DIMA
Завсегдатай
- С нами с
- 13/02/04
- Постов
- 2 605
- Оценка
- 551
- Живу в:
- СПб, Веселый поселок
- Для знакомых
- Дима
- Охочусь с
- 1989
- Оружие
- убедили, что писать не стоит...
- Собака(ки)
- сам спаниэлем подрабатываю...
Трутнев Л.Е из книги «ОХОТА НА ГУСЕЙ»
Охота с профилями, чучелами и манным гусем
Охота на местах кормежки
Осенью гуси концентрируются в определенных, одних и тех же из года в год (если их не преследует человек) местах. Чаще всего это большие чистые водоемы, широко открытые для обзора, с обширными мелководьями, грязями, косами, отмелями; песчаными или глинисто-илистыми берегами, лишенными какой-либо растительности, иногда с подсоленной водой. Реже — глухие, заросшие озера с обширными внутренними плесами, имеющие сплавины или островки, куда гуси выходят из воды на отдых. Дневать и ночевать на глубокой чистой воде они избегают, хотя при определенных обстоятельствах (чаще всего при активных преследованиях) и это бывает. Главное, чтобы поблизости от места дневки и ночевки сконцентрировавшихся гусей (не далее 50 км) была достаточно сытная кормовая база.
Для питания, набора жира, нужного при длительных перелетах к местам зимовок, гуси с первых же дней подъема на крыло молодняка и окончания линьки взрослых особей начинают посещать поля пшеницы, овса, проса, гороха — сначала неубранные, а после сжатые — озимые посевы, делянки скошенной под силос кукурузы и т.п. Их полеты на места кормежки носят систематический (режимный) характер, с некоторыми отклонениями по времени и продолжительности в зависимости от того или иного периода осени, наличия корма... Обычно, за некоторыми исключениями, гуси летают на кормежку утром и вечером. Наиболее стабильными и продолжительными бывают утренние кормежки. После долгой осенней ночи птицы особенно остро ощущают голод и, как только рассветет настолько, что зоркий гусиный глаз сможет различить любой предмет на земле, они поднимаются с мест ночевки и летят на поля. Причем, как правило, то или иное поле ими бывает заранее обследовано. Если же гуси перемещаются на какие-то новые кормовые площади, особенно после того, как их потревожат на проверенных местах (охотой или каким-то другим образом), то, прежде чем начать осваивать новые жировки, гуси долго и тщательно их облетывают по кругу на значительной высоте (150-200 м) и, снизившись, перемещаются короткими перелетами (даже с посадкой на непродолжительное время), пока не отыщут наиболее обильное по потерям зерна жнивье. Если гусей не тревожить, они, как правило, прилетают на то кормовое место, которое посещали предыдущей зарей, и с него уже начинают перемещаться. Причем, нередко пешком. Меняют кормовые места гуси лишь в том случае, если на том поле, где они постоянно кормятся (до того, как их начнут тревожить охотники или интенсивные сельхозработы), кормовые запасы иссякнут. Практически такое бывает весьма редко.
Так или иначе, охотнику необходимо точно отыскать место кормежки. Для этого достаточно одной утренней или вечерней зари. Охотник в бинокль засекает гусиные стаи, придерживаясь определенного расстояния от места их пролета (не ближе одного километра). Причем, следить следут скрытно, чтобы гуси не заметили человека или транспорт, на котором он приехал. Определив примерно место кормежки, охотник обязательно ждет того момента, когда гуси насытятся и улетят на дневку (ночевку). Сгонять гусей с жировки нельзя. Пуганые птицы могут изменить место кормежки. После того, как гуси улетят с поля, охотник точно отыскивает место кормежки по свежему помету. Свежий помет мягкий (иногда даже теплый), сразу раздавливается под пальцем. Помет прошлой зорьки имеет легкую «корочку» сверху, а старый — полностью засыхает (конечно, не в дождливое время). Там, где больше всего свежего помета, и устраивают засидку. Причем, ошибка даже в двести-триста метров (особенно, если гуси уже стрелянные или с опытными вожаками) может сказаться на результатах охоты. Нередко птицы не обращают внимания на добротно сработанные профиля и даже подсадного гуся, если их кормежка окажется несколько не в том месте, где засели охотники. Не раз бывало: промаявшись не один час, копая ямку под засидку в твердой почве, маскируя ее и тщательно выставляя профиля, охотники горько досадовали, глядя на многочисленные гусиные стаи, сваливающиеся на кормежку в нескольких сотнях метров от профилей.
Определив точно место кормежки, охотник приступает к сооружению засидки (схоронки). Идеальной засидкой бывает яма, вырытая в земле, в наиболее удобном месте кормежки птиц. Необходимо учитывать рельеф поля (обычно это небольшое возвышение — бугорок среди ровной стерни, межа или борозда) и направление, откуда летят гуси. Ямку стоит наметить в таком месте, чтобы она была чуть ближе центра жировки по отношению к подлетающим на кормежку гусям, т.е. вначале гуси должны «накрыть» засидку, а потом уже и часть поля с расставленными на нем профилями.
Ямку-засидку роют таким образом, чтобы охотнику в ней не было тесно — надо учитывать комплекцию человека. Глубину ямки определяют произвольно. Важно, чтобы голова охотника, сидевшего на выступе (приступке в яме) чуть-чуть поднималась над краем бруствера. Из более глубокой ямы труднее наблюдать за гусями (охотнику придется все время вытягивать шею или привставать с места), а мелкая ямка не достаточно надежно будет его маскировать. Голову всегда можно пригнуть при необходимости. Обычно глубина ямки-засидки не превышает одного метра. Для рытья ямок используется острая «штыковая» лопата. При твердой почве (что бывает зачастую) лучше иметь заступ. Мелкую землю легче и быстрее убирать «совковой» лопатой.
Рыть яму следует или ночью при свете фонаря, переноски, или днем во время отсутствия гусей — в период между кормежками. Иначе, заметив копошившихся на поле (в местах жировки) людей, гуси могут изменить и направление полета, и кормовую площадь. Ночью не следует светить фарами автомобиля (мотоцикла, другой техники) на жировочном поле. Свет фар виден очень далеко (особенно в степи), а гуси отлично ориентируются в пространстве. Долгий пугающий свет может их насторожить и даже повлиять на утренний ход кормежки. Для устройства надежной засидки достаточно (ночью) обычного карманного электрического фонаря любой конструкции. Землю, вынутую из ямы, лучше всего разложить ровным бруствером вокруг нее, сантиметров в двадцать-тридцать от края — ближе земля скатывается с бруствера в засидку, попадает в обувь, подсумки, на одежду охотника и т.д. Бруствер, замаскированный стерней, полынью, бурьяном, дерном и другими подручными материалами, находящимися на поле и не выделяющимися на общем фоне от него, будет дополнительно маскировать охотника. Да и сами средства маскировки легче воткнуть в рыхлую землю бруствера, чем в слежавшуюся почву. Если засидка роется на озимке, то лучше всего землю увезти или, в крайнем случае, разбросать по полю. Иначе гуси, обладающие особо острым зрением, сразу заметят нарушение поверхности и вряд ли налетят на верный выстрел. Вообще, при сооружении той или иной засидки, следует как можно меньше тревожить вокруг нее поверхностный покров: ездить на какой-либо технике, много топтаться и т.п. Сверху все эти нарушения отлично видно, и лишь прикормившиеся, не обстрелянные гуси могут не обратить на это внимания.
Ямка-засидка маскируется таким образом, чтобы ее стенки не выделялись на окружающем фоне. Если поблизости от места жировки гусей имеются соломенные кучки, то можно сделать засидку или непосредственно в одной из кучек, учитывая все требования к расположению засидки, описанные выше, или натаскать соломы в удобное (выгодное) для охоты место. Верх такой засидки лучше выложить теми соломенными пластами, которые были во внешнем слое кучки (сверху) или скирды. Вообще, выполняя различные манипуляции с соломой (имеется в виду полежавшая, обхлестанная дождями и подсушенная солнцем солома, а не только что обмолоченная), нужно как можно меньше ерошить ее, тревожить верхние и наружные слои. Гуси относятся к таким факторам очень настороженно и в противном случае могут не подлететь даже к манному гусю.
Нередко охотники (особенно сельские) роют ямки-скрадки неглубоко, чтобы лежа в ней, не возвышаться над уровнем земли. В эту ямку настилают соломы, а сверху закрываются любыми подручными средствами или подходящей по окраске к окружающему покрову почвы маскировочной сеткой (даже ограничиваются маскодеждой). Такую засидку хотя и быстро рыть, но вести из нее наблюдение (а это можно делать только лежа — иначе гуси заметят притаившегося охотника издали) весьма трудно. Стрелять лежа на животе по летящим птицам практически нельзя, и охотник теряет драгоценные мгновения на то, чтобы вскочить с ложа и изготовиться к стрельбе. Скорые на полет гуси успевают отлететь от стрелка на предельное расстояние — отсюда подранки и промахи. Такие скрадки можно делать в случае экстренного перемещения в другое место охоты, когда в силу каких-то обстоятельств нет времени сооружать более надежное укрытие. Иногда охотники просто ложатся среди жнивья, старого травостоя в какое-нибудь углубление или просто на ровном месте, маскируясь за стерню, кустики бурьянов, защитной одеждой или маскировочной сеткой. Но все эти «схоронки» бывают удобны лишь для производства одного-двух дуплетов. Для продолжительной серьезной охоты они не годятся.
После того, как вырыта и замаскирована ямка-засидка, или сразу, но лучше за час-два до предполагаемого прилета гусей, расставляют профиля и чучела. Минимальное их количество — десять штук, максимальное — не ограничено. Некоторые охотники имеют их больше сотни (здесь та же зависимость и те же факторы, что и при охоте на уток с чучелами). Но следует учесть, что большое количество профилей сложно транспортировать, а их подготовка к установке, сама расстановка по полю, сбор после охоты, упаковка — требуют значительного времени, которого зачастую не хватает. Оптимальное количество профилей — 20-30 штук. Там, где в процессе охоты встречаются в одну зарю и серые гуси, и белолобые, и гуменники, лучше иметь несколько профилей (например, по десять штук), раскрашенных под каждый из этих видов (величина и контуры силуэтов одни и те же). Хотя, как отмечалось ранее, можно ограничиться и 30 профилями одного серого гуся. Все три вида охотно подсаживаются к таким «манишкам». Охота будет много надежней и результативней, если возле профилей или чучел высадить манного гуся, а лучше — двух.
Профиля расставляют на расстоянии 20-25 метров от скрадка со стороны, противоположной прилету гусей (с учетом ветра). Расстановка профилей производится небольшими группами (8-10 штук) цепочкой, чтобы они имели вид подсевшей на кормежку стайки (выводка). Закрепляются профиля «грудью» на ветер или на восход солнца (при безветрии). Причем, если первый профиль ориентирован точно на ветер или солнце, то следующий должен стоять по отношению к нему с поворотом на 45°-60° (и даже 90°) в ту или иную сторону — с таким расчетом, чтобы подлетавшие к месту кормежки гуси могли видеть какую-то их часть с любой стороны. Таким же образом расставляют все последующие профиля (отдельными группками) вдоль наиболее вероятных мест с натерянными зернами: неубранного валка скошенного злака, борозды, оставшейся от взятого комбайном валка, случайных россыпей зерна и т.д. Причем, первые или последние профиля должны изображать сторожевиков, остальные — спокойно сидящих птиц. Два-три профиля (из 10-12) следует ставить клюющими. «Разговаривающие» птицы и тем более сидящие с низко посаженной или заправленной под крыло головой — не обязательны. Лучше иметь на три десятка профилей 3-4 профиля, изображающих сторожевых птиц, 6-7 — клюющих, остальные — спокойно сидящие. В более простом варианте: 3-5 профилей, изображающих клюющих птиц, остальные спокойно сидящие. При спокойной кормежке на полях сторожевики по осанке мало чем отличаются от остальных птиц, и гуси вряд ли успевают отмечать это при быстром подлете. И, наконец, при самом упрощенном варианте — все профиля изображают спокойно сидящих гусей, а за счет очень малого их наклона вперед или назад создается иллюзия перемещения кормящихся или насторожившихся птиц. Но эти позы, без заметных ошибок, может сымитировать только опытный охотник и то при некоторой корректировке конструкции профиля. Профиля с приклепанной к основной части шеей и головой имеют возможность менять конфигурацию путем поворота этой части относительно корпуса, так можно добиться любых из упомянутых поз сидящих на земле гусей.
Качество профилей (точный контур, раскраска и др.) играет весьма важную роль при подманивании диких гусей. К искусно сделанным и правильно выставленным профилям гуси подсаживаются даже во время охоты, а грубо сработанные (с нарушением правильности силуэта) и неверно раскрашенные не помогут охотнику, а наоборот — отпугнут дичь.
Чучела выставлять проще: достаточно правильно сориентировать их по ветру или солнцу, а также по отношению друг к другу, и они будут достаточно эффективно смотреться с любой стороны, так как сами по себе объемны. Важно лишь правильно их расцветить.
Особое внимание надо обратить на тщательную, соответствующей высоты, посадку профилей и чучел в том или ином месте, т.е. закрепленный профиль или чучело должны равняться высоте посадки живого гуся. Устанавливать профиля и чучела необходимо достаточно жестко (прочно). В противном случае в процессе охоты профиля, раскачиваемые ветром, опрокинутся, повалятся в тот или другой бок, «сядут» на хвост или «клюнут» вперед. Это гуси заметят сразу и отвернут от них в сторону. Плохо закрепленные чучела также могут быть опрокинуты ветром.