Обзор продукции фирмы HELLE[/color][/size]
Источник: Прорез, третий номер
Одним из существенных элементов культуры скандинавских стран является национальная традиция изготовления ножей, с которой большинство россиян знакомы по ее фино-саамской разновидности: ножам пуукко и ниибби. Отдавая должное значимости и важности этой составляющей для понимания специфики производства клинков в Скандинавии, нельзя не упомянуть и о другой ее не менее интересной части - шведо-норвежской.
Национальные формы ножей стран Скандинавии, видимо, имели общего «предка». Древние хроники часто упоминают нож как единственную вещь, находившуюся в собственности рабов, хотя чаще у человека их было два: нож для работы и парадный нож. Уже в погребениях VIII века обнаружены специфические ножи, однозначно характеризуемые как элемент древнескандинавской культуры. Они имели клинок длиной 40 - 100 мм с прямым слегка приспущенным к острию обухом (т.н. drop point) и четкими уступами, отделяющими его от хвостовика. Технологической особенностью клинка являлась его составная конструкция, представляющая собой трехслойный (реже пятислойный) пакет с твердой сердцевиной и прочными обкладками. Первоначально на обкладки шло обычное железо, а в центр -твердое фосфористое. Позже фосфористое железо уступило место качественной высокоуглеродистой стали, а на обкладки стали использовать низкоуглеродистую и дамасскую сталь. Такая схема повторяла конструктивные особенности мечей викингов, распространенных в период Переселения Народов, и стала своеобразной «визитной карточкой» древних скандинавских мастеров.
Суть этого технологического приема заключается в том, что имеющий хорошие режущие свойства средний слой упрочняется обкладками из низкоуглеродистой стали. Такой прием получил название «пакетирования», а схема - «трехслойный пакет». Иногда он дополнительно усиливался еще и наружными обкладками из углеродистой стали. Эта схема известна под названием «пятислойного пакета». Таким образом, пакетирование клинка и спущенный к острию обух обеспечивали клинкам сочетание великолепных прочностных свойств с хорошей стойкостью режущей кромки, что придавало им ценность и гарантировало высокий спрос.
Такие ножи широко представлены среди археологических находок не только на территориях, исторически заселенных викингами, но и во многих районах Европы. Не избежала этого влияния и древняя Русь, где такие изделия обнаружены в культурных слоях Х-го - первой половины XII-го веков крупнейших городов и торговых центров Смоленской (Гнедово), Новгородской (Новгород, Старая Ладога) и Ростово-Суздальской (Суздаль, Гнездилово) земель. Следует отметить престижность такого рода клинков, которые видимо были доступны далеко не каждому. Так в результате раскопок на территории Древнего Пскова было установлено преобладание в X-XII веках трехслойных клинков в Кремле и Довмонтовом городе - местах компактного проживания социальной верхушки. В то же время в Среднем городе, где жил простой народ, такие технологические схемы крайне редки. В дальнейшем на Руси этот технологический прием практически не встречается, будучи повсеместно заменен более простыми и экономичными схемами с вварой и наваркой качественного лезвия на клинок. Только в XIX веке качественные ножи из Финляндского.
Княжества вновь заняли достойное место в российском обществе. Именно это время, по праву называемое «Золотым веком Пуукко», открыло имена талантливых ножовщиков - Ярвенпаа, Раннанджарви. Ламми и других мастеров, изделия которых пользовались популярностью за пределами Финляндии.
Совсем по другому сложилась судьба норвежского ножа. Обретя государственную независимость от Швеции в 1905 году, Норвегия еще долго находилась в зависимости от шведского ножевого импорта. Не дороже и функциональные изделия с фабрик Эскилстуны практически вытеснили национальные ножи из норвежского обихода, и восстановить почти утраченную традицию удалось только в последней четверти XX века объединенными усилиями историков, археологов, ножовщиков и простых энтузиастов. Сегодня норвежцам есть, чем гордиться. Помимо созданной в 1987 году и насчитывающей в своих рядах более четырех тысяч членов национальной ассоциации Norsk Knivforening, проводящей регулярные шоу и выставки и имеющей свой печатный орган — журнал «Knivbladet», им удалось создать собственную оригинальную и самобытную ножевую промышленность - фирмы
Helle,
Brusletto и
Haugrud.
Продукция из небольшого поселка Холмедал фабрики A/S Helle Fabrikker завоевала в последние годы широчайшую известность не только в скандинавских странах и Европе, но даже в США с их собственной мощнейшей ножевой отраслью. В Северной Америке и сам скандинавский дизайн заимствуют уже не первый год крупные фирмы и мастера-индивидуалы. Причины этого сформулировал ножовщик Боб Ловлесс - известный любитель и популяризатор дизайна drop point, получившего в США даже его имя: «он прост, как все гениальное».
Helle Fabrikker была основана в 1932 году потомственными кузнецами Стейнером и Зигмундом Хелле, которым тогда было соответственно 28 и 21 год в старом кузнечном магазине на территории семейной фермы. С самого начала ножи были основной специализацией и продавались, в основном, по месту жительства. Постепенно рынок расширялся. Во время первой поездки в Осло с целью продажи ножей, Стейнер поехал в Берген на пароходе. Оттуда, он на велосипеде добрался до Осло (375 миль) через горы с рюкзаком, полным ножей. В Осло ножи были проданы - по 6 центов за штуку.
До 1941 года в деревне не было электричества, но братья Хелле нашли выход. Они построили небольшую дамбу на холмах за магазином и установили турбину. Производство процветало - особенно, когда шли дожди. Когда в сухую погоду воды не хватало, все делалось вручную. Первые 15 лет Хелле производили только универсальные модели ножей с ножнами, с 1948 года началось производство кухонных. Позже было освоено изготовление столовых приборов из нержавеющей стали, и в течение следующих 25 лет они составляли основу производства. Начиная с 1975 года, фирма сосредоточила свои основные силы на ножах для отдыха и туризма. Производство столовых приборов из нержавеющей стали было окончательно прекращено в 1988 году.
Сегодня на фирме работает 50 человек. Примерно две трети производственных мощностей задействовано для производства охотничьих ножей, моделей для рыбной ловли и туризма. На остальной части - делают кованые ножи, которые занимают 80% рынка Скандинавии.
Чем же выделяются ножи
Helle? Это, в первую очередь, классические скандинавские трехслойные клинки. Использование современных технологий поставило их качество на новый уровень. Слоистая нержавеющая сталь, используемая для них, была разработана в сотрудничестве с норвежским заводом по производству стали. Сердцевина изготовлена из высокоуглеродистой коррозионностойкой стали, используемой при изготовлении бритв, и закалена на твердость до 59HRC. Это придает ножу отменные режущие свойства. Мягкие обкладки из стали 18/8 обеспечивают не только уникальную антикоррозионную стойкость клинку, который почти не требует повседневного ухода, но и великолепные прочностные качества, что были вынуждены признать даже американцы с их подходом к ножу как заточенной монтажке. При этом толщина обуха составляет всего около 3,3 мм. Классический пятигранный профиль клинка и мягкие обкладки содействуют простоте и легкости заточки лезвия, которому уже на фабрике придается бритвенная острота. Норвежцы крайне спокойно относятся к переживаемому в других странах буму ножей Боуи и «тактических» складных моделей. Первые, рассматриваются как малофункциональные в условиях Северной Европы, а вторые - в качестве дорогих сувениров, малопригодных для длительной интенсивной работы серьезного пользователя. Размеры основных моделей варьируются от 150 до 240 мм при длине клинка от 70 до 110 мм, хотя отдельные специальные изделия, такие как тундровый нож Lappland, имеют общую длину в 340 мм.
В формах отдается предпочтение классике, а излюбленная длина клинка - около 75 мм, что считается достаточным для выполнения подавляющего большинства задач. Так модель Viking представляет собой реконструкцию поясного ножа викинга начала тысячелетия. Она была воссоздана главным куратором Музея Национальных Древностей в Осло профессором Арне Эмилем Кристенсенем в рамках подготовки к экспериментальному кругосветному плаванию на воссозданных ладьях викингов. По его мнению, такие ножи носили спутники легендарного Эрика Рыжего. Для большего реализма клинок выполнен в технике «классического трехслойного пакета» из традиционных углеродистых сталей.
Сам Эрик мог носить модель, подобную разработанной для Хелле Тором Бернхардом Индергаардом — Nidaros. Это Smykkekniv - классический парадный нож викинга, занимающего высокое социальное положение, с богатым декором но жен (наколенника и устья), а также прибором рукояти. Традиционный парадный нож делали, обращая особое внимание на его эстетику, из лучших материалов с использованием драгоценных металлов. Красивыми орнаментами были украшены и чехлы.
Другие модели
Helle являются творческим развитием национальных ножевых традиций их соседей. Такие ножи служили и для работы, и для использования в качестве парадных. Они отличались внешним видом и способом ношения. Эти различия имели четкие параллели с традициями норвежского национального костюма. В последние десятилетия, когда черты национальной самобытности становятся все менее различимыми, Хелле прикладывает немало усилий для сохранения этого разнообразия и оригинальности. Так в Lappland воспроизведен классический саамский тундровый нож stuoraniibbi (от саамского «stor» -большой и «niibbi» — нож) с клинком из шведской стали Sandvik 12С27. Tollekniv - это версия популярного пуукко lives («Рысь») известного финского дизайнера Jane Martliini, a Winner - традиционного универсального шведского ножа brukskniv. Европейские традиции охотничьих ножей нашли отражение в модели Jaktkniv Однако считать, что норвежцы застыли в развитии на находках дизайнеров прошлого, было бы неверно. Так, в 1976 году, модель Nying («Новинка») Тора Индергаарда была удостоена приза за исключительный дизайн Норвежского Совета Дизайнеров. Совместно с ним Хелле выпускает и другие ножи оригинального дизайна - Fjording («Фьердовый»), Fjellmann («Горец»), Veidemann («Дорожный»), Turmann («Туристический»), Тог и Pan. Им же была разработана оригинальная плавающая модель для рыбаков Fisk («Рыба») с ручкой из пробкового дерева и клинком из коррозионностойкой стали 12С27. Помимо него, Хелле привлекает к сотрудничеству и других известных дизайнеров - Тора Вистнеса (Fjellkniven («Горный нож»), Grirzry). Гуннара Лоса (Godbit, Safari, Helle-Eggen, Polar), Рагнара Булла (Dyre Vaa. Skarping («Острый»), Lappland) и других.
Впрочем, любой желающий может самостоятельно попробовать свои силы в отделке готовых клинков от
Helle имеющихся в продаже в магазине
http://www.zadi.ru. В скандинавских странах, это одно из популярных хобби, результатом которого может стать даже престижная премия на выставке или шоу. Около полутора десятков типов клинков в ассортименте - предоставляют широчайшее поле для экспериментов на любой вкус. Ежегодно фирма
Helle производит и новью типы клинков, и новые модели с ними. Неизменным остается только высокое качество ручной сборки ножей, на отделку которых используется карликовая береза и розовое дерево, рог оленя, кожа, нейзильбер и латунь. В этом их главное отличие от современных заводских ножей, которые производят в больших объемах на автоматическом высокопроизводительном оборудовании. На фирме
Helle каждый нож, в сущности, собран руками опытных и преданных своему делу ножовщиков. Каждый клинок затачивается вручную. Рукояткам ножей придается своя отличительная черта и эргономичная форма, а процесс обработки заканчивается натиранием ее специальными составами от окисления.
Helle гордится ручным производством ножен также сильно, как и производством ножей. Замечательного качества седельная кожа сушится на солнце и красится с соблюдением строгих стандартов. Затем кожа обрабатывается специальным маслом для придания блеска и защиты от пятен и влаги. Ножны, в большинстве случаев, имеют классическую скандинавскую форму - нож надежно удерживается внутри, погруженный по самую головку, и легко извлекается наружу. При этом цена на готовые изделия вполне разумна. Вспыхнувший в последние годы интерес к продукции
Helle, во многом объясняется возвращающейся модой на натуральность: пользователи устали от пластиков и резин, а ножи из естественных материалов олицетворяют собой гармонию и единение с природой. Великолепный внешний вид ножей не должен вводить в заблуждение - это не сувениры, а прочный и надежный инструмент, идеально адаптированный к использованию в суровых климатических условиях Севера.
Приятным известием для россиян будет и то, что подавляющее большинство моделей от
Helle признана ЭКЦ МВД РФ тем, чем они являются на самом деле - ножами хозяйственно-бытового назначения и их приобретение не требует охотничьих билетов и разрешений на ношение оружия. Первые партии этих ножей, ввезенные в Россию в конце 90-х, уже заслужили у наших любителей высокую оценку за эргономичность и функционализм. Таким образом наследники викингов из Норвегии своим примером доказывают, что даже в самых неблагоприятных исторических обстоятельствах национальная традиция клинкового производства может не только быть бережно воссоздана по крупицам, но и занять достойное место в мировой иерархии.