городов нужен некий комплекс действий, что потребует разработки соответствующей программы, достаточно сложной межведомственной координации работ и интеграции усилий.
Очевидно, что прежние подходы к уборке улиц становятся недостаточно эффективными и простое повторение старых решений, не приводящих к желаемому результату, подталкивает горожан не только к негативным оценкам, но и к постановке «диагноза» коммунальщикам и прочим ответственным структурам.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/spb_sz/10/11/2016/582442149a7947b48860e0e0?from=main