А как осуществлялись эксперименты? Не в своих же руках держали, ожидая разрыва? И сколько ружей "списали" в результате?
«В свое время Ижевский механический завод провел испытание готовых ружей массового производства, чтобы определить причины, вызывающие аварии ружей.
Испытание производилось очень высокими давлениями, вплоть до разрыва стволов. Испытывали бескурковые ружья модели ИЖ-49 с замками внутри колодки и одноствольные ружья системы В. А. Казанского, стволы которых были изготовлены из стали марки 50-А.
Патроны снаряжались бездымным порохом марки «Сокол» навесками от 2 до 6.5 г, с прибавлением по 0.5 г к каждой последующей навеске. При этом одна серия патронов была нормальной снарядки, а в другой серии заряд пороха уплотнялся ударами молотка. Снаряд дроби пятого номера был принят 32 г, пыжи на порох и на дробь применялись нормальные.
При стрельбе зарядом уплотненного бездымного пороха в 4.5 г получилось раздутие стволов в конусе патронника.
Разрыв ствола произошел примерно в том же месте, когда применили патрон с 6 г такого же пороха. При этом следует отметить, что раздутие, а также и разрыв стволов произошли не от одного выстрела. До того, как ствол раздулся, из этого ружья было произведено 36 выстрелов усиленными зарядами бездымного пороха от 2 до 5 г.
После каждой серии выстрелов ружье тщательно осматривалось и основные детали его обмерялись. При этом до стрельбы патроном с навеской 4.5 г никаких дефектов не обнаруживалось. Но и при аварии стволов колодка оказалась совершенно исправной, и только в одном случае казенная часть стволов отошла от колодки на 2 мм, потому что погнулись запорная рамка и поперечный болт.
Результаты испытаний показали высокую прочность стволов, обусловленную правильной конструкцией и прекрасными качествами металла. Отлично выдержали испытание и колодки, для которых была использована сталь высокой технической характеристики. Никакие чугунные или дюралюминиевые колодки подобных испытаний выдержать, конечно, не смогли бы.
Кроме того, на заводе производились еще отстрелы патронами с нормальными зарядами бездымного пороха из таких ружей, стволы которых были чем-либо заполнены.
Так, например, в стволе была оставлена густая смазка, которая на половину диаметра заполняла канал. Никаких изменений ствола после выстрела не произошло.
Затем в стволе была рассыпана дробь; при стрельбе аварии не произошло. Если бы рассыпанная в стволе дробь не лежала свободно, а приклеилась к стенке, допустим, при помощи нагара, то ствол в этом месте получил бы раздутие, которое было бы заметно на его поверхности в виде гороховидных вздутий.
Далее стволы заполнялись водой, и после того, как вода выливалась, производился выстрел. Стволы при этом не деформировались.
Концы стволов заполнялись также и сухим пушистым снегом, после чего производится выстрел. Никакой аварии стволов обнаружено не было.
Когда же были произведены выстрелы из стволов, дульная часть которых была забита сырой землей или сырым снегом, то они разрывались перед тем местом, где снаряд встречал препятствие. В некоторых случаях даже отрывались части стволов.
При стрельбе из ствола, опущенного в воду, получался отрыв части ствола на величину его погружения и т. д.
Все эти испытания показали, что аварии ружей возникают главным образом потому, что в стволы попадают посторонние предметы. Разумеется, в этом обычно бывают повинны сами владельцы ружей, не знающие правил, которых следует придерживаться, чтобы предохранить ружье от разрыва или раздутия стволов.
Точными, многочисленными опытами установлено, что снаряд, двигаясь по каналу ствола и встречая на своем пути препятствие, на момент останавливается. В это время направление действия пороховых газов изменяется на обратное, сталкиваясь с нарастающим потоком пороховых газов, вследствие чего их давление в этом месте быстро нарастает до критического, ствольные стенки не выдерживают его и деформируются. В результате получается раздутие или даже разрыв ствола.
Чем плотнее сидит в стволе постороннее тело и чем больше его масса, тем сильнее повреждение стволов. Конечно, прочность металла стволов и толщина стенок играют здесь большую роль. Естественно, чем больше вязкость металла, тем легче ствол выдержит растяжение, не разрываясь. Обычно перед разрывом металл сильно растягивается.»
В.Н. Трофимов.
Самому всегда казалось, что рыхлый сухой снег должно просто выдуть, теперь вот экспериментальное подтверждение.
На морозе снег не выдуваю. Снег от дыхания подтаивает и к стенкам канала ствола железно может примерзнуть.