Последствия браконьерского скандала в Югре
Виталий Сотник
Последствия браконьерского скандала в Югре
Громкая разоблачительная акция, проведенная милицией в Сургуте, в ходе которой у одного из крупных бизнесменов были изъяты браконьерские трофеи, а тень подозрения в незаконной охоте пала на известных политиков, наделала шуму и в Югре, и в Москве. Как стало известно нашему агентству, в округ для проверки фактов выехала специальная группа «Единой России». Она должна установить – действительно ли члены партии власти имели отношение к этой истории. Что касается регионального уровня, то сегодня, как сообщили источники в правительстве ХМАО, в столицу округа был вызван начальник УВД ХМАО Николай Гудожников, у которого представители высшего эшелона руководства региона получали пояснения о сложившейся ситуации: «Есть серьезные подозрения, что этот скандал был инспирирован». О том, какие версии сегодня обсуждаются местной элитой, – в материале «URA.Ru».
Браконьерский скандал, произошедший в Сургуте, стал главной темой для обсуждения у представителей политической и деловой элиты ХМАО. Напомним, что в конце минувшей недели на городской пристани милиционеры УВД обнаружили в барже теплохода многочисленные трофеи диких животных и рыбы ценных пород, добытые, по их мнению, незаконным способом. По итогам проверки было возбуждено уголовное дело о незаконной охоте, участники которой причинили государству ущерб на более чем один миллион рублей.
Резонанс же эта история приобрела, когда стало известно, что теплоход «Югория» принадлежит компании МТА, владелец которой Александр Макаров входит в руководство местного отделения «Единой России». Параллельно с этим в прессу попала информация о том, что за несколько дней до того, как судно причалило к пристани Сургута, на нем отдыхали высокопоставленные чиновники, политики и депутаты, которые де и настреляли лосей и медведей на тонну мяса. Представители некоторых из них уже выступили с заявлениями о том, что озвученные фамилии не имеют никакого отношения к этой истории. Как бы то ни было, но налицо факт крупного политического скандала в Югре. Причем скандал этот разразился за пару дней до целой череды муниципальных выборов и вряд ли забудется до следующей весны, когда в ХМАО пройдут выборы депутатов окружной думы.
Это обстоятельство дало повод экспертам выдвинуть версию о заказном характере данного скандала. «По сути, получается, что под вопросом оказался авторитет окружной власти, «Единой России», руководства округа, так как те фамилии, которые озвучиваются в прессе, имеют отношение как раз к ней, – рассуждает один из окружных политиков. – Довольно странным выглядит и то, как проводилась сама проверка. Правоохранительные органы сообщают о ее плановости. Но вот телевидение показывает, что на ревизию выехали представители всего руководства УВД города, туда же были приглашены телекамеры, журналисты. Очень напоминает PR-акцию, начало резонансного, громкого дела».
Источники нашего агентства в правительстве Югры сегодня сообщили, что начальник УВД округа, генерал Николай Гудожников был срочно вызван в Ханты-Мансийск, где у него состоялся разговор, что называется, на высшем уровне. «Не берусь утверждать, имеет ли к этой акции отношение господин Гудожников, хотя уже пошли слухи о том, что он якобы лично санкционировал эту проверку, но зачем-то ведь его вызвали в Ханты-Мансийск. Для чего?», – задается вопросом другой собеседник «URA.Ru».
Политические наблюдатели не исключают, что в настоящее время в Югре происходит серьезный политический конфликт между представителями милицейского руководства и местными политиками, а также партийными функционерами.
«Я допускаю вероятность того, что история в Сургуте имеет отношение к ЧП, которое в начале сентября произошло в Октябрьском районе, где один из местных единороссов, кандидат в районную думу, вступил в жесткую конфронтацию с местной милицией, – говорит один из депутатов думы ХМАО. – Тогда в отношении начальника ОВД района Андрея Костаницы было возбуждено уголовное дело из-за того, что, по версии следствия, тот, превысив свои полномочия, избил одного из сотрудников компании, принадлежащей кандидату. Вполне допускаю, что полковник был неправ, – методы работы милиционеров давно вызывали нарекания у местных рыбаков. Костаница, к слову, известен своими дружескими отношениями с начальником УВД Гудожниковым. Поэтому не исключено, что после этой истории силовики решили дать политикам урок. Я имею в виду сургутский инцидент. Другой вопрос – что это было: подстава или грязное белье, которое одна из сторон достала в ходе большого конфликта. Показательность, с которой была проведена сургутская проверка, больше указывает на первое».
Еще одна версия связана с реформой, которая в настоящее время происходит в рядах МВД. Как известно, сейчас большая часть состава сотрудников УВД округа выведена за штат, а проверки из министерства проходят в управлении одна за другой. В этой связи даже сами силовики не раз высказывали опасения, что в итоге реформы серьезный процент милиционеров не вернется обратно на работу. Собственно, в прессе звучали и официальные данные – более двух тысяч милиционеров будут высвобождены из органов внутренних дел. Пристальное внимание начальства обращено и в сторону руководителей подразделений и управлений милиции. «Я знаю, что сейчас окружное следственное управление СКП РФ рассматривает многочисленные дела, связанные с нарушениями процессуальных норм при расследовании уголовных дел в милиции. Есть и примеры дутых показателей в работе, нарисованной отчетности, закрытых дел, не доведенных до конца, и так далее», – говорит источник нашего агентства, близкий к одному из силовых ведомств.
Есть предположение, согласно которому, чтобы хоть как-то нивелировать эту нервозную обстановку и выделиться перед начальством в федеральном центре, в милицейском главке была дана установка по возбуждению так называемых громких, показательных уголовных дел. Одним из них, вероятно, должно было стать дело по итогам проверки в Сургуте.
Между тем, наблюдая за последствиями и резонансом, к которым привела работа подчиненных Николая Гудожникова, можно предположить, что они явно не рассчитывали на то, что дело примет подобный оборот.