• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Кто обеспечивал топливом технику Красной армии

Автор темы

tvi55

Команда форума
Регистрация
27/05/08
Сообщения
3 835
Реакции
1 599
Адрес
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
Если Первую мировую войну называют войной пушек и пулемётов, то Вторую мировую – войной моторов.

В Великой Отечественной участвовали десятки тысяч танков и самолётов, а также корабли, подводные лодки, автомобили. И всей этой «армии моторов», конечно, требовалось топливо. Без него самый технологичный и экономичный двигатель – просто железо.


Крым и Кавказ важнее

И если взглянуть на войну с этой точки зрения, то события выглядят немного иначе, чем многие из нас их себе представляют.
Крым и Кавказ важнее
В 1938 г. СССР добывал 30,2 млн т нефти в год, Германия – 0. Чтобы покрыть потребности своей армии в топливе, она его закупала: 5,7 млн т в год, 80% которых – у США, самой крупной страны-​нефтедобытчика (164,1 млн т в 1938 г.). После нападения на Польшу эти поставки прекратились. Остались союзники – Румыния и Венгрия, но их ресурсов было мало.

Дефицит восполняли синтетическим бензином, 1 т которого выпускали из 4 т каменного угля. Получалось в 10 раз дороже обычного. Но синтетика покрывала 57% потребности Германии в автомобильном бензине и 92% потребности в авиатопливе.

«Мы вторглись в Россию из-за нефти» – это слова министра вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберта Шпеера.
Вот откуда тактика «молниеносной войны», на которую рассчитывал Гитлер. Вместе с падением нашей столицы он надеялся получить все нефтяные месторождения и заводы страны. Поэтому и дал генералам уговорить себя – отправил основные силы на Москву, а не на юг, как хотел ранее, – чтобы «захватить Крым, а также отрезать поставки нефти для русской армии из кавказского региона» (цитата из директивы от 21 августа 1941 г.).

После поражения под Москвой он по-​прежнему намеревался захватить советскую нефть, тем более что уже на подступах к нашей столице войска вермахта испытывали топливный голод. Танки и БТР остановились. Плюс мороз – и их «железные сердца» вышли из строя.

В 1942 г. Гитлер нацеливается на Кавказ с перспективой продвижения в Закавказье и Иран (Кубань, Северный Кавказ и Закавказье – главные нефтедобывающие регионы СССР: из 31,1 млн т нефти, добытых в 1940 г., 28,6 млн т – оттуда). На день рождения фюреру дарят торт с изображением Каспийского моря, нефтяной вышки и надписью: «Баку».

«Для операции на Кавказе потребуются крупные силы, но за кавказскую нефть следует заплатить любую цену», – записал в дневнике начальник германского генштаба генерал Франц Гальдер.
Кстати, битва за Сталинград тоже была «нефтяной»: захватив его и перерезав Волгу, немцы перекрыли бы важный канал поставок топлива для нашей армии из Баку и могли бы ворваться в Волго-​Уральский нефтяной район, который тогда стали называть «вторым Баку».

Ни литра горючего, ни капли нефти

С первых часов войны враг пытался оставить советские моторы без «крови»: 22 июня 1941 г. немецкая авиация уничтожила почти четверть наших военных складов с горючим. Затем СССР потерял 60% нефтехранилищ, поскольку большинство из них было расположено в западной части страны. Там же находились и НПЗ, которые стали срочно эвакуировать в Волго-​Уральский нефтяной район.
Одновременно стояла задача не дать фашистам захватить кубанские и кавказские объекты. 3 июля 1941 г., обращаясь к народу по радио, Иосиф Сталин призвал «не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего». Появились плакаты «Ни капли нефти врагу!».
10 августа 1942 г. фашисты захватили Майкоп, а 12-го – Краснодар. До кубанских месторождений, которые в 1940 г. дали 2,4 млн т нефти, и Туапсинского НПЗ (сейчас структура «Роснефти») оставалось рукой подать. В войсках у немцев были нефтяники – чтобы сразу же наладить добычу в пользу вермахта.
Замнаркома нефтяной промышленности Николай Байбаков вспоминал слова Сталина: «Если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем. Но если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, а мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем».

Уничтожение происходило подчас буквально под огнём противника – работали группы из нефтяников и оперативников НКВД. Войти в Туапсе фашисты не смогли. Но Туапсинский НПЗ летом 1942 г. эвакуировали. 3 июля 1943-го запустили первую крекинговую установку в городе Красноводске в Туркмении – топливо пошло в войска в разгар Курской битвы. До 1945 г. оттуда было отправлено 1448 эшелонов нефтепродуктов.

А вот морской терминал в Туапсе продолжал работать даже тогда, когда немцы были всего в 23 км. В одну из бомбёжек был разбит трубопровод.
«Не дать фронту горючее значило диверсию. Керосин ждали и Севастополь, и Малая Земля… Чтобы подать, надо починить трубопровод. Вот под бомбёжками мы с бригадой ползаем по земле, ищем место прорыва. Нашли, стали варить – а там же горючее. Как полыхнёт! Тут Роман Вешняков – он был в фуфайке – как был, так и лёг на трубу, закрыв своим телом доступ воздуха. Лежал, пока сварщики не закончили», – вспоминал рабочий Пётр Хивренко.
До начала 1943 г. продолжались бои за грозненскую нефть – особенно чистую, из которой изготавливали авиатопливо. Малгобек, где находился крупнейший нефтепромысел, переходил из рук в руки 14 раз. Грозный был залит чёрным дымом, горящая нефть текла по городу, расплавляя фонарные столбы и трамвайные рельсы. Спасали пожарные. На защитниках советского юга, писала «Правда», лежит та же ответственность, что и на защитниках Москвы.
Под Малгобеком уничтожили 700 скважин и нефтезаводы.
«Наше спецподразделение заминировало нефтяные скважины и буровые вышки в районе Моздока и взорвало их в тот момент, когда к ним приблизились немецкие мотоциклисты», – вспоминал разведчик Павел Судоплатов.
Врага не пропустили в бакинский нефтепромысловый район, дававший 70% советской нефти.

Памятник пожарным, погибшим при тушении пожара нефти в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Скульптор — Руслан Мамилов.


Без оплаты сверхурочных

«Каждая тонна нефти – это наш залп по Гитлеру!» – такие плакаты тоже распространялись в войну. Наращивание добычи было делом первостепенной важности. Вся отрасль работала в режиме 12-​часового рабочего дня без перерывов и отпусков.

На Бугурусланском месторождении в Оренбургской обл. за первый год войны увеличили добычу в 7 раз. 1400 нефтяников ушли на фронт – их места заняли женщины и подростки. Сахалинские нефтяники к 1945 г. увеличили объёмы бурения в 3,4 раза по сравнению с 1941-м.

«Ввиду нападения на СССР фашистских гадов просим нам разрешить работать сверх установленного времени без оплаты сверхурочных» – такое заявление подали директору Охинского месторождения рабочие Трошин, Григорьев, Воробьёв и Мышкин.

Ещё в сентябре 1941-го принято решение о строительстве в Комсомольске-​на-Амуре нефтеперегонного завода. В декабре 1942 г. оттуда в Сталинград отправился первый эшелон с бензином, хотя в нескольких цехах ещё не было крыш.
Топливо защитникам Сталинграда шло также с волжских и уральских промыслов. В Куйбышевской обл. (ныне Самарской) в военные годы было открыто 8 новых месторождений. В 1945 г. добыча здесь составила 1 млн т.
С фронта нефтяникам писали: «Бензин из вашей нефти отличный. Наши моторы работают бесперебойно. Давайте больше нефти для фронта!»
На его строительстве, а потом и производстве нового Сызранского НПЗ (теперь входит в структуру «Роснефти») работали в основном женщины и подростки. 22 июля 1942 г. завод, ставший крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием Волго-​Уральского района, отправил в войска первый бензин.
Саратовский НПЗ (тоже входит в «Роснефть») летом 1942-го начали регулярно бомбить. Погибли 800 сотрудников и членов их семей, а предприятие было разрушено на 80%, но продолжало работать, выпуская по 5 тыс. т нефтепродуктов в сутки.
Восстановление нефтепромыслов на Северном Кавказе и Кубани началось сразу же после освобождения этих территорий. В Малгобеке нефть добывали уже через месяц. С кубанских месторождений в 1945 г. получили 753 тыс. т нефти, восстановив их работу на треть.
Потребление топлива Красной армией, получавшей с эвакуированных заводов всё больше техники и вооружений, росло кратно. Если в 1942 г. ей требовалось 4–6 тыс. т в сутки, то в 1944-м – 30–40 тыс. т. Но нефтепредприятия смогли обеспечить бесперебойное снабжение. Они работают до сих пор, часть из них – в составе «Роснефти».
Между тем германская армия, считавшаяся в начале войны одной из самых мобильных в мире, к началу 1945 г. потеряла этот статус окончательно.
https://aif.ru/society/history...
 
Как-то была передача про нефтяников периода войны. В частности вели рассказ про кавказские промыслы. И было озвучено, что большей частью скважины не уничтожались а глушились бетонирование каким-то "хитрым" способом. Немцам не получалось их расконсервировать. А после освобождения промысла наши успешно эти забетонированы скважины запускали в строй.
 
Война это тяжёлая работа и тылов, и передовой.
Вечная им память.
 
Там же находились и НПЗ, которые стали срочно эвакуировать в Волго-​Уральский нефтяной район.
Бог ты мой...:cc:
Я частенько задумывался о том с какими сложностями эвакуировали Эрмитаж.. А тут пришлось эвакуировать целый нефте-перерабытывающий завод !!
 
Про гсм и авиацию ! Мне рассказывал мой друг летчик истребитель . Вычитал он в каких то мемуарах . В дикие морозы фашики летать не могли т.к. масло превращалось реально в сливочное масло по консистенции. В один прекрасный день когда летать нельзя на аэродром фашиков совершают налет наши летчики. Так продолжалось несколько раз , фашики в шоке , как так Россия лапотная летает в эти морозы , что они там изобрели !? Сбивают средствами ПВО летчика. Остается жив, пытают тайну русских ГСМ . Оказалось все просто масло разбавляли солярой , это были фактически летающие бомбы который могли взорваться в любой момент.
 
ловац,
Оказалось все просто масло разбавляли солярой , это были фактически летающие бомбы который могли взорваться в любой момент.

Не надо фантазировать! Почитайте по ссылке https://piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=109512

В ходе исследований Петров обнаружил, что температура замерзания трофейного авиационного бензина была минус 14ºC, против минус 60ºC у нашего. Вот почему, понял он, немецкие самолёты не забираются на большие высоты. А как же они будут взлететь, когда температура воздуха в ленинградской области опустится ниже минус пятнадцати?
 
Не надо фантазировать!
С форума летунов !
В одной книге однажды прочел, как немцы во время войны "расспрашивали" наших пленных как мы готовим и летаем в условиях Русской зимы. Так вот ответ наших пленных , поверг в шок педантичных до инструкций и технически образованных немцев.
После выключения двигателя, когда масло уже начинало остывать, в маслобак заливался бензин и двигатель потом прокручивался несколько раз. Вязкость масла падала, и потом движок просто запускался "на холодную". с увеличением температуры бензин испарялся.
А авиационные пушки, которые клинило от замерзающей смазки на морозе, просто опускали в корыто с почти кипящей водой, чтоб выгнать смазку, потом протирали и так и летали "на сухую".
Но тогда была война, жизнь боевых единиц отсчитывалась несколькими вылетами... было оправдано.....

Оппонент пишет ответ

Насчет добавления бензина в масло - на Ан-2 до сих пор стоит эта система. Электроклапан ЭКР-3 управляется с левого пульта КВС, время разжижения, т.е. время открытия клапана при работе двигателя перед остановом зависит от ТНВ, но обычно от 3 до 5 минут. Бензин подается в маслопровод на выходе из маслорадиатора. Если не разжижать масло то при ТНВ -40-45 гр. время подогрева двигателя увеличится примерно на час- полтора, т.е. вместо двух часов будете греть все три.


ССЫЛКУ ВСТАВИТЬ НЕ ДАЕТ ФОРУМ
 
ловац, а почему самолёт с разбавленным маслом, это летающая бомба и почему он "в любой момент мог взорваться?"))..
 
а почему самолёт с разбавленным маслом, это летающая бомба
Это слова моего друга , летчика истребителя.
наверно та техника обладала какими то качествами что могли послужить к детонации или возгаранию

--- Добор поста---

самолёт с разбавленным маслом
с авиационным бензином в масле !
 
Оказалось все просто масло разбавляли солярой

с авиационным бензином в масле !
Ты уж определись... То соляра, то бензин...
Это слова моего друга , летчика истребителя.
и на чем он летал? И в какие годы?
 
Отец летал на Ил-4, Бостоне, Каталине. Говорил, что зимой по инструкции по лётной эксплуатации двигателей в катер (масло) впрыскивалась порция бензина для разжижения масла. Для этого предусмотрен специальный кран. Разбавленное бензином масло облегчало запуск движка на холоде, потом при прогреве бензин испарялся.
 
Говорил, что зимой по инструкции по лётной эксплуатации двигателей в катер (масло) впрыскивалась порция бензина для разжижения масла. Для этого предусмотрен специальный кран. Разбавленное бензином масло облегчало запуск движка на холоде, потом при прогреве бензин испарялся.
это есть во многих инструкциях по использованию техники в условиях холода ... 1-2стакана бензина в теплое масло ...
 
это были фактически летающие бомбы который могли взорваться в любой момент.

наверно та техника обладала какими то качествами что могли послужить к детонации или возгаранию

но на машине, если топливный насос начнёт пропускать бензин в картер, то при запуске стартером не плохой взрыв получается....Потдон и клапанные крышки на хер улетают....

И тут настало время офуительных историй....:cc::ag:
Ребята, вы о системе вентиляции катера ДВС, что нибудь слышали?!:ap: Ну такая штука "сапун" называется...
ЧЫтобы "бахнуть", нужна критическая концентрация паров бензина (именно ПАРОВ - ВАЖНО!)+ "зажигание". Критический концентрации быть не может, поскольку сапун её стравит, а где вы там найдете "зажигание", я даже спрашивать стесняюсь.:ah: Все что может произойти при повышенном уровне масла, из-за бензина, это повышение давления МАСЛА которого может хватить только на то, что выдавит сальники, и только в тех местах, куда маслонасос качает под давлением. Обычно выдавливает сальники коленвала. И это только на НОВЫХ движках, где компрессия хорошая и давление масла отличное.

Если туда накачает бенза больше чем масла - может конечно и бахнуть..
НеА, не может, даже чисто теоретически.)))
 
Тему почистил. Ребята, ну вы и падкие на "пук" одного фантазера и одна бабушка сказала. Тему, то не превращайте в базар.
 
Ребята, вы о системе вентиляции катера ДВС, что нибудь слышали?! Ну такая штука "сапун" называется...
ЧЫтобы "бахнуть", нужна критическая концентрация паров бензина (именно ПАРОВ - ВАЖНО!)+ "зажигание". Критический концентрации быть не может, поскольку сапун её стравит, а где вы там найдете "зажигание", я даже спрашивать стесняюсь. Все что может произойти при повышенном уровне масла, из-за бензина, это повышение давления МАСЛА которого может хватить только на то, что выдавит сальники, и только в тех местах, куда маслонасос качает под давлением. Обычно выдавливает сальники коленвала. И это только на НОВЫХ движках, где компрессия хорошая и давление масла отличное.
Иваныч ... авиадвигатели в большинстве своем с СУХИМ картером ....
 
Сверху Снизу