• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Бобровая заводь

Автор темы

Sergei Sibirski

Пользователь
С нами с
14/02/15
Постов
73
Оценка
21
Живу в:
Барнаул
Для знакомых
Сергей
Оружие
Cyber-shot DSC-H5
Собака(ки)
Нет
Поздней осенью, после первого зазимка мне всегда доставляло истинное удовольствие, в одиночку побродить на природе. Понаблюдать за вольной жизнью братьев младших. Хмурым субботним утром вырываюсь на ближайшее от города озерко. С собой беру фотоаппарат и спиннинг – напоследок попытать рыбацкого счастья.

Прохладный утренник слегка бодрит, но минус десять по Цельсию сделали своё дело. Трава на берегу покрылась заиндевелой коркой, а вдоль береговой кромки появились первые закраины, широкой полосой обрамляя зеркало водоёма.Сквозь прозрачное стекло первого льда, как в аквариуме просматривается дно с полёгшими водяными растениями, камнями и раковинами перловиц. Только на середине – где глубоко, плещутся гонимые низким ветром - свинцовые волны. Солнце скрыто за облаками – скоро зима.

Середина октября – сезон подготовки к зиме. У всех забот - полон рот, и у человека, и у птиц, и у зверя. В зверином царстве настоящий трудяга и рачительный хозяин – бобр. Вот уж кому в поте "лица", то бишь морды, приходится потрудиться, чтобы достойно встретить и провести долгую сибирскую зиму.

Ещё совсем недавно встретить бобра в наших местах, тем более вблизи города, и мечтать не приходилось. Даже многие охотники видели его лишь по телевизору. Любит этот зверь места тихие, заповедные. Местом проживания бобров всегда были глухие озёра с обилием корма в верховьях Оби, да речка Бобровка.Но времена поменялись, звери стали менее осторожны, более неприхотливы. Видимо тесно становится им на исконных местах обитания. Ареал распространения придвинулся к промышленным центрам. Теперь их не смущает близость человека, не пугает ни круглосуточный шум автотрасс, ни гул снижающихся самолётов.

В дальнем конце озера плотной стеной, шевеля метёлками на ветру, стоят камыши вперемежку с рогозом, издалека заметном по коричневым семянкам, по-местному пуховалки, торчащим как эскимо на палочке. На подступах к ним пожелтевшая осока, играя на ветру длинными прядями, вытянулась словно аккуратно расчёсанная огромным гребнем лошадиная грива. Ровно посередине этой гривы тускло поблёскивая бежит глубокий ручей очерчивая границу небольшого мыска. Лёгкий прыжок через ручей, и я уже обследую этот пологий мыс.

Тихая заводь в форме буквы "V" острым концом своим упирается в берег, поросший ольхой и шиповником. Тоненькие розовые веточки с остатками подвяленных ягод поёживаясь качаются на ветру. У самого берега повалены несколько деревьев верхушками к воде. Крупные ветви как топором срезаны у ствола. Это поработали наши труженики. Аккуратным кружком лежат щепки у свежих пеньков. Обработанные мощными клыками в форме шара, светлыми пятнами куполов выделяются они на фоне сдержанных тонов осеннего пейзажа. Из воды там и сям выглядывают ветки затопленных сучьев, запасённых впрок на долгую зиму. Теперь можно забиться в глубокую нору под берегом в ожидании суровых холодов. Зимовка началась. До встречи весной!

img602.jpg




Весна

+12 в марте, да ещё в Сибири? Ну как тут можно усидеть в городской квартире, любуясь видом из окна, когда в это окно лупит во всю мощь яркое весеннее солнце, а в открытую форточку с рассвета до заката льётся весёлое пение свиристелей да зарянок. Пора и на Природу, подышать вольным воздухом, побродить по знакомым местам, попроведовать старых знакомых.

Сказано-сделано! Сапоги-болотники всегда под рукой, фотоаппарат через плечо и в дорогу. Почитай два года я не был в тех местах, где нечаянно обнаружил присутствие бобров. Всё боялся вспугнуть своим визитом. Вот и знакомое озерко с невысокими берегами, укрытыми толстым слоем влажного снега. Крадучись, стараясь не шуметь как на охоте , приближаюсь к бобровой заводи. В голове одна мысль здесь ли ещё звери, не покинули ли эти места? Лёд покрыт ровным белым покрывалом без следов. Некогда лесистый берег, прилегающий к заводи, выглядел довольно уныло. Основательно поредели заросли ольхи, одни пни торчат как после бурелома. Значит всё это время бобрики жили здесь. Вот только ни свежих погрызов, ни стружки не видать. Видимо в эту зиму перебрались в более кормное место. Будем искать.

Одна сторона озерка граничит с автодорогой. Под ней пролегает труба для сброса вешней воды. А схожу-ка я на ту сторону дороги на разведку, там в овраге много ольхи да зарослей вербы. Не там ли обосновались мои дружки? Из трубы шумным потоком падает вода, которая бросаясь из стороны в сторону, промыла между покатых склонов холмистой местности глубокий овраг. Овраг поросший густой растительностью, вместе с журчащей безымянной речкой, тянется до самой Оби. По склонам ещё лежит толстым слоем, пропитанный влагой, тяжёлый ноздреватый снег. В глубине оврага видны и “недопиленные” стволы ольхи, и свежеобглоданные тонкие ветви вкусной вербы. Кора на ней зелёная как летом – началось сокодвижение. На солнцепёке красуются некоторые из них, усыпанные распушившимися серёжками.

На горизонтальном участке ручья обнаружил небольшую запруду, образовавшую тихий плёс с высокой водой. У левого крутого берега на уровне уреза едва заметен вход в жилище. В прилегающей заводи целый склад запасённого с осени корма. Здесь и завалы крупных ветвей, и торчащие среди них сучья, пеньки и мелкие ветки. Большая часть заготовленного обглодана. У самой кромки ручья обнаруживаю свеженадпиленное крупное дерево, ещё парочка бессонных ночей и дело будет сделано. Праздничное застолье дровосеков из напоенной весенними соками коры обеспечено. По серому снегу среди деревьев заметны старые оплывшие следы босых ног. Сердце радостно бьётся – вот и нашёл ваше новое место жительства.

Привет, привет дружки – я так рад, что вы здесь рядом, не ушли в неизвестные места. Постою беззвучно, полюбуюсь вашей работой, и тихо- тихо удалюсь. Я знаю, что глубоко под берегом сейчас зарождается новая жизнь. Встретимся в мае, приеду ещё попроведовать вас, и может быть посчастливиться увидеть ваше молодое пополнение, плещущееся в родимой заводи. А пока прогуляюсь вдоль оврага по над берегом говорливого ручья, убегающего всё далее к большой реке.

DSC00884.jpg

Лето

В июне крутые склоны лога покрылись коврами из высоких трав, украшенные вкраплениями из желтоголовых цветков “кашки”, да голубоглазых “кукушкиных слёзок''. Бобровая заводь превратилась в небольшое озерко. Обрамленное в изумруд свежей, налившейся соками травы и заботливо укрытое от посторонних глаз под сенью густо покрытых листвой деревьев и кустарников, озерко это со своей живностью, представляло собой отдельный микромир, живущий по своим законам и привычкам. Рядом по трассе бегут и бегут куда-то по своим делам машины, велосипеды и всякая другая техника, а здесь мерно бьётся пульс спокойной и размеренной жизни, заданный самой Природой.

Славно поработали бобрики – строители. Совершеннейшая классическая плотина – результат руко, а точнее “лапотворной” работы удивляет и поражает. Прямые куски сучьев толщиной с руку, аккуратно уложены рядами друг над другом, образуя крепкий крестьянский заплот. Уровень воды поднялся на полметра подтопив крутые берега. Чувствуя приближающийся дождь лягушки басовито квакают хором, их песня разносится по округе. Кажется что время остановило свой нескончаемый бег. Лепота!!!
 
Назад
Сверху Снизу