• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Товарищ «Д»

Автор темы

tvi55

Команда форума
Регистрация
27/05/08
Сообщения
3 837
Реакции
1 599
Адрес
Санкт-Петербург
Для знакомых
Владимир Иванович
Охочусь с
1994
Оружие
ИЖ-27М, ОП СКС 7.62х39
Собака(ки)
Английский кокер спаниель
Товарищ «Д» - это Иван Дмитриевич Дмитриев. Во время Великой Отечественной войны И.Д.Дмитриев был секретарём Лужского райкома партии, одним из организаторов и активным участником партизанского движения в Ленинградской области. Более двух лет Дмитриев провел во вражеском тылу. Он занимал должность начальника районного партизанского штаба, а позже был комиссаром 9-й партизанской бригады.

1.jpg


Ленинградские архивы сохранили документы за его подписью, составленные в годы войны. Ниже представлен один из таких документов связанный с боевой деятельностью ленинградских партизан:

«Из отчёта секретаря Лужского райкома ВКП(б) И.Д. Дмитриева Ленинградскому обкому ВКП(б) о боевых действиях лужских партизан с марта по сентябрь 1942 года.

17 сентября 1942 г.

I. Состояние партизанских отрядов

В конце февраля 1942 г., когда я шел на выход через фронт с отрядом в 15 чел., в Лужском р-не оставались партизанские отряды: Лукина — 22 чел., Романова — 15 чел., Брыкусова — 12 чел., Семенова — 9 чел., Макарова — 16 чел., Панова — 22 чел. Всего — 96 чел. Все они были в западной и юго-западной части р-на. Ни один отряд не имел рации. С моим выходом прервалась всякая связь с ними. Позднее, уже 20 марта, я с отрядом лужских партизан в 10 чел. принимал участие в походе партизанской бригады, руководимой подполковником т. Тарасовым. Поход бригады был в Лужский р-н, но бригада, а вместе с нею и я дошли только до линии Варшавской железной дороги. До моих отрядов мы не дошли 40—50 км. Пребывание бригады в Лужском р-не было непродолжительным, поэтому связаться с отрядами или получить точные сведения о их существовании и деятельности я не мог.

20 мая с. г. я вновь с отрядом в 55 чел., укомплектованным в основном за счет партизан, отчисленных по разным причинам из других, нелужских, отрядов (лужан в моем отряде было только 14 чел.), был направлен из Малой Вишеры в свой Лужский р-н. Мой отряд действовал на территории Лужского, а потом Оредежского р-на июнь, июль и август. Все это время отряд испытывал большие затруднения с продовольствием. Несмотря на то что мне по рации ежедневно сообщали из Ленинграда и М. Вишеры, что самолеты прилетят и сбросят продукты питания, однако ни одного килограмма продовольствия я не получил. Позднее я узнал, что самолеты несколько раз вылетали, но ни одного разу не прилетали к месту, где я их ожидал...

Не получая продовольствия с самолетов, я пытался достать его у местного населения. Возможности для этого были очень ограничены. Во-первых, население р-на в прошлом году не могло полностью собрать урожая (в Лужском р-не шли бои 1 1/2 месяца, посевы были вытоптаны, сожжены), и население голодает. Во-вторых, в июне — июле почти во всех деревнях р-на были карательные отряды. Много раз посылаемые мною из отряда партизаны за продовольствием вели бои с карателями в самих деревнях...

Я уже отмечал в своем отчете, что наряду с боевой деятельностью моего отряда я имел задачу найти и руководить другими лужскими партизанскими отрядами, о которых не имел сведений со времени моего первого выхода через фронт в конце февраля 1942 г. Оказалось, что все 4 отряда зимой были разбиты в боях с карательными отрядами. Отряд Семенова, председателя Волошовского сельсовета, уничтожен полностью. Отряд Брыкусова разбит, а сам Брыкусов с остатками отряда ушел из р-на с намерением перейти фронт в Партизанском крае. Отряд Лукина разбит, а сам Лукин был убит еще 31 января у д. Ложок Сабицкого сельсовета, вместе с ним погибли 6 партизан его отряда. Отряд Романова также в боях с карателями потерял половину своего состава. Из остатков отрядов Лукина и Романова был создан один отряд в 15 чел. Командиром отряда являлся Романов Михаил Васильевич, комиссаром — Андреев Николай Андреевич. 8 человек этого отряда вместе с Романовым остались партизанить, а 7 чел. вместе с Андреевым пошли на выход. Сам Андреев пропал без вести в начале августа, когда находился в лагере Сазанова. Отряд Панова в марте был разгромлен. Сам Панов убит. Отряд Макарова также разбит в апреле 1942 г., сам Макаров убит, его заместитель Самодумов с остатками отряда пошел
на выход.

Сейчас, по состоянию на 1 сентября, в р-не находятся три партизанские группы:
1. Группа Климанова — 12 чел. (около ст. Серебрянка).
2. Группа Романова — 8 чел. (около дер. Ветчины).
3. Группа Утина — 7 чел. (около реки Оредеж. Эта группа, возможно, пошла на выход через Партизанский край). Всего 27 чел.

Из всех этих групп имеет рацию только группа Климанова, но за два месяца от Климанова не получено ни одной радиограммы. Есть основание предполагать, что рация неисправна или что-либо случилось с радистом Крыловым. Обе группы Романова и Утина слабы в боевом отношении, партизаны этих групп находятся в тылу врага 13 месяцев и ни разу не выходили на отдых через фронт. Многие из них больны. Взрывчатых веществ не имеют, вооружены преимущественно винтовками и полуавтоматами. Рации не имеют.

II. Боевая деятельность лужских партизанских отрядов

За период с 1 марта по 1 сентября лужскими партизанами сделано следующее:

1. Отряд Романова взорвал 3 грузовые автомашины и уничтожил около 40 немецких солдат на дороге, идущей из Луги в Осьмино около дд. Ветчины, Замостье, Высокая Грива. Машины подорвались на минах. Главным минером был Романов Иван (брат командира отряда). Кроме того, в боях с карательным отрядом в марте уничтожено около 25 немцев. Бои с карателями велись в Лядском р-не, куда отряд был вынужден уйти из-за преследований многочисленных карательных отрядов в Лужском р-не.

2. Отряд Лукина (до его объединения с отрядом Романова) подорвал в марте две автомашины около д. Волошово, уничтожено 18 фашистов. Два раза вел бои с карателями, в которых уничтожено 12 фашистов.

3. Мой отряд в количестве 10 чел. с 20 марта по 17 апреля принимал участие в походе партизанской бригады, руководимой подполковником Тарасовым... Доукомплектованный в г. Малой Вишере до 55 чел., руководимый мною отряд был отправлен в тыл врага — в Лужский р-н. Линию фронта перешли в Оредежском р-не 31 мая. Все основные боевые операции отряд проводил в северной и западной частях Лужского р-на. Находясь в тылу врага в течение трех месяцев, отряд (или отдельные группы отряда) вел бои с немецкими карателями 8 раз:

1) 10 июня около д. Старицы группа в 10 чел., руководимая тов. Тумориным, вела бой с встретившимся на пути карательным отрядом в 30 чел. Убито 3 фашиста и ранено 4. Свои потери — 2 чел. убитыми — Солдасюк и Иванов.

2) 14 июня в д. Елемно Сабицкого сельсовета группа в 12 чел., руководимая секретарем по кадрам РК ВКП(б) т. Варгановым Владимиром Федоровичем, вела бой с карательным отрядом в 50 чел. в течение двух часов. Убито фашистов — 2, ранено — 3. Свои потери — убит 1 человек - Ларенков.

3) 15 июня в д. Ложок группа в 8 чел., руководимая зав. военным отделом РК ВКП(б) Климановым А. И., вела бой. Сколько уничтожено фашистов, установить не удалось. Своих потерь не было.

4) 19 июня в лесу группа Туморина в 14 чел. встретилась с карательным отрядом. Бой шел более трех часов. Убито фашистов свыше 10 чел. Своих потерь не было.

5) 25 июня группа в 6 чел., руководимая Никифоровым, была направлена в д. Вяз за продуктами; посланный в разведку партизан Кутузов встретил в деревне свыше 20 немцев. Двух из них Кутузов убил из автомата, а сам вернулся к своим.

6) 28 июня группа Святова и Гошева в 6 чел. вела бой с карательным отрядом, напавшим на лагерь. Количество убитых немцев не установлено. Группа же Святова в результате боя пропала без вести (трупов их мы не нашли, в плен ни один не сдался. Предполагаю, что ушли в Новгородский р-н).

7) 29 июня группа в 7 чел., руководимая В. Ф. Варзановым, вела бой с карательным отрядом в 100 чел., который пришел к месту, указанному для сброски продуктов с самолета. Бой шел в течение нескольких часов, фашистов убито 7 чел., ранено — 4. Свои потери — убито
3 чел. — Яковлев, Павлов и Шибаев.

8 ) 30 июня отряд карателей пришел в ранее разгромленный ими же лагерь в два часа ночи. В лагере находились только 2 чел. — т. Варзанов и радист Зарубин. Каратели открыли по ним огонь из винтовок и автоматов (на расстоянии 12 м). Варзанову и Зарубину удалось уйти, но в руки немцев попала рация, оставленная Зарубиным. Кроме указанных боев был еще ряд столкновений с карательными отрядами.

9) В ночь с 28 на 29 июня группой в 5 чел. партизан руководимого мною (т. Дмитриевым) отряда на перегоне между станциями Толмачево — Мшинская Варшавской железной дороги в 11/2 км севернее Шуваловского переезда был взорван воинский эшелон в 45—50 вагонов с немецкими
солдатами, офицерами, танками, пушками и боеприпасами...

Одновременно с ведением боев с карателями и операцией на железной дороге мы повсеместно портили средства связи. Перерезали телефонные провода в 20 местах. В четырех местах перерезали телеграфный кабель. Разобрано свыше 15 мостов по дорогам, где часто ездят
немцы.

Во второй половине июля и в августе, уже находясь в лагере секретаря Оредежского РК ВКП(б) т. Сазанова, куда мы вынуждены были прийти в связи с потерей рации и гибелью радиста Зарубина, а также полнейшего отсутствия продуктов питания, мы принимали участие в
боевых операциях вместе с оредежскими партизанами...

Несмотря на все перечисленные боевые операции отряда, я считаю, что можно бы сделать много больше, если бы не два серьезных обстоятельства.

1. Отряд в течение 37 дней голодал. Продукты, полученные в Малой Вишере, кончились еще в начале июня. Надежды на получение продуктов с самолетов не оправдались. Ждали самолета долго. 16 ночей жгли костры, встречая ежедневно обещаемый по рации самолет. Но самолет
так и не прилетел. От местного населения за этот срок достали только одну корову, от немцев — одну лошадь. Основными продуктами питания были трава, клюква и грибы. В результате голода отряд был мало боеспособен. Большинство партизан отряда были опухшие от голода. Некоторые лежали от истощения в течение 15—20 дней.

2. В отряде было очень мало взрывчатых веществ, и в частности толу. В Вишере нам толу не дали совершенно, заявив, что «получите на нашей базе в Щелковке». Там же нам дали только 4 кг. С большим трудом нам самостоятельно, уже по линии фронта, удалось достать несколько
килограммов. Этого запаса хватило нам только на взрыв поезда 28 июня и обеспечение толом группы Климанова, направляемой на железную дорогу в район станции Серебрянка.

III. Партийно-политическая работа среди населения

Массово-политическую работу среди населения мы проводили, хотя возможности ее были ограничены наличием немцев в большинстве деревень. Всего проведено 3 колхозных собрания, 7 групповых бесед и большое число индивидуальных бесед с колхозниками. Распространяли взятые из Вишеры листовки, газеты. Кроме того, большую политическую работу среди населения провел отряд т. Романова. Этот отряд держал под контролем и обеспечивал политическую работу в колхозах трех сельсоветов... Например, в д. Старицы, куда мы пришли в июне 1942 г. за продовольствием, собралось все население: старые и малые. Всего собралось 80 чел. Отнеслись к нам очень хорошо. Хотя сами и голодали, ходили с опухшими лицами, хлеба совершенно не имели (июнь), но собрали нам 1 1/2 кг масла, 50 штук яиц, соли и т. д. Не было ни одного человека, пришедшего к нам, который не принес бы нам чего-нибудь. То же имело место в д. Сабицы и других, куда нам удавалось проникать. От населения мы получали сведения о противнике, о карателях и их намерениях. По нашим заданиям отдельные колхозницы ходили в г. Лугу и приносили нам нужные сведения...

IV. Репрессии по отношению к населению

Если осенью прошлого года немецкие власти проводили по отношению к населению политику кнута и пряника, то с середины зимы господствует в политике один кнут. Уже нет, или почти нет, прежних заигрываний с населением. За малейшие признаки сопротивления проводимой немцами политике население жестоко карается. Немцы широко практикуют в отношении мирного населения расстрелы, карцер и розги. В отчете, представленном мною в марте 1942 г., я уже сообщал о сотнях людей, расстрелянных немцами. Теперь расстрелов стало еще больше. Весною 1942 г., видя, что сломить и уничтожить партизан они не могут, немцы обрушились на семьи партизан. Свыше ста человек в Лужском р-не расстреляно только за то, что из их семьи кто-нибудь партизанит. Расстреливали, сжигали живьем, мучили и издевались, не считаясь ни с полом, ни с возрастом людей. Расстреливают даже дальних родственников... Часто за малейшие провинности, а то и просто по подозрению в неблагонадежности немцы сажают население в карцер, порют розгами и т. п. В марте 1942 г. зверски были замучены, а затем расстреляны в д. М. Замошье Пореческого сельсовета Ваулин Анатолий, его жена комсомолка Бардистова Антонина, Парфеев и другие. Немцы долго мучили их, загоняли под ногти иголки, жгли раскаленным железом, добиваясь, чтобы они сказали, где находятся партизаны. Однако немцы от героев-патриотов ничего не добились. Они умерли, не сказав немцам о партизанах, хотя и знали, где расположен их лагерь. Громадное большинство населения с нетерпением ждет своего освобождения от немецких разбойников. Несмотря на террор, стараются помочь партизанам. Нередки случаи, когда патриоты Родины с большой опасностью для себя предупреждали нас, партизан, о планах нападения на нас карателей, делились продовольствием, хотя сами голодали...

Секретарь Лужского РК ВКП(б) командир
объединенных партизанских отрядов И. Дмитриев

ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 332, л, 69—75 об. Подлинник. Машинопись.
 
Сверху Снизу