ОДНОСПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ РУЖЬЯ ИЖ-39Е (ИЖ-27-1С):
- ШЕПТАЛО,
- КУРОК,
- ТЯГА СПУСКОВОГО КРЮЧКА,
- ПЕРЕХВАТЫВАТЕЛЬ,
- ПОВОДОК,
- СПУСКОВОЙ КРЮЧОК,
- ПЕРЕВОДЧИК,
- ИНЕРЦИОННЫЙ РАЗОБЩИТЕЛЬ,
- ПРУЖИНА СПУСКОВОГО КРЮЧКА.
Для определения причин возможных дефектов механизма ИЖ-27-1С надо проверить следующие его особенности.
1. Усилие спуска курков во избежание сдвоенных выстрелов должно быть не менее 1,5 кГ (лучше 1,7-2,5 кГ). Уменьшенное усилие на спусковом крючке может появиться в результате притупления (скругления) и износа углов на боевых взводах,
спиливания боевых взводов по высоте и углу взвода, применения ослабленных боевых пружин и пружин шептал. При уменьшенном усилии спуска курка существует большая вероятность инерционного расцепления курка и шептала, выстрел из второго ствола происходит даже без воздействия тяги спуска, просто от сотрясения. Особенно это свойственно ружьям калибра 12 «Магнум».
Наиболее вероятный случай для получения сдвойки стрельба из не прижатого к плечу ружья при слабом обхвате кистью руки шейки приклада. После свободного хода при отдаче ружья достаточно жёсткий удар в плечо силой инерции выбивает шептало второго замка из зацепления с боевым взводом курка.
Зацепление боевых взводов курка и шептала должно быть не менее 0,6мм (проверяется установкой щупа между радиусом курка и шепталом).
2. «Сдвойка» при нормальной очерёдности («нижний-верхний») случается из-за того, что вследствие неправильной сборки механизма при нажатии на спусковой крючок тяга спуска может одновременно поднимать оба шептала: правое, как и положено, за полочку, левое - за задний (предохранительный) выступ шептала.
3. Причиной «сдвойки» после переключения на обратную последовательность («верхний ствол - нижний ствол») может быть зацепление тяги одновременно за обе полочки шептал.
4. Сцепление шептал из-за очень большого люфта. Для устранения обычно достаточно нанести притупление на верхнюю грань шептал.
5. Пропуск второго выстрела из-за того, что не хватает обратного хода спускового крючка вниз, тяга не выходит из зацепления с полочкой и не переключается. Это может случиться как в силу неправильной отладки механизма, так и из-за того, что стрелок после первого выстрела недостаточно отпускает спусковой крючок или прижимает его сбоку. Бывает, что переключению тяги мешает подклинивающий её поводок, который должен возвращаться вперёд силой пружины тяги спуска. При неправильной отладке иногда случается заклинивание поводка при открывании ружья, если передний тонкий выступ поводка попал под запорную планку. При этом ружьё заклинивается и не открывается.
6. При нажатом спусковом крючке инерционный разобщитель должен иметь возможность зайти на хвост спускового крючка и не дать ему опуститься.
Тугое перемещение разобщителя не допускается. На первый взгляд, инерционный разобщитель совсем не нужен для работы механизма. Однако практика показывает, что при поломке хвоста спускового крючка, затирании инерционного перехватывателя или шептала о приклад, боевую пружину или об ось переводчика тяги, вероятность сдвоенного выстрела значительно повышается.
Причиной «сдвоек» может стать даже ослабление затяжки винта, крепящего пластинчатую пружину спускового крючка к личинке или слабое кернение оси переводчика.
В окончательно отлаженном механизме при касании радиусными частями хвоста спускового крючка и нижней стенки паза сдвинутого вперёд разобщителя при положении правого курка на отбое не должен происходить перескок тяги спуска с правого шептала на левое.
7. Если тяга спуска отогнута в сторону, выступ переводчика изредка имеет возможность проходить в зазор между полочкой правого шептала и левым шепталом. Тяга упирается в поводок и встаёт под переднюю полочку левого шептала. При нажатии на спусковой крючок тяга поднимает разом оба шептала, получается сдвоенный выстрел. Это же может случиться при слабом кернении оси переводчика и большом его боковом люфте.
8. При резком закрывании возможен срыв шептала на перехватыватель. В этом случае при нажатии на спусковой крючок либо спуска курка нет, либо усилие на спусковом крючке очень большое. Поскольку ход спускового крючка в данном механизме ограничивается упором перехватывателя в коробку, сильное нажатие на спусковой крючок может привести к изгибу перехватывателя и заклиниванию механизма при последующем открывании ружья. На ружьях ранних выпусков фрезерованный из проката перехватыватель имел несколько недостаточную жёсткость, при внедрении литой заготовки жёсткость его была значительно увеличена.
9. Возможно, что при неправильной пригонке приклада и стяжке его винтом происходит изменение зазоров между шепталами и выступами тяги спускового крючка. Это может стать причиной непереключения тяги и пропуска выстрела.
10. Никогда не вредно во время осмотра механизма проверить работу предохранителя, который должен надёжно запирать шептала при взведённых курках. Зазор между предохраняющими полочками шептал и флажками предохранителя должен быть не более 0,5 мм. После установки приклада также надо проверить надёжность работы предохранителя. При включённом предохранителе срыв курка не допускается от нажатия на спусковой крючок с усилием 14 кг.
Поскольку ружьё является предметом повышенной опасности, для полной уверенности в нём в случае неисправности лучше переслать его для ремонта на завод. Желательно, чтобы после ремонта владелец опробовал ружьё стрельбой.
Ружья с этим механизмом являются самыми распространёнными среди российских односпусковых ружей.
http://ohotnik.com/info/reviews/aboutguns?id=62