• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Менталитет аборигенов

Вы сами говорили, что там за это деньги берут.
Если нанять гида, то он будет платный. При общении с местными ни разу не платил. Люди очень доброжелательные и искренне хотят помочь. Русского они не знаю, а на шведском они общаются внутри страны, поэтому переходят на международный английский язык, чтобы все понимали.
На сплавах по Куте столкнулся с местной мерой расстояния . От зимовья до зимовья 10 км, но сухопутной тропы. По реке за день не успеешь. Но тебе говорят сухое расстояние.
Можно поподробней? Что значит "10км, но сухопутной тропы"?
 
Можно поподробней? Что значит "10км, но сухопутной тропы"?
Там очень сложная тайга. Куть - гиблое место. Летом на лодках перемешаются, и охотятся с них.. Ночи зимой короткие , между зимовьями определили 10 км. Проложены охотничьи путики. За день проверить ловушки по путику как раз. Ночевать в лесу они даже летом не будут.
 
Почему короткие?
Дни короткие, ошибся. Давно не печатал, стараюсь без ошибок и без слов для связки. На это внимание уходит. Чему тут научился, всё пропало. Буквы ищу снова. Зимой -Утром на работу в ночи, с работы тоже.
 
Давно не печатал, стараюсь без ошибок и без слов для связки.
Спасибо, хорошо получается у Вас. :ay:

Только поподробней, хотелось бы разобраться про сухопутные расстояния.
 
Только поподробней, хотелось бы разобраться про сухопутные расстояния.
Вдоль каждой реки есть дороги или тропы. Река Кута в верхнем течение очень извилиста, это ещё мягко сказано. Тропы срезают извилины реки. Получается по тропе 10 км, а по реке 30-40 км.


Как то вышли на берег размяться. Меня просвет заинтересовал, через метров 60-70 я вышел на берег . На следующий день я увидел свои следы на берегу. Вышел и пошёл через лес. Пришёл и увидел следы прошлого дня. Там не реке много волоков ,которые использовали Тунгусы. Перетаскивали лодки , чтоб сократить путь.
 
От зимовья до зимовья 10 км, но сухопутной тропы. По реке за день не успеешь.

Река Кута в верхнем течение очень извилиста, это ещё мягко сказано.
Реки они бывают забавные
Приятель нас как то подбил по реке завезет с лодкой на машине, а мы спустимся. Я тогда реку не очень знал - те места что бывал глубина метра два почти, течение более - река лососевая. Где лодку спустили все как и надо. Напарник еще так как на лодке одел коротенькие сапоги. Результат 10 км мы проползли часов за 10 а то и 12.... Оказалось кончилась глубина через километр, и стало утке по колену. А ширина поболее 50 метров почти везде... И петляет от берега до берега небольшой "фарватерок" метр шириной и полметра глубиной И по этой реке когда то лес сплавляли
А там же по лесу петляет мелкая речушка. Идти по берегу от омута у омуту (место знаю такое) минут 10. А зная где в кусты сигануть то перешеек метров 10 от силы. Вот такая петля.
 
Реки они бывают забавные
У меня коллега с товарищем попал. Я его видел после, краше в гроб кладут. Лицо зеленью отсвечивало. По карте речку нашли. Дорога федеральная пересекается с ней в двух местах. Дед пенсионер завёз на один мост, переехал ждать на другой. И ждал неделю. Они на двух лодках, с бензопилой с планами на одну ночёвку. Коллега вроде и метис бурятской наружности. Вырос на границе с Монголией в деревне. Но спросить у местных не удосужился о реке. С начало шло хорошо, по три ведра хариуса взяли. А потом пошли ломы .( это завалы из брёвен) Самый большой лом, который я видел с двух этажный дом. А там вся река дальше. Порвали и бросили одну лодку. Утопили бензопилу. Бросили рыбу ,сдули и понесли лодку .Модель не скажу, но типа ПВХ под мотор бюджетную. Без ствола были. Что такое без харча идти по тайге. Два дня и силёнки на минимуме. Сам ходил пацаном, нёс ведро солёного хариуса. Но это не еда ,мозгу может и помогает только. Но мы же настырные , добычу бросать западло. Ломы так до конца и протянулись. Так что спросить про маршрут надо. Пусть и с матами , по фене с примесью русского не важно. Но инфа нужна. Мой первый дальняк на сплаве ,даже при наличии инфы, был тяжкий. Хотя лет десять до этого на трёх дневных собак съели не одну упряжку.
 
Аборигену (скажем так) достаточно назвать некую абру-кадабру ,типа "синяя лужа" или "беркова гладь " и он уже знает где это находится .
Причем и через 30-40-50 лет .
Ничего не меняется .
Лес подрастает , лесовозами убили все тропки и дороги , проложили новую ЛЭП .
В корне для него картина мира не меняется .
Полностью поддержу.
Я начинал охотиться и осваивать новые для меня места в достаточно глухом углу ЛО вместе со стариком - приятелем отца по молодым годам на охоте с начала 90х. У каждого участка леса или болота было свое название. Но актуально оно было где-то в 50-60-е годы. Заросшее заболоченное место было "мельницей", исчезнувшие выгоны, хутора и т.п. места носили имена их владельцев, а часть мест имела собственные имена - Волдово, Шарапоська, Ноговица и т.п.
И маршрут описывался набором совершенно несуществующих примет и непонятных названий.
Не бывая в этих местах, понять - о чем речь и куда послали - было нереально.
И да, понятие о картографии отсутствовало напрочь, ибо с детства не учили - а потом и незачем было.
"Эва тудыкось за Шарапоську, потом от вышки на Погорелец и от моста на Демидовом ручье на Волдово - там и место" А ни вышки нет лет 40, ни моста на ручье - лет 30, ни дорог и даже визирок - ничего...
А теперь, похоже, старые имена и привязки знаю лишь я и вполовину - мой сын-охотник :) Но с объяснениями у нас поконкретнее :)
 
Неужели, человеческий фактор, настолько сильно мог искажать действительность, что спустя время, очень сложно понять, что действительно было на самом деле, а что плод фантазии рассказчика?
Любой пересказ событий суммирует информацию от разных источников, а противоречия в показаниях пересказывающий трактует на свой лад и под коньюнктуру времени. В "испорченный телефон" в детстве приходилось играть? А если еще и с социальным заказом? :be:
 
Эва тудыкось за Шарапоську, потом от вышки на Погорелец и от моста на Демидовом ручье на Волдово - там и место"
Ага, было пойдем за трубу, на палатки и далее выселки и потом на высыпки ...
А перевести - пересекаем трубу газопровода (это свежее), далее палатки стояли во время ВОВ, от них только ямки остались, выселки перевезли дома сразу после войны, там только зная где было можно найти остатки, единственно гать ведет, а высыпки - тетеревиный ток у болота
 
А перевести - пересекаем трубу газопровода (это свежее), далее палатки стояли во время ВОВ, от них только ямки остались, выселки перевезли дома сразу после войны, там только зная где было можно найти остатки, единственно гать ведет, а высыпки - тетеревиный ток у болота
Сергей, послевоенные приметы у местных стариков (нету их уже, к сожалению) - это ващще пипец. Я с 80-х много лет бегал за ягодой на болота со станции Валя на юг - на Зеленецкие мхи за р.Полуй, км 25-30 на юг с выходом на полустанок Черемыкино Вологодской жд - около 20 км. Примерно сюда -
https://yandex.ru/maps/-/CCUGrDc1wA

Там были точки "танки в болоте", "домик Гиви", военные гати и т.п. "артефакты". Рекордом у меня был забег на 90км в одно жало за 1,5 дня от ст Валя до Пчевжи ( это за Киришами). Про это - тут http://www.gpu.net.ru/zabeg_100/zabeg.htm
Был там один местный старик по прозвищу "Вертолет" - однорукий был и ягоду брал "хапугой" в режиме вертолета вокруг себя...
Я его как-то в конце октября встретил примерно в 25км от жд (а я там у ветеранов уже примелькался и меня узнавали) и он мне говорит:
- Одолжи топор и коробку спичек, я на месяц за клюквой иду, а топор пропил...
А снаряги у деда было - короб на горбу, фуфайка, финка и консервная банка "чифирбак". Я спичками поделился, ессно, но свой экспедиционный топорик не отдал. И прикинул - а западные кучерявые береты выживут месяц в ноябре на болоте вот так вот??
 
Последнее редактирование:
Я его как-то в конце октября встретил примерно в 25км от жд (а я там у ветеранов уже примелькался и меня узнавали) и он мне говорит:
- Одолжи топор и коробку спичек, я на месяц за клюквой иду, а топор пропил...
Что за сказка? Человек ушёл в лес на месяц весьма поздней осенью без спичек. Чушь какая-то.
 
- а западные кучерявые береты выживут месяц в ноябре на болоте вот так вот??
А дед выжил? Что за привычка каждого алкоголика в ранг святого возводить, выдумывая ему "житие" и коря этим Запад? Просто жить без ненависти ко всему миру сложно? Может вопрос по другому поставить, а кому-то нужно выживать на болоте месяц в ноябре, лазая по нему в сыром ватнике и трясясь от холода на кучке лапника по ночам? И сколько в день этот дед клюквы в короб собирал, "живя на болоте месяц" ?
 
Не нам стариков судить. Я даже "выживальщиков" юных понимать начал. Хотя раньше веселили очень. У меня сын коллеги ,славный парень. Принёс как то стрелу из карбона, наконечник ему на Сохатого сделай. Хорошо мне принёс , я ему рассказал от чего в хлебе дырочки. Уйти в ебуня и пожить, тоже мысль посещала. Знал я таких стариков. Один 23 года в зимовье отжил, на своих угодьях. Так он к каждому рыбаку выбегал поздороваться. Благо их там бывает много. Другой -Гардей, два года отжил в своей зимухе. Даже на картах ген штаба , зимуха помечена как "Зимовьё Гардея". Ночевал с ним раз, у него было пол чекушки . Которую и разделил со мной. Его видел первый раз, хотя и слышал за него. Он за меня тоже наслышан был. Поэтому как то по душам получилось. Мы энту тему жития отшельника обсудили. Он поделился своим опытом, да примерами подобных соседей. Бросил он эту затею, приезжает пожить на неделю. Короче-хорошо ,но не долго. Человек животное стадное , и рано или поздно головой начинает "болеть".
 
А дед выжил? Что за привычка каждого алкоголика в ранг святого возводить,
Не надо передергивать про святость. Просто у бичующего народа навыки выживания заметно выше диванных экспертов.
В тех местах стояли избушки, в которых народ жил неделями на грибах и ягоде в сезон сбора. Клюкву там же катали и ныкали мешками до зимы, а затем зимой вывозили на лошади к станции. Ничего сказочного, реальная жизнь 80-х.
 
  • Like
Реакции: kedr
- Одолжи топор и коробку спичек, я на месяц за клюквой иду, а топор пропил...
Больше на байку похоже.
Хожу за клюквой с числа 10-15 октября, нравится темно-бордовая ягода. Ночью, уже заморозки бывают, все белое, утром на солнце тепло, но кочки еще мороженные, клюкву не взять даже руками, жду когда оттает. В ноябре месяце, сбор уже невозможен.
 
на картах ген штаба , зимуха помечена как "Зимовьё Гардея".
В тех местах стояли избушки, в которых народ жил неделями на грибах и ягоде в сезон сбора.
Таких мест я знаю между Пашой и Оятью минимум пару. Одно аж на карте - генштаба Урочище Захарьевская Дача.
Между больших болот. Увы попал я туда только когда внедорожник купил - дороги не ах и лесовозами разбиты были. Пешком не особо хотелось. Далековато и или через болото или круг вокруг него... Плюс карты не было тогда, позже обзавелся Ози и картами на планшет.
Мне именно старожилы расказывали народ заезжал и жил в землянках собирая ягоды да грибы в сезон.
В начале 2000 там уже ничего практически не оставалось. Два углубления от землянок плюс остатки печки буржуйки кирпичом обложенной.
Плюс по пути туда почти на берегу ручья землянка стояла, дверка как раз на ручей выходила.. Но увы все заброшено уже. Машины, мотоциклы - нет смысла жить за 13-15 км от поселка неделями.
 
Машины, мотоциклы - нет смысла жить за 13-15 км от поселка неделями.
Живу неделю в 8 км от деревни и машины, при сборе клюквы в сезон. Так намного меньше сил уходит. Больше элемента отдыха от городской суеты, а не работа по загатовке дикоросов. Если наткнулся на хорошее место, можно собирать до сумерек, до палатки всегда дойду. Утром встал, позавтракал и уже на болоте в 8 утра, со свежей головой.
 
Сверху Снизу