SamuraI
Команда форума
- С нами с
- 14/01/11
- Постов
- 10 547
- Оценка
- 1 570
- Живу в:
- Пушкин
- Для знакомых
- Ариан
- Охочусь с
- 1994
- Оружие
- Гладкое и нарезное, одноствольно-двуствольное-вертикально-горизонтальное, полуавтоматическое, помповое и болтовое
- Собака(ки)
- Не охотничья
Самозарядное ружье Browning Auto-5
Джон Мозес Браунинг разработал множество образцов стрелкового оружия и предложил ряд технических решений, до сих пор пользующихся большой популярностью. Кроме того, ряд образцов оружия Дж.М. Браунинга и сейчас состоят на вооружении разных армий, а также продолжают эксплуатироваться стрелками. Одним из подобных изделий, используемых до сегодняшнего дня, является самозарядное гладкоствольное ружье Browning Auto-5. Это было первое самозарядное ружье в мире, которому удалось дойти до серийного производства.
В конце XIX века армии и стрелки-любители осваивали новые магазинные винтовки с ручной перезарядкой, а автоматические системы только делали первые шаги. Тем не менее, это не мешало конструкторам пытаться создавать системы совершенно новых классов. В деле создания самозарядных гладкоствольных ружей первопроходцем стал Дж.М. Браунинг. Первый вариант нового проекта он создал в самом конце столетия.
Работы по перспективной тематике начались в 1898 году, и вскоре Браунинг подготовил конструкторскую документацию по новому образцу. Вскоре он собрал опытный образец ружья и проверил его на практике. В течение нескольких следующих лет появились еще два варианта проекта, которые так же проверялись с помощью ружей-прототипов. Три варианта оружия должны были использовать ружейные патроны с бездымным порохом и работать за счет отката ствола с длинным ходом, однако в конструкции этих образцов присутствовали заметные отличия.
Общий вид ружья Browning Auto-5 фирмы FN позднего выпуска. Фото Wikimedia Commons
По результатам испытаний трех опытных ружей конструктор остановился на последней версии. Она отличалась от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.
Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.
Новое самозарядное ружье было разработано с использованием опыта создания иных систем с ручной перезарядкой. В частности, общая компоновка в целом была заимствована у других образцов. К передней части ствольной коробки предлагалось крепить ствол и трубчатый магазин, на котором располагалось цевье. Сзади к коробке присоединялся приклад требуемой формы. Подобная архитектура ружья, среди прочего, позволила в дальнейшем провести ряд модернизаций, затрагивающих эргономику системы без значительных изменений внутренней механики.
Винтовка бельгийского производства и запасной ствол. Фото Icollector.com
Основной деталью оружия, предназначенной для монтажа прочих механизмов, стала ствольная коробка, выполненная в виде агрегата с прямоугольной нижней частью и закругленной верхней. От задней стенки коробки отходила наклонная трубка, выполнявшая функции кожуха возвратной пружины. В передней стенке коробки имелись отверстия для установки ствола и магазина, а вместо дна предлагалось монтировать рамку ударно-спускового механизма и приемное устройство магазина. На правой стенке коробки предусматривалось окно для выброса стреляных гильз с небольшой елью в задней части.
Ружье Browning Auto-5 получало гладкий ствол длиной 711 мм. В казенной части ствола крепилась специальная накладка для взаимодействия с другими механизмами оружия. В центральной части ствола имелось кольцо для контакта с возвратной пружиной. Цилиндрическая возвратная пружина ствола, в свою очередь, должна была надеваться на корпус магазина и находиться внутри цевья. В системе отката ствола были предусмотрены средства для дополнительного торможения. С головной частью возвратной пружины должно было контактировать кольцо с переменным сечением. Кольцо ствола, надвигаясь на коническую часть кольца пружины, должно было сжимать его и увеличивать сцепление с корпусом магазина. Изменение конструкции системы торможения позволяло сравнительно быстро и просто адаптировать самозарядное ружье под разные боеприпасы.
Реклама ружья "Авто-5" в российском каталоге, 1910 г. Фото World.guns.ru
Под стволом нового ружья Дж.М. Браунинг разместил трубчатый магазин простой конструкции. Он имел цилиндрический корпус требуемого диаметра, на передней части которого предусматривалась резьба для крышки. Подача патронов должна была осуществляться при помощи толкателя и витой пружины, помещенных в передней части магазина. Снаряжение магазина производилось через окно на нижней части ружья, прикрытое подпружиненной крышкой. Поверх магазина на ружье закреплялось деревянное цевье U-образного профиля. Ружья Browning Auto-5 некоторых серий получали специальный рычаг на левой передней части ствольной коробки. При повороте он блокировал перемещение патронов из магазина к подавателю, что позволяло быстро поменять боеприпас без полного и длительного снаряжения магазина.
Затвор ружья был выполнен в виде металлического блока сложной формы. Обводы затвора были рассчитаны так, чтобы он мог плотно сопрягаться с задней накладкой ствола. Также на затворе предусматривались средства сцепления со стволом в виде набора рычагов и качающейся личинки. Внутри затвора имелся цилиндрический канал для ударника и боевой пружины. Своей задней частью затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом кожухе. Для взведения оружия следовало использовать рукоятку затвора, выведенную на правую сторону ружья.
Ружье Auto-5 получило ударно-спусковой механизм куркового типа. Все основные агрегаты этого устройства располагались в задней нижней части ствольной коробки. Конструкция УСМ обеспечивала взведение курса с последующим его спуском при помощи крючка, выведенного на нижнюю часть оружия. В задней части скобы спускового крючка была помещена подвижная кнопка предохранителя. С ее помощью можно было блокировать перемещение деталей УСМ и тем самым предотвращать нежелательный выстрел.
Схема ружья из пользовательского руководства. Рисунок Stevespages.com
Первым проектом Дж.М. Браунинга предусматривалось оснащение ружья деревянной фурнитурой. Применялись цевье, закрепляемое под стволом и магазином, а также приклад с пистолетным выступом. В шейке приклада предлагалось проделывать канал небольшого диаметра, входящий глубоко в деталь. В нем должен был располагаться кожух возвратной пружины затвора.
Базовый вариант ружья «Авто-5» получал ствол 12-го калибра (18,5 мм) и мог использовать соответствующие патроны для гладкоствольных систем. В дальнейшем были созданы варианты оружия, рассчитанные и под другие боеприпасы. Выпускались ружья, оснащенные стволами 16- и 20-го калибров. Возможность создания таких модификаций была обусловлена удачной автоматикой, которую можно было адаптировать для применения разных патронов с отличающимися характеристиками.
Неполная разборка ружья. Фото Wikimedia Commons
Ружье получило самые простые прицельные приспособления в виде открытого механического прицела, помещенного над передней частью ствольной коробки, и мушки над дульной частью ствола.
При длине ствола 711 мм ружье базовой модификации имело полную длину 1270 мм и весило 4,1 кг. В дальнейшем доработки конструкции и переделка различных агрегатов неоднократно приводили к изменению габаритов и веса. Одни модификации были короче и легче базового ружья, другие – крупнее и тяжелее.
Принципы работы автоматики нового самозарядного ружья были достаточно простыми. В то же время, проект Browning Auto-5 стал настоящим прорывом в деле разработки и строительства стрелкового оружия. Заложенные в нем идеи в дальнейшем неоднократно применялись при создании новых ружей, как модификаций «Авто-5», так и самостоятельных разработок.
Ружье L23A1, использовавшееся британской армией. Фото World.guns.ru
Подготовка ружья к стрельбе была достаточно простой. Снаряжение магазина производилось при помощи окна с подпружиненной крышкой на нижней поверхности ствольной коробки. В магазин последовательно следовало загружать четыре патрона (в базовой конфигурации 12-го калибра). После этого производилось взведение механизмов путем отведения рукоятки затвора назад и возвращения обратно. Отключив предохранитель, можно было начинать стрельбу.
Нажатие на спусковой крючок приводило в действие курок, который бил по ударнику и производил выстрел. Под действием отдачи ствол, сцепленный с затвором, должен был двигаться назад, сжимая обе возвратные пружины. За счет специфической конструкции системы отката ствола производилось некоторое поглощение импульса отдачи с сокращением скорости движения агрегатов. После прохождения расстояния, равного длине стреляной гильзы, автоматика производила расцепку затвора и ствола, после чего последний мог вернуться в крайнее переднее положение.
Во время перемещения ствола вперед производилось извлечение стреляной гильзы из патронника. После полного извлечения гильза выбрасывалась через окно в стенке коробки. В это же время производилось взведение курка и отведение ударника в нейтральное положение. Затем подпружиненный подаватель должен был выталкивать новый патрон из магазина на линию досылания. Под действием собственной возвратной пружины затвор должен был уходить вперед, проталкивать патрон в патронник и вновь сцепляться со стволом. После этого ружье было готово к новому выстрелу.
Ружье на станке, предназначенное для обучения стрелков. Фото World.guns.ru
Изначально Дж.М. Браунинг планировал, что перспективное самозарядное ружье Auto-5 будет выпускаться фирмой Winchester, которая уже выпускала множество образцов его разработки. Тем не менее, руководитель компании Т.Дж. Беннетт отказался от заключения контракта на выпуск ружья. У такого решения было две предпосылки маркетингового и экономического характера. Руководство «Винчестера» сомневалось в перспективах нового оружия. Кроме того, впервые в истории совместной работы конструктор отказался просто продать проект и затребовал процент с продаж серийных ружей. Все это не устроило руководителей оружейной фирмы, что привело к прекращению сотрудничества с Дж.М. Браунингом.
Далее конструктор предложил свою разработку компании Remington, однако и в этот раз контракт не был заключен. Появлению договора помешала неожиданная смерть главы фирмы и последовавшая за ней смена руководства. Дж.М. Браунингу вновь пришлось искать потенциального производителя первых в мире самозарядных ружей.
В 1902 году оружейник предложил новую систему бельгийской компании Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты его разработки. Коммерсанты из Бельгии заинтересовались предложением, результатом чего стало появление нового контракта и дальнейшее развертывание серийного производства. В это же время произошла любопытная история, показавшая ошибочность суждений Т.Дж. Беннетта. За собственные деньги Дж.М. Браунинг заказал партию из 10 тыс. новых ружей, которые отправил в США. Примерно за год все ружья были распроданы, что показало реальные перспективы самозарядного оружия. Продажи в Европе также позволили выявить крупный интерес со стороны стрелков.
Ружье Remington Model 11 американского производства. Фото Wikimedia Commons
В 1906 году официальный Вашингтон поднял импортные пошлины на стрелковое оружие, что оказало значительное влияние на рынок. Не желая терять прибыльный бизнес, Дж.М. Браунинг и компания Fabrique Nationale решили продать лицензию на производство ружей Auto-5 американской компании Remington. Вскоре после этого на рынке Соединенных Штатов появились новые ружья под названием Browning Model 11. О базовой системы их отличали некоторые незначительные детали. В частности, ружья американского выпуска не оснащались системой блокировки подачи патронов.
Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.
Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей «Авто-5» бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись «окопные метлы», британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями. В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.
Схема ружья Remington Mod.11. Рисунок Okiegunsmithshop.com
Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков. Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.
Время от времени обе фирмы-производителя проводили модернизацию самозарядного ружья с целью повышения характеристик, упрощения эксплуатации, удешевления производства и т.д. Кроме того, создавались варианты «Авто-5», рассчитанные под новые патроны иных калибров. Как и базовая система, новые модификации привлекали внимание заказчиков и продавались большими партиями.
По имеющимся данным, ружья семейства Browning Auto-5 производились фирмами Fabrique Nationale и Remington в течение нескольких десятилетий, почти на всем протяжении XX века. За это время было выпущено более двух миллионов ружей всех вариантов и модификаций. Так, бельгийские оружейники, с постоянными модернизациями, выпускали ружья Browning Auto-5 до 1974 года, после чего производство по лицензии передали японскому предприятию Miroku. Японские лицензии ружья производились до конца девяностых годов. Американское производство продолжалось до 1967 года, причем в конце сороковых годов на рынок выпустили модернизированное ружье Model 11-48, отличавшееся облегченной конструкцией и формой различных деталей.
Маркировка на ружье фирмы "Ремингтон". Фото Rockislandauction.com
Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.
Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.
По материалам сайтов:
http://world.guns.ru/
http://browning.com/
http://remington.com/
http://stevespages.com/
https://all4shooters.com/
http://militaryfactory.com/
Автор Рябов Кирилл
Взято здесь
Джон Мозес Браунинг разработал множество образцов стрелкового оружия и предложил ряд технических решений, до сих пор пользующихся большой популярностью. Кроме того, ряд образцов оружия Дж.М. Браунинга и сейчас состоят на вооружении разных армий, а также продолжают эксплуатироваться стрелками. Одним из подобных изделий, используемых до сегодняшнего дня, является самозарядное гладкоствольное ружье Browning Auto-5. Это было первое самозарядное ружье в мире, которому удалось дойти до серийного производства.
В конце XIX века армии и стрелки-любители осваивали новые магазинные винтовки с ручной перезарядкой, а автоматические системы только делали первые шаги. Тем не менее, это не мешало конструкторам пытаться создавать системы совершенно новых классов. В деле создания самозарядных гладкоствольных ружей первопроходцем стал Дж.М. Браунинг. Первый вариант нового проекта он создал в самом конце столетия.
Работы по перспективной тематике начались в 1898 году, и вскоре Браунинг подготовил конструкторскую документацию по новому образцу. Вскоре он собрал опытный образец ружья и проверил его на практике. В течение нескольких следующих лет появились еще два варианта проекта, которые так же проверялись с помощью ружей-прототипов. Три варианта оружия должны были использовать ружейные патроны с бездымным порохом и работать за счет отката ствола с длинным ходом, однако в конструкции этих образцов присутствовали заметные отличия.
Общий вид ружья Browning Auto-5 фирмы FN позднего выпуска. Фото Wikimedia Commons
По результатам испытаний трех опытных ружей конструктор остановился на последней версии. Она отличалась от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.
Немного позже, после начала серийного производства, новое ружье получило условное обозначение Browning Auto-5. В этом названии отражалась возможность автоматической перезарядки, а цифра обозначала готовый к применению боекомплект в виде четырех патронов в магазине и одного в патроннике.
Новое самозарядное ружье было разработано с использованием опыта создания иных систем с ручной перезарядкой. В частности, общая компоновка в целом была заимствована у других образцов. К передней части ствольной коробки предлагалось крепить ствол и трубчатый магазин, на котором располагалось цевье. Сзади к коробке присоединялся приклад требуемой формы. Подобная архитектура ружья, среди прочего, позволила в дальнейшем провести ряд модернизаций, затрагивающих эргономику системы без значительных изменений внутренней механики.
Винтовка бельгийского производства и запасной ствол. Фото Icollector.com
Основной деталью оружия, предназначенной для монтажа прочих механизмов, стала ствольная коробка, выполненная в виде агрегата с прямоугольной нижней частью и закругленной верхней. От задней стенки коробки отходила наклонная трубка, выполнявшая функции кожуха возвратной пружины. В передней стенке коробки имелись отверстия для установки ствола и магазина, а вместо дна предлагалось монтировать рамку ударно-спускового механизма и приемное устройство магазина. На правой стенке коробки предусматривалось окно для выброса стреляных гильз с небольшой елью в задней части.
Ружье Browning Auto-5 получало гладкий ствол длиной 711 мм. В казенной части ствола крепилась специальная накладка для взаимодействия с другими механизмами оружия. В центральной части ствола имелось кольцо для контакта с возвратной пружиной. Цилиндрическая возвратная пружина ствола, в свою очередь, должна была надеваться на корпус магазина и находиться внутри цевья. В системе отката ствола были предусмотрены средства для дополнительного торможения. С головной частью возвратной пружины должно было контактировать кольцо с переменным сечением. Кольцо ствола, надвигаясь на коническую часть кольца пружины, должно было сжимать его и увеличивать сцепление с корпусом магазина. Изменение конструкции системы торможения позволяло сравнительно быстро и просто адаптировать самозарядное ружье под разные боеприпасы.
Реклама ружья "Авто-5" в российском каталоге, 1910 г. Фото World.guns.ru
Под стволом нового ружья Дж.М. Браунинг разместил трубчатый магазин простой конструкции. Он имел цилиндрический корпус требуемого диаметра, на передней части которого предусматривалась резьба для крышки. Подача патронов должна была осуществляться при помощи толкателя и витой пружины, помещенных в передней части магазина. Снаряжение магазина производилось через окно на нижней части ружья, прикрытое подпружиненной крышкой. Поверх магазина на ружье закреплялось деревянное цевье U-образного профиля. Ружья Browning Auto-5 некоторых серий получали специальный рычаг на левой передней части ствольной коробки. При повороте он блокировал перемещение патронов из магазина к подавателю, что позволяло быстро поменять боеприпас без полного и длительного снаряжения магазина.
Затвор ружья был выполнен в виде металлического блока сложной формы. Обводы затвора были рассчитаны так, чтобы он мог плотно сопрягаться с задней накладкой ствола. Также на затворе предусматривались средства сцепления со стволом в виде набора рычагов и качающейся личинки. Внутри затвора имелся цилиндрический канал для ударника и боевой пружины. Своей задней частью затвор должен был контактировать с возвратной пружиной, помещенной в трубчатом кожухе. Для взведения оружия следовало использовать рукоятку затвора, выведенную на правую сторону ружья.
Ружье Auto-5 получило ударно-спусковой механизм куркового типа. Все основные агрегаты этого устройства располагались в задней нижней части ствольной коробки. Конструкция УСМ обеспечивала взведение курса с последующим его спуском при помощи крючка, выведенного на нижнюю часть оружия. В задней части скобы спускового крючка была помещена подвижная кнопка предохранителя. С ее помощью можно было блокировать перемещение деталей УСМ и тем самым предотвращать нежелательный выстрел.
Схема ружья из пользовательского руководства. Рисунок Stevespages.com
Первым проектом Дж.М. Браунинга предусматривалось оснащение ружья деревянной фурнитурой. Применялись цевье, закрепляемое под стволом и магазином, а также приклад с пистолетным выступом. В шейке приклада предлагалось проделывать канал небольшого диаметра, входящий глубоко в деталь. В нем должен был располагаться кожух возвратной пружины затвора.
Базовый вариант ружья «Авто-5» получал ствол 12-го калибра (18,5 мм) и мог использовать соответствующие патроны для гладкоствольных систем. В дальнейшем были созданы варианты оружия, рассчитанные и под другие боеприпасы. Выпускались ружья, оснащенные стволами 16- и 20-го калибров. Возможность создания таких модификаций была обусловлена удачной автоматикой, которую можно было адаптировать для применения разных патронов с отличающимися характеристиками.
Неполная разборка ружья. Фото Wikimedia Commons
Ружье получило самые простые прицельные приспособления в виде открытого механического прицела, помещенного над передней частью ствольной коробки, и мушки над дульной частью ствола.
При длине ствола 711 мм ружье базовой модификации имело полную длину 1270 мм и весило 4,1 кг. В дальнейшем доработки конструкции и переделка различных агрегатов неоднократно приводили к изменению габаритов и веса. Одни модификации были короче и легче базового ружья, другие – крупнее и тяжелее.
Принципы работы автоматики нового самозарядного ружья были достаточно простыми. В то же время, проект Browning Auto-5 стал настоящим прорывом в деле разработки и строительства стрелкового оружия. Заложенные в нем идеи в дальнейшем неоднократно применялись при создании новых ружей, как модификаций «Авто-5», так и самостоятельных разработок.
Ружье L23A1, использовавшееся британской армией. Фото World.guns.ru
Подготовка ружья к стрельбе была достаточно простой. Снаряжение магазина производилось при помощи окна с подпружиненной крышкой на нижней поверхности ствольной коробки. В магазин последовательно следовало загружать четыре патрона (в базовой конфигурации 12-го калибра). После этого производилось взведение механизмов путем отведения рукоятки затвора назад и возвращения обратно. Отключив предохранитель, можно было начинать стрельбу.
Нажатие на спусковой крючок приводило в действие курок, который бил по ударнику и производил выстрел. Под действием отдачи ствол, сцепленный с затвором, должен был двигаться назад, сжимая обе возвратные пружины. За счет специфической конструкции системы отката ствола производилось некоторое поглощение импульса отдачи с сокращением скорости движения агрегатов. После прохождения расстояния, равного длине стреляной гильзы, автоматика производила расцепку затвора и ствола, после чего последний мог вернуться в крайнее переднее положение.
Во время перемещения ствола вперед производилось извлечение стреляной гильзы из патронника. После полного извлечения гильза выбрасывалась через окно в стенке коробки. В это же время производилось взведение курка и отведение ударника в нейтральное положение. Затем подпружиненный подаватель должен был выталкивать новый патрон из магазина на линию досылания. Под действием собственной возвратной пружины затвор должен был уходить вперед, проталкивать патрон в патронник и вновь сцепляться со стволом. После этого ружье было готово к новому выстрелу.
Ружье на станке, предназначенное для обучения стрелков. Фото World.guns.ru
Изначально Дж.М. Браунинг планировал, что перспективное самозарядное ружье Auto-5 будет выпускаться фирмой Winchester, которая уже выпускала множество образцов его разработки. Тем не менее, руководитель компании Т.Дж. Беннетт отказался от заключения контракта на выпуск ружья. У такого решения было две предпосылки маркетингового и экономического характера. Руководство «Винчестера» сомневалось в перспективах нового оружия. Кроме того, впервые в истории совместной работы конструктор отказался просто продать проект и затребовал процент с продаж серийных ружей. Все это не устроило руководителей оружейной фирмы, что привело к прекращению сотрудничества с Дж.М. Браунингом.
Далее конструктор предложил свою разработку компании Remington, однако и в этот раз контракт не был заключен. Появлению договора помешала неожиданная смерть главы фирмы и последовавшая за ней смена руководства. Дж.М. Браунингу вновь пришлось искать потенциального производителя первых в мире самозарядных ружей.
В 1902 году оружейник предложил новую систему бельгийской компании Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты его разработки. Коммерсанты из Бельгии заинтересовались предложением, результатом чего стало появление нового контракта и дальнейшее развертывание серийного производства. В это же время произошла любопытная история, показавшая ошибочность суждений Т.Дж. Беннетта. За собственные деньги Дж.М. Браунинг заказал партию из 10 тыс. новых ружей, которые отправил в США. Примерно за год все ружья были распроданы, что показало реальные перспективы самозарядного оружия. Продажи в Европе также позволили выявить крупный интерес со стороны стрелков.
Ружье Remington Model 11 американского производства. Фото Wikimedia Commons
В 1906 году официальный Вашингтон поднял импортные пошлины на стрелковое оружие, что оказало значительное влияние на рынок. Не желая терять прибыльный бизнес, Дж.М. Браунинг и компания Fabrique Nationale решили продать лицензию на производство ружей Auto-5 американской компании Remington. Вскоре после этого на рынке Соединенных Штатов появились новые ружья под названием Browning Model 11. О базовой системы их отличали некоторые незначительные детали. В частности, ружья американского выпуска не оснащались системой блокировки подачи патронов.
Основными эксплуатантами новых ружей стали охотники и стрелки-спортсмены. Возможность производства нескольких выстрелов без необходимости постоянной ручной перезарядки стала заметным преимуществом перед другими ружьями аналогичного класса. Подобные преимущества нередко становились решающим фактором при покупке, способным нивелировать заметную разницу в цене.
Кроме того, самозарядные ружья привлекли внимание нескольких армий. К примеру, в межвоенный период значительное количество ружей «Авто-5» бельгийского производства было приобретено армией Великобритании. Проанализировав опыт Первой мировой войны, в которой некоторыми армиями применялись «окопные метлы», британские военные решили усилить пехотные подразделения самозарядными ружьями. В британской армии ружья Browning Auto-5 получили обозначение L23A1. В ходе Второй мировой войны это оружие активно использовалось в различных операциях, в первую очередь при борьбе с японскими войсками в Юго-Восточной Азии. Ружья оставались на вооружении и после Второй мировой.
Схема ружья Remington Mod.11. Рисунок Okiegunsmithshop.com
Интересен способ применения ружей Дж.М. Браунинга, использовавшийся в военной авиации США. Ружья монтировались на специальных станках, имитирующих пулеметные установки бомбардировщиков, что позволяло проводить начальную подготовку стрелков. Такой подход позволял отработать наводку оружия со значительной экономией боеприпасов. Некоторое количество ружей Auto-5 также в течение длительного времени применялось в пехоте.
Время от времени обе фирмы-производителя проводили модернизацию самозарядного ружья с целью повышения характеристик, упрощения эксплуатации, удешевления производства и т.д. Кроме того, создавались варианты «Авто-5», рассчитанные под новые патроны иных калибров. Как и базовая система, новые модификации привлекали внимание заказчиков и продавались большими партиями.
По имеющимся данным, ружья семейства Browning Auto-5 производились фирмами Fabrique Nationale и Remington в течение нескольких десятилетий, почти на всем протяжении XX века. За это время было выпущено более двух миллионов ружей всех вариантов и модификаций. Так, бельгийские оружейники, с постоянными модернизациями, выпускали ружья Browning Auto-5 до 1974 года, после чего производство по лицензии передали японскому предприятию Miroku. Японские лицензии ружья производились до конца девяностых годов. Американское производство продолжалось до 1967 года, причем в конце сороковых годов на рынок выпустили модернизированное ружье Model 11-48, отличавшееся облегченной конструкцией и формой различных деталей.
Маркировка на ружье фирмы "Ремингтон". Фото Rockislandauction.com
Уже в самом начале прошлого века, вскоре после начала производства, самозарядные ружья Дж.М. Браунинга привлекли внимание потенциальных покупателей. Кроме того, со временем эта разработка заинтересовала других оружейников. Как следствие, на рынок вышли несколько новых ружей, основанных на механике «Авто-5», но выпущенных другими фирмами. Те или иные копии либо переделанные варианты ружья Дж.М. Браунинга выпускаются до сих пор и имеют определенное распространение.
Еще в конце XIX века Дж.М. Браунингу удалось разработать первое в мире гладкоствольное ружье с возможностью самостоятельной перезарядки. Этот образец вскоре стал и первым представителем своего класса, поставленным в серию и вышедшим на рынок. Наконец, ружью Browning Auto-5 принадлежит еще один рекорд. Это оружие производилось в течение почти 100 лет без значительных переработок конструкции: все изменения касались только отдельных деталей и не затрагивали автоматику. Таким образом, конструктору Дж.М. Браунингу удалось создать во всех смыслах уникальное и выдающееся оружие.
По материалам сайтов:
http://world.guns.ru/
http://browning.com/
http://remington.com/
http://stevespages.com/
https://all4shooters.com/
http://militaryfactory.com/
Автор Рябов Кирилл
Взято здесь