• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Реставрация Sauer 1949 г

Развлекался я так несколько лет назад - подновлял дерево у Хенеля. Достался он мне да, в сильно юзаном состоянии.
Снял дерево, зашкурил до совсем мелкой шкурки. Причём шкурить надо на так как я делал, а прикрепляя шкурку к деревянному бруску, к основе. Иначе заваливаются углы. На последнем номере, как выше писали, поднимал ворс, смачивая водой и высушивая. Глубокие вмятины частично да, удаляются утюгом.
Насечку не подновлял - надо специальный инструмент делать.
Со льнянкой связался, когда приклад БМ ремонтировал. На Хенеле я уже этой ошибки не сделал, купил современную пропитку. Сейчас бы брал Danish Oil. Быстрее, практичнее, результат тот же. Если не лучший. Тем более льнянку надо ещё хорошую найти, чтобы нормально полимеризовалась.
На самом деле на Ганзе много примеров реставрации ружья с подробными фотографиями
 
Только понять не могу зачем нужно, что бы так кто то считал?
А так меньше вопросов возникает и меньше желающих просветить когда не спрашиваешь! :ag:

а технологии получения конечного результата с требуемыми характеристиками
Дерево материал живой, ему технологии как то боком. Оно все равно свое возьмет. :ad:

--- Добор поста---

Со льнянкой связался, когда приклад БМ ремонтировал. На Хенеле я уже этой ошибки не сделал, купил современную пропитку.
Да, хлопотно, да за раз не получишь желаемый результат. Да потратишь время.
НО! Преймущество льняного масла в том, что оно глубоко и равномерно пропитывает дерево (при правильном соблюдении технологии). Поэтому если вы что то поцарапали или замяли, то вам потом не надо возиться с переделкой и подгонкой в цвет. Просто подправили тем же утюгом и маслом капнули.
А "быстрые средства" поверхностны.
 
Со льнянкой связался, когда приклад БМ ремонтировал. На Хенеле я уже этой ошибки не сделал, купил современную пропитку. Сейчас бы брал Danish Oil. Быстрее, практичнее, результат тот же. Если не лучший.
С лняным маслом делал себе и друзьям несколько ружей, так же рукояти ножей пропитываю, ни каких проблем. Да результат не быстрый, первая пропитка месяц, полтора и окончательный цвет (потемнение древесины) происходит в течении полугода иногда и дольше, но уже в процессе эксплуатации. Зато при нормальном орехе и фактура дерева и глубина рисунка древесины подчёркивается.
Даниш Ойл мне не нравится, поверхность после него кажется "пластмассовой" и излишне глянцевой, единственный плюс ускорение процесса. Но классическая горизонталка в хорошем орехе, оружие для души и делая её для себя любимого, нет смысла торопится ИМХО.

Масло покупаю в магазине товаров для художников, Московской фирмы "Гамма" качество устраивает.
 
Преймущество льняного масла в том, что оно глубоко и равномерно пропитывает дерево (при правильном соблюдении технологии). Поэтому если вы что то поцарапали или замяли, то вам потом не надо возиться с переделкой и подгонкой в цвет. Просто подправили тем же утюгом и маслом капнули.
Ну тут смысл не в том, чтобы напитать дерево маслом. У меня так приятель ложе на 58-м угробил - налил льнянки в пакет и положил ложе на батарею. Ружьё стало грамм на 250 тяжелее. Смысл - создать тонкую непроницаемую для воды и воздуха оболочку вокруг дерева. 2 мм пропитки хватит за глаза. Рукоять моего ножа пропитана данишем. Прошла экспедиционный сезон, постоянно в работе на выездах и дома, клинок сильно заржавел, а рукояти хоть бы хны.Всего-то 5 слоёв даниша за 4 дня.
Переделывать после царапин тоже ничего не надо - взяли, прошлись ватным тампоном и всё.
 
На самом деле на Ганзе много примеров

Действительно! Хорошая ветка там. Волосы на голове зашевелились. Теперь я боюсь своих трещин ))))
А клей они там используют - Супер Клей
 
Если позволите,то тоже несколько реплик.
1) С трудом представляю как можно качественно зашкурить ложу не снимая "железа"?В местах примыкания дерева к колодке все равно либо "заедешь" и поцарапаешь колодку,либо будешь шкурить поперек волокон,что совсем не айс.Может и есть мастера способные это проделать,но я честно говоря таких не встречал.
2) По поводу пропитки льняным маслом.Процесс очень долгий.У меня выходило:пропитка-10 дней,сушка первого слоя-35 дней (на солнечном подоконнике).
Сам процесс:
-Подготовленная ложа должна выглядеть как гладко отполированная кость (хотя это не так и просто).Чем лучше подготовлена,тем лучше конечный результат.
-Пропитывают так.На голую ладонь наливают немного масла,немного растирают между ладонями и начинают оглаживать ложу сильно нажимая.Масло как-бы втирают в дерево.При этом дерево от трения должно заметно потеплеть.В трудно доступных местах (пазах,вырезах) просто смазывают кисточкой.Делать два раза в сутки,утром и вечером (день и ночь-перерывы для впитывания).
-Когда перестанет впитывать (10-15 дней)положить на солнечный свет (для полемиризации нужен ультрафиолет).Взять кусок обычного стекла размером примерно 20х20 см,хорошенько протертого.Вдоль одного края капнуть 7-10 капель масла и поставить стекло вертикально,что-бы капли стекли вниз образуя дорожки.Стекло поставить рядом с ложей на просушку,по нему будем контролировать процесс полимеризации масла,а именно,время от времени лезвием бритвы пробуем отделить дорожку масла от стекла.Дорожка должна отделятся целой(или по крайней мере длинными кусками),не размазываться,не разрываться.При этом состояние масла должно быть "отпечаток пальца остается,но палец не пачкается".Тое сть примерно как пластилин.
-Грубой тряпкой (грубой,но не оставляющей ворса и очесов) сильно нажимая натирают ложу ПОПЕРЕК волокон дерева.После опять масляными ладонями смазывают ложу и на просушку.
-Дней через 7-10 растирают ложу мягкой тряпкой,как бы располировывая её ВДОЛЬ волокон (но это еще не полировка!).После этого кусочек очень мелкой шкурки (или порошок пемзы на тряпошном тампоне.Пемзу ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО ПРОСЕИВАТЬ) смазать маслом и снова полировать ложу.При этом оставшиеся незакрытыми поры дерева зашпаклевываются смесью древесной пыли и масла.Потом снова в сушку.
-Мягкой фланелькой окончательно располировать ложу.
Ну вот наконец-то и все.Ложа получится очень красивая,она как-бы мягко светится изнутри,как янтарь.
То,что я описал-это не догма.Процесс можно конечно сильно упростить,можно изменить технологию,что-то добавить или убрать.Деловы бора человека.Но качество подготовки дерева к пропитке-вот это догма.Чем тщательней подготовка,тем лучше конечный результат.
Извините если много букв.
 
Да собственно тут и делится-то нечем.Просто шкуришь и шкуришь.Ни каких таинств.Но некоторые моменты озвучу.
-Снимать старый лак отечественной смывкой из бутылки пробовал.Полная хренатень.Ни чего не смывает.
-Говорят можно купить импортную,но дорого.Или нашу Б-52 в железных банках или тюбиках.Их я не пробовал.Я по старинке,наждачкой на брусочках.
-Крупную наждачку не применять,даже вначале.От неё остаются глубокие царапины.вывести их сложно и долго.Начинать со среднего зерна,типа Р-160,Р-180.Это долго и муторно,зато без глубоких царапин и без последующего большого снятия дривесины.
Движения наждачки всегда исключительно ВДОЛЬ ВОЛОКОН.Одно поперечное движение,и придется снимать большой слой древесины чтобы убрать поперечную царапину,ибо после пропитки она будет хорошо видна.После каждой обработки одним номером,смачивание-сушка-переход на следующий номер наждачки.Примерно вдвое мельче предыдущего.И так до тех пор пока хватит терпения.Или,что предпочтительней,пока дерево не станет ровным,без царапин,блестящим даже без всяких пропиток.
-Если на дереве есть поперечные глубокие царапины и разрывы волокон,то циклевать ложу нельзя.С каждым проходом цикли (или стекляшки) царапина будет углубляться.Ну или по крайней мере по царапине циклевать нельзя,а в других местах можно попробовать для убыстрения и облегчения процесса.
-Если решил тонировать дерево магазинной морилкой,то сначала обязательно попробовать на кусочке любого дерева.Смазать морилкой и дать высохнуть.Затем капнуть на поверхность пару капель воды.Если вода впиталась –все в порядке,можно тонировать.Если вода осталась каплей,то в морилке есть полимерные добавки.Они образуют на поверхности водонепроницаемый слой.Пропитать ложу маслом после такой морилки невозможно.Магазинная водная морилка впитывается трудней и сохнет дольше чем спиртовая.Зато в ней отсутствуют полимеры ибо в воде они не растворяются,а в спирте растворяются.Можно нарваться на водостойкую спиртовую морилку.
-Не широкие трещины,не требующие заполнения пустот лучше клеить любым цианакрилатом.В его особенностях очень высокая проницаемость,затекает в любые миниатюрные трещинки.Клеит очень прочно.Если что,то скорее разорвет дерево рядом,чем сам шов.Но при попадании на видимую поверхность.Например плоскость ложи,оставляет не удалимый белесый след.Так,что осторожней с этим отличным клеем.Невидимые глазу пустоты (например внутренние сколы) можно заполнять так:несколько капель акрилата,затем слегка присыпать питьевой содой.И так слоями.Акрилат+питьевая сода-по прочности как бетон.Но надо делать все быстро.От соды клей сохнет за 1-2 секунды.
-Совсем не худо промазать акрилатом торцы дерева.Те которые не на виду.Смазать тонким слоем,через несколько минут зашкурить наждачкой или напильником до дерева.Клей очень текуч,проникает в микроскопические поры и каппиляры дерева и как-бы цементирует торец дерева,уменьшая риск растрескивания.
-Если влом возится с долгой пропиткой льнянкой,можно пропитать льняной олифой (я бы так и сделал).Ложу нагретую строительным феном или на углях (но не на открытом огне) смазывают нагретой на водяной бане олифой,пока не перестанет впитывать.Затем дать остыть ложе-слегка смазать холодной олифой-подсушить 2-3 суток-растереть поперек волокон-смазать –подсушить-отполировать окончательно.Но олифа должна быть натуральная льняная.Не «на основе льняного масла»,не «с добавлением льняного масла»,а именно «Олифа льняная натуральная».Мне хвалили олифу производства г.Рославль с синей этикеткой на бутылке.Но её я не нашел.Пользовался олифой производства Московского лакокрасочного завода.Покупал в их магазинчике на проходной. (для поиска в сети:фирма Оливеста)
-Если решишь финишировать восковым составом,то лучше расстараться и достать карнаубский воск.У него температура плавления около 90 градусов (у пчелиного около 60) и меньше риск того,что на жаре на охоте ложа начнет прилипать к рукам.
-Один из многих воско-составов:
-скипидар+бензин «Калоша»+уайт-спирит.Все по 150гр.
-воск (лучше карнауб)-кусок со спичечный коробок.
-канифоль-с кусок сахара
-прополис-с половину куска сахара.
Жидкости смешать,нагреть на водяной бане (очень осторожно,не в доме) и растворить ингридитенты.
-Упомянутое здесь Даниш ойл-это в общем-то не масло,а лак на основе разных масел.Сохнет быстро,но впитывается не глубоко и оставляет на поверхности пленку,что у охотников считается дурным тоном.
-Ещё из химии очень хвалят Балсин шафтол.В частности А.Посудин (Константиныч),а он в этих делах большой спец.Но сам я шафтолом не пользовался,утверждать ни чего не могу.
Такие вот дела.
Удачи в работе.
 
Последнее редактирование:
krag, Толклво. Только процесс можно несколько ускорить подогревая ложе над открытым газом (плитой) до температуры как может вытерпеть рука.
"Пробное стекло", по моему перебор. :ab: Просто поймете когда поверхность затвердеет пленкой 10 дней на подоконнике вполне нормально.
С трудом представляю как можно качественно зашкурить ложу не снимая "железа"?В местах примыкания дерева к колодке
А если снимешь, обязательно "провалишь". Лучше уж миллеметровая "темная полоска", чем орчащая железка...

Если решишь финишировать восковым составом,то лучше расстараться и достать карнаубский воск.У него температура плавления около 90 градусов (у пчелиного около 60) и меньше риск того,что на жаре на охоте ложа начнет прилипать к рукам.
-Один из многих воско-составов:
-скипидар+бензин «Калоша»+уайт-спирит.Все по 150гр.
Есть проще. 100гр высокоактанового бензина. 10 гр. воска. Растворить не нагревая а взбалтваая. Очень хорошо. при нанесении бензин испаряется почти сразу оставляя тончайший слой воска. Через пару дней располировывается обычной сапожной счеткой. Раз в сезон можно подновить.
 
Только процесс можно несколько ускорить подогревая ложе над открытым газом (плитой) до температуры как может вытерпеть рука.
Я бы все-же рекомендовал избегать открытого огня.Но спорить не буду.Тут каждый делает как удобней и проще.
Хотя (вот только сейчас мысль пришла :ag: ) у жены на кухне есть такая приспособа,называется типа "рассекатель".Это такой двойной толстенький блин склепанный из двойной железяки со множеством мелких отверстий.Кладется на конфорку газовой плиты.От него жар есть,а огня нет.Наверное подойдет для ложевого дела.Так что товарищи реставраторы лож, инспектируйте время от времени ваши кухни.


Есть проще. 100гр высокоактанового бензина. 10 гр. воска. Растворить не нагревая а взбалтваая. Очень хорошо. при нанесении бензин испаряется почти сразу оставляя тончайший слой воска. Через пару дней располировывается обычной сапожной счеткой. Раз в сезон можно подновить.
Да этих рецептов много.Хоть проще,хоть сложней и замысловатей.В приведенном мной (сам рецепт со старой Ганзы,кажется от Эрреро) прельщает наличие канифоли (для прочности слоя) и прополиса (защита от древесного грибка).
Но мне восковая обработка не нравится.В юности реанимировал древний дробовик,переделку из военной Мартини-Генри.Ложу пропитывал воском на бензине.До сих пор помню непередаваемую прелесть липнущей к ладоням ложи.:ag: Наверное с тех давних времен осталось неприятие этого способа.
Хотя у него есть заманчивый нюанс:если надо подновить ложу,просто сбрызнул её из баллончика восковым составом для протирки мебели,протер тряпочкой и все дела.
 
фен строительный пойдёт?
Да с феном очень удобно. Но я стараюсь дерево сильно не нагревать.

С трудом представляю как можно качественно зашкурить ложу не снимая "железа"?
Я выше написал, скотч малярный в помощь:bk:. Так проще контролировать снятие древесины, что бы не провалить ниже поверхности металла. Ну и "Тараписса не ната".
 
Да с феном очень удобно.
И меньше риск обжечь дерево.
Я выше написал, скотч малярный в помощь
Не,я бы не смог даже со скотчем.Обязательно где нибудь цепанул колодку.

Тут ещё вспомнил совет.
Для выправления вмятин на дереве методом пароудара лучше использовать не воду, а водку.Ещё лучше спирт (пишу без шуток).
Сразу гладить утюгом голое дерево не стоит.Сначала надо попробовать через листок тетрадной бумаги.Для безопасности дерева.
Небольшие по площади вмятины хорошо выправлять косо срезанным жалом мощного электропаяльника,ватт на 80-100.Но тоже через бумагу.
 
В одном старом справочнике кустаря-ремесленника читал про правку забоин на дереве с глицерином, и утюгом гладить через фольгу. Когда сам попробовал- был сильно удивлён. Сейчас так собакины царапки на стенах отпариваю - сосновой вагонкой обшиты, а у пса ну ооочень активная жизненная позиция
 
Когда обновлял покрытие на своём ТОЗе, то снимал всё железо, что смог. Ведь задача стоит в том, чтобы снять старый лак, а не зачистить дерево до свежего. Затем осторожненько, чтобы не поцарапать оставшееся железо, вдоль волокон удалил лак наждачкой, начиная где-то с 240 номера и до 600. Пропитка льняным маслом из гастронома, диетический отдел.
 
Пропитка льняным маслом из гастронома, диетический отдел.
Ребята,с льняным маслом из гастронома и аптеки осторожней.В это масло (не всегда,но очень часто) добавляют какие-то витамины.После такого масла дерево может очень долго вонять прогорклым рыбьим жиром.Читайте состав когда покупаете.А лучше всего,покупайте масло в лавках для художников.
 
Виктор! Полностью с Вами согласен, но в лавке масла не было, а магазинское пахло нормально.
 
Вот начало
 

Вложения

  • IMG_6392.jpg
    IMG_6392.jpg
    108,7 KB · Просмотры: 139
  • IMG_6391.jpg
    IMG_6391.jpg
    129,1 KB · Просмотры: 103
1. Смывка Б52 (лак смывает отлично, старую пропитку не берет)IMG_6400.jpgIMG_6403.jpg
2. Сделал компресс с ацетоном. Держал 4 часа. Результатом не доволен. На прикладе осталась вишневая пропитка, цевье совсем темное. Я думал увижу беленькую деревяшку)))
Теперь не пойму , что делать с трещинами. Они видны на фото, но расширить их не получается. Также озадачился темой с насечкой.IMG_6407.jpgIMG_6408.jpgIMG_6409.jpgIMG_6410.jpgIMG_6412.jpgIMG_6414.jpg
 
Сверху Снизу