Основы маскировки на охоте.
Охотник должен знать, с какими животными он имеет дело, какого поведения он должен ожидать от них в том или ином случае, чтобы вовремя и соответствующим образом замаскироваться.
Для этого он должен иметь понятие о том, насколько развиты у животных органы внешних чувств — зрение, слух и обоняние; а они очень различны у наших охотничьих зверей и птиц.
Прежде всего заметим, что все наши птицы имеют настолько слабое обоняние, что при охоте на них никакой маскировки запаха не требуется. Зато птицы наделены исключительно острым, часто поразительным зрением, способным приспособляться к самым различным расстояниям. В траве, ветоши или на жнивье, среди растительного хлама и пыли тетерев сразу замечает одинокое зерно. А на дистанции в сто метров он способен увидеть движение пальца руки человека. Хищные птицы, паря в воздухе, за несколько сот метров видят пробегающую в траве мышь.
Лесные звери и птицы все без исключения обладают тонким слухом. Сюда относятся лось, изюбрь, косуля, кабарга, северный олень, кабан, медведь, рысь, заяц-беляк, белка, глухарь, рябчик. Именно слух чаще всего спасает их от охотников.
Однажды в конце января я три дня охотился на косуль скрадом. Было сравнительно тепло, около 10° мороза. Стояло полное безветрие, в лесу царствовала тишина. Снег был рыхлый, сухой, немного зернистый. При ходьбе он негромко и глухо шумел. Несколько раз я подходил к зверям, но они ни разу не подпустили меня ближе, чем на четверть километра. Обнаруживали они меня все время слухом.
Надо вспомнить, что каждый звук имеет определенную частоту колебаний. Люди с нормальным слухом улавливают звуки с частотой колебаний, доходящей до 20 тысяч в секунду, тугоухие — до 10—12 тысяч. Их слуху уже недоступно жужжание комара и даже чириканье воробья.
Звуки с частотой колебаний свыше 20 тысяч, так называемые ультразвуки, хотя и существуют в действительности, но не воспринимаются ухом человека, мы их не слышим. Но, например, собаки слышат ультразвуки с частотой колебаний до 38 тысяч.
Неизвестно, какова чувствительность слухового аппарата диких зверей и птиц. Но если собака, домашнее животное, обладает такими способностями, то мы вправе предполагать, что охотничьи животные во многих случаях слышат еще лучше. И об этом не следует забывать.
Тем же лесным зверям свойственно и изумительное обоняние. При благоприятствующем ветре они без труда чуют запах человека на расстоянии в полкилометра и даже дальше. Однако это не относится к рыси, зайцу и белке; у грызунов и кошек (к последним относится рысь) обоняние развито относительно слабо. В то же время эти звери видят, пожалуй, не лучше человека. Это и понятно. В лесу видимость сильно ограничена и зрение не приносит такой пользы, как слух и обоняние, радиус действия которых больше. К этому и приспособлены органы чувств наших лесных животных. По той же причине на лесной охоте не следует полагаться только на одно зрение, но надо побольше пользоваться также и слухом. Это упускают из вида многие охотники. Можно пожалеть, что обоняние современного человека настолько слабо, что уже не помогает ему на охоте. Но все же иногда можно пользоваться и им, например, при разыскивании волчьего логова.
Зрение зверей, живущих в местах с обширным кругозором — на безлесных вершинах гор, в степях, пашнях и т.п., значительно лучше, чем у лесных обитателей. Чутье, слух и зрение у них развиты более или менее пропорционально, равномерно. К таким зверям можно отнести горных баранов и козлов, волка, лисицу, нерпу и ряд других.
Остановимся еще на одном, практически важном моменте. Многие звери — волк, лисица, рысь, заяц и другие, двигаясь в лесу, смотрят только «по низу», по земле. Они осматривают все, что находится на поверхности земли и над нею на высоте примерно до одного метра.
Все, что находится выше, они не замечают, если для этого нет какого-либо особого повода. Разумеется, эти звери смотрят «по низу» лишь в однообразном лесу на ровном месте. Встречаемые в лесу овраги, бугры, поляны и т.д. они внимательно осматривают под разным углом зрения. Надо твердо помнить, что в природной обстановке движущийся предмет можно заметить во много раз легче, чем неподвижный, и животные этим постоянно пользуются.