Оружие стали изымать «по подозрению»
... Росгвардия (главный орган в РФ по контролю за оборотом оружия) еще с конца 2021 г. упорно пыталась пролоббировать поправки в ФЗ «Об оружии», суть которых заключается в том, чтобы забрать оружие у его законного владельца, не особо утруждаясь в объяснениях, почему это делается.
Как это выглядит технически? Вводится новое понятие: «заключение», выдаваемое органами ФСБ, МВД, которое базируется на результатах проверки в отношении владельца оружия, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности.
Первую попытку сорвала «прогрессивная оружейная общественность», дружно проголосовав против инициативы РГ. На сайте
https://regulation.gov.ru, где был опубликована инициатива РГ, против этого проекта проголосовало 1567 человек, за- только 10.
Но неутомимый депутат Хинштейн со товарищами из ЕР (авторы закона - А.Е.Хинштейн, В.И.Пискарев, А.Б.Выборный) внесли под новогоднюю елочку в декабре 2022 г аналогичный
законопроект, который, как ни удивительно, стал 29.12.2022 г. № 638-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступил он в силу в конце марта 2023 г.
[автор источника] предсказывал, что этот закон будет использоваться абсолютно не так, как нам рассказывали его авторы. А именно – по принципу почтальона Печкина: у меня есть для вас посылка, только я ее вам не отдам.
Именно так и получилось. Считайте,
что накаркал ([автор источника] всегда «каркаю», когда власти принимают новые антиоружейные законы и, что удивительно, мои прогнозы всегда оправдываются).
С конца весны стало понятно, как этот закон применяется. К [автору источника] обратилось несколько человек и у всех практически один сценарий.
Как это теперь выглядит? Гражданин обращается в ЛРО для получения новой лицензии или продления разрешения, а ему, вместо запрошенного, приходит некое «уведомление» (вариант- «требование-предписание») о сдаче оружия на хранения до момента устранения препятствий владения оружия.
Что же стало причиной «возникновения обстоятельств, препятствующих владению»? Во всех случаях дружно ссылаются на п. 11 ч. 20 ст. 13 ФЗ от 13 декабря 1996 г «Об оружии», то есть, то самое «заключение», выданное соответствующим органом (МВД или ФСБ). Ничего в уведомлении по сути этих обстоятельств не содержится, только на сам факт наличия «заключения».
Ну, то есть, Вы, сударь, негодяй, но почему именно- мы не скажем. Потому, что тайна. Государственная.
Но как обжаловать такой документ? Ведь уведомление – это не решение органа власти, которое обжалуется в порядке ст. 218 КАС РФ. Это именно уведомление о том, что принято какое-то решение.
Истребовать первопричину, то есть само заключение, можно попробовать. Но могут и отказать. Потому, что оперативно-розыскная деятельность относится к гостайне. Можно попытаться обжаловать в порядке ст. 218 КАС РФ само по себе требование о сдаче оружия и в рамках процесса истребовать, в качестве доказательства, это самое заключение. Но, я уверен на 100%, что заключение выглядит как набор заклинаний, которые составляют суть п. 11 ч. 20 ст. 13 ФЗ от 13 декабря 1996 г «Об оружии» - мол, есть наличие опасности … ну и т.п. по тексту. А в чем суть-там не указано.
То есть, у органов есть просто некое подозрение, что гражданин, в принципе, может совершить что-то нехорошее. Но доказывать кому-то и объяснять что-то они не собираются. Вот просто- «мы так считаем» и все тут.
У меня, как юриста, такое положение вещей не стыкуется с понятием «вины». То есть, противоправного действия гражданина, за которое он должен нести ответственность. Вот как это звучит в УК РФ:
УК РФ Статья 5. Принцип вины
1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
А наказывать за «возможность совершения», ну это как за изнасилование можно наказать любого мужчину, ввиду присутствия у него такой гипотетичекой возможности в виду наличия полового органа.
Иными словами, введения института такого «заключения» есть ни что иное, как
объективное вменение.
Многие спросят, а как быть, если органы знают, что человек готовит что-то нехорошее? Очень просто – в таком случае, есть
ст. 30 УК РФ Приготовление к преступлению и покушение на преступление.
Если органы узнали о готовящемся преступлении или правонарушении – пусть задержат гражданина и не нужно городить галиматью ни с какими «заключениями».
Что произойдет дальше с отнятым по такой бумаге оружием? Бедолага-лишенец сдаст на «временное хранение» оружие в ЛРО на год, не более. Но дело в том, что «заключение» действует два года. Догадываетесь, куда денется оружие? Правильно, его нужно, или продать, или утилизовать. И не факт, что через два года «заключение» будет положительное.
Пока сведения поступают о нескольких десятках таких случаев, особенно много их, почему-то в Татарстане.
Сказать с точностью, что именно являлось причиной такого заключения нельзя. Но есть некие предположения.
Отрицательные заключения по линии МВД даются на ранее судимых лиц, причем тех, кто может получить разрешение на оружие ввиду погашенной или снятой судимости, когда состав совершенного преступления не препятствует, уже по новому закону, владению оружием. Например, по «народной» статье 228 УК РФ. При том, что в настоящее время гражданин отказался от вредных привычек, а «принят» был в юном возрасте «за косячок».
Отрицательные «заключения» от ФСБ выдаются тем людям, кто был как-то замечен в политической активности и попал в некую базу или список лиц, в отношении которых ведется наблюдение. Причем, у этих баз нет срока давности - попасть в них мог какой-нибудь юный анархист, а «вспомнили» о нем, когда он стал взрослым мужиком и владел оружием уже несколько лет.
Проверить себя в наличии таких баз невозможно. «Ведь вы ничего не нарушили? Это же просто база...», - скажут вам в органах. Каким-то законным путем быть вычеркнутым из базы, доказав свое примерное настоящее тоже нельзя – нет такой процедуры.
Буду следить за судебной практикой по такого рода делам.
В общем, владеть оружием в РФ становится все сложнее и сложнее.