Основы воспитания и дрессировки собак
Понятие о воспитании и дрессировке
Под воспитанием и дрессировкой собак понимается приучение их выполнять какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.
Научной основой методики воспитания и дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.
В свете этого учения воспитание и дрессировка представляют собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.
Все действия собаки представляют собой сложные безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой, родительский и другие инстинкты.
Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие or безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни.
Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.
Навыки у собаки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.
Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.
Следовательно, воспитание и дрессировка представляют собой выработку у собаки навыков или приемов.
Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.
Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма»
которые вызывают у него ответное действие.
Раздражители подразделяются на безусловные и условные.
Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов, или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.
Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме (в виде нападения) или в пассивной (в спасании бегством).
Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.
Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает проявление полового инстинкта и т. д.
Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), ранее выработанных ею в про-цессе своей жизни.
Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатываются навыки.
Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить или прекращать какое-либо действие по одному сигналу (условному раздражителю).
Следовательно, воспитание и дрессировка основаны на образовании у собаки условных рефлексов.
Быстрота образования условных рефлексов зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания и т. д.
В молодом возрасте, примерно от шести месяцев до двух лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около человека, близко и часто общается с ним.
Способы отработки приемов
В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощ-рительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.
Выбор того или другого способа зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей собаки, от приема, отрабатываемого у нее, и т. д.
Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик использует только пищевые раздражители.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык— подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия* сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает ее приблизиться, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя едой {безусловный пищевой раздражитель) желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык — подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».
Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.
Механический способ заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки сопровождает условный раздражитель безусловным механическим или болевым раздражителем.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду: «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращают после посадки собаки.
Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.
Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У охотничьих собак этим способом отрабатывается только команда «нельзя».
Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик сопровождает условный раздражитель безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие; после этого он применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне» без подтягивания за поводок. При таком способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.
В результате воздействия двух различных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.
Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов. Поэтому способ этот особенно широко применяется при дрессировке охотничьих собак всех пород.
Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в различных действиях, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.
Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.
Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак»
Раздражители, применяемые в дрессировке собак
Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.
Условными раздражителями являются сигналы, подаваемые дрессировщиком собаке.
Сигналы служат основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на команды, жесты, подаваемые движением правой или левой руки, и звуки, производимые свистком или рогом.
Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.
Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым, или безразличным, раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.
Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.
В дрессировке собак применяются интонации ласки, приказания и угрозы.
Интонация ласки применяется при поощрении собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения служит восклицание «хорошо», которое всегда произносится громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.
Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, «ко мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.
Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.
Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной отработке приема.
Они бывают двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком.
Сила физического раздражителя должна соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.
К щенку, к молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. К взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.
Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки проявление оборонительного инстинкта, что сильно тормозит выработку у нее нужного навыка.
Пищевой раздражитель — это лакомство, т. е. пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим лакомством является мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.
Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
Средства воздействия дрессировщика на собаку
При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.
Поощрение применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.
Поощрением для собаки в зависимости от обстоятельств может служить восклицание «хорошо!», сглаживание рукой или дача кусочка лакомства. Для того чтобы восклицание «хорошо'» и сглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и сглаживание подкреплять кусочком лакомства. После этого одно восклицание «хорошо!» или сглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и дача ей лакомства.
Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.
При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.
Принуждение применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна лишь команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.
В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.
Запрещение применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, не желательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя» без подкрепления будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя»— один из признаков дисциплинированности собаки.
Наиболее часто встречаемые ошибки при воспитании и дрессировке собак
Ошибки дрессировщика — это неправильные его действия при воспитании, дрессировке собаки, из-за чего у нее не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.
К ошибкам дрессировщика нужно отнести:
а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись», в третьем — «ляг» и т. д. Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется.
б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него.
Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.
Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков, воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание ее дома и на охоте.
Все указанные ошибки наиболее часто встречаются у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что только терпение, настойчивость и ласка при воспитании и дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.