- С нами с
- 01/01/00
- Постов
- 9 801
- Оценка
- 3 576
- Живу в:
- Питер Петроградка
- Для знакомых
- Михаил (на ты)
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- MP 153, Rem 700 VLS .243
Александр Болсуновский
С постперестроечной чехардой в охотхозяйстве страны начался столь масштабный раздрай, до окончательного выхода из которого далеко - как "пешком до Москвы". А там последние двадцать лет воспринимают федеральное регулирование весенней охоты в основном как введение всевозможных ограничений.
Государственный "алгоритм" не возымел желаемого результата в виде увеличения поголовья охотничье-промысловых животных, зато снизил (это еще мягко сказано) общую и индивидуальную добычу охотников-любителей. О промысловиках уже и речи не идет. Выходом из столь "деликатного" положения должна стать очередная реорганизация управления охотничьим хозяйством с предоставлением регионам весьма значительной доли самостоятельности в принятии решений на местах.
В январе в составе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области приступил к выполнению своих функций комитет по охране животного мира. В его структуре два отдела: управления охотничьим хозяйством, а также контроля и надзора за пользованием животным миром. В общем, создано новое "старое Томскохотуправление", которое сначала нужно было ликвидировать. Об изменениях поговорим с Евгением Батуриным, который и возглавлял то самое охотуправление.
- Евгений Александрович, у меня возникает ощущение дежавю, что все это уже было. По всему выходит, что зря в свое время устроили реорганизацию.
- В реорганизациях очень много непонятного. Возьмите рыбные ресурсы. На три месяца они вообще остались без охраны. Лишь в приграничных акваториях пограничники проявляют активность. А в охотничьей отрасли, на мой взгляд, нормальное положение было при департаменте по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов при Минсельхозе. Тогда - в семидесятых - начале девяностых - были хорошо отлажены структура, подчиненность, финансирование, охрана охотугодий, эффективные учеты и даже акклиматизация животных, а также взаимодействие с органами областной власти. Все последовавшие за этим реорганизации не улучшали положения, но и особо не вредили. Ликвидация охотуправления и передача его функций Россельхознадзору, по моему мнению, привела к некоторой однобокости в деятельности по управлению охотничьим хозяйством. Речь прежде всего о направленности на охрану охотугодий, из-за чего теряется сама суть управления охотхозяйством. Самое простое - "не пущать и запрещать". Выпали такие функции, как качественное проведение учетов и работы по воспроизводству охотничьих видов. Надзорная функция не уполномочена проводить учеты, открывать охоту и проводить мероприятия по регулированию численности. Все это создавало значительные трудности, например, по открытию сезонов охоты.
Возьмем любой приказ Россельхознадзора. Там написано не открыть охоту, а осуществить контроль за ней. Охотнику все равно, а с юридической точки зрения нарушение весьма серьезное. По логике и по правилам охоту может открыть уполномоченный орган по охране и использованию охотничьих животных, то есть Россельхознадзор, а в его полномочиях этого вида деятельности нет. Губернатор вправе ограничить охоту, но открыть тоже не может. В то же время Россельхознадзор неплохо поставил работу по охране охотугодий, выросло количество выявленных нарушений, но зверя от этого в лесу больше не стало. В числе достойных мероприятий назову активное участие в проведении выставки охотничьих трофеев.
- Насколько я знаю, рассматривалось несколько вариантов охотничьей структуры…
- Да, их было три. Наиболее эффективной структурой мог бы стать отдельный, юридически самостоятельный орган. В негатив отнесу то, что требовалось дополнительное финансирование из областного бюджета в 7,5 млн. рублей ежегодно, внесение изменений в законодательные и нормативные акты Томской области, а также отсутствие контроля и надзора в 1-м квартале 2008 года.
Второй вариант тоже представлял собой отдельный, юридически самостоятельный орган, в числе недостатков которого - сокращение количества егерей в заказниках, а четыре из них и вовсе оставались бы без охраны. Поэтому создан орган в составе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
- Сколько работников Россельхознадзора перейдет в комитет?
- Полномочия передаются комитету вместе со ставками, финансированием и материально-техническими средствами. Что касается районных охотоведов, то не все они вошли в состав комитета. Из 54 всего 26 специалистов. Естественно, всех взять не удастся. Какова их дальнейшая судьба, тоже пока не знаю. Характерно, что 28 специалистов Россельхознадзора (надзорная функция за ними сохраняется) будут надзирать, как будут работать 26 охотоведов. Понятно, что ситуация ненормальная.
- Какие задачи встанут перед новой службой?
- Во-первых, не допустить снижения уровня охраны угодий, хотя это сложно. Во-вторых, упорядочение областного законодательства в сфере охотничьего хозяйства. В-третьих, закрепление охотничьих угодий за охотпользователями и осуществление контроля за ними. Необходимо наладить в охотничьем хозяйстве правовую систему. Не только ловить и запрещать, а предоставить возможность охотникам максимально удобно и законно охотиться, а также получать все разрешительные документы. Требует урегулирования и вопрос закрепления угодий. Лесной кодекс полностью противоречит сложившемуся порядку, установленному законом "О животном мире". И вообще в сложившейся правовой ситуации охотнику очень трудно не быть браконьером - масса всевозможных запретов и никакой помощи со стороны специалистов охотничьего хозяйства.
- Кое-кто из скептиков твердит об "охотничьем безвластии" в начале 2008 года...
- Ни в коем случае. Законодательство РФ постепенно начинает соответствовать общемировым стандартам. И не Москва должна указывать, сколько нам в Томской области добывать зайцев и глухарей.
Александр Болсуновский
ТОМСКИЙ ВЕСТНИК
Самое простое - не пущать и запрещать
За работой 26 охотоведов комитета по охране животного мира будут надзирать 28 специалистов Россельхознадзора
С постперестроечной чехардой в охотхозяйстве страны начался столь масштабный раздрай, до окончательного выхода из которого далеко - как "пешком до Москвы". А там последние двадцать лет воспринимают федеральное регулирование весенней охоты в основном как введение всевозможных ограничений.
Государственный "алгоритм" не возымел желаемого результата в виде увеличения поголовья охотничье-промысловых животных, зато снизил (это еще мягко сказано) общую и индивидуальную добычу охотников-любителей. О промысловиках уже и речи не идет. Выходом из столь "деликатного" положения должна стать очередная реорганизация управления охотничьим хозяйством с предоставлением регионам весьма значительной доли самостоятельности в принятии решений на местах.
В январе в составе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области приступил к выполнению своих функций комитет по охране животного мира. В его структуре два отдела: управления охотничьим хозяйством, а также контроля и надзора за пользованием животным миром. В общем, создано новое "старое Томскохотуправление", которое сначала нужно было ликвидировать. Об изменениях поговорим с Евгением Батуриным, который и возглавлял то самое охотуправление.
- Евгений Александрович, у меня возникает ощущение дежавю, что все это уже было. По всему выходит, что зря в свое время устроили реорганизацию.
- В реорганизациях очень много непонятного. Возьмите рыбные ресурсы. На три месяца они вообще остались без охраны. Лишь в приграничных акваториях пограничники проявляют активность. А в охотничьей отрасли, на мой взгляд, нормальное положение было при департаменте по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов при Минсельхозе. Тогда - в семидесятых - начале девяностых - были хорошо отлажены структура, подчиненность, финансирование, охрана охотугодий, эффективные учеты и даже акклиматизация животных, а также взаимодействие с органами областной власти. Все последовавшие за этим реорганизации не улучшали положения, но и особо не вредили. Ликвидация охотуправления и передача его функций Россельхознадзору, по моему мнению, привела к некоторой однобокости в деятельности по управлению охотничьим хозяйством. Речь прежде всего о направленности на охрану охотугодий, из-за чего теряется сама суть управления охотхозяйством. Самое простое - "не пущать и запрещать". Выпали такие функции, как качественное проведение учетов и работы по воспроизводству охотничьих видов. Надзорная функция не уполномочена проводить учеты, открывать охоту и проводить мероприятия по регулированию численности. Все это создавало значительные трудности, например, по открытию сезонов охоты.
Возьмем любой приказ Россельхознадзора. Там написано не открыть охоту, а осуществить контроль за ней. Охотнику все равно, а с юридической точки зрения нарушение весьма серьезное. По логике и по правилам охоту может открыть уполномоченный орган по охране и использованию охотничьих животных, то есть Россельхознадзор, а в его полномочиях этого вида деятельности нет. Губернатор вправе ограничить охоту, но открыть тоже не может. В то же время Россельхознадзор неплохо поставил работу по охране охотугодий, выросло количество выявленных нарушений, но зверя от этого в лесу больше не стало. В числе достойных мероприятий назову активное участие в проведении выставки охотничьих трофеев.
- Насколько я знаю, рассматривалось несколько вариантов охотничьей структуры…
- Да, их было три. Наиболее эффективной структурой мог бы стать отдельный, юридически самостоятельный орган. В негатив отнесу то, что требовалось дополнительное финансирование из областного бюджета в 7,5 млн. рублей ежегодно, внесение изменений в законодательные и нормативные акты Томской области, а также отсутствие контроля и надзора в 1-м квартале 2008 года.
Второй вариант тоже представлял собой отдельный, юридически самостоятельный орган, в числе недостатков которого - сокращение количества егерей в заказниках, а четыре из них и вовсе оставались бы без охраны. Поэтому создан орган в составе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
- Сколько работников Россельхознадзора перейдет в комитет?
- Полномочия передаются комитету вместе со ставками, финансированием и материально-техническими средствами. Что касается районных охотоведов, то не все они вошли в состав комитета. Из 54 всего 26 специалистов. Естественно, всех взять не удастся. Какова их дальнейшая судьба, тоже пока не знаю. Характерно, что 28 специалистов Россельхознадзора (надзорная функция за ними сохраняется) будут надзирать, как будут работать 26 охотоведов. Понятно, что ситуация ненормальная.
- Какие задачи встанут перед новой службой?
- Во-первых, не допустить снижения уровня охраны угодий, хотя это сложно. Во-вторых, упорядочение областного законодательства в сфере охотничьего хозяйства. В-третьих, закрепление охотничьих угодий за охотпользователями и осуществление контроля за ними. Необходимо наладить в охотничьем хозяйстве правовую систему. Не только ловить и запрещать, а предоставить возможность охотникам максимально удобно и законно охотиться, а также получать все разрешительные документы. Требует урегулирования и вопрос закрепления угодий. Лесной кодекс полностью противоречит сложившемуся порядку, установленному законом "О животном мире". И вообще в сложившейся правовой ситуации охотнику очень трудно не быть браконьером - масса всевозможных запретов и никакой помощи со стороны специалистов охотничьего хозяйства.
- Кое-кто из скептиков твердит об "охотничьем безвластии" в начале 2008 года...
- Ни в коем случае. Законодательство РФ постепенно начинает соответствовать общемировым стандартам. И не Москва должна указывать, сколько нам в Томской области добывать зайцев и глухарей.
Александр Болсуновский
ТОМСКИЙ ВЕСТНИК