• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Все началось с немецкой фотографии, на которой угадывался разбитый советский танк Т-28

Автор темы

tvi55

Команда форума
Регистрация
27/05/08
Сообщения
3 837
Реакции
1 599
Адрес
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
Когда появились в широком доступе архивные фотографии, сделанные немецкими хроникерами, многие поисковики занялись разборкой отдельных боевых эпизодов. И часто по изображению одного сгоревшего броневика или сбитого самолета, на фоне которых позировали немцы, восстанавливали судьбу всего экипажа, числившегося до той поры пропавшим без вести. Обычно, о такой работе (если не участвуешь в ней лично) судишь по результату, когда видишь уже восстановленную картину и не представляешь этапов, предшествующих ей. Но один раз автору статьи довелось видеть развитие поиска на протяжении нескольких лет благодаря человеку по имени Михаил Тух.
Все началось с немецкой фотографии, на которой угадывался разбитый танк Т-28, замерший на обочине какой-то пыльной дороги. На основной и пулеметной башне просматривались пробоины от противотанковых малокалиберных снарядов. Вторая малая башня сорвана. Люки артиллерийской башни открыты, ящики с ЗИПом пусты. Похоже, экипаж сумел выжить. Танк необычный – экранированный, а потому заинтересовал людей, занимающихся военной историей.

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg
Внимательно изучив немецкие фотоматериалы, удалось найти снимки этой же машины, сделанные с иных ракурсов. И стала понятна причина, по которой экипаж оставил танк – у него оказалось разбито моторное отделение. А еще стало видно, что танк стоял не один. В удалении от него, метрах в сорока, замер наш БТ-7 с открытыми башенными люками (немцы за характерный силуэт башни при распахнутых люках прозвали эти машины «Микки Мусами»). А между двумя танками, на той же стороне дороги, что и первый Т-28 стоял сгоревший немецкий броневик Sd.Kfz.222 с 20-мм скорострельной пушкой. Стало ясно, что на фотографиях отображены последствия встречного боя. Постепенно удалось установить и географию эпизода, и его хронологию, и судьбы членов экипажа советских машин.

Все произошло 5 июля 1941 года во время сдерживания немецкого удара, нацеленного на Ленинград. 3-я танковая дивизия, которой принадлежала бронетехника из хроники, действовала на дороге Остров – Псков. Советские части отступали с боями, стараясь как можно сильнее замедлить продвижение немцев. 5 танковый полк (3 танковая дивизия, 1 мех. корпус) между деревень Подберезье и Гнилище потерял свой Т-28 – сначала ему снарядом, попавшим в погон, заклинило башню, а потом фланговым огнем повредили мотор. Экипаж оставил машину. Танк стоял на обочине, почти не мешая движению. И уже после потери этого Т-28 выяснилось, что на только что оставленном участке обороны бросили 4 ящика 76-мм бронебойных снарядов, которые подходили для основного орудия Т-28 (они еще оставались в полку). Поэтому двум танкам БТ-7 поставили задачу в 18:30 на максимальной скорости проскочить на оставленный рубеж и забрать эти снаряды. На второй танк посадили четвертого танкиста – командира подбитого Т-28. Он знал дорогу и точное место, где находились снаряды.

На беду танкистов, за подбитым Т-28, на пашне встал немецкий броневик, практически невидимый из советских танков, идущих по дороге. Так что наши танкисты не ожидали, что по ним откроют огонь из-за нашего танка Т-28, все еще чадившего. Правда, судя по всему, немцы тоже не ждали появления советских машин, потому что головной БТ-7 проскочил, и броневик открыл огонь уже по второму танку. Второй танк получил 7 попаданий и встал. Мехвод погиб (его тело не смогли достать, и он позднее сгорел в танке), трое получили ранения (экипаж БТ-7 состоял из 3 человек, но в танке, как уже говорилось, находился еще и командир того самого горевшего Т-28).

Головная машина, проскочившая мимо засады, сошла с дороги (видимо, танкист хотел маневрировать на просторе) и… завязла в болотистой низинке, окружавшей грунтовку. Танкисты застрявшей машины развернули башню и открыли огонь по броневику, который они теперь видели неплохо. Немцы, уходя от обстрела, выехали на дорогу, укрываясь за горевшим Т-28. И подставили корму второму БТ, замершему на дороге. Его экипаж хоть и потерял механика-водителя, но танк еще не покинул. И вот они-то и подбили так опрометчиво подставившегося немца. Броневик загорелся. А уцелевшие танкисты советских танков подожгли подбитую машину и ушли к своим. При отходе был ранен командир застрявшего танка. Ночью наши предприняли попытку вытянуть застрявший БТ. Но не смогли и расстреляли его, затратив семь 45-мм танковых снарядов, чтобы практически исправная техника не досталась врагу.

Раненый командир Т-28 попал ненадолго в госпиталь, но очень скоро вернулся в строй, потом снова получил ранение и снова быстро вернулся в часть. Воевал дальше, а 21 октября того же 1941 года его танк вновь подбили. При этом командиру выбило правый глаз и оторвало пальцы правой руки. Но командир, истекая кровью, продолжал вести огонь, пока не потерял от кровопотери сознание. За этот бой танкиста представили к званию Героя Советского Союза, но дали только Орден Ленина в январе 1942 года.

Его отправили в госпиталь, наскоро подлечили. И этот искалеченный танкист снова пытался попасть в действующую часть. Однако скрыть отсутствие глаза и пальцев на руке сложно, и его отсеяли, отправив домой. Ну, а звали того танкиста Ручко Гавриил Яковлевич.
8.jpg
6.jpg
7.jpg

Родился он 9 марта 1909 года на Украинской земле, в начале 30-х был призван в армию, а после срочной отправлен в офицерское танковое училище. Окончил его и стал служить в городе Владимире в танковой части. Там наш герой и женился. Перед самой войной получил звание лейтенанта. На фронте успел стать старшим лейтенантом.

Вернувшись во Владимир, Гавриил Яковлевич преподавал до конца войны на командирских курсах. А потом, когда инвалидов стали увольнять из армии, устроился работать на ТЭЦ, где занимал должность начальника отдела снабжения. Увы, мирной жизни танкисту выпало совсем немного – он умер 19 января 1947 года от затяжной формы малярии, подхваченной на тех самых псковских болотах, усугубленной старыми ранениями. За две недели до смерти у него родилась дочь Ольга, которая впоследствии закончила филфак, стала краеведом, кандидатом наук и 36 лет преподавала старославянский язык и историческую грамматику.
#Статья@btvt2021
#ВОВ@btvt2021
#СССР@btvt2021

Автор статьи - Илья Поляков
Источник - https://zebra-tv.ru/novosti/story/vse-nachalos-s-neme..
 
Сверху Снизу