Это вы зря. Повысить кучность без ущерба для скорости дроби не просто, а вот сделать разбросной патрон, "как два пальца об асфальт".
Почему зря?
Я пишу лишь о том, что прошел сам.
Была у меня прекрасная помпа Winchester Ranger 1300 со стволом 28". В комплекте 3 насадки, из которых я использовал только цилиндр. И был у этого прекрасно ружья один недостаток. Высокая кучность, с которой я ничего поделать так и не смог. Ниже 45-50% в стандартном тесте она не падала! Изготавливал патроны, где делил дробовой заряд на три, а потом и на четыре части прокладками, делал патроны с разделителем дроби в виде картонной крестовой вкладки, пробовал вариант с установки перед дробовым зарядом войлочного пыжа, ничего не помогало. Пошел по пути увеличения веса пороха. Дошло до того, что после выстрела одним местом в болото падал, а результат один - если во что-то и попадаю, то ни как не ближе 30-40м. Только вот весенний вальдшнеп сбитый в 30м это слишком высокий шанс его не найти, аналогично и с утками осенью. Упала она в 40-50м, считай пропала, как добыча.
Я конечно и на себя грешил, можно ведь предположить, что и я стрелять не умею, а на ружьё сваливаю, но нет, из Иж-27, а потом из МР-153 таким же патронами всё добывалось без проблем.
Единственный способ реально понизить кучность, правда до такой степени, что стрелять надо на дистанцию до 15м - это вариант, что узнал от Андрея (Самокрут) изготовление
винтовых гильз.
Только вот процесс это трудоемкий, вероятность потери латунных гильз при стрельбе из помпы или п/автомата высока, а стоимость гильз тоже не маленькая, да и дистанции в 8-15м, это немного меньше, чем надо для моих охот. Так и перебрался мой Winchester Ranger 1300 на 8 лет в сейф, а потом пошел по рукам.
Вот удивиться мой друг, который с МЦхой охотиться лет 15 если не больше,
Друзья мои, поправьте если ошибусь, но возникла у меня в голове такая аналогия.
Обсуждать достоинства и недостатки МЦ21-12, его конструкцию и тонкости эксплуатации - это аналогично тому, что обсуждать сейчас покупку такого передового для своего времени, желанно-недостижимого изделия, как автомобиль ГАЗ-21.
Точно так же, как и у некоторых охотников есть ещё МЦ21-12, у некоторых автомобилистов есть их любимый автомобиль ГАЗ-21 с оленем на капоте. И убеждать их, что современный автомобиль чуть лучше и удобнее бессмыслено. Разве может современный автомобилист понять для чего раньше в любой книге "Что взять в дорогу" писалось о двух-трех мотках проволоки, острозаточенном зубиле, увесистом молотке, графитовом стержне из батарейки, куске фольги от конфет или шоколада, куске мыла или пластилина и т.п.
Как говаривал Г.Вицин: "Не осталось романтизма..." Теперь в дорогу нужен телефон, кошелек, или для некоторых трос. Так и с МЦ21-12. Хочется иногда и "помучатся", как сказал другой наш киногерой, и помучить от этих мучений особый кайф. Скучно ведь, когда не надо ничего точить, выравнивать, строгать и т.п.
У нас ведь даже рекомендации на покупку, как выглядят? Посмотри где криво, где не припаяли, где не прикрутили и т.п. И какая радость если в каком-то из изделий удастся найти родные отголоски прошлого. Где то планку криво припаяли, где то купюра под неё подлезла, ура живы ещё традиции! А что у "проклятых" изделий загнивающего до сих пор Запада? Любое изделие из коробки без изъянов, придраться не к чему. Купил, а поточить и подрифтовать нечего. Скукота...