Май 1945 года. Германия. Советский солдат идет мимо убитого гауптштурмффюрера СС на улице Фридрихштрассе около станции метро «Ораниенбургер Тор» в Берлине.
Во время штурма Берлина советским бойцам при контактах с местным населением нередко приходилось сталкиваться с фактами лояльного отношения гражданского населения в Красной армии:
«Характерным является то, что гражданское население Берлина указывает бойцам и командирам, как пройти в тот или иной район, чтобы избежать обстрела фашистами, засевшими в отдельных домах. Многие немцы добровольно вызываются проводить наших военнослужащих в необходимые районы. Имеются неединичные факты, когда жители Берлина предупреждают наших бойцов и командиров о грозящей им опасности в той или иной части города, не только в тылах наших частей, но и во время боев по очищению города от гитлеровцев.
Жители Берлина часто сообщали ценные сведения об окруженном в Берлине гарнизоне гитлеровцев. Так, 27.4.45 г. немка Славинская (уроженка г. Берлина) обратилась к командованию 146 сд, заявив, что она послана от 60 семей немцев пригорода Вайсензее, чтобы сообщить ценные сведения о противнике и тем самым ускорить окончание военных действий в Берлине. Славинская подробно рассказала об укреплениях немцев в парке севернее Силезского вокзала, о гарнизоне этого укрепленного района, указала скрытые пути подхода к ним и проводила наших разведчиков по этим проходам.
Отмечены многие факты, когда немецкое население оказывает помощь раненым нашим бойцам и командирам.
27.4.45 г. на участке 146 сд во время боя жители Берлина оказывали помощь нашим раненым.
27.4.45 г. на перекрестке улиц фашистами были ранены бойцы 52 гв. сд Шуменов и Силин. Немки Шлирке и Минер оказали первую помощь раненым и доставили в ближайший медсанбат.
26.4.45 г. был ранен выстрелом из-за угла красноармеец 136 апабр Сильченко. Находившийся вместе с ним лейтенант Воропаев пошел в штаб, чтобы взять бойцов и доставить Сильченко в госпиталь. Когда Воропаев возвратился, раненого не оказалось. Немецкое население отправило Сильченко в наш госпиталь, оказав первую медпомощь.
27.4.45 г. немецкими снайперами был убит офицер связи штаба армии капитан Проскурин. По просьбе майора Муравьева труп Проскурина охранял один немец, а затем вынес его в безопасное место.
Немецкое население помогает нашим подразделениям выявлять фашистов, обстреливающих военнослужащих в тылах войск.
Так, 28.4.45 г. в комендатуру пригорода Вайсензее явились 20 немцев и подробно рассказали о местах хранения гитлеровцами панцер-фаустов, оружия и боеприпасов. Они же указали места жительства и фамилии фашистски настроенных немцев, которые совершают террористические акты против воинов Красной Армии.
26.4.45 г. 8 немцев, проживающих в городском районе Веддинга, рассказали командирам 52 гв. сд, в каких домах прячутся фашисты и совершают убийства красноармейцев. Немцы сами оказали помощь по вылавливанию их.
27.4.45 г. при размещении штаба 146 сд комендантом квартала был назначен немец, который сразу же навел порядок и не было больше случаев совершения убийств военнослужащих. Жители сами разоблачили одного фашиста, стрелявшего из окон в наших тылах и передали его командованию.
26.4.45 г. в заводской район Вайсензее пришла группа рабочих, которые предложили свои услуги командованию, чтобы ремонтировать трофейные машины и, если будет разрешение, приступить работать на заводе на нужды Красной Армии.
В Берлине, особенно в городском районе Веддинг, встречаются многие немцы, которые приветствуют наших воинов с поднятым кулаком — «Рот фронт», объявляют себя коммунистами или сочувствующими им и заявляют, что довольны поражением гитлеровской Германии.
Характерным является также и то, что во время наших передач через звуковещательные станции для окруженного гарнизона гитлеровцев в Берлине десятки немцев из числа гражданского населения изъявляют желание выступить с призывом о прекращении сопротивления.
Многие немцы переходили линию фронта и приводили в расположение наших частей немецких солдат и офицеров, добровольно желающих сдаться в плен Красной Армии.
Рабочий табачной фабрики Берлина (район Панков), узнав о хорошем отношении Красной Армии к немецкому населению, пошел обратно на табачную фабрику и привел с собой 600 чел., охранявших фабрику, которые добровольно сдались со своим оружием.
Подобные факты лояльного отношения немецкого населения к Красной Армии являются многочисленными».*
* ГАРФ. Ф. 233. Оп. 2380. Д. 41. Л. 336—338. Копия. Донесение члена Военного совета 3-й ударной армии Военному совету 1-го Белорусского фронта об отношении немецкого населения к советским военнослужащим от 2 мая 1945 г.