- С нами с
- 01/01/00
- Постов
- 9 767
- Оценка
- 3 534
- Живу в:
- Питер Петроградка
- Для знакомых
- Михаил (на ты)
- Охочусь с
- 2000
- Оружие
- MP 153, Rem 700 VLS .243
Юлия Минатулова
Лесной кодекс – закон очень нужный. Но сомнения вызывает не только сам документ в его нынешнем виде, но и та скорость, с которой он попал на стол президента: отложенный распоряжением главы РФ год назад, законопроект «вдруг» молниеносно (буквально за полгода) проходит второе-третье чтение, получает одобрение Совета Федерации... Терпению крупных лесопромышленников, стремящихся получить закрепленное законом право на рубку и вывоз леса, пришел конец? Или новое время требует новых правил игры?
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов:
— Мы обеспокоены всем тем, что касается лесосохранения, а не лесопользования. Создается ощущение, что Лесной кодекс создан для того, чтобы извлекать выгоду из нашего леса.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления компании ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» Дмитрий Чуйко:
— Удалось добиться того, что по многим основополагающим положениям кодекса достигнут консенсус самых разноплановых мнений и требований. Создана основа для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, потому что еще действующий сегодня Лесной кодекс такой базой давно не является, он не соответствует реалиям жизни.
Генеральный директор ОАО «Соликамскбумпром» Виктор Баранов:
— Я не видел ни одного документа, который бы принимали по аналогии с Лесным кодексом. Вся страна против, а закон проходит, причем практически без поправок. Его примут. Но как по нему работать, никто не знает. Сейчас в лесу много мелких частных предпринимателей (в лесу работают не только жулики), но как они будут в лес ходить, я пока не знаю. Прочитав Лесной кодекс, они 1 января из леса должны уйти или прийти к большому дяде и спросить: «Можно мы у вас в лесу поработаем? Какие у вас условия?» Это одномоментная спущенная сверху революция! К чему это приведет, сложно сказать...
Неоднозначно, но, в основном, позитивно
Главное, что отмечают специалисты, - удалось сохранить государственную монополию на лесные угодья:
— Любая инициатива должна соответствовать существующей ситуации, иначе благое начинание будет загублено, - считает директор «Илим Палп» Дмитрий Чуйко. - Уверен, если бы мы сейчас ввели частную собственность на лес, ничего бы хорошего не получилось: в стране нет ни полноценной системы ведения лесного хозяйства, ни действенной системы полного контроля над лесопользованием. Зато есть менталитет значительной части россиян, резко отрицательно настроенной по отношению к частной собственности. А также есть деформированное отношение частного собственника к тому, чем он располагает. Особенно к природным ресурсам. Поэтапное введение частной собственности неизбежно, но когда к этому созреют предпосылки, и в частности эффективное, в оптимальных размерах государственное регулировании.
Интересно, что корпорации «Илим Палп» иметь леса в частной собственности было бы выгодно. Как и любой другой крупной лесопромышленной компании. Это привело бы к повышению стоимости активов, росту капитализации компаний, появлению новых кредитных возможностей и другим приятным для бизнеса последствиям. Что характерно, лесу тоже было бы от этого лучше. Если непредвзято проанализировать опыт не двух-трех, а широкого спектра стран, то очевидно, что увеличение удельного веса лесов, находящихся в руках частников, улучшает общую ситуацию в лесном фонде, снижает количество проблем, аналогичных нашим.
— Перемены к лучшему в доработанной редакции Лесного кодекса очевидны, - полагает руководитель Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Олег Кондратьев. – Это увеличение видов лесопользования более чем в два раза. Наряду с традиционными семью видами лесопользования — от лесозаготовки до охоты, появились такие виды как создание и эксплуатация лесных плантаций, ведение сельского хозяйства на лесных участках, строительство водных и гидротехнических объектов, дорог и линий электропередачи и масса иных полезных понятий.
Что повезем в Европу: мебель или бревна?
— Ситуация везде одинакова – отечественный стратегический инвестор игнорирует лесопереработку, - говорит главный специалист управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края Юрий Карпов, — Кроме добрянского ЦБК есть проекты в Коми-республике, Костромской области, Ханты-Мансийском округе, но интерес к ним проявляет безлесная Европа и еще более безлесный Китай.
Изменить сложившуюся ситуацию позволит новый Лесной кодекс:
- Проект Лесного кодекса нацелен на развитие лесной промышленности - лес рассматривается не только как ресурс экологический и социальный, но и экономический, и позволяет резко увеличить лесопроизводственные темпы роста за счет стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественного производства – комментирует Олег Кондратьев. - Кроме того, задействован мощный инструмент использования инвестиционных соглашений при осуществлении крупных проектов вместе с развитием лесной инфраструктуры.
Руководитель Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Олег Кондратьев:
- В Пермском крае прогнозируется положительная ситуация. Лесной кодекс стимулирует комплексное развитие лесной отрасли, а это дополнительные рабочие места и увеличение доходов, и, соответственно, рост благосостояния края. В частности, в Соликамске и Березниках это будет особенно заметно, поскольку здесь размещаются большие запасы лесных ресурсов и мощные перерабатывающие предприятия как ОАО «Соликамскбумпром», ООО «Промлес», ООО «Лесопоставка».
Аукцион или инвестиционное соглашение?
Теперь заботы по охране и восстановлению лесов будут возложены на непосредственных разработчиков лесных угодий: на предприятия, которые будут брать в аренду лесные участки. Вроде бы очевидно, что, если предприятие нацелено на долгую работу, то и лес выгоднее сохранять и восстанавливать, а не расхищать.
Однако, по мнению главного лесничего ФГУ «Кунгурский лесхоз» Ирины Квасовой, аукционы не смогут стать надежной системой защиты от недобросовестных предпринимателей: уровень общественного самосознания российских бизнесменов на сегодня еще не так высок, как предполагает новый Лесной кодекс, и в погоне за сиюминутной выгодой они, не задумываясь, вырубят хороший лес. Подобные опасения высказывают и другие руководители лесхозов края, проработавшие в лесной отрасли не один десяток лет.
— Бюджеты муниципальных образований, субъектов федерации в подавляющем большинстве дефицитны, и, естественно, у местных и региональных властей очень велик соблазн закрыть часть «дыр» за счет бизнеса, - говорит Дмитрий Чуйко. - Поймите правильно: это не упрек, это правда жизни. Способы известны: включить в конкурсный договор ремонт школы, покупку автобуса, оснащение оборудованием стоматологической поликлиники и т.д. На аукционе непрофильное «обременение» и закулисный выбор победителя невозможны. В новом кодексе есть одна хитрая статья – 79−я, пункт 8. В ней говорится, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в числе прочего является следующее: если документы на конкурс поданы лицом, которому, в соответствии с федеральными законами, не могут быть предоставлены в аренду лесные участки. Какими законами? Не сказано. Мне представляется, что это маленькая «форточка», оставленная для последующего правового оформления квалификационного отбора. Важно, как эта возможность будет реализована в подзаконных актах.
В новом кодексе есть одна маленькая строчка в статье 74, которая является ключевой для лесопромышленников. В соответствии с ней, лесопользование может быть осуществлено на основе не только аукционного договора аренды, но и инвестиционного соглашения. То есть инвестор, который предлагает реализовать крупный инвестиционный проект, приоритетный в масштабах страны или региона, может получить лес в аренду без аукциона, на согласованной финансовой основе.
Создана законодательная база для переговоров двух сторон – лесовладельца и лесопользователя. Они могут договориться, например, что на период реализации проекта строительства ЦБК или мощного лесопильно-деревообрабатывающего комплекса вплоть до достижения им проектных мощностей, но не дольше условленного срока, лес предоставляется в объеме, необходимом для полноценной загрузки нового предприятия, возможно, даже бесплатно. Стороны могут договариваться о том, что государство участвует в развитии инфраструктуры и в строительстве дорог, в создании населенных пунктов и приемлемых условий проживания работников: ведь формируется налогооблагаемая база, рабочие места, и не на год – надолго!
Таким образом, начинаются нормальные деловые переговоры между тем, кто хотел бы развить территорию, привлечь инвестиции, и тем, кто хотел бы на определенных условиях эти инвестиции осуществить.
Старший финансовый аналитик «Объединенных стратегических консультантов» Мария Штехель:
— Основная задача кодекса - организация лесопереработки в стране. Об этом говорят уже давно, но первый шаг сделан только сейчас. Комплекс мер, предусмотренный новым кодексом, действительно способен заложить основу лесоперерабатывающей инфраструктуры России, однако он нуждается в тщательном и жестком контроле со стороны государства. Главное - обеспечить выполнение постановлений нового Кодекса и перекрыть все пути незаконного получения участков недобросовестными предпринимателями.
Как полагают некоторые аналитики, перевод распределения лесных участков в систему аукционов непременно приведет к краху крупнейших и добросовестных лесопользователей, вертикально-интегрированных структур, а это, в свою очередь, повлечет за собой системный кризис ЛПК. Поэтому необходимо предусмотреть меры по сохранению действующих сегодня структур в ЛПК, создать условия для повышения их эффективности и конкурентоспособности.
— Список инвестиционных соглашений, на основе которых компании смогут получить лесные участки, будет утверждать правительство России, а завтра порядок может измениться, и кто-нибудь еще станет причастным к утверждению этого списка, - считает депутат Госдумы Владимир Крупчак. - Именно поэтому необходимо прописать механизм принятия инвестиционных соглашений в законе, чтобы он был универсален и прозрачен для всех.
Без преференций не обойтись!
Если правительство заинтересовано в создании лесоперерабатывающей инфраструктуры в России, то вслед за принятием кодекса должен последовать комплекс мер, направленный на привлечение, а в некоторых случаях и поощрение мелких и средних предпринимателей, работающих в лесной отрасли.
Резко возросшая финансовая нагрузка на лесозаготовителей вследствие распределения участков через аукционы, и, главным образом, из-за перекладывания многих обязанностей по ведению лесного хозяйства, лесовосстановлению на плечи арендатора без компенсации из бюджетов создаст дополнительные проблемы для финансово неустойчивых предприятий. Таких больше всего среди мелких лесозаготовителей. Пути выхода из этой ситуации разные. Например, снижение затрат в результате модернизации и применения новых технологий. Второй путь – оказание услуг по лесозаготовке крупным арендатором. Союз между крупными вертикально интегрированными структурами и мелкими частными предприятиями возможен и продуктивен. Важно только, чтобы он не трансформировался в нелегитимную поставку леса. Мелкие предприятия, чтобы выжить, могут начать активно валить неучтенный лес, а крупные – скупать его по демпинговым ценам.
По мнению экспертов, на данный момент отечественные деревообрабатывающие станки могут конкурировать с импортной техникой, но это оборудование для лесопереработки стоит столько, что вряд ли какой-нибудь мелкий или даже средний предприниматель сможет позволить себе купить весь необходимый набор станков для лесопереработки. Поэтому на начальном этапе деревообработчикам не обойтись без государственной поддержки: необходимо поднять экспортные пошлины на круглый лес - сейчас иностранцам выгоднее покупать дешевое сырье, нежели качественную, но дорогую готовую продукцию.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления компании «Илим Палп» Дмитрий Чуйко:
- Ни в одной строчке кодекса не упомянута сертификация лесопользования. Мы считаем, что это наиболее эффективный инструмент в борьбе с нелегитимной вырубкой. На мой взгляд, активизируя сертификацию по любой признанной мировой системе, можно было бы объединить три процесса: борьба с вывозом за границу круглого необработанного леса, борьба с незаконными рубками и усиление общественного экологического контроля за лесопользованием. Для этого достаточно такой простой меры, как введение, скажем, с такого-то числа такого-то года запрета на перевозки несертифицированного леса через российскую границу. Экологи, насколько я знаю, сильно недовольны тем, что эта проблема в кодексе не отражена.
Также нужно предусмотреть дополнительное финансирование или льготы для предприятий отрасли, чтобы они смогли обновить оборудование, модернизировать производство и систему управления. Другой путь, который позволит «выплыть некрупному бизнесу», - это консолидация: в одиночку очень трудно удержаться на рынке, да еще и в условиях «смутного времени». Наиболее эффективным было бы создание нескольких крупных вертикально интегрированных холдингов, каждый из которых включал бы компании всех стадий деревообработки, от лесозаготовки до производства мебели, поскольку у большинства отечественных предприятий производство географически диверсифицировано.
- Новый Лесной кодекс сможет как раз обеспечить дальнейшую успешную деятельность таких холдингов, - считает Мария Штехель. - Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры - это необходимое условие сохранения такого бесценного ресурса, как лес. Но помимо экологических потребностей, это еще и создание множества рабочих мест, соответствующей инфраструктуры, повышение конкурентоспособности продукции, возможность выхода на новые рынки (помимо рынка круглого леса как сырья), это новые заводы и предприятия, новые налоговые поступления в бюджет.
«Как до революции…»
Перестраивается система управления лесами, полномочия будут переданы лесничествам. Произойдет также передача имущественного комплекса сегодняшних лесхозов, которых в России насчитывается 1800. Для осуществления реорганизации лесной отрасли, в которой заняты почти 200 тысяч человек, предусмотрен переходный период.
- Структура лесного хозяйства в целом сохранится, - говорит глава Пермьлесхоза Олег Кондратьев. - Изменения коснутся лишь структурных единиц лесного хозяйства: лесничество будет осуществлять управленческие функции, как и до революции, а лесхоз, предполагается, должен стать хозяйствующей единицей, осуществляющей весь комплекс лесохозяйственных работ – отвод леса, тушение лесных пожаров, проведение рубок, ухода и т.д., как это делается во всем мире.
При этом управление структурой уходит на уровень субъектов РФ.
Насколько сохранится управляемость такого большого объекта, как по территории, вмещающей пять лесорастительных зон, (от лесостепной на юге до подзоны северной тайги), так и по численности штата работников лесного хозяйства (более 4,5 тысячи человек) со своими специфическими и многосторонними задачами по лесопользованию, лесовосстановлению, охране и защите лесов, будет зависеть от позиции руководства края.
Вводить, но под контролем
Отмена действия старого Лесного кодекса и введение в действие неработающего нового Лесного кодекса, правовая неопределенность, работа по созданию новых структур в лесном хозяйстве, а значит задержка с их финансированием, поставит на грань выживания более 200 тысяч работников в лесном хозяйстве и жителей лесных поселков.
- С 1 января, это тоже абсурд, закон, который в корне меняет все подходы к лесу – плохие они или хорошие – должен начать действовать, - опасается Виктор Баранов. - На дворе конец ноября. Нельзя вводить в действие Лесной кодекс с 1 января 2007 года без разработки подзаконных нормативно-правовых актов, организационной перестройки управления лесным хозяйством, передачи лесхозов и полномочий по ведению лесного хозяйства субъектам федерации. Это приведет к хаосу и дезорганизации деятельности десятков тысяч лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий.
Кроме того, по данным сенаторов, возникли бюджетно-финансовые вопросы, связанные с недостаточностью в бюджете на 2007 год средств для организации передачи полномочий по управлению лесным хозяйством: для реализации новых положений в бюджете не хватает около 9,5 млрд рублей.
Олег Кондратьев:
- Поскольку данный закон не является законом прямого действия, необходимо множество (около 80) подзаконных актов для упорядочения его использования. И на этом этапе, на мой взгляд, многие нововведения будут работать эффективно, если будет своевременное и четкое нормативное обеспечение, которое зависит от всех уровней власти, в соответствии с возложенными Лесным кодексом полномочиями. Кроме того, резкий переход от разрешительной системы лесопользования к заявительной может привести на первоначальном этапе к росту незаконного оборота леса. Однако при этом федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса РФ» даны некоторые послабления в переходный период для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом, в части возможности выписки лесорубочных билетов до 1.01.2008 года. При этом необходимо понимать, что данная мера необходима, но и бесконечно длиться она не может, поскольку Россия стремится к цивилизованному развитию лесных отношений.
Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов сообщил, что в правительстве уже разработан график принятия около 60 необходимых для реализации Лесного кодекса документов, и он будет выдержан. Далее регионам предстоит принять свои документы на основе федеральных норм, что может, по мнению сенаторов, затруднить процесс вступления в силу Лесного кодекса. Реализация «лесной конституции» взята под парламентский контроль.
Юлия Минатулова
ИА "Верхнекамье"
Лесной кодекс: зри в корень…
24 ноября на 188-м заседании Совета Федерации большинством голосов был одобрен главный «лесной закон» - новый Лесной кодекс. Задуманный около пяти лет назад, многократно переписанный, он стал одним из наиболее спорных и неоднозначных документов в истории российского законодательства. Лесной кодекс – закон очень нужный. Но сомнения вызывает не только сам документ в его нынешнем виде, но и та скорость, с которой он попал на стол президента: отложенный распоряжением главы РФ год назад, законопроект «вдруг» молниеносно (буквально за полгода) проходит второе-третье чтение, получает одобрение Совета Федерации... Терпению крупных лесопромышленников, стремящихся получить закрепленное законом право на рубку и вывоз леса, пришел конец? Или новое время требует новых правил игры?
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов:
— Мы обеспокоены всем тем, что касается лесосохранения, а не лесопользования. Создается ощущение, что Лесной кодекс создан для того, чтобы извлекать выгоду из нашего леса.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления компании ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» Дмитрий Чуйко:
— Удалось добиться того, что по многим основополагающим положениям кодекса достигнут консенсус самых разноплановых мнений и требований. Создана основа для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, потому что еще действующий сегодня Лесной кодекс такой базой давно не является, он не соответствует реалиям жизни.
Генеральный директор ОАО «Соликамскбумпром» Виктор Баранов:
— Я не видел ни одного документа, который бы принимали по аналогии с Лесным кодексом. Вся страна против, а закон проходит, причем практически без поправок. Его примут. Но как по нему работать, никто не знает. Сейчас в лесу много мелких частных предпринимателей (в лесу работают не только жулики), но как они будут в лес ходить, я пока не знаю. Прочитав Лесной кодекс, они 1 января из леса должны уйти или прийти к большому дяде и спросить: «Можно мы у вас в лесу поработаем? Какие у вас условия?» Это одномоментная спущенная сверху революция! К чему это приведет, сложно сказать...
Неоднозначно, но, в основном, позитивно
Главное, что отмечают специалисты, - удалось сохранить государственную монополию на лесные угодья:
— Любая инициатива должна соответствовать существующей ситуации, иначе благое начинание будет загублено, - считает директор «Илим Палп» Дмитрий Чуйко. - Уверен, если бы мы сейчас ввели частную собственность на лес, ничего бы хорошего не получилось: в стране нет ни полноценной системы ведения лесного хозяйства, ни действенной системы полного контроля над лесопользованием. Зато есть менталитет значительной части россиян, резко отрицательно настроенной по отношению к частной собственности. А также есть деформированное отношение частного собственника к тому, чем он располагает. Особенно к природным ресурсам. Поэтапное введение частной собственности неизбежно, но когда к этому созреют предпосылки, и в частности эффективное, в оптимальных размерах государственное регулировании.
Интересно, что корпорации «Илим Палп» иметь леса в частной собственности было бы выгодно. Как и любой другой крупной лесопромышленной компании. Это привело бы к повышению стоимости активов, росту капитализации компаний, появлению новых кредитных возможностей и другим приятным для бизнеса последствиям. Что характерно, лесу тоже было бы от этого лучше. Если непредвзято проанализировать опыт не двух-трех, а широкого спектра стран, то очевидно, что увеличение удельного веса лесов, находящихся в руках частников, улучшает общую ситуацию в лесном фонде, снижает количество проблем, аналогичных нашим.
— Перемены к лучшему в доработанной редакции Лесного кодекса очевидны, - полагает руководитель Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Олег Кондратьев. – Это увеличение видов лесопользования более чем в два раза. Наряду с традиционными семью видами лесопользования — от лесозаготовки до охоты, появились такие виды как создание и эксплуатация лесных плантаций, ведение сельского хозяйства на лесных участках, строительство водных и гидротехнических объектов, дорог и линий электропередачи и масса иных полезных понятий.
Что повезем в Европу: мебель или бревна?
— Ситуация везде одинакова – отечественный стратегический инвестор игнорирует лесопереработку, - говорит главный специалист управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края Юрий Карпов, — Кроме добрянского ЦБК есть проекты в Коми-республике, Костромской области, Ханты-Мансийском округе, но интерес к ним проявляет безлесная Европа и еще более безлесный Китай.
Изменить сложившуюся ситуацию позволит новый Лесной кодекс:
- Проект Лесного кодекса нацелен на развитие лесной промышленности - лес рассматривается не только как ресурс экологический и социальный, но и экономический, и позволяет резко увеличить лесопроизводственные темпы роста за счет стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественного производства – комментирует Олег Кондратьев. - Кроме того, задействован мощный инструмент использования инвестиционных соглашений при осуществлении крупных проектов вместе с развитием лесной инфраструктуры.
Руководитель Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Олег Кондратьев:
- В Пермском крае прогнозируется положительная ситуация. Лесной кодекс стимулирует комплексное развитие лесной отрасли, а это дополнительные рабочие места и увеличение доходов, и, соответственно, рост благосостояния края. В частности, в Соликамске и Березниках это будет особенно заметно, поскольку здесь размещаются большие запасы лесных ресурсов и мощные перерабатывающие предприятия как ОАО «Соликамскбумпром», ООО «Промлес», ООО «Лесопоставка».
Аукцион или инвестиционное соглашение?
Теперь заботы по охране и восстановлению лесов будут возложены на непосредственных разработчиков лесных угодий: на предприятия, которые будут брать в аренду лесные участки. Вроде бы очевидно, что, если предприятие нацелено на долгую работу, то и лес выгоднее сохранять и восстанавливать, а не расхищать.
Однако, по мнению главного лесничего ФГУ «Кунгурский лесхоз» Ирины Квасовой, аукционы не смогут стать надежной системой защиты от недобросовестных предпринимателей: уровень общественного самосознания российских бизнесменов на сегодня еще не так высок, как предполагает новый Лесной кодекс, и в погоне за сиюминутной выгодой они, не задумываясь, вырубят хороший лес. Подобные опасения высказывают и другие руководители лесхозов края, проработавшие в лесной отрасли не один десяток лет.
— Бюджеты муниципальных образований, субъектов федерации в подавляющем большинстве дефицитны, и, естественно, у местных и региональных властей очень велик соблазн закрыть часть «дыр» за счет бизнеса, - говорит Дмитрий Чуйко. - Поймите правильно: это не упрек, это правда жизни. Способы известны: включить в конкурсный договор ремонт школы, покупку автобуса, оснащение оборудованием стоматологической поликлиники и т.д. На аукционе непрофильное «обременение» и закулисный выбор победителя невозможны. В новом кодексе есть одна хитрая статья – 79−я, пункт 8. В ней говорится, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в числе прочего является следующее: если документы на конкурс поданы лицом, которому, в соответствии с федеральными законами, не могут быть предоставлены в аренду лесные участки. Какими законами? Не сказано. Мне представляется, что это маленькая «форточка», оставленная для последующего правового оформления квалификационного отбора. Важно, как эта возможность будет реализована в подзаконных актах.
В новом кодексе есть одна маленькая строчка в статье 74, которая является ключевой для лесопромышленников. В соответствии с ней, лесопользование может быть осуществлено на основе не только аукционного договора аренды, но и инвестиционного соглашения. То есть инвестор, который предлагает реализовать крупный инвестиционный проект, приоритетный в масштабах страны или региона, может получить лес в аренду без аукциона, на согласованной финансовой основе.
Создана законодательная база для переговоров двух сторон – лесовладельца и лесопользователя. Они могут договориться, например, что на период реализации проекта строительства ЦБК или мощного лесопильно-деревообрабатывающего комплекса вплоть до достижения им проектных мощностей, но не дольше условленного срока, лес предоставляется в объеме, необходимом для полноценной загрузки нового предприятия, возможно, даже бесплатно. Стороны могут договариваться о том, что государство участвует в развитии инфраструктуры и в строительстве дорог, в создании населенных пунктов и приемлемых условий проживания работников: ведь формируется налогооблагаемая база, рабочие места, и не на год – надолго!
Таким образом, начинаются нормальные деловые переговоры между тем, кто хотел бы развить территорию, привлечь инвестиции, и тем, кто хотел бы на определенных условиях эти инвестиции осуществить.
Старший финансовый аналитик «Объединенных стратегических консультантов» Мария Штехель:
— Основная задача кодекса - организация лесопереработки в стране. Об этом говорят уже давно, но первый шаг сделан только сейчас. Комплекс мер, предусмотренный новым кодексом, действительно способен заложить основу лесоперерабатывающей инфраструктуры России, однако он нуждается в тщательном и жестком контроле со стороны государства. Главное - обеспечить выполнение постановлений нового Кодекса и перекрыть все пути незаконного получения участков недобросовестными предпринимателями.
Как полагают некоторые аналитики, перевод распределения лесных участков в систему аукционов непременно приведет к краху крупнейших и добросовестных лесопользователей, вертикально-интегрированных структур, а это, в свою очередь, повлечет за собой системный кризис ЛПК. Поэтому необходимо предусмотреть меры по сохранению действующих сегодня структур в ЛПК, создать условия для повышения их эффективности и конкурентоспособности.
— Список инвестиционных соглашений, на основе которых компании смогут получить лесные участки, будет утверждать правительство России, а завтра порядок может измениться, и кто-нибудь еще станет причастным к утверждению этого списка, - считает депутат Госдумы Владимир Крупчак. - Именно поэтому необходимо прописать механизм принятия инвестиционных соглашений в законе, чтобы он был универсален и прозрачен для всех.
Без преференций не обойтись!
Если правительство заинтересовано в создании лесоперерабатывающей инфраструктуры в России, то вслед за принятием кодекса должен последовать комплекс мер, направленный на привлечение, а в некоторых случаях и поощрение мелких и средних предпринимателей, работающих в лесной отрасли.
Резко возросшая финансовая нагрузка на лесозаготовителей вследствие распределения участков через аукционы, и, главным образом, из-за перекладывания многих обязанностей по ведению лесного хозяйства, лесовосстановлению на плечи арендатора без компенсации из бюджетов создаст дополнительные проблемы для финансово неустойчивых предприятий. Таких больше всего среди мелких лесозаготовителей. Пути выхода из этой ситуации разные. Например, снижение затрат в результате модернизации и применения новых технологий. Второй путь – оказание услуг по лесозаготовке крупным арендатором. Союз между крупными вертикально интегрированными структурами и мелкими частными предприятиями возможен и продуктивен. Важно только, чтобы он не трансформировался в нелегитимную поставку леса. Мелкие предприятия, чтобы выжить, могут начать активно валить неучтенный лес, а крупные – скупать его по демпинговым ценам.
По мнению экспертов, на данный момент отечественные деревообрабатывающие станки могут конкурировать с импортной техникой, но это оборудование для лесопереработки стоит столько, что вряд ли какой-нибудь мелкий или даже средний предприниматель сможет позволить себе купить весь необходимый набор станков для лесопереработки. Поэтому на начальном этапе деревообработчикам не обойтись без государственной поддержки: необходимо поднять экспортные пошлины на круглый лес - сейчас иностранцам выгоднее покупать дешевое сырье, нежели качественную, но дорогую готовую продукцию.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления компании «Илим Палп» Дмитрий Чуйко:
- Ни в одной строчке кодекса не упомянута сертификация лесопользования. Мы считаем, что это наиболее эффективный инструмент в борьбе с нелегитимной вырубкой. На мой взгляд, активизируя сертификацию по любой признанной мировой системе, можно было бы объединить три процесса: борьба с вывозом за границу круглого необработанного леса, борьба с незаконными рубками и усиление общественного экологического контроля за лесопользованием. Для этого достаточно такой простой меры, как введение, скажем, с такого-то числа такого-то года запрета на перевозки несертифицированного леса через российскую границу. Экологи, насколько я знаю, сильно недовольны тем, что эта проблема в кодексе не отражена.
Также нужно предусмотреть дополнительное финансирование или льготы для предприятий отрасли, чтобы они смогли обновить оборудование, модернизировать производство и систему управления. Другой путь, который позволит «выплыть некрупному бизнесу», - это консолидация: в одиночку очень трудно удержаться на рынке, да еще и в условиях «смутного времени». Наиболее эффективным было бы создание нескольких крупных вертикально интегрированных холдингов, каждый из которых включал бы компании всех стадий деревообработки, от лесозаготовки до производства мебели, поскольку у большинства отечественных предприятий производство географически диверсифицировано.
- Новый Лесной кодекс сможет как раз обеспечить дальнейшую успешную деятельность таких холдингов, - считает Мария Штехель. - Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры - это необходимое условие сохранения такого бесценного ресурса, как лес. Но помимо экологических потребностей, это еще и создание множества рабочих мест, соответствующей инфраструктуры, повышение конкурентоспособности продукции, возможность выхода на новые рынки (помимо рынка круглого леса как сырья), это новые заводы и предприятия, новые налоговые поступления в бюджет.
«Как до революции…»
Перестраивается система управления лесами, полномочия будут переданы лесничествам. Произойдет также передача имущественного комплекса сегодняшних лесхозов, которых в России насчитывается 1800. Для осуществления реорганизации лесной отрасли, в которой заняты почти 200 тысяч человек, предусмотрен переходный период.
- Структура лесного хозяйства в целом сохранится, - говорит глава Пермьлесхоза Олег Кондратьев. - Изменения коснутся лишь структурных единиц лесного хозяйства: лесничество будет осуществлять управленческие функции, как и до революции, а лесхоз, предполагается, должен стать хозяйствующей единицей, осуществляющей весь комплекс лесохозяйственных работ – отвод леса, тушение лесных пожаров, проведение рубок, ухода и т.д., как это делается во всем мире.
При этом управление структурой уходит на уровень субъектов РФ.
Насколько сохранится управляемость такого большого объекта, как по территории, вмещающей пять лесорастительных зон, (от лесостепной на юге до подзоны северной тайги), так и по численности штата работников лесного хозяйства (более 4,5 тысячи человек) со своими специфическими и многосторонними задачами по лесопользованию, лесовосстановлению, охране и защите лесов, будет зависеть от позиции руководства края.
Вводить, но под контролем
Отмена действия старого Лесного кодекса и введение в действие неработающего нового Лесного кодекса, правовая неопределенность, работа по созданию новых структур в лесном хозяйстве, а значит задержка с их финансированием, поставит на грань выживания более 200 тысяч работников в лесном хозяйстве и жителей лесных поселков.
- С 1 января, это тоже абсурд, закон, который в корне меняет все подходы к лесу – плохие они или хорошие – должен начать действовать, - опасается Виктор Баранов. - На дворе конец ноября. Нельзя вводить в действие Лесной кодекс с 1 января 2007 года без разработки подзаконных нормативно-правовых актов, организационной перестройки управления лесным хозяйством, передачи лесхозов и полномочий по ведению лесного хозяйства субъектам федерации. Это приведет к хаосу и дезорганизации деятельности десятков тысяч лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий.
Кроме того, по данным сенаторов, возникли бюджетно-финансовые вопросы, связанные с недостаточностью в бюджете на 2007 год средств для организации передачи полномочий по управлению лесным хозяйством: для реализации новых положений в бюджете не хватает около 9,5 млрд рублей.
Олег Кондратьев:
- Поскольку данный закон не является законом прямого действия, необходимо множество (около 80) подзаконных актов для упорядочения его использования. И на этом этапе, на мой взгляд, многие нововведения будут работать эффективно, если будет своевременное и четкое нормативное обеспечение, которое зависит от всех уровней власти, в соответствии с возложенными Лесным кодексом полномочиями. Кроме того, резкий переход от разрешительной системы лесопользования к заявительной может привести на первоначальном этапе к росту незаконного оборота леса. Однако при этом федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса РФ» даны некоторые послабления в переходный период для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом, в части возможности выписки лесорубочных билетов до 1.01.2008 года. При этом необходимо понимать, что данная мера необходима, но и бесконечно длиться она не может, поскольку Россия стремится к цивилизованному развитию лесных отношений.
Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов сообщил, что в правительстве уже разработан график принятия около 60 необходимых для реализации Лесного кодекса документов, и он будет выдержан. Далее регионам предстоит принять свои документы на основе федеральных норм, что может, по мнению сенаторов, затруднить процесс вступления в силу Лесного кодекса. Реализация «лесной конституции» взята под парламентский контроль.
Юлия Минатулова
ИА "Верхнекамье"