• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

С-13 против "Густлова": самая результативная советская подлодка Великой Отечественной

Автор темы

tvi55

Команда форума
С нами с
27/05/08
Постов
3 980
Оценка
1 778
Живу в:
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
1738053215630052_K0fdPSqS.jpg

Судно "Вильгельм Густлов" © ullstein bild/ ullstein bild via Getty Images

80 лет назад, 30 января 1945 года, советская подводная лодка С-13 под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско потопила германское вооруженное судно "Вильгельм Густлов" (Wilhelm Gustloff) тоннажем 25 484 брт (брутто-регистровых тонн) — самое большое судно из потопленных советским военно-морским флотом. Из 10 582 человек погибло 9 343 — вшестеро больше, чем на "Титанике". ТАСС — о Маринеско и его "атаке века"

"Вильгельм Густлов"

"Сколько всего военнослужащих вместе с беженцами было на борту "Вильгельма Густлова", доподлинно неизвестно и сейчас. По новым германским данным — 10 582 человек, из которых спаслись 1 239. Погибло 9 343 — в шесть раз больше, чем на печально известном "Титанике", — рассказал ТАСС заведующий научно-методическим отделом Музея Победы, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Валерий Куличков.

Кроме экипажа, состоящего из 173 человек, и беженцев на борту были в том числе 918 подводников (офицеры, унтер-офицеры, матросы 2-го учебного дивизиона подводного плавания), 373 военнослужащих женского вспомогательного батальона.

Куличков также отметил, что германское вооруженное судно "Вильгельм Густлов" некоторые средства массовой информации называли почему-то госпитальным судном из-за наличия на борту гражданских лиц. Между тем в трофейном документе "Дислокация и боевой состав подводных сил германских кригсмарине по состоянию на 1 мая 1944 года" отмечается, что и Wilhelm Gustloff числился в качестве плавучей казармы в составе 2-го учебного дивизиона подводных лодок (Готенхафен). Судно было вооружено тремя 105-мм и восемью 20-мм орудиями (против одного 100-мм и одного 45-мм орудия подлодки С-13). К тому же плавказарма шла не одна, а в охранении миноносца "Леве" (Löwe), который был вооружен 105-мм, 37-мм и 20-мм орудиями.

"Штойбен"

Вторая крупная жертва советской подлодки — вооруженный транспорт "Штойбен" (Steuben) тоннажем 14 660 брт числился по состоянию на 1 мая 1944 года в качестве плавучей казармы в составе 8-й флотилии подлодок (Данциг, ныне — Гданьск). Судно было вооружено четырьмя 37-мм и двадцатью 20-мм орудиями.

1738055579715880_RrvYzmkG.jpg

Вооруженный транспорт "Штойбен" © IMAGO/ piemags via Reuters Connect

10 февраля 1945 года "Штойбен" следовал в составе конвоя, и на его борту находилось 2 680 раненых военнослужащих вермахта, 100 солдат, 270 человек медперсонала военно-морских сил, 285 членов экипажа и около 900 беженцев. С-13 выпустила по транспорту две торпеды с дистанции 10 кабельтовых (1,9 км). Обе попали в цель! С германского судна удалось спасти 659 человек. Погибло 3 608 человек.

"Атака века"

Атака конвоя, который включал и плавучую казарму "Вильгельм Густлов", протекала сложно. В германских мемуарах пишут: "Была особенно холодная ночь, с температурой воздуха до минус 18 и льдинами, покрывающими поверхность". Шел снег. Верхняя вахта С-13 смогла обнаружить "Вильгельма Густлова" по ходовым огням, которые на судне кратковременно включили, чтобы не столкнуться со своими кораблями. Сопровождавший плавказарму бывший норвежский миноносец "Леве" находился в 300–400 м от судна. Однако его гидроакустическая станция вышла из строя из-за удара о льдину, поэтому советская субмарина осталась незамеченной.

Маринеско принял решение догнать "Густлова" в надводном положении, после чего немедленно атаковать его. После длительного преследования лодка с дистанции 12 кабельтовых (2,2 км) выпустила три торпеды, которые попали в цель. "Леве" пытался подойти к корме "Густлова", чтобы принять уцелевших на борт, но плавказарма погрузилась в воду слишком быстро. Подошедшему к гибнущему судну миноносцу Т-36 удалось обнаружить подлодку, которая к тому времени уже погрузилась и начала уход с места атаки. Т-36 сбросил 12 глубинных бомб и ушел с частью спасенных.

Удачливая лодка

Большая подводная лодка второго предвоенного поколения С-13 была построена на горьковском заводе №112 (завод "Красное Сормово") по проекту германской фирмы "Дешимаг". Поэтому первоначально субмарины этого проекта имели литеру "Н" ("немецкая"), но 20 октября 1937 года их переименовали в подлодки типа "Сталинец" с присвоением литеры "С".

С-13 участвовала в боевых действиях на Балтике с 1942 года. На боевом счету лодки, которой тогда командовал капитан-лейтенант Петр Маланченко, числятся финские транспорты "Гера" (Неrа), "Юсси Х." (Jussi Н.) и голландская парусно-моторная шхуна "Анна В." (Anna W.), находившаяся под контролем противника. Общий тоннаж судов — 3 994 брт.

В декабре 1944 года С-13 завершила доковый ремонт в Хельсинки. К тому времени Финляндия уже капитулировала перед Советским Союзом и была вынуждена оказывать ему свою посильную помощь.

В январе — феврале 1945 года С-13 трижды сталкивалась с германскими субмаринами. 29 января, накануне атаки "Вильгельма Густлова", С-13 встретила две лодки из 33-й флотилии, была обстреляна U-539, но избежала попаданий и благополучно погрузилась. U-1303 из 4-й учебной флотилии встретила советскую лодку 6 февраля и неудачно обстреляла ее с дистанции 100 м. На следующий день С-13 была обнаружена новейшей субмариной U-2345 из учебной 32-й флотилии. Однако германская лодка предпочла не атаковать и спешно погрузилась. Не свела судьба и с U-103, которая должна была идти с "Вильгельмом Густловым".

С-13 с "несчастливым" номером — самый результативный корабль ВМФ СССР. Общий тоннаж потопленных и поврежденных лодкой судов противника – 44 701 брт. И, к слову, единственная уцелевшая на Балтике в ходе боев 1939–1945 годов подлодка типа "С"
Валерий Куличков
заведующий научно-методическим отделом Музея Победы
Командир счастливой С-13

Александр Иванович Маринеско вступил в командование С-13 в апреле 1943 года. Первый его боевой поход на этой подлодке состоялся 1 октября 1944 года. Ночью 9 октября С-13 обнаружила одиночный германский грузовой пароход "Зигфрид" (Siegfried) тоннажем 563 брт, который был обстрелян из орудий. После ряда попаданий судно сохранило ход, передало одного раненого на торпедолов TF-4 и выбросилось на мель у косы Хель. Впоследствии "Зигфрид" отбуксировали в порт для ремонта, который завершился лишь к весне 1945 года.

1738055446021474_5AzG3-11.jpg

Александр Маринеско © Юрий Белинский/ ТАСС
Достижения Маринеско, ставшего рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника в годы Великой Отечественной войны, по достоинству оценили только в мае 1990 года, когда ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. И в первую очередь по требованию моряков.

"Проблемы с признанием заслуг легендарного подводника были связаны с его сложным характером и неоднократными случаями нарушения воинской дисциплины, что отрицать невозможно. За это, собственно, он и был наказан, несмотря на его ошеломительные боевые успехи", — считает Куличков.

Подробности на ТАСС
 
Назад
Сверху Снизу