tvi55
Команда форума
- С нами с
- 27/05/08
- Постов
- 3 960
- Оценка
- 1 750
- Живу в:
- Санкт-Петербург
- Для знакомых
- Владимир Иванович
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
- Собака(ки)
- Английский кокер спаниель
Немцы называли этот танк «неистребимая саранча», имея в виду его малые размеры, а танкисты Красной армии – "БМ-2" («братская могила на двоих»), так как пожароопасный бензиновый двигатель, которому требовалось качественное высокооктановое топливо, легко воспламенялся. А красноармейцы, в 20-градусный декабрьский мороз 1941 г. шедшие в атаку в контрнаступление под Москвой, когда каждый танк ценился как никогда высоко, – ласково, «коньком-горбунком».
Сложно будет отыскать человека, который ничего не слышал бы про легендарный танк Т-34. Многие знают и о том, что на Восточном фронте воевали поставленные по ленд-лизу британские танки вроде тяжелого «Черчилля» и американских средних танков «Шерман». При всем при этом отечественные легкие танки граждане обычно обходят вниманием, считая их каким-то недоразумением.
Взять хотя бы Т-60.
Не для танковых сражений. |Фото: warspot.ru.
Когда смотришь на характеристики танка Т-60, то термин «легкий» подходит как-то слабо: пушка ТНШ или ШВАК калибра 20 мм с боекомплектом 750 снарядов, один пулемет ДТ калибра 7.62 мм, про броню лучше вообще ничего не говорить. После того, как немцы стали ставить на свои средние танки пушку 8.8 см, даже Т-34-76 оказался в группе риска с его 45 мм стали лобовой брони. У Т-60 лобовое бронирование 15 мм… Какой там калибр 88 мм. Даже по меркам 22 июня 1941 года 15 – это было бы смешно, не будь так грустно. В лучшем случае спасет от пуль и мелких осколков. С ходовыми качествами у Т-60 получше, но и здесь звезд с неба не хватает: двигатель ГАЗ-202 разгонял на пересеченной местности 6.4-тонный танк до 25 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Экипаж танка составлял 2 человека.
Хорошая была машина для 1941 года. |Фото: coollib.net.
И вот возникает вопрос: зачем такое «чудо» вообще было нужно Красной армии? Неужели было не лучше посадить тех же двух танкистов во что-то более представительное? На самом деле Т-60 принялись делать не от хорошей жизни. На дворе был 1941 год. Красная армия несла тяжелые потери и отступала к Москве и Ленинграду. Многие средние и тяжелые танки терялись не только в боях и окружениях, но и на марше. Эвакуировать подбитую или банально сломавшуюся технику зачастую не было никакой возможности. Ситуация осложнялась тем, что шла эвакуация промышленности и населения. Только вдумайтесь в цифры: до конца 1941 года советское руководство вывезет в глубокий тыл почти 16 млн советских граждан и более 1 500 крупных заводов. Для понимания: в 1941 году на момент начала войны в СССР жило 196.7 млн человек.
Заводы, специализировавшиеся на выпуске средних и тяжелых танков, так или иначе были затронуты эвакуацией. Даже если сам завод никуда не ехал, то высока была вероятность, что другой завод, являющийся для него смежным предприятием (поставщиком комплектующих), прямо сейчас отправлялся куда-нибудь в Центральную Азию. В таких условиях быстро возобновить и нарастить производство тяжелых и средних танков было крайне сложно. Поэтому затыкать дыры в нехватке бронетехники принялись тем, что было: противотанковой артиллерией и легкими танками.
Для помощи пехоте. |Фото: Twitter.
В итоге первые Т-60 пошли в бой уже в сентябре 1941. В общей сложности за годы войны в СССР было произведено 5 417 таких машин. Для сравнения, танков Т-34-76 выпустили 35 330 машин. В боях Т-60 участвовал активнейшим образом по 1943 год. Применялся легкий танк до конца войны, однако с 1944 года он стал фактически не нужен. Само собой, тягаться со средними и уж тем более тяжелыми танками вермахта Т-60 никак не мог. Но у него была другая работа.
Первоначально его использовали в качестве средства поддержки пехоты, однако уже с 1942 года Т-60 все чаще уходил на второй план. Легкий танк постепенно замещали более совершенные легки Т-70 и «нормальные» средние Т-34-76, которые наконец пошли с конвейера в товарном количестве. Т-60 же в первую очередь использовался для разведки боем, сопровождения и охранения войск на марше, организации связи между подразделениями, противодействия формированиям немецких диверсантов в советском тылу.
Серьезно помогли. ¦Фото: waralbum.ru.
В больших сражениях Т-60 также участвовал. Высок вклад этих танков был во время Битвы за Москву. Всю ленинградскую эпопею с блокадой и ее прорывом Т-60 прошел от начала до конца. Более того, прорыв блокады стал минутой славы Т-60, так как благодаря малой массе именно эти танки первыми вместе с пехотой переправились по льду и захватили плацдарм на немецком берегу Невы. Средние и тяжелые танки подоспели только на следующий день. Все это время Т-60 помогал Красной армии вгрызаться в занятый клочок земли. Во время битвы за Сталинград Т-60 показал себя по большей части бесполезной машиной, в том числе из-за погодных условий. Во время Курской дуги применялся непосредственно в сражении в количестве всего нескольких десятков. Так или иначе, но свою роль Т-60 сыграл, внеся вклад в общую победу. Кстати, важным достоинством 60-ки было то, что собирать их в отличие от других танков мог практически любой автомобильный завод.