Работа стрелка-спортсмена по сохранению спортивной формы и повышению мастерства
Настоящая глава более подробно освещает некоторые вопросы техники стрельбы.
Она рассчитана не на начинающего стрелка, а на стрелка, прошедшего школу, освоившего стрелковое искусство, имеющего свой личный опыт и могущего критически подходить к стрельбе.
Самостоятельная работа стрелка возможна только после того, как он отработает технику производства выстрела, приобретет ряд необходимых навыков и получит постоянную тренировку в стрельбе.
Самостоятельная работа стрелка-спортсмена не похожа на учебную работу. Она базируется на собственном опыте и имеет отчасти экспериментальный характер. Для стрелков, серьезно и вдумчиво относящихся к занятию стрелко-вым спортом, подобная работа чрезвычайно интересна.
Если проследить за развитием стрелкового спорта в нашей стране, то станет очевидным, что стрелковое мастерство отдельных спортсменов и всей массы стрелков сильно повысилось. Результаты, которых несколько лет назад добились отдельные стрелки, которые считались чуть ли не предельными, в настоящее время считаются обычными для стрелков, серьезно работающих над повышением своей спортивной квалификации.
Овладение высоким спортивным мастерством дается нелегко и требует от спортсмена настойчивости и хорошо продуманной системы в работе. Иногда после ряда успехов следуют неудачи. Это непостоянство результатов на ответственных соревнованиях неизбежно для молодого спортсмена и объясняется отсутствием у него достаточного спортивного опыта, выдержки, уменья быстро ориентироваться и применить во-время тот или иной прием, подходящий для данного случая, и т. д.
Этим не следует огорчаться, а тем более считать себя неспособным к дальнейшему росту. Постоянная вдумчивая работа и любовь к делу обязательно дадут положительные результаты.
Стрелок не должен принимать на веру каждый новый прием (изменение в стойке, технике производства выстрела и пр.). Его можно принять только после тщательной проверки, твердо убедившись в его полезности.
Любой общепринятый прием может вызвать у стрелка сомнения и желание самостоятельно разобраться в правильности его.
Как ставить ступни ног при изготовке? Расставлять ли их на ширину плеч или ставить правую ногу позади левой или несколько сбоку и сзади; опираться ли всей ступней на землю или оставлять пятку правой ноги навесу, опираясь только передней частью ступни на землю?
Вопрос о распределении веса тела и ружья может быть решен различно. Можно распределить нагрузку почти равномерно, чуть больше нагрузив левую ногу, а можно основную часть веса перенести на левую ногу.
Первое положение выгодно тем, что является более устойчивым и свободным. Для некоторых стрелков из-за особенностей физического склада более выгодным окажется второе положение.
Почти все стрелки уже в начальный период обучения после нескольких стрельб находят наиболее устойчивое положение. Но в короткий срок после небольшого количества стрельб выработать приемы изготовки не всегда удается. Часто даже опытный стрелок путем длительной проверки приходит к выводу, что изготовку нужно изменить. Однако изменять прием изготовки надо только после того, как стрелок окончательно убедится в том, что при изменении изготовки результаты стрельбы улучшатся.
Наблюдать за изготовкой различных высококвалифицированных стрелков и изучать их приемы стрельбы интересно и полезно.
Однако не следует перенимать различные приемы даже у выдающихся стрелков без критического подхода, потому что часто стрелок бессознательно пользуется ими по привычке или из желания казаться оригинальным.
Поскольку начинающему стрелку трудно прицеливаться с двумя открытыми глазами, рекомендуется, производя прицеливание, закрывать левый глаз. Этот прием должен рассматриваться как учебный, пригодный только в период начального обучения. В дальнейшем не следует закрывать один глаз при прицеливании по следующим соображениям: закрывание левого глаза требует от стрелка значительного усилия, а двумя глазами стрелок отчетливее видит мишень (даже при плохом освещении) на темном фоне местности и быстрее определяет направление, скорость полета и расстояние до мишени; величина поля зрения при этом значительно больше. Переход к стрельбе с двумя открытыми глазами дается легче в том случае, когда правый глаз стрелка до этого был ведущим. Систематической тренировкой в прицеливании всегда удается добиться того, чтобы правый глаз стал ведущим и чтобы стрелок свободно стал стрелять с обоими открытыми глазами. В том случае, когда сила зрения правого глаза значительно меньше, чем сила зрения левого, сделать правый глаз ведущим невозможно. При стрельбе глаза стрелка устают. Чтобы глаза не уставали, не следует перед стрельбой и во время нее смотреть на ярко освещенные предметы; кроме того, надо избегать резких переходов от света к тени. Не следует долго проверять, находится ли глаз на продолжении прицельной линии ружья (при стрельбе от плеча с места и при стрельбе по парным мишеням). Целесообразно некоторое время смотреть поверх планки ружья на участок местности в зоне огня, чтобы дать возможность глазам привыкнуть к окраске местности и освещению. После этого подавать команду о выпуске мишени. В промежутке между выстрелами тоже не следует пристально смотреть на какой-либо предмет, особенно имеющий яркую окраску.
Для полного отдыха глаз после стрельбы требуется около часа. Это следует иметь в виду при составлении расписания тренировок.
Гладкие поверхности винтовки, несмотря на то, что они вороненые, всегда отражают падающие на них лучи света. Это особенно заметно при стрельбе на открытых стрельбищах в яркие солнечные дни. Вследствие этого очертания мушки и прорези прицела воспринимаются неправильно, что уменьшает точность стрельбы. В таких случаях прицельные приспособления следует закоптить спичкой. Чтобы копоть покрыла поверхность тонким слоем, пламя должно едва касаться прицела или мушки верхним, коптящим краем.
Уверенная стрельба с выносом точки прицеливания возможна только при умении сохранять правильное положение движущейся винтовки, нацеленной в точку прицеливания все время до момента выстрела. Систематически тренируясь, нужно выработать в себе навык плавной поводки винтовки, согласованный со скоростью движения мишени.
Каждый стрелок постоянно должен следить за тем, как он нажимает на спусковой крючок. Ни один, даже высококвалифицированный, стрелок не должен оставлять этот момент без внимания. На практике у наиболее опытных стрелков бывают случаи, когда при производстве выстрела курок спускается ими не плавно, а рывком. Если своевременно не обратить на это внимания, то постепенно случайные ошибки перерастают в постоянный недостаток, от которого потом трудно избавиться.
Неправильный спуск курка чаще всего наблюдается у стрелков уставших, плохо себя чувствующих, находящихся в состоянии нервного возбуждения. Поэтому проводить тренировочные стрельбы, находясь в таком состоянии, нельзя. При подготовке к соревнованиям не следует переутомляться.
Характер нажима на спусковой крючок может измениться при стрельбе из нового ружья с тугими спусками. Если сопротивление спусков не намного превышает принятые нормы, то их не стоит переделывать, а надо заранее освоить спуски, тренируясь без выстрела (во избежание развития привычки дергать за спуск). Только после этого можно приступать к стрельбе на стенде.
Очень тугие спуски нужно ослабить, доведя их сопротивление до нормы.
Не меньше внимания нужно уделять и тому, чтобы указательный палец был расположен правильно. Палец не должен соприкасаться с колодкой ружья или винтовки; между поверхностью колодки и пальцем обязательно должен быть зазор. Усилие пальца при нажиме на спусковой крючок должно быть всегда направлено параллельно оси канала ствола.
Тренировки должны проводиться регулярно, по заранее намеченному плану, и каждая из них должна иметь определенную цель.
Стрельба только для стрельбы связана с расходом большого количества боеприпасов, далеко не всегда дает положительные результаты, а чаще всего развивает у стрелка небрежное, некритическое отношение к ней. Стреляя в общем конвейере, стрелок не сможет отработать стрельбу по какой-либо мишени, по которой он делает промахи, установить, в чем заключается его ошибка, и в конечном итоге даже не имеет возможности проанализировать прошедшую стрельбу и сделать для себя те или иные выводы.
Основная цель тренировочных занятий — повышение мастерства спортсмена. На отдельных тренировках стрелок ставит перед собой конкретные задачи, например: освоить стрельбу по трудно поражаемым мишеням, отработать какой-либо прием изготовки, выработать постоянный темп стрельбы и т. д.
В таких случаях на тренировочном занятии стрелки должны стрелять не конвейером, а поодиночке, не спеша, тщательно анализируя свою стрельбу. Такой способ даст стрелку возможность устранять ошибки.
Стрелок, стреляя несколько раз по одной и той же мишени, изучает характер ее полета, проверяет правильность взятого упреждения и т. д. Сделав несколько выстрелов, он может сделать перерыв и продумать, правильно ли выполняется поставленная задача.
Отрабатывая прием стрельбы по мишени, поражение которой трудно дается стрелку, последний, находясь на определенном стрелковом месте, просит давать ему только эту мишень (вернее, только с определенной вышки или метательной машинки). Вначале он изучает характер полета мишени, только наблюдая за ним, а затем стреляет по мишени, каждый раз меняя упреждение, до тех пор, пока твердо не установит направление и размер требующегося упреждения. Следует после этого сделать перерыв и вновь пострелять по этой же мишени с целью закрепления навыка.
Отрабатывая изготовку и вскидку ружья в плечо, нужно исключить все ненужные, лишние движения и по возможности сократить процесс подготовки к выстрелу во времени, имея в виду следующее: чем точнее будут все движения стрелка и чем в меньшее время будет укладываться стрелок, тем меньше он будет уставать при длительной стрельбе. Стреляя вне конвейера, стрелок легче сосредоточивается и вырабатывает у себя привычку концентрировать внимание к моменту вылета мишени.
Для успешной стрельбы на стенде (особенно траншейном) важно в совершенстве владеть вторым выстрелом. Отрабатывать умение метко стрелять вторым выстрелом можно различными способами. Можно установить две соседние метательные машинки так, чтобы они бросали мишени в одном направлении и под одним углом возвышения. Получая две мишени одновременно, стрелок первым выстрелом стреляет по одной мишени, а вторым (независимо от результата первого выстрела) по другой. Стрельба по парным мишеням тоже до некоторой степени помогает освоению второго выстрела, но из-за характера полета мишеней, летящих вправо и влево от стрелка или имеющих перекрещивающиеся траектории, этот способ менее эффективен.
Рекомендуется, отрабатывая второй выстрел, вкладывать в патронник правого ствола патрон, дающий редкую осыпь. Тогда первым выстрелом мишень будет поражаться не каждый раз, и стрелок часто будет иметь возможность стрелять по ней из левого ствола. Вкладывать в патронник правого ствола пустую гильзу не следует, так как, не ощущая отдачи после спуска курка и заранее зная, что выстрела не будет, стрелок ставит себя в условия, резко отличные от условий при стрельбе двумя снаряженными патронами. Целесообразно время от времени стрелять вторым выстрелом по крупным осколкам разбитой (первым выстрелом) мишени.
Помимо индивидуальных тренировок на стенде, стрелок должен регулярно участвовать в групповых тренировках. Цель этих тренировок — проверить, освоил ли стрелок тот или иной вид стрельбы, а также подготовиться к сдаче нормы на высший разряд или к соревнованиям.
Стреляя на стенде в составе группы, стрелок должен иметь необходимое количество патронов в соответствии с принимаемой серией; он должен внимательно следить за своей очередью, своевременно изготавливаться и производить выстрел, не нарушая общего ритма стрельбы команды. Разговаривать или вслушиваться в разговоры наблюдающих стрельбу не следует, так как это отвлекает стреляющего и не позволяет ему сосредоточить все внимание на стрельбе.
Полезно хотя бы иногда придавать тренировочным стрельбам характер товарищеских командных или личных соревнований. Элемент соревнования не только повышает интерес к стрельбе, но и побуждает участников к более внимательному и серьезному отношению к стрельбе, содействуя приобретению опыта и выдержки, необходимых на соревнованиях.
В заранее намеченные планом дни следует устраивать контрольные стрельбы для проверки выполнения и подведения итогов проведенной учебно-тренировочной работы.
На учебно-тренировочных занятиях стрелков следует разбивать на пары, потому что руководитель или тренер группы не может постоянно наблюдать за стрельбой всех занимающихся, вследствие чего ошибки стрелком не будут замечены своевременно. При стрельбе в паре один стрелок стреляет, а другой наблюдает за ним и отмечает допущенные ошибки; затем они меняются ролями.
Стрельба в паре очень интересна и полезна, так как каждый стрелок постоянно находится под наблюдением, а наблюдающий учится подмечать недочеты. Такой взаимный контроль полезен даже самым квалифицированным стрелкам.
Стрелки, тренирующиеся в паре, не должны иметь резких расхождений по тем или иным вопросам техники спортивной стрельбы, должны иметь равную степень подготовки и с доверием относиться друг к другу.
Для отличной стрельбы большая физическая сила не нужна, а необходима быстрота реакции, эластичность мышечной системы и известная выносливость. Для стрелка необходимы упражнения в тренировке тех мышц, которые работают при стрельбе, а также упражнения с ружьем: отработка поворотов, вскидки ружья, техники движений при стрельбе с подхода и т. д. Всего этого можно достичь при помощи физической зарядки и занятием другими видами спорта.
Начинать занятия физической зарядкой следует, повторяя каждое упражнение 3—5 раз. Затем через каждые 1—2 дня надо увеличивать число повторений на одно и постепенно довести число их до 15—20. Затем через месяц в таком же порядке число повторений каждый день уменьшается на одно. Доведя их до 2—3 повторений, можно сделать перерыв на 2—3 недели и вновь начать зарядку.
Кроме физической зарядки, стрелку-спортсмену полезно заниматься каким-либо видом спорта. Наиболее подходящими видами спорта, тренирующими мышцы всего тела, являются теннис, волейбол, баскетбол, лыжи. Эти виды спорта вырабатывают у занимающихся ловкость, быстроту реакции, точность движений, настойчивость. При стендах желательно иметь теннисный корт, площадки для игры в волейбол и баскетбол, лыжную станцию и т. п.
В период подготовки к соревнованиям особое внимание необходимо уделить улучшению своего физического состояния и повышению выносливости организма. Стрельба на соревнованиях связана с повышенным расходом сил стрелка.
Поэтому, готовясь к ним, надо соблюдать режим, обеспечивающий организму нормальный отдых, увеличивать количество проделываемых ежедневно во время физической зарядки упражнений, заниматься игрой в волейбол, баскет-бол, теннис, греблей, бегом и т. д. Кроме того, полезно совершать ежедневные прогулки утром и вечером, постепенно увеличивая расстояния.
В заключение необходимо сказать, что каждый стрелок должен систематически записывать результаты тренировок. Делая записи, стрелок не должен ограничиваться только записью технических данных. Следует записывать, какая задача отрабатывалась во время данной тренировки, насколько продуктивно прошла работа, не мешало ли что-либо нормальной работе, каково было состояние стреляющего, состояние погоды, был ли ветер. Следует также записывать температуру воздуха, особенности зарядки патрона и т. д. Надо делать подробные записи всего, даже таких мелочей, которые кажутся несущественными и случайными. Впоследствии при сопоставлении и анализе ряда записей, сделанных в разное время, стрелок сможет сделать правильные выводы для дальнейшей работы по повышению стрелкового мастерства.