Изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ аннулировали необходимость регистрации надувных лодок весом до 200 килограмм, а также необходимость регистрации лодочных моторов мощностью до 10,88 лошадиных сил.
В Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральным законом от 23 апреля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» № 36-ФЗ были внесены изменения, которые закрепили для рыбаков и просто любителей прокатиться на лодке важные нововведения. В рамках статьи мы рассмотрим основные изменения в закон, а также осветим вопросы о том, нужна ли
регистрация надувных лодок,
регистрация лодочного мотора, а также вопрос о том, нужны ли
права на моторную лодку, и если нужны, то на какую.
В первую очередь, в статью 7 Кодекса были введены понятия маломерного судна, прогулочного судна, спортивного парусного судна.
Особенностью маломерного суда является его длина, которая не должна превышать двадцать метров, а также максимальное количество находящихся на борту людей, которое не должно превышать двенадцати.
Прогулочное судно может вместить в себя уже большее количество человек – 18. Из них 12 могут быть пассажирами. Прогулочное судно перевозит пассажиров на некоммерческой основе и предназначается для отдыха на водных объектах.
Кроме того, дано понятие спортивного парусного судна, которое определяет, что спортивное парусное судно — это судно, которое построено, либо переоборудовано для занятий спортом, и которое использует в качестве основной движущей силы силу ветра, а также эксплуатируется в некоммерческих целях.
Дополнительно введены уточнения, касающиеся передачи судна в доверительное управление. В частности по новым правилам в доверительное управление судно можно передать только гражданам России, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Российской Федерации, и ее субъектам, а также муниципальным образованиям.
Спортивное или прогулочное судно, используемое в некоммерческих целях и осуществляющее прибрежное плавание, ранее могло не иметь судового, машинного, либо санитарного журнала. Теперь иметь такие журналы на борту таких судов обязательно.
Помимо государственного судового реестра, бербоут-чартерного реестра, Российского международного реестра судов, появились новые – реестр маломерных судов, а также реестр строящихся судов. Судно, подлежащее государственной регистрации должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре.
Одним из самых важных нововведений кодекса является п. 1.1 ст. 33, который вводит правило о том, что нет необходимости регистрировать шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также суда массой до 200 килограмм включительно, и мощностью двигателя до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Таким образом,
регистрация надувных лодок (как и любых других плавсредств) весом до 200 килограмм больше не нужна, как не нужна и
регистрация лодочного мотора мощностью до 10,88 лошадиных сил. Поскольку регистрации больше нет, то и в ТО нет необходимости.
Не смотря на то, что лодки до 200 килограмм веса и с моторами до 10,88 лошадиных сил регистрировать не нужно,
права на моторную лодку иметь обязательно. Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с последними изменениями от 21 июля 2009 года предусматривают правило, согласно которому государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 (примерно 5 лошадиных сил) и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах.